Статья "Почему дети нас не слышат?"( Сборник методических материалов ГМО педагогов, работающих с дошкольниками за 2022 - 2023 год. БОУДО г.Омска "Центр творчества "Созвездие"
статья по музыке (подготовительная группа)
Статья посвящена проблемам слухового восприятия дошкольников и методам их решения. Рассматривается такое явление как "шизофония", нарушения обработки слуховой информации. В статье даны рекомендации по профилактике последствий шизофонии, упражнения и игры на развитие слухового внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_deti_nas_ne_slyshat.docx | 23.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Почему дети нас не слышат?
Юр Марина Георгиевна,
музыкальный руководитель
БДОУ г. Омска «Детский сад No165»
В настоящее время наблюдается постоянный рост количества детей,
имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одной из причин таких
нарушений, как нам кажется, является слабо развитое слуховое восприятие.
Такие дети не могут понять, что они слышат, если присутствует фоновый
шум; с трудом вспоминают, что им сказали; не могут выполнить инструкции в
три и более действия, а могут выполнять их только пошагово; имеют слабое
внимание; в школе страдают от проблем с чтением и правописанием. Им нужно
больше времени для обработки и усвоения информации. Эти отклонения
негативно сказываются впоследствии на процессе обучения в школе.
Слуховое восприятие – одна из фундаментальных сторон развития человека.
Только благодаря такому восприятию люди владеют речью, лучше
ориентируются в пространстве, воспринимают интонацию, музыку, отчетливее
понимают происходящее.
Слуховое восприятие состоит из нескольких компонентов: ритмического,
тембрового, динамического, временного, пространственного, фонематического.
Сензитивный период развития слухового восприятия – это младенческий, ранний
и младший дошкольный возраст. Ближе к 5- 6 годам формируется
фонематический слух. За развитие неречевого слуха, воспринимающего и
различающего звуки природы, музыки, различных предметов и бытовых явлений,
отвечают вторичные поля височной коры правого полушария мозга. За развитие
речевого слуха (фонематического) – левого полушария. Развитие
фонематического слуха невозможно без развития неречевого, речевой слух
базируется на втором.
Почему же дети, не имеющие заболеваний и патологий органов слуха, имеют
слабое слуховое восприятие?
Как ни странно это звучит, но одной из причин этого может оказаться
музыка. Сегодня мы слышим ее везде: на улице, в транспорте, в магазине, дома,
хотим мы этого или нет. Социальная среда и жизнь стали иными. Меняется и роль
музыки в современном мире, и ее восприятие. Изменяется расстановка и функции
участников музыкальной коммуникации: композитора, исполнителя, слушателя,
педагога, чему способствует новая форма распространения музыки. Согласно
теории Е.В. Назайкинского эта форма отличается акустической фиксацией
музыки, обеспеченным техническими средствами разрывом между исполнением
музыки и восприятием ее слушателем. Этот разрыв может быть и
пространственным, и временным; в результате триада «сочинитель – исполнитель
– слушатель» распадается полностью. Музыку можно слушать и воспроизводить в
любых ситуациях, музыка не нуждается в привлечении исполнителя и даже
создателя, она может быть создана без них. Коммуникационная цепь становится
полностью виртуальной. Музыка теряет временные и пространственные рамки –
она может воспроизводиться где угодно и когда угодно, такая система не
нуждается в прослушивании до конца, музыку можно остановить в любой момент
36
и начать с какого угодно места. Место музыкальных произведений занимают
фрагменты. Слушатель становится не частью воспринимаемой публики как его
составляющая, а превращается в индивидуального потребителя, остается один.
Также возникает явление, известное как «шизофония». Впервые этот термин
был введен канадским композитором и педагогом Р. Мюрреем Шафером.
Шизофония - это реальный разрыв (или переброс) звуковолнового процесса.
Происходит он либо в пространстве (и тогда его мерой становятся десятки, а
нередко и сотни тысяч километров), либо во времени (иногда на десятки лет),
либо одновременно в привычных координатах. До момента разрыва звук есть, его
можно услышать. В шизофонической зоне он недоступен для человеческих ушей,
а потом возникает снова. Физически этот разрыв осуществляется с помощью
аудиоаппаратуры, техники радио, звукозаписи и т.п.
Человек в наушниках слушает музыку на ходу, воспринимая окружающее
пространство всеми органами чувств, причем пространство снаружи –
динамическое, постоянно меняющееся (в отличие от ситуации, когда человек
находится в концертном зале, или слушает музыку дома). Возникающее
несоответствие слухового сенсорного потока от других рецепторов отрицательно
влияет на нервную систему человека. Шизофония – явление сравнительно новое и
пока что недостаточно хорошо изученное, но уже по названию, которое дали ей
специалисты, можно предположить, что они опасаются ее негативного влияния на
психику.
Музыка, отделившись с помощью электроакустической техники от своего
источника, все же несет с собой свое физическое пространство, несовместимое с
пространством новой, например, природной среды. Это пространство концертной
студии звукозаписи с ее акустическими реверберационными параметрами. Более
или менее продолжительное вслушивание позволяет улавливать эти
характеристики и ведет к неприятному ощущению двойственности,
противоречивости — наложения студийного пространства на природное.
Воспитанное миллионами лет слуховое постижение пространства терпит здесь
большие муки, и хотя рассеянно слушающие музыку люди улыбаются и шутят, их
периферический пространственный слух постепенно атрофируется, отказываясь
решать почти бессмысленные задачи, его возможности сокращаются.
На физическом и психофизиологическом уровнях можно констатировать
пространственный диссонанс - своего рода "шизотопию", особенно заметную при
стереофоническом воспроизведении музыки. Известно, что звукозапись
заключает в себе кроме самой художественной ткани произведения богатейшую
информацию о ситуации исполнения: о взаимном расположении публики и
музыкантов (солистов, оркестра, хора), о чутком, гулком и просторном
концертном зале, наполненном специфическими шорохами, шелестами,
восторженной внимательной тишиной, определяемой образным выражением
"дыхание зала". Но даже и плохая монофоническая запись непременно отражает
характер пространства, в котором впервые была осуществлена. Именно это слитое
с музыкой звуковое пространство при слушании записей, как правило, и приходит
в диссонанс с пространством зрительным.
Глаз не подтверждает тех ощущений, которые для уха рождаются звучанием. В
домашних условиях, например, резонанс концертного зала никак не соответствует
37
зрительно воспринимаемым размерам комнаты.
С наушниками еще сложнее. Ведь при наклонах и поворотах головы слышимый
концертный зал волшебным образом накреняется, поворачивается, чего в
действительности быть не может. И тут возникает почти неосязаемый
физиологический дискомфорт, подобный воздействию морской качки на
вестибулярный аппарат, вызывающей тошноту и сердцебиение. Дело, конечно, не
доходит до морской болезни. Но тем коварнее эффект. Человек с наушниками,
идущий по улице шумного города, счастлив, что вместо рева машин слышит
музыку. Но что это значит?
Да то, помимо всего прочего, что через городской шум и пространство,
воспринимаемое, конечно, и глазом, и ногами, и вестибулярным аппаратом - через
все это человек несет навязываемое слуху другое пространство и другой шум,
выключая тем самым ухо из ансамбля всех остальных органов ориентации. А
такое выключение усиливает автономию слуха, неуклонно приближает ее к
опасной черте, за которой таится новая угроза - распад природных связей органов
чувств.
Как же избежать негативных последствий перечисленных явлений? Как
сохранять и развивать слуховое восприятие у детей? Мы предлагаем Вам
несколько игр и упражнений, направленных на решение этих задач.
Общие рекомендации:
наполнить предметно – развивающую среду группы музыкальными
игрушками, звучащими сюжетно – образными игрушками, дидактическими
играми со звуковыми сигналами;
посещать концерты, театральные действия с «живой» музыкой;
читать детям, изменяя тон, динамику, скорость, голос;
петь детям небольшие стихи, потешки;
включать в наблюдения на прогулке задания, направленные на развитие
слухового восприятия ( Как поют птицы? Где? Как капают сосульки? Как
скрипит снег? Как шуршат листья? и т.п.);
обогащать словарь и активизировать в речи детей глаголы, обозначающие
звучание (стучит, рычит, звенит, шуршит, поет, булькает, свистит, хрустит
и т.д.);
давая задания и инструкции проговаривать их четко и медленно.
Игры для младших дошкольников.
«Чей голос?» Рассказать (прочитать) сказку, где каждый герой обладает
характерно выраженным тембром («Теремок», «Три медведя»). Угадать, кто
говорит, произнося голосом героя нейтральную фразу, например: «Идет снег,
скоро Новый год».
«Кто как говорит» Звукоподражательные игры: на имитацию звуков
животных – как мяукает кошка? Лает собака? Мычит корова? На имитацию
звуков природы – как капает дождик? Как дует ветер? Как шуршат листочки?
На имитацию бытовых звуков – как сигналит машина? Стучит молоток? Гудит
паровоз? Звенит звонок?
38
«Громко, тише, тихо» - играть на детских музыкальных инструментах
(маракасы, бубны) сначала громко, затем тише и тихо.
«Узнай инструмент». Познакомить с инструментами барабан, маракас,
бубен, колокольчик, дудочка. Так как для детей младшего возраста очень важна
чувственно – двигательная о пора, дать возможность поиграть на инструментах.
рассмотреть их. После знакомства и неоднократного действия с инструментами,
попросить узнать по звуку и показать движением (встряхиваем погремушку,
играем палочками на барабане), или озвучить услышанное - бум бум (барабан),
динь динь (колокольчик), ду ду ду (дудочка).
Игры и упражнения для старших дошкольников:
Разложить: в баночку – шарики, марблзы; в спичечную коробку – горох,
крупу; в пластиковую коробочку – болты, гвоздики. Прослушать,
обсудить с детьми, что и как звучит в какой упаковке. Потом дети по слуху
угадывают, что и где лежит. Интенсивность встряхивания педагог меняет,
что изменит динамику звука.
Предложить детям закрыть глаза и сосредоточиться на окружающих звуках
(2 – 3 человека). Спросить каждого, что он слышал? (машины, голоса, стук
двери, птиц и т.д.). Затем повторить (слух детей обостряется) и снова
спросить, что каждый слышал.
«Рисуем звуки» Слушая, дети рисуют звуки по длительности – короткие
короткими полосками, длинные – длинными.
«Понимаем звуки» Кто это? (сигнал машины) Почему сигналит машина?
Кто это? (лай собаки) Почему собака лает? И т.д.
«Закрытое лото» (любое лото). Педагог не показывая карточки детям,
называет изображения, меняя каждый раз динамику голоса. Дети ориентируются
только на названия, прислушиваясь.
«Испорченный телефон». Дети передают друг другу шепотом на ухо фразу из
2 – 3 слов. Фраза должна дойти до последнего ребенка в первоначальном виде.
«Объедини». Предложить детям объединить картинки одним звуком.
Например: телефон, будильник, колокольчик (звонят), снег, дверь (скрипят),
собака, лев, тигр (рычат) и т.п.
«Нарисуй звуки (предметы), которые ты слышал».
«Банки». Налить в стеклянные банки разное количество воды. Постучать по
ним ложкой. Определить баночку с самым тонким (высоким) звуком, самым низким.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности. Сборник методических материалов для педагогов образовательных организаций.
В сборник вошли методические материалы, используемые педагогом-психологом для осуществления психолого-педагогического сопровождения педагогов, работающих в инновацион...
Сборник методических материалов по результатам работы городского методического объединения педагогов, работающих с дошкольниками за 2016 - 2017 учебный год.
В сборнике представлены программно-методические материалы, разработанные с учетом современных ФГОС дошкольного образования, рекомендации, статьи, конспекты занятий, подготовленные участника...
Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)
Составители: Аксютенко О.С., Боровская З.Н., Грязева Н.М., Княжевская И.В., Концевая О.Ю., Лишаева Л.А., Лукашова Н.В., Серкова М. А. В сборнике представлены материалы, необходимые для организации и о...
Методические материалы для педагогов, работающих с детьми с РАС на тему "Природа аутизма"
В данной статье дается ответ на вопрос: Какова природа аутизма?...
Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)
Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования(в соответствии с требованиями ФГОС ДО)...
Методическая разработка «Сборник методических материалов по военно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Методическая разработка по военно-патриотическому воспитанию с детьми 5-7 лет в дошкольной образовательной организации представляет собой серию заметок по формированию развивающей предметно-пространст...
Методическая разработка «На поиски настроения» ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМФОРТ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ (сборник практических материалов) для педагогов-психологов, работающих с детьми дошкольного возраста)
Данное методическое пособие посвящено проблеме обеспечения физического, психоэмоционального и морального комфорта, создания психоэмоционального климата детей дошкольного возраста и предназначено...