Семинар-практикум "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста в ДОУ"
методическая разработка
Психолого-педагогические основы сенсорного развития детей раннего возраста. Проблемная ситуация: игрушки для сенсорного развития детей раннего возраста. Практикум игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-praktikum_sensorika.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №21»
г. Троицк Челябинской области
Сенсорное развитие детей раннего
дошкольного возраста в ДОУ
Семинар-практикум
для педагогов групп раннего возраста
Дата проведения:
15 ноября 2017 года
Педагоги - организаторы:
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №21» Побережная Т.М.
Воспитатели: Щипина С.Б., Гончарова К.А.
Цель: обеспечить методическую поддержку педагогам в создании сенсорных зон, и активном применении данного материала в детской деятельности.
План:
- Психолого-педагогические основы сенсорного развития детей раннего возраста.
- Проблемная ситуация: игрушки для сенсорного развития детей раннего возраста.
- Практикум игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)
Ход:
1. Психолого-педагогические основы сенсорного развития детей раннего возраста
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет — период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчётливо воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т. п.).
Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание и наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве, развиваются все виды восприятия.
Сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. До трех лет у ребенка складываются основные знания о признаках окружающих его вещей. В этом возрасте у него формируются понятия о формах, размерах, цвете, вкусах и запахах. В четыре года у ребёнка происходит усвоение важных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов. С этого начинается аналитическое восприятие предметов и событий, окружающих ребенка.
Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть проблем, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия, в результате чего возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Поэтому задача взрослых – создать условия для осуществления полноценного сенсорного воспитания и приобретения ребёнком естественных знаний для более точного выражения себя и своего видения мира.
Важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей предметно-пространственной средой, подобраны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения.
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям.
Развитие органов чувств у детей до 3-х лет идет очень интенсивно. И главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в дошкольном учреждении
Сенсорный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
-является основой для интеллектуально развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
-развивает наблюдательность;
-готовит к реальной жизни;
-позитивно влияет на эстетическое чувство;
-является основой для развития воображения;
-развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
-влияет на расширение словарного запаса ребенка;
-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
2. Проблемная ситуация: игрушки для сенсорного развития детей раннего возраста.
Педагоги в подгруппах составляют список необходимых игрушек и материалов.
Для детей 1.5 – 2, 5 года.
В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:
Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;
Различные движущиеся игрушки;
Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д.;
Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Это могут быть:
- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т. д.
- шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т. п.
- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т. п.
Конструкторы и мозаика;
Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.
Игрушки контрастных размеров, различной формы (круглые, кубические,
Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т. д.
Книги с большими предметными картинками,
Качели, прыгунки, мягкие модули.
Для детей 2, 5 – 4 лет.
Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:
Разрезные картинки, кубики с картинками;
Парные картинки;
Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;
Несколько видов мозаики;
Разнообразные некомплектные конструкторы;
Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.);
Банки разного размера;
Шнуровки, застегивающиеся коврики.
Машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель;
Игрушечные животные;
Тканевые мячики;
Книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.
3.Практикум игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)
Проводят воспитатели: Щипина С.Б., Гончарова К.А.
«Собери пирамидку»
Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.
Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.
Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.
«Складывание матрешки с двумя вкладышами»
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.
Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).
Методические приемы:показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.
«Закрой окошки»
Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.
Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).
Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.
«Найди такой же»
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы
«Оденем куклу»
Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.
Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.
«Чудесный мешочек»
Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).
Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.
Методические приемы: определять на ощупь предметы.
«Разложи по коробочкам»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.
Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.
«Подбери крышку к коробочке»
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.
Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.
«Палочки цветные»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов ( по 10 каждого цвета ).
Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.
«Цветные мячики»
Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.
Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.
Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета ( красного) в одну корзину, а мячи другого ( желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.
«Ленточки для кукол»
Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.
Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.
Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.
«Привяжем к шарику ниточку»
Цель: группирование предметов по цвету.
Дидактический материал:разноцветные кружочки (овалы) , палочки таких же цветов.
Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.
«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец
Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.
«Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»
Цель: учить детей сравнивать предметы по форме.
Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.
Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко.
«Веселый грузовик»
Цель: формировать представление о форме, величине предметов.
Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры ( круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).
Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.
«Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»
Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.
Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.
Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста
Под гармоничным развитием понимается такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимосодействие, в результате чего, развитие каждого из этих качеств, способствует э...
Сенсомоторное развитие детей раннего дошкольного возраста через устное народное творчество
из опыта работы...
Программа дополнительного образования по психолого – педагогическому развитию детей раннего дошкольного возраста (1,5 – 3 года) «Развивай – ка!»
Пояснительная записка Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в проц...
Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....
2022г. Самообразование «Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окру...
Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”
Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....
Организация условий для развития детей раннего дошкольного возраста в рамках реализации регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей"
Данный материал опубликован в сборнике статей Гражданской ассамблеи Красноярского края "Компетентное родительство: подготовка, развитие, поддержка" сборник статей / сост. Ж.С. Тимошкова, Н.Ф...