Аттестация педагогических работников в ДОУ
консультация
Доклад содержит основные этапы подготовки и проведения аттестации педагогических работников в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_pedsovetu_attestatsiya_ped.rabotnikov.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сегодня в разных сферах деятельности широко применяются различные процедуры аттестации сотрудников, используются рейтинговые принципы учета персональных достижений. Все эти действия направлены на повышение качества деятельности, адекватной решаемым задачам. Это один из важнейших инструментов развития, а не просто автономный акт оценки. В сфере образования тенденция применения аттестационных процедур к педагогическим работникам обозначилась достаточно давно, но в последние годы она стала складываться в новую систему в контексте перманентных процессов модернизации образования. Актуальность проблемы совершенствования системы государственной аттестации педагогических и руководящих кадров обусловлена, с одной стороны, необходимостью повышения качества подготовки выпускников общеобразовательных школ в условиях глобализации и интеграции национальных экономик, с другой — потребностью обеспечения инновационных процессов в общеобразовательных учреждениях в условиях создания единого образовательного пространства.
Усовершенствованная технология аттестации отражает механизм, в котором с помощью экспертов в исследовательскую работу различного уровня и характера включено большинство педагогов и учреждений. Эта модель аттестации поможет: создать благоприятную рабочую обстановку, атмосферу заинтересованного внимания к достижениям каждого; выявить профессиональную компетентность педагогов, сделать уровень профессионализма каждого педагога проявленным для самого себя и окружающих; наметить перспективы профессионального роста педагогов. Такая технология содержит в себе перспективы принципиально новой в аттестации психологической составляющей, которая должна помочь не только измерять и оценивать, но и прогнозировать, проектировать, формировать и мотивировать педагогическую деятельность.
Система аттестации является механизмом мобилизации внутренних ресурсов образования; оптимизации организационных форм, экономических и управленческих механизмов; использования разнообразных форм обеспечения обновления профессионального образования. Новая модель аттестации предполагает наращивание и эффективное использование информационных, технологических, научных, организационных ресурсов; развитие системы социального партнерства в сфере образования.
Новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений вступил в действие с 1 января 2011 г. в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 24. 03. 2010 № 209.
Цели новой системы аттестации педагогических работников: стимулирование повышения качества образования через обеспечение карьерного роста педагогов, работающих более результативно.
Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Условия достижения цели аттестации педагогических работников:
• основанием аттестации должна быть, прежде всего, реальная результативность работы педагога, понимаемая в соответствии с современными представлениями о качестве образования;
• результаты аттестации должны существенным образом сказываться на определении базовой части оплаты труда учителя (то есть «разрыв» в заработной плате между отдельными категориями должен быть значительным). Это означает, что «предметом» аттестации должна быть способность педагога обеспечивать определенный, качественно заданный уровень результативности, и этот уровень должен быть «прописан» через характеристики достижений детей и «педагогических условий»;
• чтобы аттестация педагогов стала более объективной, чувствительной к качеству образования и его новым параметрам, процедура ее проведения должна стать открытой и прозрачной, в частности за счет возможности участия общественности и независимых экспертов. Анализ существующего опыта в области модернизации аттестации педагогических кадров показывает, что основная проблематика может быть сформулирована таким образом: как одновременно сделать эту процедуру как можно более объективированной и прозрачной (то есть формализовать работу экспертов), и в то же время — открытой к инновационным формам педагогической деятельности, во-первых. Во-вторых, как обеспечить эту процедуру соответствующим научно-методическим и практическим сопровождением, дающим возможность педагогу включиться в процесс непрерывного профессионального развития, в необходимые формы повышения квалификации, а затем и аттестации.
Это особенно важно учитывать, так как поиск новых форм аттестации задается двумя векторами:
• Новые формы аттестации должны быть способными учесть весь спектр деятельностей и достижений педагогов.
• Новые формы аттестации должны моделировать существенные стороны профессиональной деятельности педагога.
Наиболее релевантными представляются две формы аттестации: сбор профессионального портфолио педагога и защита профессионального проекта. При этом портфолио должно быть обязательной частью аттестации, а защита профессионального проекта может вводиться для перехода к высшей категории и подтверждения высшей категории, а также для перехода к категории.
Педагоги должны быть готовы к представлению портфолио профессиональной деятельности педагогического работника. Известно, что портфолио представляет собой способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный отрезок времени. Портфолио в одно и то же время должно ориентироваться на формализуемые показатели, позволяющие сопоставлять достижения педагогов, и носить открытый характер, т. е. быть чувствительным к появлению инновационных видов профессиональной активности. Основная цель портфолио — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника.
Аттестация педагогических работников сегодня — это не столько формальная процедура, сколько составляющая самооценки профессиональных достижений, самоанализа педагогических проблем и задач, решение которых осуществлялось в межаттестационный период. Можно говорить об аттестации как о комплексном, непрерывном и индивидуальном процессе оценки деятельности педагога, руководителя,подчеркивая, что предметом такой оценки должны стать главным образом достижения педагогов и учреждения. В процессе аттестации главная задача диагностики деятельности педагога состоит не в том, чтобы дать ему экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать его к осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Более того, нельзя забывать, что успешный педагог всегда ориентирован на самоанализ и самодиагностику. Только от желаний самого педагога зависит процесс его самопознания, самосовершенствования и самоактуализации.
И если мы говорим об аттестации, то, прежде всего, необходимо, чтобы она из многообразия форм отчетности приобретала черты эффективного педагогического механизма развития личности, ее самореализации в комфортных условиях. Встают вопросы: как создать условия для того, чтобы учитель сам захотел измениться? Как организовать аттестацию, чтобы она стала инструментом саморазвития? Как будет выглядеть механизм оказания учителю психологической помощи, исходя из того, что ее содержанием должна быть коррекция его собственной активности в сторону этого развития?
Одна из основных целей аттестации состоит в постепенном формировании у аттестуемых внутренней готовности к осознанности и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Таким образом, результаты аттестации должны быть личностно значимы для педагога. Он должен испытывать потребность в том, чтобы его оценивали в соответствии с принятыми критериями, и доверять этим критериям. Кроме этого он должен ориентироваться в существующих системах оценок и быть знаком с организационной стороной аттестации. В ходе аттестационного процесса педагог получает положительный опыт самореализации в рамках деятельности («ситуация успеха»). Постоянно осуществляется самооценка, которая входит в структуру аттестационного процесса.
Эта самооценка многоаспектная, т. е. одновременно является результативной — педагог самостоятельно на протяжении определенного периода фиксирует, отмечает количественные показатели; аналитической — педагог анализирует собственные успехи и неудачи, оценивает субъективный уровень сложности образовательного процесса, называет причины возникающих трудностей. Кроме этого он может оценивать эффективность своей работы за определенный период; рефлексивной — предметом оценки выступают собственные чувства и эмоции педагога, которые он испытывает по отношению к образовательному процессу в целом; прогностической — учитель способен наметить перспективы своих достижений.
Аттестация педагогических работников образовательных учреждений должна способствовать: развитию профессиональной культуры; ориентации педагогических кадров на освоение современных психолого-педагогических, информационных технологий; апробации современных образовательных моделей; инициации и реализации профессиональноличностного потенциала работников системы образования; повышению уровня и качества образования в системе образовательных учреждений.
При этом необходима связь аттестации с комфортностью образовательной среды. Под комфортностью следует понимать атмосферу спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать каждый педагог, оказавшийся в ситуации оценки и контроля.
В настоящее время пересматриваются и психологические принципы организации аттестации. Аттестационная процедура большинством педагогов часто воспринимается как стрессовая, что находит свое отражение в отношении к аттестации. Чтобы избежать стресса, необходимо заранее начать подготовку к аттестации. Состояние готовности включает в себя несколько компонентов: интеллектуальный — понимание обязанностей, задач, знание средств, необходимых для достижения актуальных целей, и прогноз ее успешности; эмоциональный — уверенность в успехе, чувство ответственности; мотивационный — интерес, стремление успешно выполнить поставленную задачу; волевой — мобилизация сил, сосредоточенность на мероприятии, преодоление сомнений.
Между тем в предаттестационной деятельности формирование готовности к самому факту аттестации осложняется тем, что разные компоненты состояния готовности могут иметь противоположную направленность. Так, между интеллектуальным и эмоциональным компонентами могут возникнуть дисгармоничные отношения.
Итак, аттестация осложняется определенными трудностями и проблемами, среди которых можно выделить следующие: неумение анализировать все компоненты своей педагогической деятельности; неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психические барьеры; недостаточное понимание как своих индивидуально-психологических особенностей, так и особенностей воспитанников и неумение их учитывать.
В силу этого одной из самых важных задач аттестации должна стать профилактика и снятие стрессового состояния аттестуемых. Эксперт, используя свою психологическую компетенцию, должен разобраться в состоянии педагога и сделать соответствующие выводы при отборе средств и методов работы с ним.
Диагностика уровня профессиональной компетентности работника важна и нужна не как самоцель, а как средство выявления уровня профессионализма всего коллектива образовательного учреждения, его педагогического потенциала, возможностей коллектива в реализации выдвинутых целей развития учреждения.
Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности педагога к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.
Формирование у педагога готовности к выявлению реально существующих затруднений возможно при наличии специально организованной в этом направлении работы по психологическому и методическому сопровождению его профессиональной деятельности.
Процесс осознания педагогом самого себя как профессионала базируется на самопознании, и осуществляется путем самоконтроля, самодиагностики, осмысления затруднений и самооценки. Именно эти составляющие выделяются как компоненты, способствующие развитию способности учителя к самоанализу. Развитие способности к самоанализу профессиональной деятельности можно рассматривать как сложный многофакторный аналитический процесс изучения учителем своего педагогического опыта, основанного на самоконтроле, самодиагностике, осознании затруднений и оценивании дальнейших перспектив самосовершенствования.
Значение самоанализа педагогической деятельности повышается также в связи с тем, что в настоящее время актуальность приобретает идея выбора содержания и форм методической работы на основе образовательных запросов.
Порядок проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, проработавших в занимаемой должности не менее двух лет и не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).
Этапы проведения аттестации:
1. Подготовка представления на аттестуемого педагогического работника работодателем (руководителем образовательного учреждения), включающего всестороннюю и объективную оценку: · профессиональных, деловых качеств педагогического работника; · результатов профессиональной деятельности; · информацию о прохождении курсов повышения квалификации; · сведения о результатах предыдущих аттестаций. Ознакомление педагогического работника с подготовленным представлением под роспись не менее чем за месяц до дня аттестации. Представление руководителя в аттестационную комиссию по желанию аттестуемого педагога может быть дополнено сведениями, характеризующими его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации с даты поступления на работу). В случае несогласия с представлением руководителя педагог может подать в аттестационную комиссию альтернативное заявление с соответствующим обоснованием.
2. Письменное информирование работодателем педагогического работника, подлежащего аттестации, о дате и месте проведения квалификационного испытания не позднее, чем за месяц до ее начала.
3. Проведение письменного квалификационного испытания
4. Подготовка заключения экспертной комиссией по итогам выполнения заданий, включенных в квалификационное испытание.
5. Принятие решения о соответствии занимаемой должности аттестационной комиссией, включающей в том числе представителей профсоюзной организации. Комиссия принимает одно из следующих решений: · соответствует занимаемой должности (указывается должность работника) · не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника). Аттестационная комиссия в случае необходимости заносит в аттестационный лист педагогического работника рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.
6. Утверждение решения аттестационной комиссии распорядительным актом органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования.
7. Направление аттестационного листа и выписки из распорядительного акта органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования, работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссией для ознакомления с ним работника под роспись в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Аттестационный лист и выписки из распорядительного акта органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования, хранятся в личном деле педагогического работника.
8. Представление информации в аттестационную комиссию работодателем о выполнении рекомендаций, указанных в аттестационном листе при их наличии.
Определение уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям
Определение уровня квалификации педагогических работников для установления его соответствия требованиям первой и высшей квалификационных категорий – процедура, включающая несколько последовательных этапов:
1. Предварительный этап На данном этапе происходит подготовка и подача заявления от педагогического работника, содержащего обоснование решения об аттестации на соответствующую квалификационную категорию (первую или высшую). Педагогические работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории Важность предварительного этапа заключается в том, что успешность всей аттестации в значительной мере зависит от аргументированности заявки аттестовать на ту или иную квалификационную категорию. На этом этапе педагог имеет право получить консультацию, пройти курсы повышения квалификации, получить рекомендации по самоподготовке.
2. Проведение экспертной оценки (самооценки) педагогической деятельности Проведение экспертной оценки профессиональной деятельности педагога является важнейшим целевым ориентиром и основанием для оценки уровня квалификации педагога согласно принятого Порядка аттестации педагогических работников. Экспертная оценка профессиональной деятельности педагога позволяет определить уровень квалификации педагога на основе анализа ключевых педагогических компетенций. При проведении оценки профессиональной деятельности эксперты учитывают также результаты самооценки аттестующегося педагога. 3. Принятие решения о соответствии требованиям первой (высшей) квалификационных категорий Принятое решение о соответствии имеющегося уровня квалификации требованиям первой или высшей квалификационных категорий оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педагогического работника. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: а) уровень квалификации педагога соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории; б) уровень квалификации педагога не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории. Аттестационная комиссия в случае необходимости заносит в
аттестационный лист рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации. Орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования, утверждает решение аттестационной комиссии своим распорядительным актом.
Требования к квалификационным категориям
Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: - владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; - вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; - имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: - имеют установленную первую квалификационную категорию; - владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; - имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; - вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области
3. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: имеют установленную первую квалификационную категорию; владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Документальное сопровождение аттестации педагогических работников ДОУ
Рекомендации по документальному сопровождению аттестации педагогов ДОУ...
Рекомендации по оформлению портфолио к аттестации педагогических работников детского сада
Рекомендации по оформлению портфолио Портфолио оформляется в картонном скоросшивателе (без файлов).Информация об аттестуемом оформляется на титульном листе скоросшивателя в печатном виде. в...
Аттестация педагогических работников.
В презентации представлена информация о нормативно- правовой базе, формах и требованиях прохождения аттестации педагогических работников....
Программа управленческой деятельности по аттестации педагогических работников.
В данном материале предаставлена разработанная программа управленческой деятельности ДОУ по аттестации педагогических работников....
Аттестация педагогических работников
Помощь старшим воспитателям...
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ РАЗЪЯНЕНИЯ К НОВОМУ ПОРЯДКУАТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при пров...
Консультация для воспитателей ДОУ «Процедура аттестации педагогических работников ДОУ. Новое в процедуре аттестации»
Сегодня в разных сферах деятельности широко применяются различные процедуры аттестации сотрудников, используются рейтинговые принципы учета персональных достижений. Все эти действия направлены на...