Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями
статья
В условиях становления системы национальных ценностей особое значение приобретает семья как лучшая естественная среда для человека для воспитания, защиты и развития детей, как важный фактор их социализации.
Практика работы в системе образования показала, что в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос психологической и педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_formy_raboty_dou_i_roditeley_doklad.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные формы работы
по взаимодействию ДОУ с родителями
(из опыта работы)
Командин Е.Н.,
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
МБДОУ детский сад № 24 «Звездочка»
г. Пятигорск
От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А. Сухомлинский
В условиях становления системы национальных ценностей особое значение приобретает семья как лучшая естественная среда для человека для воспитания, защиты и развития детей, как важный фактор их социализации.
Сегодня семья как социальный институт переживает острый кризис, причинами которого являются как внешние противоречия (между обществом и семьей), так и внутрисемейные противоречия, которые приводят к увеличению количества неблагополучных детей, разводам, что, естественно, не способствует успешному воспитанию и развитию детей.
Я считаю, что воспитание как целенаправленная деятельность зависит от целого ряда обстоятельств:
- соответствие воспитания требованиям общества;
- характер семейных отношений;
- опыт социального общения родителей;
- семейные традиции;
- педагогическая культура родителей.
Педагогическая культура, по моему мнению, дает возможность осуществлять воспитательный процесс более целенаправленно и организованно, в какой-то мере снижает элементы стихийности в семейном воспитании.
«Каждой семье – педагогическую культуру» - этот девиз ставится в последние годы определяющим в организации пропаганды психолого-педагогических знаний среди населения. Минимум психологических и педагогических знаний, имеющийся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать психолого-педагогическую культуру каждого родителя.
Практика работы в системе образования показала, что в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос психологической и педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система психолого-педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и психолого-педагогическую компетенцию каждой семьи. Детский сад и семья могут создать единое пространство развития ребенка, но только в гармоничном дополнении друг друга.
Взаимодействие ДОУ с родителями позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.
Сегодня существует большое разнообразие традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников.
Я считаю, одной из эффективных форм работы по взаимодействию с родителями является создание в ДОУ психологического клуба для родителей.
Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения.
Хочется поделиться опытом и результатами работы психологического клуба для родителей «Воспитываем вместе», созданным на базе МБДОУ детский сад № 24 «Звездочка» города Пятигорска.
Цель работы клуба: формирование у родителей педагогической компетентности через расширение круга их психолого-педагогических знаний и преставлений.
Задачи работы:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство и оказание необходимой практической помощи семье в воспитании детей.
- Активизация психологического самообразования родителей и обогащение их воспитательных умений.
- Планомерное, активное распространение психологических знаний среди родителей.
Лектории, родительские университеты, «круглые столы», конференции и многие другие постоянные и разовые формы педагогического просвещения, используемые в работе клуба, помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ними, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные ситуации.
Заседания клуба проводятся 1 раз в квартал с родителями каждого возрастного периода: младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст. Мною разработана тематика заседаний клуба на три учебных года.
На заседаниях клуба я стараюсь убедить родителей в том, что от их деятельности во многом зависит создание того педагогически целесообразного комплекса условий, которые играют решающую роль в формировании и развитии личности, изменении в воспитательных целях микросреды ребенка. Она, что не менее важно, активизирует и процесс воспитания самого воспитателя. Всякая недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к самотеку и стихийности формирования личности ребенка.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (педагог-психолог, воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, музыкальный работник, специалисты по дополнительному образованию, родители) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Привлекая родителей к совместному воспитанию детей, я был в поиске новых эффективных форм работы с семьей, которые дали бы возможность побудить интерес к жизни детей в детском саду, активизировать участие родителей в воспитании детей.
На заседаниях клуба родители получают возможность обсудить проблемные ситуации, возникающие в процессе воспитания детей. При этом приобретают ценный опыт для своей семьи, где огромное влияние на взаимоотношения ребенка и взрослого оказывает формирование новых, положительных, установок детско-родительских отношений.
В психологии существует постулат: в каждом человеке живет дитя с его естественными желаниями, родитель со знанием норм и правил и взрослый, который может найти «золотую середину» между этими двумя полюсами. Если верить психологии, то «родитель» в каждом из нас должен знать, в том числе, и как правильно и в соответствии с какими нормами воспитывать собственного ребенка. Так ли это? Ведь профессия родителя едва ли не единственная, которой никто не учит. Азы профессии и секреты мастерства здесь постигаются на практике. Достаточно ли корректно это выглядит, когда «материалом» для профессионального становления родителей служит его собственный ребенок? Проведя небольшое исследование среди родителей детского сада, я получил интересные данные: - большинство родителей не видят связи между собственным знанием возрастной психологии, законов общения и проблемами в воспитании ребенка, - далеко не все родители готовы принимать помощь в воспитании только от воспитателя, они хотят общаться со специалистами, занимающимися глубоким изучением той или иной проблемы, - родители готовы не только слушать лекции, а и участвовать в тренингах, деловых играх, обмениваться опытом воспитания, - есть среди родителей те, кто может поделиться опытом создания крепкой и дружной семьи, развитием способностей ребенка, но очень мало кто знает, как готовить ребенка к выполнению им различных социальных ролей в будущем.
Вся работа ведется в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями – это беседы, консультации психолога и педагога, online-консультации на личном сайте и через электронную почту детского сада.
Более подробно и полно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки, которые оформлены в каждой группе детского сада. Обычно в них подбирается тематический материал с практическими рекомендациями, который систематически пополняется.
Общаясь с родителями индивидуально, я получаю возможность установить с ними отношения на взаимном уважении, наметить пути дальнейшей помощи семье, дать родителям конкретные рекомендации по воспитанию ребенка.
Для коллектива родителей организуются общие консультации, общие и групповые родительские собрания, конференции, выставки, лекции, диспуты, круглые столы, семинары, практические занятия с элементами тренинга, тренинги и т.д. Кроме этого, для родителей оформляются тематические стенды, папки-передвижки, видеопрезентации и т.д.
Таким образом, проводимая мною работа с родителями по повышению педагогической культуры проводится так, чтобы у каждого родителя была возможность ознакомиться, принять участие в просветительской работе.
Исходя из плана работы, тематического планирования работы клуба для родителей, а также индивидуальных бесед и консультаций с родителями, я подбираю материал в ношу необходимую корректировку в работу клуба.
Тщательная подготовка к каждому заседанию клуба, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.
Критериями эффективности работы клуба, на мой взгляд, являются:
- Высокая посещаемость родителями всех планируемых занятий.
- Использование родителями предложенных материалов в работе с детьми.
- Положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.
С целью изучения уровня родительской мотивации в плане сотрудничества с дошкольным учреждением мною проведено анкетирование родителей воспитанников младшего и старшего дошкольного возраста. При проведении исследования были изучены следующие вопросы:
- адекватность оценки состояния своего ребенка;
- готовность к полноценному сотрудничеству;
- степень инициативы в плане сотрудничества с ДОУ;
- продуктивность использования рекомендаций.
Разная степень готовности к сотрудничеству с дошкольным учреждением соответственно определяет различные уровни родительской мотивации.
Результаты изучения уровня родительской мотивации в плане готовности к сотрудничеству с ДОУ представлены на слайде.
Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками в деле воспитания ребенка, а также создана атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения.
В 2011 году программа работы психологическая клуба для родителей «Воспитываем вместе» заняла 1-е место во Втором Всероссийском открытом конкурсе авторских программ, учебно-методических материалов и виртуальных ресурсов по повышению родительской компетентности, который проводился Министерством образования и науки РФ при поддержке Федерального института Развития образования в г. Москве.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получиться.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ"
В дошкольном учреждении педагогический совет является высшим органом руководства всем образовательным процессом, который решает конкретные проблемы ДОУ. Это одна из важнейших форм методической работы ...
Презентайция к педсовету "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса- поиск действенных путей сотрудничества, в равно...
"Инновационные формы работы педагога-психолога с родителями и педагогами в рамках внедрения ФГОС"
В настоящее время взаимодействие с семьями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений....
Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ
Межрегиональный семинар-практикум «Инновационные формы работы по формированию партнерских взаимоотношений с родителями», проводимый в МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 1», г. Альметьевск, выступление и презе...
"Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ"
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенк...
Авторская программа по работе с родителями «Инновационные формы организации взаимодействия с семьей в дошкольном возрасте»
Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение в образовательный процесс детского сада....