Организация методической работы в ДОУ.
статья
Методическая работа — это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности. Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, наиболее новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача содержания образования. «Под методической работой в ДОУ мы понимаем целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагога, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных воспитанников» (по М.М. Поташнику).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_metodicheskoy_raboty_v_dou.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация методической работы в ДОУ.
Методическая работа — это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности. Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, наиболее новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача содержания образования. «Под методической работой в ДОУ мы понимаем целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагога, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных воспитанников» (по М.М. Поташнику).
Методическая работа в ДОУ направлена на:
- Создание целостного педагогического коллектива
- Выбор оптимальных технологий для организации педагогического процесса.
Должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в случае его отклонения от технологии, методики реализации общеобразовательной программы.
Симонов В. П., выделял следующие задачи методической работы:
- повышение профессионального и культурного уровня педагога;
- совершенствование методов и стиля взаимодействия с детьми на принципах демократизации, гуманизации и гласности;
- совершенствование педагога по организации творческой, исследовательской, самостоятельной работы детей как в образовательной деятельности так и вне её;
- формирование умений, навыков анализа педагогом образовательного процесса в целом и самоанализа своего труда;
- приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик.
Деятельность старшего воспитателя направлена на решение приоритетных и неотложных задач, поэтому проектировать, определять ее содержание следует по всему составу функций управления: информационно-аналитической, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной (П.И. Третьяков). Эти функции наполняются содержанием деятельности старшего воспитателя (табл. 1). Оно должно дополняться с учетом специфики, особенностей работы каждого конкретного детского сада.
Содержание методической работы старшего воспитателя
(по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой)
№ п/п | Функции управления | Функции старшего воспитателя |
1 | Информационно-аналитическая | Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, выполнении программ, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике, психологии, дидактике |
2 | Мотивационно-целевая | Совместно с руководителем и педагогами определяет цели и задачи научно-методической работы коллектива, самообразования педагогов, формы и методы учебно-воспитательной работы в детском саду. Помогает педагогам в научной организации труда, создает для этого условия. Систематизирует и пропагандирует передовой педагогический опыт, современные научные разработки |
3 | Планово- прогностическая | Прогнозирует развитие научно-методической работы коллектива. На основе диагностики определяет зоны ближайшего развития педагогов. Совместно с руководителем составляет общеобразовательную программу, годовой план, планирует методическую работу |
4 | Организационно-исполнительская | Обеспечивает выполнение годового плана работы детского сада. Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседания педагогических советов. Организует взаимопосещения, открытые мероприятия, в т.ч. и НОД, конкурсы, дни открытых дверей. Проводит диагностику детей, анкетирование педагогов, родителей, совместно с руководителем — аттестацию педагогов. Осуществляет взаимодействие со школой и другими учреждениями |
5 | Контрольно-диагностическая | Осуществляет совместно с руководителем внутрисадовский контроль (оперативный, тематический, итоговый): оценивает качество учебно-воспитательного процесса, предметно-развивающей среды |
6 | Регулятивно-коррекционная (оперативно-функциональное регулирование) | Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации учебно-воспитательного процесса, повышении квалификации, экспериментально-поисковой работе |
Повышение педагогической компетенции воспитателей процесс непрерывный, его важнейшей составной частью является методическая работа. Совершенствование же самой методической работы невозможно без правильного понимания ее сущности и ее основного назначения, круга решаемых ею задач, требований к ее организации и осуществлению, без проведения хотя бы элементарных исследований. Главное в методической работе — оказание реальной действенной помощи всем членам педагогического коллектива.
Проблема повышения профессиональной компетентности через методическую работу рассматривалась многими учеными. В своих статьях Ю.Н. Куницкая, А.К. Маркова, В.А. Мижериков, В.А. Сластенин сформулировали задачи методической работы в школе, и определили факторы в зависимости, от которых выбираются формы организации методической работы. К.Ю. Беля, Л. М.. Денякин, сделали вывод о том, что нетрадиционные формы (активные формы и методы) работы, с педагогическим коллективом позволяющие формировать знания, умения и навыки путем вовлечения педагогов в активную познавательную деятельность, способствуют эффективному повышению профессиональной компетентности педагогов, выстроили систему методической работы в трех направлениях:
- по отношению к конкретному педагогу главной ее задачей является формирование индивидуальной системы педагогической деятельности воспитателя, обогащение знаний педагога, развитие педагогической техники, развития мотивов творческой деятельности.
- по отношению к педагогическому коллективу решает задачи формирования коллектива единомышленников, выявления, обобщения и распространения педагогического опыта.
- по отношению к общей системе непрерывного образования предполагает творческое осмысление и внедрение достижений науки и передовой практики.
Исходя из направления методической работы, определяем тему и выбираем форму организации (индивидуальная, групповая) методического мероприятия и интерактивные методы, направленные на развитие профессиональной компетентности педагогов.
Методы методической работы - это упорядоченные способы деятельности по достижению целей.
Форма - это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.
По формам методическая работа делится на групповые и индивидуальные.
К групповым формам относятся: участие педагогов в методических объединениях района, ДОУ; организация теоретических и научно – практических конференций; педсоветы.
К индивидуальным формам относятся индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование.
Необходимо учиться искусству беседы, её универсальный характер основывается на том, что в любой беседе участники должны искусно приспособиться друг к другу независимо от того, о чем идет речь.
Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться:
- целями и задачами ДОУ;
- количественным и качественным составом коллектива;
- сравнительной эффективностью форм и методов работы;
- особенностями образовательного процесса;
- материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;
- реальными возможностями;
- передовым опытом и научными рекомендациями.
Наиболее эффективными формами организации методической работы являются:
- педсовет;
- семинары, семинары-практикумы;
- открытые просмотры НОД;
- мастер – класс;
- тренинги;
- медико-педагогические совещания;
- консультации;
- работа творческой группы.
Внешнее повышение квалификации происходит:
- за счет посещения курсов повышения квалификации;
- обучение в учебных заведениях;
- участие в работе методических объединений района.
Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в ДОУ:
- участие в работе совета педагогов;
- обучение на семинарах и семинарах-практикумах;
- консультирование и др.
В методической работе особое место отводится принципу индивидуально-дифференцированного подхода к педагогической деятельности воспитателей и специалистов. В современных условиях методическая работа с кадрами должна строится на диагностической основе, с учетом запросов каждого педагога.
Осуществление индивидуально-ориентированной методической работы позволяет развивать творчество и инициативу педагогического коллектива путем включения каждого в активную профессиональную деятельность. В сфере методической работы представлен комплекс взаимосвязанных форм сотрудничества педагогического коллектива с родителями.
Планирование осуществляется на аналитической основе.
Таким образом, методическую работу в ДОО можно назвать неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации. Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки. Не подлежит сомнению, что без постоянного обновления своих знаний и умений поспевать за динамикой общественного и научно-технического прогресса, работа педагога в современных условиях просто невозможна, сильно затруднена.
Литература:
1.Бaзaров Т. Ю., Еремин Б. Л. (ред.) Управление персоналом. Учебник для вузов. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 423 с.
2.Белaя К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. — М., Сферa. 2010–96с.
3.Белкин A. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / A. С. Белкин. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. — 176 с.
4.Болотов В. A., Слободчиков В. И. и др. Проектирование профессионального педагогического образования / В. A. Болотов, В. И. Слободчиков и др. // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66–72.
5.Волобуевa Л. М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. — 2006. № 6. — с. 70 -78.
6.Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. М.: Междунaр. педаг. академия, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Организация методической работы с педагогами в образовательной организации»
Предлагаю вашему вниманию свою систему методической работы, которая помогает мне организовывать мероприятия в МБОУ «Новозоринская средняя общеобразовательная школа» дошкольном отделении де...
Статья: "Самообразовательная деятельность педагогов как одна из форм организации методической работы в образовательной организации"
Методическая работа в ДОУ....
Инновационные технологии и формы организации методической работы в дошкольной образовательной организации
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала ...
Выступление из опыта работы на методическом семинаре-практикуме «Организация методической работы с педагогами образовательных учреждений и родителями по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма»
Выступление из опыта работы на методическом семинаре-практикуме «Интегрированный подход по изготовлению светоотражающих элементов»...