Методические материалы для педагогов
материал
Документация учителя-дефектолога
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»:
Заведующий МБДОУ «Детский сад № »
______________/______________/
(приказ №__ от 18.08.2016 год)
«18» августа 2016 год
Номенклатура дел учителя-дефектолога (02-20)
Индекс дела | Наименование дела | Срок хранения документа |
02-20-01 | Нормативно-правовая документация учителя-дефектолога | До замены |
02-20-02 | Годовой план работы | 1 год |
02-20-03 | Календарно-тематическое планирование | 1 год |
02-20-04 | Ежедневное планирование непрерывной образовательной (коррекционно-развивающей ) деятельности | 1 год |
02-20-05 | Паспорт комплексного материально-технического обеспечения кабинета учителя-дефектолога. | До замены |
02-20-06 | Список литературы | До замены |
02-20-07 | График работы | 1 год |
02-20-08 | Циклограмма рабочего времени | 1 год |
02-20-09 | План профессионального самообразования | 1 год |
02-20-10 | Журнал учета консультаций с родителями и педагогами | 5 лет |
02-20-11 | Индивидуальная карта развития ребенка | 5 лет |
02-20-12 | Журнал учета посещаемости НОД | 1 год |
02-20-13 | Диагностическое обследование уровня развития детей группы комбинированной направленности | 5 лет |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»:
Заведующий МБДОУ «Детский сад № »
____________/Ф.И.О заведующего /
(приказ №___ от 18.08.2016 г.)
«18» августа 2016 год
График работы
учителя-дефектолога МБДОУ «Детский сад № ... »
Ютановой О.П.
на 2016-2017 учебный год
День недели | Время работы | Форма работы |
Понедельник | 9:00-13:00 | Индивидуальная и подгрупповая НОД |
Вторник | 9:00-12:00 12:00-13:00 | Индивидуальная и подгрупповая НОД Консультации для педагогов (по запросу) |
Среда | 9:00-13:00 | Индивидуальная и подгрупповая НОД |
Четверг | 14:00-18:00 | Индивидуальная и подгрупповая НОД Консультации для родителей (по запросу) |
Пятница | 9:00-13:00 | Индивидуальная и подгрупповая НОД |
Предварительный просмотр:
Шапка учреждения
«Утверждаю»:
заведующий МБДОУ «Детский сад № ...»
__________ Ф.И.О. заведующего
Приказ № 18 от 14.08.2015г.
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающей работы
учителя-дефектолога Ютановой Ольги Павловны
на 2015-2016 учебный год
Иваново-2015
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание | Совместная деятельность с учителем-дефектологом | Интеграция образовательных областей | Результат, примечание |
Сентябрь | 1-2 неделя | Диагностическое обследование | Сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры нервно-психического и речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. | |||
Сентябрь | 3 неделя | Здравствуй детский сад | Знакомство с детским садом как ближайшем социальном окружением воспитанника. | Коммуникация, социализация, познание. | ||
4 неделя | Игрушки (знакомство) | Формирование знаний воспитанников об игрушках, закрепление знаний о знакомых игрушках- мяче, кукле, пирамидке, машинке, формировать обобщающее понятие «игрушки», учить подбирать картинки к каждой игрушке, учить различать основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), учить находить игрушки заданного цвета по просьбе взрослого, стимуляция речевой деятельности воспитанника, развивать внимание, память, мышление, развивать умение находить, показывать одинаковые игрушки, называть их, используя слова «такой же», «такая же». | Дидактические игры «Что это?», «Возьми не ошибись», «Что у кого?», «Что у нас ?», «Один-много», «Подумай и покажи», «Найди и покажи», «Разрезные картинки», «Большой -маленький», «Наведем порядок», «Где большой, где маленький?», «Чудесный мешочек» | Коммуникация, социализация, познание, ФЭМП | ||
Октябрь | 1-2неделя | Игрушки | Закреплять обобщающее понятие «игрушки», формировать понятия «один-много», «большой- маленький», расширять словарь по теме, развивать психические процессы, общую и мелкую моторику, воспитывать умение слушать слова дефектолога, выполнять простые речевые инструкции, стимулировать речевую деятельность воспитанника, учить бережно относится к игрушкам, формирование элементарных математических представлений. | Дидактические игры «Что это?», «Возьми не ошибись», «Что у кого?», «Что у нас ?», «Один-много», «Подумай и покажи», «Найди и покажи», «Разрезные картинки», «Большой -маленький», «Наведем порядок», «Где большой, где маленький?», «Чудесный мешочек», театр игрушек «Игрушки любят петь песенки» | Коммуникация, социализация, познание. | |
3 неделя | Части лица и тела | Узнавать и называть части тела и лица, расширять словарь по теме, развивать психические процессы (внимание, память. мышление), развивать мелкую и общую моторику, учить выполнять действия в соответствии с текстом, воспитывать умение внимательно слушать педагога. | «Кукла в гости к нам пришла», «Подумай и покажи», «Искупаем куклу», «Зеркало», «Ты на куклу посмотри, части тела назови». | Коммуникация, социализация, познание. | ||
4 неделя | Огород. Овощи | Познакомить воспитанников с овощами, с местом их выращивания, способствовать формированию сенсорных эталонов формы, величины, цвета, упражнять в обследовании основных свойств овощей, способствовать развитию познавательного интереса, развитие психических процессов, развитие общей моторики и ручного праксиса, воспитывать умение общаться со взрослым в процессе совместной деятельности, воспитывать познавательный интерес к окружающему. | Дидактические игры: «Овощи-фрукты», «Сварим борщ и компот», «Кузовок», «Грузовик», «Что это», «Угости зайку», «Чудесный мешочек», «Подумай и покажи», «Раз, два, три, что купили назови», «Угощение». | Коммуникация, социализация, познание. | ||
Ноябрь | 1-2 неделя | Сад. Фрукты | Познакомить воспитанников с фруктами, с местом их выращивания, способствовать формированию сенсорных эталонов формы, величины, цвета, упражнять в обследовании основных свойств фруктов, способствовать развитию познавательного интереса, развитие психических процессов, развитие общей моторики и ручного праксиса, воспитывать умение общаться со взрослым в процессе совместной деятельности, воспитывать познавательный интерес к окружающему. | |||
Ноябрь | 3-4 неделя | Фрукты (продолжение) | Познакомить воспитанников с фруктами, с местом их выращивания, способствовать формированию сенсорных эталонов формы, величины, цвета, упражнять в обследовании основных свойств фруктов, способствовать развитию познавательного интереса, развитие психических процессов, развитие общей моторики и ручного праксиса, воспитывать умение общаться со взрослым в процессе совместной деятельности, воспитывать познавательный интерес к окружающему. | «Подумай и покажи», «Что это», «Один-много», «Кто скорее соберет», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Сварим компот и варенье» | Коммуникация, социализация, познание. | |
Декабрь | 1 неделя | Одежда | Формировать элементарные представления об основных предметах одежды, учить показывать предметы одежды, находить детали одежды, расширять словарь по теме: платье, рубашка, шорты, юбка, кофта, брюки, развивать психические процессы, общую и мелкую моторику, воспитывать положительное отношение к занятиям, воспитывать умение взаимодействовать со взрослым в процессе совместной деятельности. | «Найди пару», «Что лишнее?» , «Покажи предмет одежды», «Что надела Таня, что надел Ваня?», «Разрезные картинки», «На себя посмотри, свою одежду покажи», игра «Магазин», «Где покупают одежду?», «Наши покупки» | Коммуникация, социализация, познание. | |
Январь | 1-2 неделя | Промежуточная диагностика | Выявление динамики развития воспитанника, его успешности в освоении коррекционно- развивающей программы . | |||
3- 4неделя | Посуда | Формировать знания воспитанников о посуде, познакомить с составными частями предметов, развитие психических процессов, стимуляция речи, развитие познавательной активности, общей и мелкой моторики, формирование элементарных математических представлений. | Дидактические игры «Что лишнее?», «Чего не стало?», «Угадай, какая посуда», «Угадай, какая посуда спряталась». Подвижные игры «Мы устали, засиделись», «Найдите посуду», «Кто скорее принесет посуду», «Играем с красивой посудой». | Коммуникация, социализация, познание, ФЭМП | ||
Февраль | 1-2 неделя | Семья | Формировать представление у воспитанников о семье, ее составе. | Сюжетно-ролевая игра с использование дидактического пособия семья. | Коммуникация, социализация, познание. | |
3-4 неделя | Домашние животные | Знакомить детей с домашними животными с помощью использования игрушек, картинок, презентаций, дидактических игр (кошкой, собакой, коровой), узнавать и называть этих животных и их детенышей, показывать и называть части тела домашних животных, учить имитировать звукоподражания, способствовать развитию познавательного интереса, развитие общей моторики, развитие мелкой ручной моторики, зрительно- двигательной координации и тактильной чувствительности рук, развитие психических процессов: восприятия (зрительного, тактильного, слухового), памяти, наглядно-действенного мышления, творческого воображения, стимулировать речевую активность. | Дидактические игры «Кто что ест?», «Найди детенышам их мам», «Кого не стало?», «Где живут?» , «Кто у бабушки, у дедушки живет?», «Парные картинки», «Посмотри и покажи», «Маленький, большой, побольше», «У кого какой дом?», «Строим, строим, строим, дом». | Коммуникация, социализация, познание. | ||
Март | 1-2 неделя | Детеныши домашних животных | Формировать понятие «детеныши домашних животных», закреплять понятие «домашние животные», расширять словарь по теме, развитие психических процессов, стимуляция речевой деятельности, развитие мелкой и общей моторики, формирование элементарных математических представлений, воспитывать навыки культурного поведения, любовь к животным | Дидактическая игра «Малыш потерялся», «Покажи и назови», «Найди свою маму», «Парные картинки», «Кто это?», «Кто как кричит?» , «Детеныши потерялись» | Коммуникация, социализация, познание. | |
3-4 неделя | Дикие животные | Учить внимательно рассматривать изображения диких животных, показывать и называть их. Учить имитировать звукоподражания диких животных, побуждать речевую деятельность. | Дидактические игры «Кого не стало?», «Где живут?» | Коммуникация, социализация, познание. | ||
Апрель | 1 неделя | Птицы | Знакомить с птицами, дать представление о частях тела птицы, знакомить с детенышами птицы, развитие познавательной активности, психических процессов, мелкой и обей моторики, стимуляция речевой активности. | Дидактические игры «Один-много», «Кто как кричит». | Коммуникация, социализация, познание. | |
2 неделя | Домашние птицы | Знакомить детей с домашними птицами, дать представление о частях тела птицы, обучать звукоподражанию, развитие познавательной активности, психических процессов, развитие общей моторики, ручного праксиса. | Дидактические игры «Подумай и покажи», «Один-много», «Сосчитай». | Коммуникация, социализация, познание. | ||
3-4 неделя | Транспорт | Дать представления о транспорте, развитие психических процессов, мелкой и общей моторики, развитие познавательной активности, стимуляция речевой деятельности, формирование элементарных математических представлений. | «Подумай и покажи», «Парные картинки», «Разрезные картинки», «Один-много», «Разноцветные машинки», «Большой-малентуий». | Коммуникация, социализация, познание. | ||
Май | 1-2 неделя | Итоговая диагностика |
Предварительный просмотр:
ЗРИТЕЛЬНЫЙ СКРИНИНГ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Зрительный скрининг – прослеживание за развитием зрения по мере роста ребенка.
В основе скрининга лежат наблюдения родителей за развитием зрения ребенка и несколько простых тестов.
ВОЗРАСТ | НАБЛЮДЕНИЕ И ТЕСТЫ | ОТКЛОНЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОЖНО ВЫЯВИТЬ |
Новорожденные | Зрачковый рефлекс на свет. Среды прозрачные. | Колобома радужной оболочки, непрозрачность роговицы и хрусталика, косоглазие. |
0 – 3 месяца | Развитие движений глаз, зрительный контакт, улыбка при общении, слежение глазами за предметом на близком расстоянии. | Плавающие движения глаз, косоглазие. |
4 – 6 месяцев | Смотрит на руки, соединяет руки на средней линии тела, внимательно наблюдает, узнает удаленные предметы. | Катаракта может стать более плотной, что сильнее ухудшает зрение. Косоглазие может быть связано с ретинопатией недоношенных или опухолью сетчатки. |
7 – 10 месяцев | Периферическое зрение симметрично, замечает крошки хлеба, хватает их кончиками пальцев. Тесты: на косоглазие, прослеживание взглядом за предметом. | Косоглазие. У детей с высокой гиперметропией не всегда развивается косоглазие, но они не интересуются маленькими объектами. |
1 – 2 года | Узнает людей на расстоянии, интересуется книгами и рисунками. | Косоглазие, отсутствие интереса при обучении с помощью зрения. |
3 – 4 года | Называет картинки и тестовые символы вблизи и на расстоянии, острота зрения симметрична. | При некоторых наследственных болезнях глаз нарушается ночное зрение. |
5 – 6 лет | Зрение, подобное зрению взрослых, но могут быть трудности в случае предъявления сгруппированных изображений. | Снижение остроты зрения при некоторых наследственных болезнях. |
КАЖДЫЙ РЕБЕНОК С ОТКЛОНЕНИЕМ ОТ НОРМЫ ПО СКРИНИНГОВОМУ ТЕСТУ
ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБСЛЕДОВАН ОФТАЛЬМОЛОГОМ
Предварительный просмотр:
Перечень коррекционно-развивающих программ
учителя-дефектолога
№п/п | Автор | Название программы |
1 | М. Питерси, Р. Триллор | «Маленькие ступеньки»Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. М., Ассоциация Даун Синдром, 1997г.- 167стр. |
2 | Д. Мартин, Д. Аттермиер | Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. «Каро», 2005г. |
3 | Е.О. Смирнова, С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова | «Первые шаги». Программа воспитания и развития детей раннего возраста. Москва, «Мозаика-Синтез», 2007г. |
4 | А.А. Цыганок, А.Л. Виноградова, И.С. Константинова | Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий, Москва «Теринф», 2006г. |
5 | Е.А. Екжанова, Стребелева Е.А. | Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Москва «Просвещение», 2005г. |
Предварительный просмотр:
- Анкета для раннего определения нарушения слуха у детей
Применение анкеты позволит более точно определить патологию слуха в раннем детском возрасте или даже в период новорожденности, а значит, наметить превентивные мероприятия.
Ф.И. Ребенка_____________________________________________________________________
Дата рождения_______________________
№ | Вопросы | Ответы |
1 | Вздрагивал ли Ваш ребенок от громких звуков в первые 2—3 нед. жизни? | |
2 | Появлялось ли замирание ребенка на голос при звуке чьих-либо голосов в возрасте 2—3 нед.? | |
3 | Оборачивался ли ребенок в возрасте 1 мес. на звук голоса позади него? | |
4 | Поворачивал ли голову ребенок в возрасте 4 мес. в сторону звучащей игрушки или голоса? | |
5 | Оживлялся ли ребенок в возрасте 4 мес. при звуках голоса матери? | |
6 | Реагировал ли ребенок в возрасте 1,5—6 мес. криком или широко открывая глаза на резкие звуки? | |
7 | Было ли гуление у ребенка в возрасте 2—4 мес.? | |
8 | Переходило ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4—5 мес.? | |
9 | Замечали ли Вы у ребенка появление нового (эмоционального) лепета как реакцию на появление родителей? | |
10 | Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах? | |
11 | Замечали ли Вы у ребенка в возрасте 8—10 мес. появление новых звуков, и каких? |
Дата заполнения_____________
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности. Сборник методических материалов для педагогов образовательных организаций.
В сборник вошли методические материалы, используемые педагогом-психологом для осуществления психолого-педагогического сопровождения педагогов, работающих в инновацион...
Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)
Составители: Аксютенко О.С., Боровская З.Н., Грязева Н.М., Княжевская И.В., Концевая О.Ю., Лишаева Л.А., Лукашова Н.В., Серкова М. А. В сборнике представлены материалы, необходимые для организации и о...
Методические материалы для педагогов, работающих с детьми с РАС на тему "Природа аутизма"
В данной статье дается ответ на вопрос: Какова природа аутизма?...
Методические материалы для педагогов и родителей "LEGO и речь"
Методические материалы будут полезны для педагогов и родителей...
Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)
Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования(в соответствии с требованиями ФГОС ДО)...
Статья "Почему дети нас не слышат?"( Сборник методических материалов ГМО педагогов, работающих с дошкольниками за 2022 - 2023 год. БОУДО г.Омска "Центр творчества "Созвездие"
Статья посвящена проблемам слухового восприятия дошкольников и методам их решения. Рассматривается такое явление как "шизофония", нарушения обработки слуховой информации. В статье даны реком...
Методические материалы для педагогов "Дидактическая игра как средство создания выразительного образа в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста".
Методические материалы для педагогов "Дидактическая игра как средство создания выразительного образа в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста"....