Модель внутрифирменного обучения педагогических работников ДОО
статья

Ирина Олеговна Шиманская

Данный материал раскрывает актуальность, основные принципы, цель и задачи внутрифирменной модели повышения квалифкации педагогических работников ДОО. В нем предаствлена система индивидуального сопровождения педагогов, алгоритм обучения, критерии оцкенки сформированности профессионально-личностных компетенций педагогов. Представлены формы, способы, методы и  технологии внутрифирменного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель внутрифирменного  повышения квалификации педагогических работников  «Формула успеха»

Старший воспитатель

Шиманская И.О.

Введение

За прошедшее десятилетие в системе образования   Российской Федерации произошли прогрессивные структурные и функциональные преобразования, основными причинами которых являлись изменения в политическом , социальном, экономическом и культурном пространстве страны. Результатом преобразований стали существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей доступность и качество образования на  всех его этапах,  в том числе и на этапе дошкольного образования, которое получило статус  первого самостоятельного уровня общего образования в соответствии с  вступившем в силу ФЗ  от 29.12.2012 № 273 «Об образовании». Таким образом стандартизация дошкольного  образования приобрела особую  актуальность.  С вступлением в силу ФГОС ДО, который ставит перед  педагогами новые  цели и задачи, направленные на социализацию дошкольника, на содержание образования с учетом его индивидуальных особенностей, запросов и интересов, а так же с вступлением в силу  профессионального  стандарта «Педагог», который предполагает    уход от с устаревшего традиционного подхода педагогов к профессиональной  деятельности и освоению новых компетенций, образовательная практика дошкольного образования нуждается в принципиальных изменениях. Проблема введения образовательного и   профессионального стандарта в работу ДОУ должна быть решена через осуществление качественной подготовки педагогических кадров. Профессия воспитателя детского образовательного учреждения переходит на новый качественный уровень, где важны  такие  личностные  и профессиональные характеристики, которые отражают структуру его профессиональной деятельности: креативность, способность к самообразованию, рефлексии, самоанализу, проектированию образовательной деятельности, компетентность в области использования различных программ, технологий, форм и способов взаимодействия с различными категориями детей, умение мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе развития и воспитания дошкольника.

Возрастающие требования к качеству образования и профессионализму педагога  обусловили приоритетную направленность повышения квалификации педагогов. Как правило, в повышении квалификации педагогов выделяют два направления:

1. Развитие и/или совершенствование профессиональных знаний,  умений и навыков необходимых для профессиональной деятельности  в процессе обучения на рабочем месте (внутрифирменное обучение)

2. Внешние обучение в различных образовательных организациях, реализующих программы дополнительного образования.

Необходимость и актуальность внутрифирменного обучения обусловлена рядом положительных моментов:

- возможность гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию в системе образования

- обучение ориентировано на практические проблемы педагога, позволяет оперативно реагировать на образовательные запросы, предлагает содержание, методы подготовки, учитывающие условия работы

-обучение проводится без отрыва от места работы, что позволяет существенно экономить время работника

 - возможность контроля за ходом обучения  и при необходимости оперативное внесения изменений

- в процессе обучения осуществляется практика, которая позволяет проверить  эффективность полученных новых знаний и навыков

- возможность организации командной работы педагогов ДОУ

-повышение квалификации всего коллектива , а не только отдельных его сотрудников

- небольшие расходы на обучение

- развитие образовательной организации в целом, через внедрение опыта педагогов в общую педагогическую практику

Все это делает внутрифирменное обучение  педагогических работников эффективным дополнением к системной подготовке педагогов по программам повышения квалификации.

Исходя из реалий современной жизни, спроса на оказание качественных образовательных услуг, требований профессиональных стандартов нами были проанализированы  различные модели внутрифирменного обучения, которые были  переработаны и  адаптированы  для педагогических работников нашего  детского сада.

Итак, структура модели представляет взаимосвязь различных ее компонентов, объединенных в три блока:

1 блок «Целевой» - определяет цель, задачи, принципы, подходы к организации обучения, предполагаемые результаты

2 блок «Содержательный»- определяет содержательный компонент обучения, организационно-педагогическое сопровождение обучающихся (состоит из этапов: аналитический, организационный, обобщающий)

3 блок «Оценочный» - определяет критерии, уровни сформированности  профессионально-личностной компетенции педагогов

Давайте рассмотрим более детально все перечисленные направления работы

1 блок «Целевой»

Цель: создание системы методической работы по повышению профессионально-личностных компетенций педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС ДО и  положениями профессионального стандарта

Задачи:

- выявить профессиональные дефициты педагогов, связанные с социально-педагогическими компетенциями

- создать условия для освоения педагогами необходимых профессиональных компетенций на базе ДОУ

- формировать умения педагогов    анализировать и  проектировать собственную траекторию профессионального развития

Основные принципы  и подходы модели внутрифирменного обучения:

Принцип самостоятельности (участие обучаемых во всех этапах учебы: от планирования до подведения итогов, коррекции и рефлексии)

Принцип обратной связи (мониторинг результатов собственного обучения, для своевременного внесения корректив) 

Принцип рефлексивности (постоянное осмысление обучающихся всех основных параметров  обучения, своих действий, собственных изменений)

Принцип индивидуализации  (ориентация на конкретные образовательные потребности, индивидуальные особенности обучающихся)

Принцип инновационности  (постоянное обновление и расширение методического арсенала и его адаптации к конкретным целям, задачам, условиям)

Принцип актуализации (применение на практике полученных теоретических знаний, практических умений и навыков)

Принцип педагогического сопровождения (предполагает не директивную помощь, рекомендательный характер советов, приоритет интересов сопровождаемого)

В модели предполагается следующие подходы

- личностно-деятельностный – способствует личностному продвижению педагога по образовательной траектории развития

- компетентностный -  позволяет соотнести  интересы обучающихся с их возможностями и потребностями

-дидиктический – предполагает традиционную передачу ЗУН

- андрогогический – раскрывающий принципы, способы, закономерности освоения знаний, умений и навыков взрослыми субъектами и особенности руководство данной образовательной деятельности

Результаты организации внутрифирменного обучения:

- освоение педагогами профессионально-личностных компетенций  в соответствии с требованиями ФГОС ДО и  положениями профессиональных стандартов

- активизация личностной позиции педагога

- умение самостоятельно планировать и реализовывать  собственную образовательную траекторию  развития

- умение использовать полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности

- умение транслировать собственный профессиональный опыт в педагогическое сообщество

- умение сотрудничать и работать в группе

- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного  опыта, идей  и  представлений;

-  выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, четко, уверенно;

-аргументировать  свою  точку  зрения  и  учитывать  точки  зрения  других;

-умение анализировать собственную профессиональную деятельность (выявлять затруднения и адекватно оценивать  достижения)

2 блок «Содержательный».

 

Раскрывает содержание деятельности по внутрифирменному повышению квалификации

Реализацию модели внутрифирменного обучения педагогов начинается с  аналитического этапа:

- выявления профессионально - личностных затруднений  и достижений  педагогических работников  в свете современных требований через использование различных способов (собеседование, самоанализ профессиональной деятельности, целевые посещения занятий)

- анализа условий созданных в ДОУ для реализации внутрифирменного обучения  (материально-технические условия, научно-методическое сопровождение)

Затем  определяются  ресурсы, которые могут быть использованы для решения поставленных задач (материально-техническое оснащение, информационно-методическое сопровождение)

Далее при организации  обучения  необходимо  создать  комфортные  условия  для  развития  профессионально‐личностной  компетентности  педагогов:

- социально-психологические условия, направленные на формирование  благоприятного  психологического  климата  в  педагогическом  коллективе,  эффективное  межличностное  и  групповое  взаимодействие  в  профессиональной  среде;                                   -информационно-аналитическиеусловия, способствующие улучшению профессиональной  деятельности  педагога  и  предоставляющие  необходимую  информацию; 

-экспертно-диагностические  условия,  позволяющие  на  основе  проведения  частичной  или полной экспертизы деятельности педагогов  увидеть  и  понять  то,  что  нельзя  просто  измерить  или  вычислить; 

-исследовательско-проектные условия, способствующие развитию у  педагогов функционального навыка исследовательской  работы  как  универсального   способа  освоения  действительности,  способности  к  исследовательскому  типу  мышления, способности активизации личностной  позиции  педагога  на  основе  приобретения  субъективно  новых  знаний; 

- материально-технические условия (оснащенность  современной  техникой,  соблюдение  санитарно‐гигиенических  норм,  применение  эффективных  технологий); 

-мотивационно-развивающие условия включают  обучение   персонала,  методическое  сопровождение,  создание  продуктов  деятельности,  презентацию  (трансляцию)  продуктов  деятельности. 

 

Затем необходимо  определить  формы, способы, методы и технологии внутрифирменного обучения:

 - кейс - метод или  метод ситуационного анализа, который позволяет на примере конкретной проблемной ситуации, самостоятельно ее проанализировать, диагностировать проблему и представить решение  в дискуссии с другими обучаемыми

- метод проигрывания ролей основан на обучающем эффекте совместных действий

- метод проектов, направлен на развитие самостоятельности, творческих, познавательных способностей, умение ориентироваться в информационном пространстве и осваивать способы познания

 Формы работы с педагогическими работниками по внутрифирменному повышению квалификации:

- тематические педагогические советы, на которых решаются не только  текущие задачи образовательного учреждения и происходит обучение педагогических кадров

-  научно-практические лаборатории ( объединение усилий науки и практики для решения актуальных проблем ОУ)

- проектные группы (для проектирования опыта)

- педагогические конференции (глубокое всестороннее изучение и раскрытие темы, при активном участии педагогов, творческий обмен опытом)

-деловая игра

- взаимопосещение занятий

- ярмарка педагогических идей (презентация  профессиональных достижений, трансляция для профессионального сообщества, обмен опытом)

- мастер-класс

- конкурсы педагогических достижений

- семинары-практикумы

- круглый стол

- консультация

- наставничество и т.п.

 В процессе внутрифирменного повышения квалификации успешно используется технология создания «Портфолио педагогического работника» индивидуальной папки, в которой зафиксированы личные и профессиональные достижения педагога в образовательной  деятельности, результаты самообразования, позволяющие оценить уровень профессиональных компетенций. Данная технология включает в себя как прогностическую так и оценочную функции.

Еще одна технология  профессионального развития педагога, которую апробируют в образовательных учреждениях -  «Индивидуальный план профессионального развития» ИППР – это личный, отличающийся характерными признаками путь профессионального развития, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу  позиции субъекта выбора, разработки, реализации личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении научно-методического сопровождения его профессионального развития. Индивидуальная  программа  профессионального  развития  является  одним из  подходов  к  обучению  педагогических кадров.  Она  позволяет  определить  проблемное  поле  педагога,  выявить  наиболее  результативный  опыт  и  показать  авторский  вклад  в  реализацию  общих  целей  и  задач.

Система индивидуального сопровождения педагогов.

 В основе данной системы  лежит распределение педагогов  на группы с учетом стажа педагогической деятельности

Приложение 1

Стаж работы

Характеристика профессиональной деятельности педагога

Психологическое сопровождение

Рекомендуемые формы методической работы

от 1 до5 лет

Адаптация выпускника среднего или высшего учебного заведения к условиям работы в ДО.

-Знает достаточно много, но на практике не всегда может использовать.

-Не уверен, сосредоточен на себе, на своих возможностях.

-Не владеет лично-ориентированными подходами.

Предупредить в процессе адаптации разочарования и разногласия.

-Поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

Наиболее эффективные методы:

Видеотренинги профессионально-педагогического общения.

-Беседы с педагогом-психологом о предстоящей деятельности.

Посещение и анализ деятельности более опытных педагогов.

Индивидуальное консультирование.

Анкетирование и обсуждение результатов

от 5 до 10 лет

Стабилизация профессиональной деятельности, формирование профессиональной позиции.

Совершенствует арсенал методов и приёмов обучения, воспитания, развития и коррекции.

Возрастает  потребность самоутвердиться в глазах коллег.

Помочь педагогу в осмыслении своих ресурсов (позитивных возможностей) и ограничений.

Наметить методы совершенствования профессионального мастерства.

Наиболее эффективные методы:

Тренинги личностного роста.

Индивидуально-консультативная помощь.

Открытый показ и самоанализ.

Семинары – практикумы.

Метод проектов.

Психолого-педагогические тренинги.

Консультации.

Собеседования.

от 10 до 15 лет

«Педагогический кризис», связанный с осознанием противоречия между желанием что-то изменить (методы работы, стиль общения с людьми и др.) и возможностями.

Проявляет большой интерес к деятельностия.

Строит личностно-ориентированное взаимодействие.

-В профессиональной деятельности пользуется стереотипами.

Предотвратить стереотипизацию профессиональной деятельности.

Формировать способность к восприятию нового.

Развивать творческий потенциал.

Наиболее эффективные методы:

Рефлексивные тренинги;

Организация педагогических мастерских; работа в творческих проектных группах

Обобщение собственного опыта.

Выступление на педагогических советах.

Участие в педагогических чтениях.

Разработка практических рекомендаций для коллег.

Работа в про-фессиональных объединениях.

Привлечение к контролю за педпроцессом.

от 15 до 20 лет

Кризис «середины жизни» (предварительных итогов жизни).

Возникает несоответствие между «я-реальным» и «я-потенциальным».

Возможно снижение профессионализма или его расцвет, увлечённость делом.

-Смягчить кризис «середины жизни».

Наиболее эффективные методы:

Коммуникативные тренинги.

Групповые формы организации досуга по интересам

Собеседования.

Обобщение опыта работы.

Подготовка статей,

буклетов.

Наставничество

Работа в                      профессиональных объединениях

от 20 до 25 лет

«Пик» профессиональной деятельности: педагог-мастер.

Высокий уровень профессионально значимых качеств.

Стабильность в социально-экономическом плане.

Презентация достижений педагога.

Наиболее эффективные методы:

Индивидуальное консультирование у педагога-мастера по вопросам проблем развития и воспитания дошкольников.

Организация мастер-классов

Мастер-классы.

Обобщение ППО.

Выступления на педагогических советах.

Участие в педагогических чтениях.

Разработка рекомендаций .

Работа в                          профессиональных объединениях.

 свыше 25 лет

«Синдром педагогического выгорания»:

-Биологическое и профессиональное старение (невосприимчивость к новому), психоэмоцио-нальное перенапряжение

Смягчить «синдром выгорания»

Наиболее эффективные методы:

Поддерживание статуса «ветерана».

«Озвучивание» уникальных моментов педагогической биографии мастера на общих собраниях педагогического коллектива.

Подготовка методической копилки мастера.

Проектирование.

Собеседование.

Алгоритм внутрифирменного обучения педагогов

- индивидуальная  работа  с  различными  источниками  информации;

- организация теоретического  семинара;

- проведение практического  семинара;

-  проведение «круглого  стола».

Это индивидуальная  работа  с  различными  источниками  информации  по  намеченной  проблеме  через  изучение  и  обзор  информации  с  оценкой  собственного  мнения. Проведение теоретического  семинара,  требующего обязательного  участия  в  беседе,  дискуссии,  обобщении  результатов  деятельности. Проведение практического  семинара,  обязательным условием которого является погружение  в  работу  по  выполнению  конкретных  заданий. Участие в «круглом  столе»  с  целью  организации  практического выступления,  творческого  отчета,  методической  разработки,  презентации  «портфолио»  и  обобщении  результатов  работы

 3 блок «Оценочный»

Определяет критерии, уровни сформированности  профессионально-личностной компетенции педагогов

Критерии сформиро-ванности профессиональной компетентности

Показатели сформированности профессиональной компетентности

Методы изучения (оценивания)

Когнитивный

Наличие системы знаний  определенной ФГОС ДО  

Результаты опросов педагогов, самоанализ

Деятельностно- интегративный

Владение навыками и умениями, приобретенными в процессе  освоения программы повышения квалификации и способности применять полученные  знания на практике

Анализ результатов деятельности (открытые мероприятия, презентация портфолио достижений, участие в конкурсах педагогического мастерства  )

Коммуникативно- мотивационный

Сформированность личностных качеств, ценностно-мотивационной сферы, коммуникабельности

Анкетирование, тестирование

Для оценки качественных признаков мы использовали четырехбалльную шкалу, по которой был классифицирован каждый показатель выделенных компонентов критерия, при этом:                                                                                                                                                               - 3 балла выставлялось, если оцениваемый показатель проявляется всегда (постоянно);               - 2 балла выставлялось, если показатель проявляется почти всегда;                                                           - 1 балл - показатель проявляется иногда (редко);                                                                                                                                       - 0 баллов, если показатель отсутствует..

Литература

Внутрифирменное повышение квалификации педагогов ДОО: содержание, формы, результат. Ищенко И.Ю https://nsportal.ru

Внутрифирменное обучение - современная форма повышения квалификации педагогов. IV Международная научно-практическая конференция «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» Россия, г. Новосибирск, 25 января 2011 г. Дубровин В.А

Модель внутрифирменного обучения педагогических работников в общеобразовательной организации. Академический  вестник  Института  педагогического  образования и  образования  взрослых РАО  ст.  Шерайзина Р.М., Медник  Е. А

Профессиональная компетентность и оценка ее сформированности.  Грабчук К.М., Е.В. Филатов https://cyberleninka.ru

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель внутрифирменного обучения как условие реализации ФГОС ДО

В условиях модернизации системы российского образования, ориентирами которой являются доступность, качество, эффективность, происходит смена требований и к дошкольным образовательным организациям. Кач...

"Модель внутрифирменного обучения как условие реализации ФГОС ДО"

В условиях модернизации системы российского образования, ориентирами которой являются доступность, качество, эффективность, происходит смена требований и к дошкольным образовательным организациям. Кач...

«Педагогический проект, как форма внутрифирменного обучения кадров и развития профессионального мастерства педагогов в образовательном учреждении»

Методическая разработка предназначенна для старших воспитателей и заместитетлей заведующего по учебно-воспитательной работе. В материалах представлена модель внутрифирменного обучения педагогических к...

Модель внутрифирменного обучения сотрудников ДОУ

Организация внутрифирменного обучения сотрудников      В современных условия невозможно пользоваться только теми знаниями, которые были получены в высшем или средне- специаль...

модель внутрифирменного обучения

модель внутрифирменного обучения...

Взаимодействие с коллегами (ответственный за организацию обучения педагогических работников)

Взаимодействие с коллегами (ответственный за организацию обучения педагогических работников)...