Мотивация педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников
статья
В данной статье мы рассмотрим основные понятия «мотивация», «взаимодействие». Далее более подробно раскрыт вопрос взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников и мотивация педагогов к взаимодействию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_pedagogov_doo_v_voprosah_vzaimodeystviya_s_semyami_vospitannikov.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГОВ В ВОПРОСАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО
Самойлова Елена Викторовна, старший воспитатель
МБДОУ Детский сад № 178 «Россияночка» г.Архангельска
В данной статье мы рассмотрим основные понятия «мотивация», «взаимодействие». Далее более подробно раскроем вопрос взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников и мотивация педагогов к взаимодействию.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Большинство ученых характеризуют взаимодействие как механизм межличностной связи участников педагогического процесса, другие исследователи акцентируют внимание на социальном характере связи индивида и сообщества (ближайшего и дальнего окружения) [2].
Взаимодействие – представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции с помощью общения [1].
Мотивация - то динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность [6].
Более подробно рассмотрим взаимодействие педагогов ДОО с семьями воспитанников и мотивация педагогов к этому взаимодействию.
Новый уровень дошкольного образования задается Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013). В вопросах взаимодействия ДОО с семьей ФГОС ДО пропагандирует «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей, педагогических работников и детей», «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Поэтому от любого дошкольного учреждения требуется приложить усилия для детальной проработки этого звена в образовательном процессе. Это предполагает разработку модели эффективных партнерских взаимоотношений семьи и ДОО [1]. Возможности семьи в воспитании ребенка в настоящее время неограниченны, т.к. родители лучше знают своего ребенка, учитывают его индивидуальные особенности, могут подстраиваться под индивидуальный режим и т.д. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. В ходе реализации основной образовательной программы сталкиваемся со следующими трудностями во взаимоотношениях с семьями воспитанников:
– недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;
– стремление большинства родителей к тому, чтобы «откупиться» подарками от личного общения с ребенком;
– отсутствие у родителей навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни и всего того, что связано с его пребыванием в детском саду;
Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Таким образом, многие дошкольные учреждения сталкиваются с одной проблемой – низкий уровень участия родителей в жизни ребенка в детском саду, низкая заинтересованность к совместной с педагогами ДОО работе по воспитанию и развитию своих детей [1].
Фундаментальными мотивационными механизмами являются по В.К. Вильнасу – эмоциональное переключение, подражание и эмоциональное заражение; механизм сдвига мотива на цель, механизмы формирования произвольного поведения [3].
Как же повысить мотивацию родителей к участию в образовательном процессе?
Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий. Новый тип общения, взаимодействие детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.
Но, несомненно, для организации согласованного эффективного взаимодействия педагогов ДОО с родителями необходимо иметь мотивацию с обеих сторон. Инициативу в сторону сотрудничества чаще всего приходится проявлять педагогу, как профессионалу своей деятельности. Именно тут педагогам может потребоваться помощь специалистов. Имея знания по грамотному построению процесса взаимодействия с родителями, обладая навыками эффективной коммуникации и убеждения, педагогу легче будет выстроить отношения с родительским коллективом и привлечь родителей к сотрудничеству [4].
Показателями эффективности взаимодействия ДОО и семьи можно считать:
1) Проявление стойкого интереса большинства родителей воспитанников к педагогическому процессу ДОО.
2) Повышение активности родителей на уровне не только общения с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятиях, других видах деятельности ДОО.
3) Увеличение количества посещений родителями педагогических мероприятий просветительского характера.
4) Возникновение конструктивных дискуссий между участниками педагогического процесса.
5) Увеличение количества вопросов родителей к педагогам и усложнение их содержания.
6) Повышение авторитета педагога и других работников ДОО, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями.
7) Снижение количества претензий и агрессивности родителей и педагогов по отношению друг к другу и, как следствие, снижение количества спорных, конфликтных ситуаций.
8) Солидарность и оптимизм родителей; ощущение ими своей ответственности, взаимопонимания, защищенности, через осознание действенной помощи педагога в решении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребенка [8].
Важно отметить, что интерес и активность родителей воспитанников к совместной деятельности возник не случайно, его мотивировали педагоги ДОО. Особую роль в этом, сыграли воспитатели, имеющие большой педагогический стаж и опыт работы с дошкольниками, которые создали прочный фундамент работы с родителями, основанный на доброжелательном общении; индивидуальном подходе; создании, атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
Таким образом, совместная работа педагогов с родителями воспитанников, реализуемая через разнообразные формы, в процессе которой родители имеют возможность взаимодействовать со своими детьми, чувствовать детей своими партнёрами, воспитывать их на личном примере, видеть возможности своих детей, расширять и совершенствовать свои педагогические возможности помогла создать в детском саду атмосферу творческого общения, общности интересов, взаимопонимания, поддержки, а также опору для эффективного взаимодействия.
На сегодняшний день задача детского сада - родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Для этого нужно активно использовать инновационный компетентностный подход к работе с родителями. Для этого необходимо изучать с педагогами педагогическую литературу по инновационной деятельности как старые формы работы с родителями можно превратить в инновационные и эффективные; рассматривать формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, информационные и практические формы для просвещения родителей, а также важные условия эффективности этой работы [7].
По данной проблеме воспитателям необходима методическая помощь, например - консультация «Работа с родителями - нетрадиционные подходы», семинар-практикум «Взаимодействие с родителями в свете новых подходов», где можно научить составлять проект нетрадиционных встреч с родителями используя инновационные формы взаимодействия, применение современных технологий в работе с родителями. Провести педсовет на тему «Работа педагогического коллектива с родителями» (нетрадиционные подходы), с приглашение родителей из состава родительского комитета и др. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка необходимо начинать работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, можем проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Современные технологии способствуют обогащению природных основ детско-родительских взаимосвязей и более гармоничному воспитанию детей в семье. Принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования является создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации [7].
На примере опыта дошкольных образовательных организаций можно отметить, что в организациях учтено мнение родительской общественности и совместно с администрацией ДОО разработано «Положение о взаимодействии с семьями воспитанников», в котором такие разделы как: общие положения; основные направления и задачи работы; новая система взаимодействия ДОО с семьей; основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей; функции работы ДОО с семьей; новые формы взаимодействия с семьей; способы повышения авторитета воспитателя; критерии оценки эффективности работы ДОО с семьей [5].
На основании данного примера можно сделать вывод, что в данном учреждении высокая мотивация педагогов и родителей, ведется огромная работа по взаимодействия ДОО и семьями воспитанников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Грига И.А. Организация сотрудничества с семьей в условиях внедрения ФГОС ДО. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://open-lesson.net (дата обращения: 24.01.2017)
2 Ежова М.В. Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota (дата обращения: 24.01.2017
3 Маракушина И.Г. Педагогическая психология. Изд-во: ООО «КИРА», 2012. – 237 с
4 Морозова А.С. Развитие мотивации в педагогическом коллективе ДОУ по взаимодействию с родителями / науч. рук. И.Г. Маракушина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 2 (9). – С. 153-155.
5 Положение о взаимодействии с семьями воспитанников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://madou4.edumsko.ru/documents (дата обращения: 24.01.2017)
6 Психология человека. Мотивация деятельности человека. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://4brain.ru/psy/psihologija-motivacii.php (дата обращения: 24.01.2017)
7 Солодская О.С. Инновационные формы взаимодействия с семьёй. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/cons/10373-innovatsionnye (дата обращения: 24.01.2017)
8 Татаринова Е.С. Обеспечение эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/cons (дата обращения: 24.01.2017)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания».
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно ...
Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников.
Формы и методы обогащения педагогического опыта родителей в условиях дошкольного учреждения....
«Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»
Одной из главных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого качества образования. Наиболее значимым признаком качества дошкольного образования считается удовл...
Мастер-класс для воспитателей «Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников»
Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс для воспитателей...
Методическое сопровождение педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников
Опыт работы по реализации модели методического сопровождения педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в детском с...
Конспект мастер - класс для воспитателей на тему: "Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников"
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...
Выступление на педагогическом совете "Создание мотивации к физическому совершенствованию во взаимодействии с семьями воспитанников у детей старшего дошкольного возраста".
Материал подготовлен для педагогов дошкольных учреждений....