Аналитическая справка
материал (старшая группа)
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka_ya.docx | 99.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Аналитическая справка
о результатах личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе
(2016-2017; 2017-2018 уч. год)
Санкт-Петербург
Цель: изучение условий (РППС) для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, формирования творческой, всесторонне развитой личности ребенка в процессе реализации ФГОС ДО.
Дата проведения анализа: сентябрь 2016; сентябрь 2017.
Характеристика средней группы за 2016-2017 учебный год
возраст детей | особенности здоровья детей | группа здоровья | гендерные особенности | всего детей в группе |
4-5 лет | 3 ребенка - аллергики 2 – часто болеющие | I – 6 чел. II – 20 чел. III – 0 чел. IV - 0 чел. | Мальчики – 14 Девочки - 12 | 26 человек |
Характеристика старшей группы за 2017-2018 учебный год:
возраст детей | особенности здоровья детей | группа здоровья | гендерные особенности | всего детей в группе |
5-6 лет | 2 ребенка - аллергики 1 – часто болеющий | I – 6 чел. II – 20 чел. III – 0 чел. IV - 0 чел. | Мальчики – 12 Девочки - 14 | 26 человек |
Для охраны жизни и здоровья детей, их всестороннего развития созданы определенные условия:
- помещение группы, разделённое на зоны,
- есть отдельная спальня;
- участок для прогулки.
Основной реализуемой программой ГБДОУ является Образовательная программа дошкольного образования (ОП ДО) ГБДОУ д/с 2. ОП ДО разработана на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования - одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
Группы общеразвивающие. Шесть детей среднего и четыре ребёнка старшего возраста с задержкой речевого развития, которым требуется помощь логопеда.
Критерии развивающей предметно-пространственной среды
- Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе
Все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, правилам пожарной безопасности. Предметы, материалы, наполняющие помещение группы, имеют необходимые сертификационные документы, свидетельствующие о безопасности для физического здоровья детей, Сертификаты соответствия и Гигиенические сертификаты.
Помещение хорошо и равномерно освещается. Уровни естественного и искусственного освещения соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению зданий. Учебная зона расположена таким образом, что свет на рабочие столы попадает с левой стороны. Помещение группы в цветовой гамме имеет эстетичное и эмоциональное радостное, позитивное воздействие на детей. Стены покрашены персиковым цветом, мебель не выделяется на ее фоне. Помещение украшено детскими работами, поделками из природного материала.
Оборудование помещений соответствует возрасту детей. Столы и стулья промаркированы согласно таблице СанПиНа (средняя группа № 0, 1, старшая № 1, 2). Расположение мебели, игрового оборудования позволяет детям свободно перемещаться в пространстве. Мебель закреплена к стенам. Интерактивная доска находится на уровне глаз детей.
Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с гендерными особенностями воспитанников. Обеспечена частичная изоляция мальчиков и девочек в спальне и туалетной комнате. Мальчики и девочки обеспечены равноценными по значению игрушками, сведениями, информацией. Созданная среда предоставляет возможности мальчикам и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Включены в игровые материалы для девочек: предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, бусы, банты, сумочки и т.п. Для мальчиков детали военной формы, предметы обмундирования, вооружения рыцарей, русских богатырей, различные технические игрушки и т.п. Игры девочек проходят в ограниченном пространстве, а мальчикам требуется практически вся территория группы. Привлекает детей к совместным играм, старается сдружить детей в разных видах деятельности. Например, играя в сюжетно-ролевую игру «Строительство города» с подъездными ж/д путями, автодорогами – мальчики выполняют тяжелую строительную работу, а девочки украшают постройки, создают зеленые зоны, клумбы, парки.
Среди комнатных растений нет цветов, которые могли бы причинить вред здоровью. Хранение ножниц в центре творчества находится под контролем воспитателя.
При отборе игрушек, игр, игрового оборудования учитываются принципы оценки безопасности игровой продукции:
1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).
2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.
3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.
4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения. РППС обеспечивает психологическую комфортность пребывания воспитанников в группе.
Мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния на данный момент: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт. Для воспитателя подобрана специальная мебель, чтобы он мог физически приблизиться к ребёнку и осуществлять контакт «глаза в глаза».
При подборе игр, зонировании группы учитываем индивидуальные особенности детей. Мы опираемся на зоны ближайшего развития ребёнка, предусматриваем линии усложнения в играх. Например, предлагаем разное количество палочек Кюизинера, блоков Дьенеша; в играх «Сложи из палочек», «Танграм», «Колумбово яйцо» карточки-схемы предлагаем разной степени сложности.
В группах есть уголок релаксации, где на мягких креслах и детском диванчике ребёнок может в уединении полистать книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме. Для детей с высокой активностью выделено пространство для игр «Кегли», «Кольцебросы», «Дартс». Подобрана картотека подвижных и хороводных игр для детей с повышенной двигательной активностью.
В работе с детьми используется личностно – ориентированная модель общения. В группах сформировали традиции, которые дают положительный настрой: по понедельникам дети рассказывают, как провели выходные; для именинников проводим хороводную игру «Каравай».
Демократический стиль общения воспитателя с детьми помогает создать психологический комфорт и обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
РППС содержательно насыщена. Среда соответствует возрастным возможностям детей, содержанию Программы и
обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;
- эмоциональное благополучие;
- возможность самовыражения.
Средняя группа 2016-2017 | Степень личного участия | Старшая группа 2017-2018 | Степень личного участия |
Используем разнообразные пространствообразующие средства:
| верёвки с флажками для огораживания зон (в т.ч. на улице) ширма с набором атрибутов «Доктор», «Автомастерская»; муляжи овощей, фруктов, выпечки из папье-маше настольный «Три медведя», на палочках «Теремок», плоскостной «Зимовье зверей», пальчиковые куклы из бумаги и ткани «Репка», из стаканчиков «Три поросёнка»; темы выставок: «Русские народные сказки», «Мой детский сад», «Моя семья»; дерево «Времена года», макет «Дикие и домашние животные»; карточки со схемой проведения опыта, правилами поведения во время экспериментирования карточки-схемы с постройками разной сложности для работы по образцу, альбомы с иллюстрациями зданий различного назначения шнуровки, катушки для наматывания, шнуры для нанизывания бусин, разные виды застёжек, контейнеры с запахами, шумовые предметы; «Дорожка здоровья», кольцебросы, султанчики | Обновляем имеющиеся зоны, создаём новые:
| + схемы приготовления разных блюд (суп, салат) + карточки с образцами причёсок, стрижек + «Модные журналы» + схемы построек многоуровневых зданий разного назначения + теневой театр «Бременские музыканты», «Лиса и журавль» + декорации для обыгрывания придуманных сюжетов + атрибуты для с/р игры «Театр» (билеты, программки) + темы выставок: «День знаний», «День матери», «День защитника Отечества», «9 мая» и др. + макеты природных зон «Пустыня» и «Смешанный лес», + альбом «Красная книга», + плакат «Экологическая тропа участка детского сада»; + подобраны растения, имеющие разные строение, способы размножения и ухода. +микроскоп, лупа, компас, магнит; + результаты опытов заносим в индивидуальные книжки-самоделки; + схемы складывания оригами; + иллюстрации и алгоритмы конструирования из различных материалов + пооперационные карты по созданию предметов из бумаги, глины и т.д. +коллекции бумаги, тканей, минералов, плодов, коры деревьев + музыкальные инструменты, в т.ч. самодельные + командные игры «Гольф», «Хоккей с мячом», мишени для метания типа «Дартс»; + «Истории автомобиля», «Москва деревянная, белокаменная, современная» |
Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно насыщена и соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей, содержит достаточное количество элементов, с которыми ребенок может самостоятельно взаимодействовать при минимальной помощи взрослых. | |||
Пространство группы трансформируется в зависимости от: - образовательной ситуации, - тематики недели - сезонной тематики - общественных событий, праздников - меняющихся интересов и возможностей детей. Используя ограничители пространства, например, ширмы, дети «Литературный уголок» трансформируют в «Уголок уединения». После завершения строительства из конструкторов дети могут обыгрывать свои постройки, т.е. развернуть сюжетно-ролевую игру. Например, построив избу из деревянного настольного конструктора, добавляют игрушки домашних животных и разворачивают сюжетно-ролевую игру «В деревне у бабушки». Модули «Аьма» используем для отработки основных движений, но в то же время они могут быть строительным материалом для построек автобуса, корабля. Уголок экспериментирования, где находятся лупы, микроскоп, пинцеты трансформируется в лабораторию в сюжетно-ролевой игре «Больница». Зона непосредственно образовательной деятельности часто становится местом организации сюжетно-ролевой игры «Школа». На уличной площадке используем ширмы – трансформеры: (пароход, военная машина, комната для девочек), что позволяет использовать игровое оборудование в разных вариантах. Ширмы двух и трёхстворчатые. Статичные лазалки, горки становятся препятствием во время «путешествий». Т.о., ППС нашей группы является трансформируемой, развивающей и развивающейся. | |||
Мы предусматриваем возможность разнообразного использования составляющих предметной среды (детской мебели, игр, пособий, природного материала и пр.) для применения в разных видах детской активности, т.е. реализуем принцип полифункциональости. Прежде всего, у нас собрана коллекция предметов-заместителей (палочки, бруски, баночки, катушки, пластиковые крышки), которые собраны в контейнер и поставлены в доступном месте и используются в сюжетно-ролевых играх, конструировании, в НОД. Фланелеграф используем для оформления сезонных выставок, выставок к праздникам. На фланелеграфе дети играют в дидактические и развивающие игры («С какого дерева листок?», «Дикие и домашние животные», «Из какой сказки пришёл герой?») В сюжетно-ролевых играх «Семья», «Салон красоты», «Поликлиника» фланелеграф используется как часть интерьера помещения (вешаются картины, занавески, плакаты). Принцип полифункциональности используем в разных видах детской деятельности. Например, игра «Поликлиника» может быть детской, офтальмологической, больницей с различными специальностями врачей, ветеринарной клиникой. Игры и пособия игры «Поликлиника» могут быть использованы в образовательной деятельности по развитию речи (составление рассказа о работе врача), в изобразительной деятельности (рисование «Медицинский натюрморт»), в познавательной деятельности (экспериментирование «Какой материал лучше впитывает влагу»). Спортивный инвентарь применяется как во время зарядки, подвижных игр, так и в других видах деятельности. Так разноцветные обручи используем для обозначения областей при ФЭМП (по типу блоков Дьеныша). Мячи разных размеров используем для изучения форм, тел, обследовательских действий, ознакомление со свойствами материалов, из которых сделаны мячи (резина, силикон, кожа, пластик). Т.о., ППС нашей группы полифункциональна, есть возможность по-новому в соответствии с замыслом детей перестраивать и использовать имеющееся игровое пространство. | |||
Вариативность среды предполагает: - наличие в группе различных пространств. У нас выделены следующие центры: уголок сюжетно-ролевых игр, театрализованный уголок, книжный уголок, уголок релаксации, уголок природы, центр науки и экспериментирования, центр продуктивной и творческой деятельности, уголок конструирования, уголок двигательной активности, центр безопасности дорожного движения, музыкальный уголок. - разнообразие материалов, игр игрушек и оборудования. Дети по желанию могут выбрать любой вид деятельности, взять любую игрушку. - периодическая сменяемость игрового материала. Мы в работе используем метод проектов. Во время прохождения темы «Профессия пожарный» выставляли соответствующие дидактические и развивающие игры («Огонь – друг, огонь – враг», «Собери пожарного на службу», оформляли в книжном уголке выставку книг и иллюстраций на тему «Героический труд пожарных»; изготовили лэпбук по теме. В группе повесили плакат с противопожарной информацией. Для отражения полученных знаний пополнили уголок с/р игр соответствующими атрибутами (защитные костюмы, пожарные машины, огнетушители и др. оборудование). Родителям предлагали провести дома опыты на горючесть материалов. Через две недели, когда проект закончился, пособия были заменены на материалы новой темы. - появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. По мере роста и развития детей, появления с их стороны новых вопросов, знаний вносим новые игры, используем ЭОР, предусматриваем линии усложнения и варианты использования одной и той же игры (кубики Никитина из 4-6-9-16 кубиков). Кроме этого в соответствии с запланированными проектами мы организовывали мини-музеи («История автомобиля», «Путешествие по Эстонии»). Создаваемые проблемные ситуации стимулируют исследовательскую активность: куда лучше поставить растение, где быстрее высохнут варежки. В оформлении группы учитываем сезонность (осенние букеты и поделки из природного материала, композиции к Новому году); в уголке природы выставляем макеты («У бабушки в деревне», «Животные нашего леса»). Дети принимают участие в оформлении группы, учатся принимать самостоятельные и ответственные решения, искать новые и творчески использовать имеющиеся знания, планировать и анализировать свою деятельность, строить с другими людьми отношения сотрудничества. Следовательно, развивающая среда группы является вариативной. | |||
Принцип доступности реализуется через доступно расположенное оборудование, игрушки, дидактические и развивающие игры, предметы для организации ролевых игр. Для организации самостоятельной деятельности детей в группе имеются материалы для детского творчества (бумага, краски, карандаши, природный материал). Доступность обеспечивается также наличием разнообразных схем, пиктограмм, алгоритмов, таблиц, моделей. Так, в книжном и познавательном уголке размещаются знаки, символы, указатели: «Как правильно пользоваться книгой», « Что разрешается, что запрещается». Символы-указатели помогают детям ориентироваться в группе: картинка с кистью и красками означает изо уголок, картинка с мячом, скакалкой, кеглей – спортивный и т.п. Для самостоятельных дидактических игр и игр с правилами для детей создаются модели «Как играть?» (например: подойти – подумать – пригласить пару – поиграть вместе – собрать – положить на полку). Для продуктивных видов деятельности размещаются технологические карты «Как лепить?» и «Как рисовать?». Вывод: создана развивающая предметно – пространственная среда, обеспечивающая безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе. |
- Реализация образовательных программ дошкольного образования
Развивающая предметно – пространственная среда в группе построена в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования, разработанной на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования - одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
ОО | 2016-2017 уч. год | 2017 – 2018 уч. год | ||
Пособия | Степень личного участия | Пособия | Степень личного участия | |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры: кукольный уголок с набором мебели, кукол разных размеров, комплектом постельных принадлежностей и одежды. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Поликлиника», «Магазин», «Моряки», «Военные», «Строители». Игрушки-предметы оперирования: наборы посуды, наборы муляжей продуктов питания, наборы «Маленький мастер», тазики, утюг, гладильная доска, коляски для кукол, продуктовая тележка, сумки, корзины, весы, телефон, машины крупные, специальный транспорт средний, подъёмный кран, лодка, самолет, паркинг. | Полифункциональные материалы: предметы-заместители, отрезы ткани разного размера, фактуры и цвета, крупный напольный конструктор, бруски, крышки. Атрибуты для ряжения (фартуки, юбки, шали, гюйсы, гимнастёрки). | Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Салон красоты», «Супермаркет», «Семья», «Больница», «Стройка», «Армия». Игрушки и атрибуты более детализированы (например, в игре «Семья» есть приспособления для приготовления пищи, бытовые приборы, все для сервировки стола). Образные игрушки небольшого размера. Игрушки-персонажи: динозавры, сказочные персонажи. | Карта-схема игрового пространства, символы пространства. В с/р игре «Больница» есть специальные отделения с соответствующими атрибутами (окулист – таблица для проверки зрения, стоматолог – схема зубов). Оборудование для режиссерской игры: макеты (объемные – домики; плоскостные – карта-схема города) |
Центр безопасности: Дидактические игры «Можно-нельзя», «Один дома» «Азбука безопасности», «Большая прогулка», «Лото пешехода». Светофор, транспорт среднего размера. Небольшие игрушки (фигурки людей). | Мнемотаблица «Правила поведения в общественных местах».
| Центр безопасности: материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: игры, папки – передвижки, картотека по ОБЖ. Настольно-печатные и дидактические игры: «Лото осторожностей», «Как избежать неприятностей». Правила дорожного движения», «Разрешено-запрещено», Рисунки детей по правилам пожарной безопасности.
| Лэпбук по пожарной безопасности. Д/и «Чем потушить пожар?» (с использованием Mimio) Сюжетные иллюстрации по ОБЖ. | |
Центр трудового воспитания: Оборудование для хозяйственно-бытового труда (фартуки, тряпочки), труда в уголке природы (лейки, тряпочки для мытья листьев, кисточки для сметания пыли с листьев, труда на участке (веники, лопатки, ведёрки для мусора). | Алгоритм ухода за комнатным растением | Центр трудового воспитания: Оборудование для дежурств по столовой (+ смётка и совочек), в уголке природы (+ палочки для рыхления земли, формы для посадки лука-севка, пульверизатор), по подготовки к НОД. Труд на участке (+ лопатки для рыхления). | График дежурства. Картотека комнатных растений и способы ухода за ними.
| |
Ознакомление с социальным миром: Иллюстративный материал. Художественная литература: Маршак, «Какими бывают молотки». И Шамов «На дальнем рубеже», Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек». |
| Ознакомление с социальным миром: Геральдика города и страны. Карта Санкт-Петербурга и России, глобус. Настольно-печатные и дидактические игры: «Наш город». «Государственные символы России», «Прогулки по городу», «История Петербурга», «Профессии». Видеозаписи и презентации с изображением родного города, страны. Этнокалендарь. | Альбом «Наш город» Макет «Улица, на Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше - сейчас. Разрезные картинки и кубики «Достопримечательности Санкт-Петербурга». | |
Познавательное развитие | Центр познания мира
|
| Центр познания мира
| Мини-музей «История автомобиля», «Москва, деревянная, белокаменная», «Путешествие по Эстони»
|
Центр сенсорного и математического развития
|
Шнуровки, катушки для наматывания, шнуры для нанизывания бусин, разные виды застёжек, контейнеры с запахами, шумовые предметы. | Центр сенсорного и математического развития
Часы с круглым циферблатом и стрелками, песочные часы.
| Схема-алгоритм обследования геометрических тел.
| |
Центр воды и песка Набор ёмкостей для пересыпания и переливания, водяная мельница, черпаки, сито. Камешки и поды для выкладывания рисунка на песке. Палочки для рисования, оставления следов на песке. Непромокаемые фартуки, клеенки, нарукавники. | Карточки «Правила поведения во время игр с водой, песком» Картотека игр с песком и водой. | Центр воды и песка Набор для экспериментирования с водой: предметы - орудия для переливания и вылавливания: черпачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, металлические предметы из резины, пластмассы), различные формочки; рыбки, черепашки небольшого и среднего размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные)
| Картотека алгоритмы проведения опытов с песком и водой с целью определения их свойств + зарисовка процесса и результатов. | |
Уголок экспериментирования
Волшебный мешочек.
Д/И «Воздух, земля, вода» Красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). Зеркальце для игр с «солнечным зайчиком». | Разрешающие и запрещающие знаки. Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки; «Ткани», «Бумага», «Пуговицы» Картотека экспериментов. | Уголок экспериментирования
Формочки для изготовления цветных льдинок.
| Книжки-малышки для зарисовки опытов и экспериментов. Карточки с обозначением способа обследования. Альбомы с подборками опытов по разделам. | |
Уголок природы
Растения с типичным (бальзамин, фуксия) и не типичным (традесканция, цикламен) строением.
Книги о природе: Л. Толстой, А. Барто, Н. Павлова. |
Коллекции «Листья», «Плоды». Картотека стихов о природе. | Уголок природы
Дидактические игры: «Юный ботаник», «Зоологическое лото»
| Макет - панорама леса в разные времена года. Коллекции «Кора деревьев», «Листья», «Злаки». Картотека комнатных растений и способы ухода за ними. Схема потребностей растения в свете, тепле, поливе. Модели животных, растений. Картотека загадок, пословиц и поговорок. | |
Речевое развитие | Центр «Говори правильно" Наборы картинок по лексическим темам и для группировки: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. Наборы парных картинок на сравнение: найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу). Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы). Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина). Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, бытовые ситуации, литературные сюжеты). Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей). Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей). Набор кубиков с буквами. Пособия для развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки. |
Игры для развития речевого дыхания: листья шелестят, загони мяч в ворота, подуй на одуванчик, волшебный пушок, бумажные снежинки, вертушки, султанчики; колокольчики из фольги на ниточке, бабочка, свечка. Игры «Что сначала, что потом», «Узнай по контуру». Картотека дыхательных упражнений. |
Центр «Говори правильно" Игры на звукоподражание: «Звуковой куб», кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши», «Позови громко», «Эхо». Набор карточек с изображением предмета и названием. | Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Кораблики». «Звуковой коллаж» Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи: «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки». Игры на развитие связной речи: «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Истории в картинках», Картотека артикуляционных игр и упражнений. |
Книжный уголок Стеллаж со столом, стульчики. Выставки книг: произведения русского фольклора, народные и литературные сказки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов по теме проектов; выставки книг одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников. Фланелеграф, картинки на фланелеграфе. Иллюстрации к детским произведениям, игрушки, изображающие сказочных персонажей. Портреты писателей и поэтов. Книжки-раскраски, карандаши. Рисунки детей к литературным произведениям. | Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности.
Картотека скороговорок, загадок. | Книжный уголок Справочная литература (по истории Санкт-Петербурга). Комиксы. Книги с крупным шрифтом для чтения детьми. Диски с мультфильмами, познавательными фильмами, аудиокнигами. «Книжкина больничка»- материалы для ремонта книг. Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др. | Книжки-малышки, изготовленные детьми. Совместное с детьми оформление выставок знаменательным датам: День города, День защитника Отечества, Международный женский день, День космонавтики и др. Мнемотаблицы (9-15 клеток) для заучивания стихов. Картотека скороговорок, чистоговорок, загадок. | |
Художественно-эстетическое развитие |
Произведения народного искусства: глиняные игрушки (дымковские, филимоновские), деревянные матрёшки, доски с Городецкой росписью.
| Дидактические и развивающие игры: «Цвета», «Подбери по цвету», «Цвет и форма»,
|
| Образцы рисования, схемы, алгоритмы. Дидактические и развивающие игры:, «Цвета и краски», «Русский сувенир», «Чудо узоры», «Назови жанр картины»
|
Уголок конструктивно-модельной деятельности Напольный строительный конструктор. Средний пластмассовый строитель типа «Лего». | Альбом с иллюстрациями построек разной сложности. Конструктор из помпонов. | Уголок конструктивно-модельной деятельности.
| Схемы многоуровневых построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи. Алгоритмы оригами. Конструктор из проволочек с картинками-образцами. | |
Музыкальный уголок. Музыкальные инструменты: барабан, бубен, погремушки, ложки, колокольчики. Магнитофон с записью детских песен, танцев. | Шумелки. Иллюстрации к песенкам, закличкам. Костюмы для ряженья. Картотека музыкальных игр. | Музыкальный уголок. Музыкальные инструменты: гитара, металлофон, маракасы, треугольники различной тональности. Магнитофон с записью детских песен, музыки М. Глинки, П. Чайковского, В. Моцарта, С. Прокофьева, Л. Бетховена и т.д. Портреты композиторов. | Развивающие игры «Узнай на слух» Нетрадиционные музыкальные инструменты (самодельные), шумовые эффекты. Материалы для исследования звуков: бумага, камешки, пластмасса, металл, кожа. Пиктограмма на эмоции. | |
Театральный уголок Ширма. Аудио - и видеосредства для демонстрации детских спектаклей.. | Настольный театр «Три медведя», на палочках «Теремок», плоскостной «Зимовье зверей», пальчиковые куклы из бумаги и ткани «Репка», из стаканчиков «Три поросёнка».из ложек «Семеро козлят». Маски животных и сказочных персонажей. | Театральный уголок Возможность организации режиссёрской игры. Добавили театры: би-ба-бо, марионетка Петрушки. Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок. | Театральная ширма-занавес, сцена, простейшие декорации для обыгрывания придуманных сюжетов. Теневой театр «Бременские музыканты», «Лиса и журавль», конусный театр «Морозко». Атрибуты для с/р игры «Театр» (билеты, программки) | |
Физическое развитие | Физкультурный уголок Комплект элементов полосы препятствий. Канат. Воротики для подлезания. Комплект разноцветных кеглей. Скакалки. Мячи резиновые и пластмассовые (большого и среднего размера) Обручи пластмассовые малые. Палки гимнастические. Наборы флажков и ленточек различных цветов. Тропа здоровья | Маски для подвижных игр. Мешочки для метания разного веса, султанчики. Картотеки русских народных подвижных, пальчиковых игр, для глаз, комплексы бодрящей и коррегирующей гимнастик. | Физкультурный уголок Командные игры: хоккей с мячом. гольф, дартс, бадминтон, настольный хоккей. Обручи средние и малые. Кольцебросы, кегли, мишени на ковролиновой основе с набором мячиков на «липучках». Скакалки различной длины. Мячи различного диаметра и материала. Летающие тарелки. Тропа здоровья. | Массажные дорожки. Картотека подвижных игр народов России, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. |
Центр здоровья Дидактические игры: «Составь портрет» «Угадай настроение» «Собери фигуру человека» Массажные мячики. | Схема: «Как правильно чистить зубы». Пособия для развития дыхания «Насос», «Листочки с дерева летят». Альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.) | Центр здоровья Модель строения человека. Дидактические игры: «Какую пользу приносят?», «Что полезнее?» Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья» (о значении движений, гигиенических процедур, закаливания для здоровья) | Тематический ковролин – игра «Витамины». Настольно-печатные игры: «Аскорбинка и ее друзья», «Малыши-крепыши», «Здоровый малыш». Картотека Самомассаж». Плакаты, изготовленные детьми «Если хочешь быть здоров!» |
Вывод: в группе создана развивающая предметно – пространственная среда, отражающая содержание областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
- Учет возрастных особенностей детей
Группа | Возрастные особенности | Отражение в РС /степень личного участия |
Средняя | Проявление разных темпов развития | РППС сохраняет некоторые особенности среды для младших детей: есть крупная мозаика, пирамидки на 6-10 колец, разрезные картинки на 4-6 частей; в начале года выставлены одинаковые куклы большого размера, машинки по 3-4 шт. Учитываются потребности детей более старшего возраста: в большом количестве подобраны игрушки-заместители, вывешены алгоритмы умывания, сервировки стола, ухода за растениями. |
Большая потребность в движении. | Достаточно большое пространство выделено для удовлетворения потребности в двигательной активности. Подобраны атрибуты для развития ОД (перепрыгиваем через кирпичики, метаем в цель). Создана картотеки игр разной степени подвижности в разные режимные моменты, предусмотрены физ. минутки. Для самостоятельной деятельности предлагаем «Дорожка движения». | |
Активно проявляется стремление к общению со сверстниками с учѐтом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. | При зонировании выделено место для возможности объединения детей по 2-3 человека, где они могут пообщаться, поиграть. Обогащаем знаниями, которыми дети хотели бы поделиться, обсудить. Вносим игры, которые требуют участия 2-3 детей: домино, ходилки, лото. | |
Важен процесс действия. | Специально насыщаем жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины). Дети копируют действия взрослых. Для правильного понимания использования предметов из «взрослой жизни» в группе есть игрушки, имитирующие или повторяющие их: телефоны, коляски, строительные и медицинские инструменты и др. | |
Ярко проявляется интерес к игре. | Большая часть помещения выделена для основного вида деятельности – игры. Ширмы, модули позволяют организовывать игру в разных местах. Для обогащения сюжета с/р игр периодически вносим новые атрибуты (появляются новые отделения в больнице, на АЗС открылся магазин). Дидактические и развивающие игры имеют разную степень сложности и варианты использования (кубики Никитина могут быть материалом для постройки, выкладывания узоров разной сложности). | |
Старшая | Происходит дальнейший расцвет игровой деятельности | В РППС представлены разные виды игр: сюжетно-ролевые «Библиотека», «Салон красоты», «Супермаркет», «Семья», «Больница», «Стройка», «Армия»; режиссерская «Постановка кукольного спектакля», театрализованные, строительно-конструктивные «Строители метро». |
Любознательность, потребность в самостоятельности и активности. Появляются личные приоритеты в выборе вида деятельности | Увеличено количество материалов, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, предметов для опытнопоисковой работы и т. д. Оборудование размещено по секторам, что позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). | |
Важен результат действия, а не само действие | Организуем выставки детских работ «Осенние причуды», «Кормушки для птиц»; проводим конкурсы чтецов, посвященные Дню рождения авторов (К. Чуковский, С. Маршак). Предлагаем командные игры (настольный футбол, гольф), эстафеты. | |
Формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии) | Большой выбор сюжетно-ролевых игр с учётом гендерных особенностей: для девочек – «Семья», «Парикмахерская-Салон красоты», «Магазин»; для мальчиков - «Путешествие» «Летчики», «Моряки», «Российская армия», «Строительство». Дидактическая игра «Собери на работу», картотека эмоций. | |
Развивается планирование и самооценивание трудовой деятельности. | Вывешен ежедневный график дежурства. Алгоритмы трудовых действий. Модель трудового процесса (по М. Крулехт). | |
Вывод | Созданная предметно-пространственная группы отражает возрастные особенности детей, способствует решению развивающих задач, отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества, а также учитывает гендерные особенности группы. |
- Учет образования детей с ОВЗ, особыми потребностями в обучении, другие категорий детей.
Виды деятельности | Отражение в среде /степень личного участия | |
Средняя группа 2016-2017 | Старшая группа 2017-2018 | |
Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры) | Для развития мелкой моторики: Крупные мозаики Для артикуляции: Для развития фонематического слуха бельевые прищепки, бусы, веревочки с узелками, счетные палочки, пуговицы, «ленточки-косички», шарики-су-джок, а также сухой бассейн, наполненный крупой и мелкими открывающимися шариками с находящимися внутри игрушками | Мелкие мозаики «Ателье», «Моряки» - акустик Развивающие игры «Истории в картинках». «Развиваем речь», «Делим слова на слоги», «Куда спрятались буквы?», кроссворды |
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) | Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков. | стаканчики для крика. пособия на словоизменение и словообразование, на согласование частей речи, для составления предложений с простыми и сложными предлогами, SD диск «Трудные звуки» |
Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) | Умение работать по инструкции, алгоритму | |
Двигательная | «дорожка здоровья», массажные коврики, карточки-опоры алгоритмы для проведения массажа рук карандашами, шишками, массажными мячами. | |
Восприятие художественной литературы и фольклора | ||
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) | ||
Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал | ||
Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) | (штампики, тычки, веревочки для приклеивания по контуру, печатки, восковые мелки, гуашь для рисования пальцами, зубные щетки для набрызга | Развивающие игры «Что перепутал художник?» «Песочные фантазии» (рисование песком) |
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) | ||
Вывод | ППС в группе организована так, что дает возможность детям реализовать себя через разные виды деятельности. Создана РППС, обеспечивающая развитие и коррекцию детей в соответствии с индивидуальной образовательными маршрутами |
Таким образом, организация коррекционно-развивающей среды в ДО с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.Также используется следующие задания: «Найди такой же», «Найди отличия», «Подбери одинаковые предметы по форме (цвету, размеру)», «Составь целое из частей» и д.р. В соответствии с лексической темой месяца детям предлагаются: тактильные лабиринты, перфокарты, карточки-перекрытия, зашумленные картинки.
Так как в группе есть ребенок-инвалид, то для него составляется индивидуальный маршрут развития на учебный год после МППК. В предметно-развивающей среде группы создаются специальные пособия, игры и упражнения. К ним предъявляются определенные требования. Пособия для ребенка инвалида по зрению должны быть:
- четкими, яркими, при необходимости обводятся по контуру черным фломастером;
- изображения более крупного размера;
- линии лабиринтов выполняются толстыми линиями черного цвета или изготавливаются тактильные лабиринты.
Для каждого ребенка инвалида выделяются разные разделы программы, требующие особой работы. У ребенка-инвалида данной группы на низком уровне – развитие мелкой и общей моторики. В работе с ним дополнительно используются игры с песком, шнуровка и крупная мозаика. Для развития графических навыков используются тетради в крупную клетку. Для ребенка заводится отдельная папка для индивидуальной коррекционной работы.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод: развивающая предметно – пространственная среда группы содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, т.е. соответствует требованиям ФГОС ДО.
Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ________ листов Заведующий ГБДОУ д/с № __________________ Масалова Л.В. |
Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ________ листов Заведующий ГБДОУ д/с № __________________ Масалова Л.В. |
Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ________ листов Заведующий ГБДОУ д/с № __________________ Масалова Л.В. | Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ________ листов Заведующий ГБДОУ д/с № __________________ Масалова Л.В. |
В группе 10 детей с высокой подвижностью. Из них: 8 мальчиков и 2 девочек. Для комфортного пребывания в группе была создана картотека игр для детей с гиперактивностью («Море волнуется» «Кораблик», «Пуговицы» и т.д.). В группе обустроены трансформирующиеся зоны для отдыха и уединения для детей с настольными играми, картотекой аудиозаписей для релаксации. В программе предусмотрена расширенная индивидуальная работа с гиперактивными детьми. Для родителей гиперактивных детей подобраны консультации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о педагогической деятельности
Аналитическая справка о педагогической деятельности МАЛАЧЕВОЙ ИРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ Воспитателя МБДОУ Березовский ДС «Семицветик» Образовательное учреждение: Шарыповский район, муниципальное бю...
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О МБДОУ
Работая в должности старшего воспитателя, мне часто приходится составлять информационные справки о своем учреждении, которые затем сопровождают различные плановые документы стратегического и тактическ...
Аналитическая справка о деятельности воспитателя
В этой справке отражена моя педагогическая деятельность...
Аналитическая справка по теме "Адаптация детей в ДОУ"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 4 «Золотой ключик» (МБДОУ № 4 «Золотой ключик») ...
Справка в аттестационную комиссию для повышения квалификации.1. Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.2.Организация развивающей предметно- пространственной среды группы.
Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.Дана воспитателю Романишко Татьяне Леонидовне воспитателю МБДОУ -...