Сенсомоторное развитие детей раннего дошкольного возраста через устное народное творчество
презентация к занятию (развитие речи, младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление и воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у детей остается недостаточно времени.
Работая с детьми, мы заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. И мы пришли к выводу, что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном, так и в воспитательном процессе.
В работе с детьми мы используем следующие виды фольклора:
- пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком;
- потешки - игры взрослого с ребенком ( с его пальчиками, ручками);
- заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю…)
-приговорки –обращения к насекомым, птицам, животным;
-считалки- коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх;
-скороговорки и частоговорки- незаметно обучающие детей правильной и чистой речи;
-дразнилки- веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения;
-прибаутки, шутки, перевертыши- забавные песенки, веселящие детей;
-докучные сказочки- у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
В своей работе мы используем детский фольклор в разных видах деятельности:
- В обучении правильному произношению.
- В приобщении детей к русской национальной и татарской культуре.
- В непосредственно-образовательной деятельности.
- В беседах.
- В наблюдениях.
- В народных подвижных играх.
- В играх на развитие мелкой моторики.
- В театрализованной деятельности.
- В инсценировках.
Сегодня мы хотели бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом детской деятельности детей. Игры дают нам возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.
Самые любимые игры у детей – это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные подвижные игры. Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку:
Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса гладкая.
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
И таких игр множество, дети любят играть в них, так как в играх они самореализовываются, показывают себя. А для нас такие игры ценны еще и тем, что помогают развивать речь детей.
Следующий вид игр, в которых мы используем детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:
- Самомассаж;
- Шевеление пальчиками;
- Поочередное пригибание пальчиков к ладони сначала с помощью, а затем и без помощи другой руки;
- Разведение пальцев и их сведение;
- Хлопки;
- Сжимание пальцев в кулак и разжимание;
- Помахивание кистями сверху вниз, к себе и от себя;
- Вращение кистей – «фонарики».
Вместе с движениями произносим, к примеру, такие слова:
У бабы Фроси пяток внучат,
У бабы Фроси пяток внучат,
(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом – другую.)
Все каши просят,
Все криком кричат
(Всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею.)
Акулька – в люльке,
Аленка – в пеленке,
Аринка – в перинке,
Степан – в печке,
Иван – на крылечке.
( Пригибают пальчики, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руки детей, мы учим их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на инструментах и т.д. Свой показ дети пытаются сопроводить выразительными пантомимическими движениями, жестами. Так при проговаривании и обыгрывании потешки:
Я – рыжая лисица,
Я – бегать мастерица,
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла,
И в ямку – бух!
Дети бегают, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.
Большое место в работе отводим шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:
- Где ты, брат Иван?
- В горнице.
- А что делаешь?
- Помогаю Петру.
- А что Петр делает?
- Да на печи лежит!
Планируя игры, детский фольклор подбираем разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).
На материале детского фольклора составляем различные игры инсценировки с использованием пальчикового театра (ручной работы), например сказка «Репка», « Колобок», «Теремок»…
Наша работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завели папку «Учите вместе с нами». В нее мы записывали поговорки, потешки, считалки, и родители могли дома повторить этот материал со своим ребенком. У нас в группе собрались дети с разных уголков России, а это разнообразный фольклорный материал. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который мы могли бы использовать в играх, мы давали родителям творческие задания : « отправиться в фольклорную энциклопедию той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами…
Таким образом у нас появились новые игры народов Поволжья: народная башкирская игра «Юрта», чувашская игра «Хищник в море», русская народная игра «Горелки с платочком», татарская народная игра «Горшки», мордовская игра «Раю-раю», марийская народная игра «Биляша», а так же множество потешек, поговорок, дразнилок.
Заканчивая свое выступление, хотела бы обратить ваше внимание на то, что детский фольклор очень помогает во время адаптации детей в установлении контакта ребенка и взрослого, в создании благоприятной обстановки. В процессе работы мы выяснили, что детям фольклор близок и интересен. А мы, педагоги, должны им помогать приобщаться к фольклору, играть и играть, набираясь ума-разума, приобщать детей к национальной культуре, что так важно на сегодняшний день.
Используемая и рекомендуемая литература:
1. Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». Творческий центр. Москва, 2004г
2.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М.: Просвещение, 1957.
3.Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки». Москва, 1994г.
4. Балакина Т.И. «История русской культуры». Москва, 1996г.
5. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г
6. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986.
7. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.
7. Микляева Н.В., Микляева М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. Методическое пособие. Айрис пресс, Москва 2006
8. Петров В.М., Гришина Г.Н. «Зимние праздники, игры и забавы для детей». Творческий центр СФЕРА. Москва, 1999г
9. Синицина Е.И. Игры и упражнения со словом. — М.: Юнвес, 2000.
10. Титова М.Г., Яковлева Г.В. формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через игры-драматизации и театрализованные представления. Методическое пособие. Издательство Марины Волковой, 2007.
11. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. — М.: Просвещение, 1972.
12. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: "Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"
В данном проекте отображается вся моя работа и весь материал собранный по данной тематике....
Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"
Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества (сказки, былины), в том числе малые фольклорные формы (загадки, п...
Развитие связной и образной речи у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество (отчёт о проделанной работе)
Благодаря речи, ребёнок развивается всесторонне, потому что она является основным средством общения. Использование в работе с детьми устного народного творчества создаёт уникальные условия для развити...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Все мы родом из детства и на всю жизнь с нами остаются те счастливые и незабываемые ощущения и восприятия жизни детства. Как приятно защемит сердце, если краем уха услышим зн...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Все мы родом из детства и на всю жизнь с нами остаются те счастливые и незабываемые ощущения и восприятия жизни детства. Как приятно защемит сердце, если краем уха услышим зн...
Развитие коммуникации у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество
Подготовила: воспитатель Кателеева Галина ГеоргиевнаВведение «В колыбельных песенках, потешках, пестушках обращена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взоро...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Все мы родом из детства и на всю жизнь с нами остаются те счастливые и незабываемые ощущения и восприятия жизни детства. Как приятно защемит сердце, если краем уха услышим зн...