Консультация для педагогов"Роль устного народного творчества в развитии речи младших дошкольников"
презентация по развитию речи
Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.
Устное народное творчество. является одним из действенных средств воспитания и полноценного развития РЕБЕНКА.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа,
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
С их помощью развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей.
Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в дошкольном возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя малые фольклорные формы.
Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
Так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
Если малые фольклорные формы отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа, они доступны в понимании детям.
При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы:
- Доступность содержания детям младшего дошкольного возраста.
- Познавательная и нравственная значимость.
- Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.
Знакомство малышей с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок, загадок. В начале, при ознакомлении с потешками, сказками, прибаутками можно использовать наглядность (показывая движения по тексту, использовать игрушки, применять пальчиковый театр, настольный и др.)
Работу с потешками в основном можно проводить в режимные моменты.
Во время умывания, причесывания знакомила их с такими песенками: «Водичка-водичка…», «Знаем, знаем да-да-да! Где тут прячется вода! Выходи водица- мы пришли умыться! Лейся на ладошку по-нем-нож-ку.
Во время игры с куклами, девочки пели им колыбельные, с любовью качая своих «дочек»
Некоторые занятия можно провести в форме инсценировок. в процессе ознакомления детей потешками, пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
Знакомя со сказками, учим малышей говорить, как колобок, лисичка, заяц, медведь, курочка, ежик, лягушка, мышка и т. д., в зависимости от того, о ком идет речь в этой сказке. Дети должны видеть лицо, мимику, эмоции. Это помогает понять содержание сказки, отношение к персонажам
Елизавета Ивановна Тихеева. предлагает учить детей отгадывать загадки через наглядность: на стол выставляла несколько игрушек, для каждой игрушки подобрать загадку:
Дети быстро отгадывали, так как загадываемое находится перед его глазами.
В течении года повторно читаю знакомые потешки, стихи, сказки, для того чтобы лучше усвоились и запомнились.
Таким образом, произведения народного фольклора бесценны.
Устное народное творчество – это эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста. Фольклорные произведения вызывают живой интерес и привлекают внимание детей своей краткой формой, яркими поэтическими образами и художественными средствами, вызывают у детей положительные эмоции. Все это вместе повышает эффективность работы по речевому развитию детей, делает речь детей более правильной, выразительной, яркой, мелодичной.
Использование русского фольклора в работе с детьми раннего возраста, это первая, маленькая ступень, ведущая к большому патриотическому чувству - любови к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_ustnogo_narodnogo_tvorchestva_v_razvitii_rechi_detey.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа . Литература должна вводить ребенка: в мир народной мысли народного чувства народной жизни в область народного духа Такой литературой, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.
Устное народное творчество – это действенное средство воспитания и полноценного развития РЕБЕНКА. Возможность использования в работе обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются: загадки, заклички , потешки , прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные .
С их помощью развивается Ф онематический слух Грамматический строй речи Звуковая культура речи Обогащается словарь
При отборе фольклорных произведений на следующие принципы : Доступность содержания Познавательная и нравственная значимость Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.
Знакомство малышей с народным творчеством начинается с потешек , колыбельных песенок, сказок, загадок. Этот речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности, в режимных моментах. В начале, при ознакомлении с потешками , сказками, прибаутками можно использовать наглядность (показывая движения по тексту, использовать игрушки, применять пальчиковый театр, настольный и др.) Знакомство с потешками можно провести в форме инсценировок . В процессе ознакомления детей с потешками , с пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
Знакомя со сказками, учим малышей говорить, как колобок, лисичка, заяц, медведь, курочка, ежик, лягушка, мышка и т. д., в зависимости от того, о ком идет речь в этой сказке. Дети должны видеть лицо, мимику, эмоции. Это помогает понять содержание сказки, отношение к персонажам. Е. И. Тихеева предлагает учить детей отгадывать загадки через наглядность: на стол выставляла несколько игрушек, для каждой игрушки подбирается загадка Дети быстро отгадывают, так как загадываемое находится перед его глазами.
В течении года повторно читаю знакомые потешки , стихи, сказки, для того чтобы лучше усвоились и запомнились. Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Устное народное творчество – это эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста. Фольклорные произведения вызывают -живой интерес и -привлекают внимание детей своей краткой формой, -поэтическими образами и художественными средствами, вызывают у детей положительные эмоции.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"
Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должнопройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложитьнемало усилий, чтобы речь ребенка развивалась...
Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения!...
Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
В консультации рассказывается о значимой роли народного фольклора в развитии речи детей. Детский фольклор стимулирует творческие проявления детей, будит фантазию. Используя детский фолькло...
Консультация для педагогов "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Раннее детство – начало жизни и этот период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. Мы должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду,...
Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
в консультации рассказывается о значимой роли фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...
Консультация для педагогов «Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
laquo;Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»....
- Мне нравится (1)