Мониторинг готовности детей 6-7 лет к школьному обучению
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Лысякова Мария Александровна

 На современном этапе развития  общества перед нами стоит задача дальнейшего преобразования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения данных задач от педагога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе наметить пути коррекционно-развивающей работы. Изучение уровня психического развития детей является основой как для организации всей последующей воспитательно-образовательной работы, так и для оценки эффективности  педагогического процесса в условиях детского сада. Одной из приоритетных  задач ДОУ на сегодняшний день, является создание  системы  мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы, которая  должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ

готовности к школьному обучению детей подготовительных групп

(2017-2018 уч.год.)

        В 2018 г из МБДОУ «Детский сад №28» выпускаются в школу две подготовительные группы в количестве 42 ребенка. В диагностическом обследовании приняли участие 40 детей:

  • подготовительная группа № 6 – 21 детей (Ялунина,5)
  • подготовительная группа № 6 – 19 детей (Р-Люксембург,2)

      Уровень готовности детей к началу обучения в школе выявлялся с помощью программы  Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко «Экспресс-диагностики в детском саду».

      Цель диагностики – обследования: оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности; возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также умением вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.

     Таким образом, оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом. Выделение произвольной регуляции собственной деятельности как первостепенной составляющей готовности ребенка к началу обучения является основой данной программы.

     Скрининг - обследование детей подготовительных к школе групп проводилось в индивидуальной форме (по 1 человеку).

     По итогам скрининг - обследования были получены следующие результаты.      

   

 В задании № 1 оценивались  сведения об окружающем мире, в том числе о родственниках, адресе проживания и знания о себе.

уровень

группа

высокий

средний

низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

подготовительная гр. № 6 (Я)

8

38%

12

57%

1

5%

подготовительная гр. № 6 (Р)

5

26%

13

69%

1

5%

Результаты представлены в графике в процентном соотношении.

   

график 1

  Из графика 1 видно, что 13 детей  справились с данным заданием на высоком уровне, 25 детей – на среднем уровне и 2 ребенка показали низкий уровень выполнения данного задания.

   В задании № 2 оценивалась сформированность представлений о пространственных и временных отношениях;

уровень

группа

высокий

средний

низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

подготовительная гр. № 6 (Я)

5

24%

15

71%

1

5%

подготовительная гр. № 6 (Р)

5

26%

13

69%

1

5%

        

     Результаты представлены в графике в процентном соотношении.

график 2

     Из графика 2 видно, что 10 детей  справились с данным заданием на высоком уровне, 28 детей – на среднем уровне и 2 ребенка показали низкий уровень выполнения данного задания.

В задании № 3 оценивались сформированность навыков пересчета в пределах 10,оценка объема непосредственной слухоречевой памяти, скорости запоминания, полноты отсроченного воспроизведения, а также сформированности понятий цвета и геометрических фигур.

уровень

группа

высокий

средний

низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

подготовительная гр. № 6 (Я)

7

33%

13

66%

подготовительная гр. № 6(Р)

5

26%

13

69%

1

5%

график 3

     Из графика 3 следует, что большинство выпускников 26 детей имеют средний уровень сформированности оцениваемых параметров в данном задании; 12 ребенка – высокий уровень и 1 детей  не справились с заданием.

   В задании № 4 оценивается сформированность  всех видом мышления (словесно-логического, наглядно-логического). Наглядно-действенное преобладает в возрасте до 3-4 лет; образное -становится активным у детей старше 4 лет; логическое  -осваивается детьми в  возрасте 5-6 лет.

уровень

группа

высокий

средний

низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

подготовительная гр. № 6 (Я)

10

47,5%

10

47,5%

1

5%

подготовительная гр. № 6(Р)

3

15%

15

80%

1

5%

       

Результаты представлены в графике  4 в процентном соотношении.

    график 4

13 ребенка показали высокий уровень сформированности мыслительных процессов,25 детей - средний уровень. У 2 детей оцениваемые параметры сформированы недостаточно.

     

В следующем задании № 5 оценивалась сформированность произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), распределение и переключение внимания. Также важным в данном задании является сохранение в памяти инструкции взрослого и последовательности выполнения задания и учебную мотивацию («На что это похоже?», «Запретные слова»).

уровень

группа

высокий

средний

низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

подготовительная гр. № 6 (Я)

8

38%

12

57%

1

5%

подготовительная гр. № 6(Р)

5

26%

13

69%

1

5%

 Результаты представлены в графике 5  в процентном соотношении.

график 5

      Результаты выполнения данного задания отражены в графике 4, из которого видно, что справились с заданием на высоком уровне – 13 человек, на среднем – 25 детей, 2 детей не справились с заданием.

     

 В задании № 6 пространственная ориентация

уровень

группа

высокий

средний

низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

подготовительная гр. № 6 (Я)

5

24%

15

71%

1

5%

подготовительная гр. № 6(Р)

2

10%

17

90%

        

     Результаты представлены в графике 6 в процентном соотношении.

график 6

Справились с заданием на высоком уровне – 7 детей, на среднем – 32 детей, 1 ребенок не справились с заданием.

В задании № 7 мелкая моторика

уровень

группа

высокий

средний

низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

подготовительная гр. № 6 (Я)

4

19%

17

81%

подготовительная гр. № 6(Р)

3

16%

16

84%

        

     Результаты представлены в графике 7 в процентном соотношении.

график 7

Справились с заданием на высоком уровне – 7 детей, на среднем – 33 детей, детей  которые бы не справились с заданием нет.

     

Последнее задание № 8 Развитие восприятие у детей

уровень

группа

высокий

средний

низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

подготовительная гр. № 6 (Я)

4

19%

17

81%

подготовительная гр. № 6(Р)

3

15%

15

80%

1

5%

график 8

Результаты выполнения данного задания отражены в графике 8, из которого видно, что справились с заданием на высоком уровне – 7 человек, на среднем – 33 детей, 1 ребенок не справились с заданием.

   

Задание № 9 направлено на внимание

уровень

группа

высокий

средний

низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

подготовительная гр. № 6 (Я)

5

24%

15

71%

1

5%

подготовительная гр. № 6(Р)

3

15%

15

80%

1

5%

график 9

Результаты выполнения данного задания отражены в графике 9, из которого видно, что справились с заданием на высоком уровне – 8 человек, на среднем – 30 детей, 2  ребенка не справились с заданием.

Последнее задание № 10 направлено на самооценку

уровень

группа

высокий

средний

низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

подготовительная гр. № 6 (Я)

7

33%

13

61%

1

5%

подготовительная гр. № 6(Р)

2

10%

16

84%

1

5%

график 10

Результаты выполнения данного задания отражены в графике 10, из которого видно, что справились с заданием на высоком уровне – 9 человек, на среднем – 29 детей, 2 ребенка не  справились с заданием.

ВЫВОДЫ:

     Каждое из 10 заданий оценивалось по 2х бальной шкале. В дальнейшем балльные оценки суммировались, и с учетом корректировочных коэффициентов выводилась уровневая оценка готовности детей к началу регулярного обучения в школе.

      На основании полученных данных, результаты готовности детей к школьному обучению среди двух подготовительных групп распределились следующим образом (график 11).

уровень

группа

Полная

готовность

Условная

готовность

Условная

неготовность

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

подготовительная гр. № 6 (Я)

12

57%

8

38%

1

5%

подготовительная гр. № 6(Р)

6

31%

12

64%

1

5%

     Результаты представлены в графике 8 в процентном соотношении.

        график 11

              Таким образом, из 40 обследуемых выпускников:  18 детей полностью готовы к началу регулярного обучения к школе, имеют I уровень готовности (в среднем 45%). Эти дети усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем работоспособности, у них сформирована произвольная регуляция собственной деятельности.

      20 детей имеют II уровень готовности – условно готовы (50%).  У этих детей можно отчасти прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недостаточно сформированного регуляторного компонента деятельности. Однако большинство детей смогут адаптироваться к началу обучения (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов.

     2 ребенка (5%) условно не готовы к началу регулярного обучения из-за недостаточного психофизиологического развития, низкого уровня усвоения программы подготовительной группы. Эти дети нуждаются в дополнительной коррекционной помощи.

     Педагог – психолог                                                                                                     Лысякова М.А.

     02 мая 2018 года                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Психологические аспекты влияния типа родительского отношения на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»

В статье рассматривается зависимость детского родительского отношения и психологической готовности детей к школе....

Психологическое сопровождение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

В статье представлена модель деятельности педагога-психолога по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению....

Современные проблемы готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.

Готовность к школе — это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в ...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

В старшем дошкольном возрасте, к 7 годам у ребенка начинают формироваться умения, которые необходимы ему для дальнейшего обучения в школе, и именно поэтому возраст 7 лет считают идеальным для начала ш...

Статья "Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"

Проблеме готовности к школьному обучению посвящено много публикаций и книг. Но данный вопрос до сих пор остаётся актуальным — нет единой точки зрения. По сути, мы имеем дело с казусом: если есть...

Консультация для родителей «Приёмы формирования моторной готовности детей с патологией зрения к школьному обучению»

Cистема занятий не только будет способствовать развитию мелкой моторики, но и поможет организовать общение, познакомит его со свойствами предметов и материалов, с обозначающими их словами, обеспечит в...

Консультативное выступление на родительском собрании "Психологическая готовность детей седьмого года жизни к школьному обучению".

В работе рассматриваются основные показатели психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению, обозначены возможные проблемы ребенка, не готового к обучению в школе, а также, предс...