Мониторинг готовности детей 6-7 лет к школьному обучению
учебно-методический материал (подготовительная группа)
На современном этапе развития общества перед нами стоит задача дальнейшего преобразования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения данных задач от педагога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе наметить пути коррекционно-развивающей работы. Изучение уровня психического развития детей является основой как для организации всей последующей воспитательно-образовательной работы, так и для оценки эффективности педагогического процесса в условиях детского сада. Одной из приоритетных задач ДОУ на сегодняшний день, является создание системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы, которая должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lysyakova_m.a._monitoring_diagnostiki_podgotovka_k_shkole_2018.docx | 116.62 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ
готовности к школьному обучению детей подготовительных групп
(2017-2018 уч.год.)
В 2018 г из МБДОУ «Детский сад №28» выпускаются в школу две подготовительные группы в количестве 42 ребенка. В диагностическом обследовании приняли участие 40 детей:
- подготовительная группа № 6 – 21 детей (Ялунина,5)
- подготовительная группа № 6 – 19 детей (Р-Люксембург,2)
Уровень готовности детей к началу обучения в школе выявлялся с помощью программы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко «Экспресс-диагностики в детском саду».
Цель диагностики – обследования: оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности; возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также умением вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.
Таким образом, оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом. Выделение произвольной регуляции собственной деятельности как первостепенной составляющей готовности ребенка к началу обучения является основой данной программы.
Скрининг - обследование детей подготовительных к школе групп проводилось в индивидуальной форме (по 1 человеку).
По итогам скрининг - обследования были получены следующие результаты.
В задании № 1 оценивались сведения об окружающем мире, в том числе о родственниках, адресе проживания и знания о себе.
уровень группа | высокий | средний | низкий | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
подготовительная гр. № 6 (Я) | 8 | 38% | 12 | 57% | 1 | 5% |
подготовительная гр. № 6 (Р) | 5 | 26% | 13 | 69% | 1 | 5% |
Результаты представлены в графике в процентном соотношении.
график 1
Из графика 1 видно, что 13 детей справились с данным заданием на высоком уровне, 25 детей – на среднем уровне и 2 ребенка показали низкий уровень выполнения данного задания.
В задании № 2 оценивалась сформированность представлений о пространственных и временных отношениях;
уровень группа | высокий | средний | низкий | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
подготовительная гр. № 6 (Я) | 5 | 24% | 15 | 71% | 1 | 5% |
подготовительная гр. № 6 (Р) | 5 | 26% | 13 | 69% | 1 | 5% |
Результаты представлены в графике в процентном соотношении.
график 2
Из графика 2 видно, что 10 детей справились с данным заданием на высоком уровне, 28 детей – на среднем уровне и 2 ребенка показали низкий уровень выполнения данного задания.
В задании № 3 оценивались сформированность навыков пересчета в пределах 10,оценка объема непосредственной слухоречевой памяти, скорости запоминания, полноты отсроченного воспроизведения, а также сформированности понятий цвета и геометрических фигур.
уровень группа | высокий | средний | низкий | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
подготовительная гр. № 6 (Я) | 7 | 33% | 13 | 66% | ||
подготовительная гр. № 6(Р) | 5 | 26% | 13 | 69% | 1 | 5% |
график 3
Из графика 3 следует, что большинство выпускников 26 детей имеют средний уровень сформированности оцениваемых параметров в данном задании; 12 ребенка – высокий уровень и 1 детей не справились с заданием.
В задании № 4 оценивается сформированность всех видом мышления (словесно-логического, наглядно-логического). Наглядно-действенное преобладает в возрасте до 3-4 лет; образное -становится активным у детей старше 4 лет; логическое -осваивается детьми в возрасте 5-6 лет.
уровень группа | высокий | средний | низкий | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
подготовительная гр. № 6 (Я) | 10 | 47,5% | 10 | 47,5% | 1 | 5% |
подготовительная гр. № 6(Р) | 3 | 15% | 15 | 80% | 1 | 5% |
Результаты представлены в графике 4 в процентном соотношении.
график 4
13 ребенка показали высокий уровень сформированности мыслительных процессов,25 детей - средний уровень. У 2 детей оцениваемые параметры сформированы недостаточно.
В следующем задании № 5 оценивалась сформированность произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), распределение и переключение внимания. Также важным в данном задании является сохранение в памяти инструкции взрослого и последовательности выполнения задания и учебную мотивацию («На что это похоже?», «Запретные слова»).
уровень группа | высокий | средний | низкий | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
подготовительная гр. № 6 (Я) | 8 | 38% | 12 | 57% | 1 | 5% |
подготовительная гр. № 6(Р) | 5 | 26% | 13 | 69% | 1 | 5% |
Результаты представлены в графике 5 в процентном соотношении.
график 5
Результаты выполнения данного задания отражены в графике 4, из которого видно, что справились с заданием на высоком уровне – 13 человек, на среднем – 25 детей, 2 детей не справились с заданием.
В задании № 6 пространственная ориентация
уровень группа | высокий | средний | низкий | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
подготовительная гр. № 6 (Я) | 5 | 24% | 15 | 71% | 1 | 5% |
подготовительная гр. № 6(Р) | 2 | 10% | 17 | 90% |
Результаты представлены в графике 6 в процентном соотношении.
график 6
Справились с заданием на высоком уровне – 7 детей, на среднем – 32 детей, 1 ребенок не справились с заданием.
В задании № 7 мелкая моторика
уровень группа | высокий | средний | низкий | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
подготовительная гр. № 6 (Я) | 4 | 19% | 17 | 81% | ||
подготовительная гр. № 6(Р) | 3 | 16% | 16 | 84% |
Результаты представлены в графике 7 в процентном соотношении.
график 7
Справились с заданием на высоком уровне – 7 детей, на среднем – 33 детей, детей которые бы не справились с заданием нет.
Последнее задание № 8 Развитие восприятие у детей
уровень группа | высокий | средний | низкий | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
подготовительная гр. № 6 (Я) | 4 | 19% | 17 | 81% | ||
подготовительная гр. № 6(Р) | 3 | 15% | 15 | 80% | 1 | 5% |
график 8
Результаты выполнения данного задания отражены в графике 8, из которого видно, что справились с заданием на высоком уровне – 7 человек, на среднем – 33 детей, 1 ребенок не справились с заданием.
Задание № 9 направлено на внимание
уровень группа | высокий | средний | низкий | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
подготовительная гр. № 6 (Я) | 5 | 24% | 15 | 71% | 1 | 5% |
подготовительная гр. № 6(Р) | 3 | 15% | 15 | 80% | 1 | 5% |
график 9
Результаты выполнения данного задания отражены в графике 9, из которого видно, что справились с заданием на высоком уровне – 8 человек, на среднем – 30 детей, 2 ребенка не справились с заданием.
Последнее задание № 10 направлено на самооценку
уровень группа | высокий | средний | низкий | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
подготовительная гр. № 6 (Я) | 7 | 33% | 13 | 61% | 1 | 5% |
подготовительная гр. № 6(Р) | 2 | 10% | 16 | 84% | 1 | 5% |
график 10
Результаты выполнения данного задания отражены в графике 10, из которого видно, что справились с заданием на высоком уровне – 9 человек, на среднем – 29 детей, 2 ребенка не справились с заданием.
ВЫВОДЫ:
Каждое из 10 заданий оценивалось по 2х бальной шкале. В дальнейшем балльные оценки суммировались, и с учетом корректировочных коэффициентов выводилась уровневая оценка готовности детей к началу регулярного обучения в школе.
На основании полученных данных, результаты готовности детей к школьному обучению среди двух подготовительных групп распределились следующим образом (график 11).
уровень группа | Полная готовность | Условная готовность | Условная неготовность | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
подготовительная гр. № 6 (Я) | 12 | 57% | 8 | 38% | 1 | 5% |
подготовительная гр. № 6(Р) | 6 | 31% | 12 | 64% | 1 | 5% |
Результаты представлены в графике 8 в процентном соотношении.
график 11
Таким образом, из 40 обследуемых выпускников: 18 детей полностью готовы к началу регулярного обучения к школе, имеют I уровень готовности (в среднем 45%). Эти дети усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем работоспособности, у них сформирована произвольная регуляция собственной деятельности.
20 детей имеют II уровень готовности – условно готовы (50%). У этих детей можно отчасти прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недостаточно сформированного регуляторного компонента деятельности. Однако большинство детей смогут адаптироваться к началу обучения (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов.
2 ребенка (5%) условно не готовы к началу регулярного обучения из-за недостаточного психофизиологического развития, низкого уровня усвоения программы подготовительной группы. Эти дети нуждаются в дополнительной коррекционной помощи.
Педагог – психолог Лысякова М.А.
02 мая 2018 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Психологические аспекты влияния типа родительского отношения на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»
В статье рассматривается зависимость детского родительского отношения и психологической готовности детей к школе....
Психологическое сопровождение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
В статье представлена модель деятельности педагога-психолога по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению....
Современные проблемы готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
Готовность к школе — это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в ...
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
В старшем дошкольном возрасте, к 7 годам у ребенка начинают формироваться умения, которые необходимы ему для дальнейшего обучения в школе, и именно поэтому возраст 7 лет считают идеальным для начала ш...
Статья "Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"
Проблеме готовности к школьному обучению посвящено много публикаций и книг. Но данный вопрос до сих пор остаётся актуальным — нет единой точки зрения. По сути, мы имеем дело с казусом: если есть...
Консультация для родителей «Приёмы формирования моторной готовности детей с патологией зрения к школьному обучению»
Cистема занятий не только будет способствовать развитию мелкой моторики, но и поможет организовать общение, познакомит его со свойствами предметов и материалов, с обозначающими их словами, обеспечит в...
Консультативное выступление на родительском собрании "Психологическая готовность детей седьмого года жизни к школьному обучению".
В работе рассматриваются основные показатели психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению, обозначены возможные проблемы ребенка, не готового к обучению в школе, а также, предс...