Эффективное взаимодействие ДОУ с родителями. Новые форма и эффективные решения.
статья
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы, то для родителей наиболее значимо – как “вписывается” и в режим, и в реализацию программы их ребенок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эффективное взаимодействие ДОУ с родителями. Новые форма и эффективные решения. | 591.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективное взаимодействие ДОУ с родителями. Новые форма и эффективные решения.
Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.
В.А. Сухомлинский
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы, то для родителей наиболее значимо – как “вписывается” и в режим, и в реализацию программы их ребенок.
Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.
Традиционные формы сотрудничества с семьями утрачивают свое значение из-за малой их эффективности и недостаточной обратной связи. Об этом свидетельствует и тот факт, что не все родители доверяют уровню профессиональной компетентности воспитателей детского сада, предпочитая находить необходимую информацию в иных источниках (Интернет, СМИ, детские развивающие центры, книги). Недоверие родителей педагогам, воспитывающим их ребенка, напрямую оказывает влияние и на детей: из года в год проблемы в развитии детей остаются всё те же - недостаточный уровень развития речи, самостоятельности, познавательной активности, мотивации к здоровому образу жизни, адекватной самооценки и др.
Поэтому, все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Нетрадиционные формы работы: дни открытых дверей, кружки, КВН, викторины, семейные конкурсы, выставки работ, выпуск газет, сайт ДОУ, экскурсии, оформление групп, благоустройство д/сада, соревнования.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Ведь педагог ДУ – не только воспитатель детей, но и партнёр родителям по их воспитанию.
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребёнка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. По этой причине, мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Думаю, что необходимо разнообразить формы работы с родителями, и использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.
С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.
В работе нашего детского сада мы используем следующие формы организации общения педагогов и родителей:
Анкетирование;
Опросы;
Вопросы-ответы;
Родительская почта;
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Фотовыставки;
Экологические субботники;
Дни добрых дел;
Праздники;
Творческие конкурсы;
Открытые просмотры детской деятельности;
Акции;
Совместные экскурсии;
Эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни:
В нашем детском саду также большое значение уделяется взаимодействию семьи и детского сада. И в данной публикации хочу познакомить вас с работой, которая ведется в этом направлении.
Сегодня я бы хотела поговорить и представить педагогический опыт на тему: «Инновационные формы работы и методы работы с родителями в ДОУ.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие. Несмотря на то, что информацию по воспитанию ребенка современным родителям можно получить сейчас разными путями (это периодические издания, и интернет, и многочисленная популярная литература для родителей), но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи.
В нашем детском саду мы используем такие нетрадиционные формы работы как:
Информационно – аналитические:
Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Форма проведения общения: проведение социологических опросов, анонимное онлайн анкетирование, «Почта для родителей» и др.
В начале года мы выявляем с помощью анкетирования или устного диалога, что хотят родители, как они относятся к детскому саду, готовы ли они сотрудничать с воспитателями, какие темы их более интересуют, с какими проблемами они сталкиваются в вопросе воспитания детей, особенностями их ребенка, далее выстраивается дальнейшая картина в сотрудничестве родителя, воспитателя и ребенка. Мы планируем и подбираем различные мероприятия и беседы как для групповых занятий, так и для индивидуальных.
Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Форма проведения общения: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, конкурсах и других мероприятиях.
После опросов важно наладить общение педагога и родителя, которое должно строиться на доверии, диалоге, партнерстве, но с учетом интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Здесь мы проводим различные совместные досуги. Такой досуг как, «Познай своего ребенка»
Цель:
1. Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.
2. Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке.
3. Формировать умение критично оценивать себя как родителя, свою воспитательскую деятельность.
Благодаря совместной игровой деятельности родители узнают себя и своего ребенка, возможно, с другой стороны. На этом досуге родители должны охарактеризовать себя как родителя ( родитель должен назвать одно положительное и одно отрицательное качество), угадать своего ребенка по голосу (предлагаются варианты звукозаписи голосов детей, как каждый зовет маму или папу), заветную мечту ( порой для многих родителей мечта своего ребенка становится полной неожиданностью), узнать своего ребенка по автопортрету, который нарисовали сами дети, найти своего ребенка по тактильным ощущением (по ладошке). После дети с завязанными глазами пытаются найти свою маму или папу. Также совместные физминутки, которые уже известны детям и именно, дети проводят эти физминутки. Конечно, все заканчивается общим чаепитием.
Также проводятся совместные досуги различного вида:
1. Оздоровительные ( приобщенные к неделе здоровья),
2. Соревновательные ( физподготовка к 23 февраля)
3. КВН для родителей и детей
4. Круглый стол «Традиции семьи» и так далее.
Экскурсии и посещение театров в выходные дни (Жостовская фабрика декоративной росписи, театр ФЭСТ и др.)
Родители участвуют в педагогическом процессе: рассказывают о своей профессии на тематических неделях, проводят мастер классы по изготовлению игрушек на неделе игры и игрушки, но и по желанию делятся своим опытом с детьми на разные темы.
Познавательные:
Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Форма проведения общения: семинары практикумы, педагогическая гостиная , проведение собраний, консультаций, игры с педагогическим содержанием, мастер – классы для родителей от воспитателей и специалистов ДОУ.
Наглядно – информационные, информационно – ознакомительные , информационно – просветительские:
Цель: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Форма проведения общения: информационные проспекты для родителей, организации дней открытый дверей, просмотр открытых занятий и других видов деятельности, выпуск газет, организация мини – библиотек и тд.
В раздевалке в нашей группе висит стенд «Я дома. Я в детском саду.» Стенд разделен горизонтально пополам, в одной части мы (педагоги) вывешиваем фото детей, чем мы с ними занимаемся в саду (занятия, игры, досуги, режимные моменты и др.), а в другой части родители приносят фото с детьми, чем они занимаются дома ( игры, посещение экскурсий, различных мероприятий, совместная работа дома и тд.) Когда учебный год заканчивается все фотографии складываются в фотоальбом, который стоит в раздевалке, все родители и дети могут в любой момент посмотреть небольшую историю нашей группы по годам.
Сейчас век инновационных технологий, компьютеров и всевозможных гаджетов. Еще один из нетрадиционных методов работы в нашей группе – это собственный канал на YouTube. Он называется «Joy tv» (переводится как «радость» – это название нашей группы). На этом канале совместно со специалистами мы выкладываем видеопособия для детей и родителей нашей группы, а также для всех заинтересованных пользователей. Видеосюжеты носят как информационный, так и познавательно – игровой характер. На нем есть и будут представлены такое видео как, игровой самомассаж для детей, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, сказкотерапия для детей (все дети смотрят мультики, а здесь они еще и с пользой для них, да еще от своих воспитателей), всевозможные интересные поделки, консультации для родителей, в общем, все то, чем родители могут заняться с ребенком в свободное время.
Да, конечно, это все сейчас есть в интернете, но вопрос того, смотрят ли это родители, дети, и насколько правильно и грамотно все показано и рассказано. Канал имеет спрос среди родителей и детей. Родителям и детям приятно смотреть на знакомые лица своих воспитателей, которым они доверяют. Этот интернет ресурс доступен, практичен, всем известен, не требует затрат, креативен, легок в использовании, а также интересен для родителей и детей. Существует обратная связь. Родители могут ставить отметку о том, нравится им видео или нет, так же оставляют свои комментарии. В видеосюжетах мы снимаемся сами и снимаются сами детки.
Все мы знаем, что основными направлениями взаимодействия с семьей являются:
1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников. Но и не стоит забывать о человеческих аспектах, поэтому мы как профессионалы своего дела должны находить индивидуальный подход к каждой семье и главное получить доверие от родителей, так как мы находимся, воспитываем и работаем с самым дорогим, что у них есть, это их дети.
Также большое значение уделяем физическому воспитанию наших воспитанников. И также делаем это с удовольствием совместно с родителями
18 мая 2018 года в нашем детском саду, при поддержке Московской областной Федерации городошного спорта, состоялись I соревнования по игре в «Городки» среди воспитанников старшего дошкольного возраста и их родителей!
Всем участникам были вручены медали и памятные дипломы.
13 октября 2018 г. воспитанники МБДОУ №26 «Светлячок» впервые приняли участие в соревнованиях по городошному спорту в городском округе Химки «Золотая осень». Наша команда показала 4 результат среди 19 представленных команд. Мы рады такому достижению и нам есть к чему стремиться в будущем! Наших «Светлячков» наградили памятными медалями и дипломом участника.
23 января 2019 г. в МБДОУ №26 «Светлячок» состоялись соревнования «Бабушка, дедушка и я — городошная семья». Турнир прошёл в дружеской тёплой атмосфере, все участники соревнований получили дипломы и отличное настроение!
14 июня 2019 г. в нашем детском саду состоялся турнир по русской народной игре «Городки» среди воспитанников старшего дошкольного возраста и их мам «Мамочка и я — городошная семья!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная работа педагога, детей и родителей в проекте – одна из форм построения эффективного взаимодействия ДОУ и семьи.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребе...
Эффективное взаимодействие педагога с родителями или как сообщить родителям негативную информацию о ребенке.
Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образов...
Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия педагогов и родителей детей с особыми возможностями здоровья
Использование такой формы взаимодействия с родителями, как родительский клуб, способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и уровень с...
Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....
Педагогическая гостиная, как активная форма эффективного взаимодействия педагогов и родителей
laquo;Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте»....
«Эффективное взаимодействие педагогов с родителями в рамках реализации ФГОС ДОУ: профилактика и решение конфликтных ситуаций»
Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения. Причины конфликтов между педагогом и родителями. Психологические рекомендации, при правильном поведении человека в ...
«Взаимодействие педагогов и родителей детей «группы риска»: эффективные формы совместной работы (из опыта работы).
Взаимодействие с родителями...