Социальный проект «Мой родной город»
проект

Перевалова Ирина Дмитриевна

Социальный проект «Мой родной город»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt_moy_rodnoy_gorod.docx53.36 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект «Мой родной город»

В соответствии с годовым планом деятельности в МБДОУ «Детский сад № 5»  в период с сентября 2017 года по август 2018 года был реализован  социальный проект «Мой  родной город», участниками которого стали педагоги, дети подготовительных к школе групп,  их родители.

Цель реализации проекта: Создать условия для расширения представлений о родном городе и формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством социального проекта «Мой родной город».

В начале работы над проектом был проведен опрос по выявлению знаний детей старшего дошкольного возраста о родном городе. Результаты показали, что большинство детей не знают исторического прошлого своего города (83%), его достопримечательностей (68%), учитывая эти результаты, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Способствовать проявлению познавательного интереса у старших дошкольников к прошлому и настоящему родного города,  расширять представления о родном городе, его главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках, известных людях.
  2. Развивать у старших дошкольников аналитическое мышление, творческие, коммуникативные  способности в процессе ознакомления с историей возникновения, традициями, предприятиями, природными объектами, историческими памятниками города.
  3. Воспитывать  у  старших  дошкольников  патриотические чувства: интерес к родному городу,  ярким событиям его прошлого и настоящего, любовь к природе родного края, ценностное отношение к достопримечательностям города, уважение к людям, которые трудятся и прославляют родной город.  
  4. Вовлечь родителей в совместную познавательно-исследовательскую, творческую деятельность с детьми в процессе  реализации проекта.
  5. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах применения  современных технологий и методов в патриотическом воспитании старших дошкольников («Путешествие по реке времени», «Модель трех вопросов», «Гость группы», «Детско-родительский квест» и др.).
  6. Организовать взаимодействие с социальными партнерами МБУК «Усольский историко-краеведческий музей», МБУК «Центральная библиотечная система» с целью реализации проекта.
  7. Осуществлять ежемесячное информирование общественности о ходе реализации проекта посредством официального сайта  МБДОУ № 5 и других способов информирования.

Организационный этап включал в себя разработку паспорта и перспективного плана работы по социальному проекту «Мой родной город»;  интерьюирование детей и анкетирование родителей с целью изучения имеющихся  представлений у старших дошкольников и их  родителей о родном городе.

Основной этап включал реализацию перспективного плана по следующим ежемесячным темам:

  1. «Родной город: история возникновения города и его основатели». Знакомство с городом мы начали с занятия по образовательной технологии «Путешествие по реке времени» Н.Коротковой.  Педагоги вместе с детьми отправились в прошлое нашего города, познакомили ребят с его основателями – братьями Михалевыми, узнали о месте возникновения первых поселений, о добыче соли на острове Варничном. Закрепляли полученные  знания с помощью панно «Река времени», разделившись на две команды, дети воссоздали историю возникновения  и развития города. Первая команда выбирала и размещала фотографии современного города, вторая – старого.
  2. «Родной город: символика». С помощью модели «Трех вопросов» педагоги выяснили у детей «Кто и как может помочь узнать о главных символах нашего города?». Дети предложили пригласить работника краеведческого музея. Данное занятие было проведено в формате «Гость группы». Матузкова Н.П., заведующая отделом эксурсионно-массовой работы МБУК «Усольский историко-краеведческий музей»,  с помощью мультимедийной презентации  рассказала  о гербе, флаге нашего города, об истории произошедших в них изменений. В рамках данной темы также были оформлены центры патриотического воспитания в подготовительных группах, основное содержание которых составлял наглядный материал о родном городе и крае, изготовленный руками детей и педагогов. Например, герб города, выполненный в технике «пластилинография».
  3. «Родной город: достопримечательности». Для реализации данной темы педагоги Учреждения создали методическое пособие «Достопримечательности города Усолье-Сибирское», в котором собраны: информационные справки о всех достопримечательностях города (дата создания памятника, фио скульптора, описание памятника и др.), разработаны конспекты экскурсий к данному памятнику, подобрана детская художественная литература для предварительного чтения по тематике памятника. Основное содержание данной темы – проведение экскурсий (пеших и автобусных) к достопримечательностям города.
  4. «Родной город: проспекты и улицы». Созданием макетов «Микрорайны города», «Памятники города» завершилась работа по изучению данной темы с детьми. Ребята узнали, в честь каких горожан и с какими событиями связаны названия главных улиц города. Родители воспитанников составили буклеты на тему «Семейные маршруты по г.Усолье-Сибирское», которые позволяют подчерпнуть информацию  о городе и составить план выходного дня.
  5. «Родной город: известные люди».  Встречи с известными людьми (спортсменами, музыкантами, художниками, педагогами) были организованы как в стенах Учреждения, в формате «Гость группы», так и непосредственно на рабочем месте известного горожанина (в спортивной школе, администрации, художественной школе).
  6. «Родной город: труд горожан». Даная тема была закреплена с помощь семейной викторины «Труд горожан», в которой четыре детско-взрослые команды продемонстрировали знания о предприятиях города. Викторина была подготовлена и проведена библиотекарями МБУК «Центральная библиотечная система».

Реализацию проекта мы осуществляли с помощью интеграции следующих видов детской деятельности: познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой, изобразительной, музыкальной, трудовой и др. Интегрированный подход дал возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Интеграция способствовала формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышала эффективность воспитания и развития детей, побуждала их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.  Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей мы формировали у детей более глубокие, разносторонние знания; целостное представление о городе, в этом нам активно помогали наши социальные партнеры учреждения культуры города: МБУК «Усольский историко-краеведческий музей» и МБУК «Центральная библиотечная система». С их помощью были организованы: тематические занятия «Главные символы города», автобусные экскурсии по улицам и достопримечательностям города, семейные викторины.

 В рамках интегрированного подхода были использованы разнообразные формы работы: экскурсии на соляной источник, курорт «Усолье»; создание макетов; составление маршрутов  выходного дня к достопримечательностям города;  выставка рисунков «Любимые места моего города»; встречи с известными людьми (спортсменами, музыкантами, художниками, педагогами); смотр-конкурс центров патриотического воспитания, презентация методического пособия «Достопримечательности  города Усолье-Сибирское», семейная викторина «Труд горожан», детско-взрослая акция «Чистый город – чистый берег!» и др.

Главным результатом реализации социального проекта «Мой родной город»  и наиболее действенной формой интегративного обучения стало проведение детско-родительского квеста «Знай и люби свой город». Для детей подготовительных к школе групп и их родителей  был разработан увлекательный квест-маршрут. Педагоги 4-х подготовительных к школе групп в социальной сети Viber  создали  группы «Квест «Знай и люби свой город»», откуда происходила рассылка заданий. В ходе выполнения задания первого этапа  - «Усольский герб», всеми детьми был составлен герб из отдельных частей, сфотографирован  и прислан в личный Viber педагогов. Результат каждого участника заносился в таблицу, вывешенную в приемнике группы. Второй этап  квеста  - «Выполнить задания из маршрутного листа и узнать звание А.Н.Уватова».   Несмотря на холодную погоду и сильные порывы ветра все участники выполнили задание -  дошли до памятника Герою Советского Союза А.Н. Уватову, возложили цветы к Вечному огню.  Подтверждением этого стали фотографии  присланные в  Viber педагогам. В бонусном  задании  этого этапа нужно было узнать, где расположена данная достопримечательность (памятники сантехнику, дяде Степе и др.),  придумать оригинальные названия памятникам, сфотографироваться рядом с ними. Третий этап квеста подразумевал творческое исполнение детьми четверостишия о родном городе, зашифрованном в Viber сообщении.  Так же дети нарисовали рисунки на тему:  «Достопримечательности родного города», и вместе с педагогами  оформили выставку в группе. Основное задание четвертого этапа   квеста выполнили все «на отлично» - правильно назвали по описанию улицы города и предоставили рассказ и фотографии любимых мест в Усолье. Из результатов этого этапа мы узнали, что любимыми местами в городе  являются дворец культуры "Химик",  корабль на озере «Молодежное», стадион "Химик", берег реки Ангары на территории  курорта "Усолье", кинотеатр "Ровесник". В ходе пятого этапа   «Где мы были на экскурсиях»,  «Что производят в нашем городе?» родителям и детям  было предложено угадать учреждения города по картинкам, которые их символизируют.  У некоторых родителей возникли сложности: в основном задании затруднились с угадыванием «Станции юного натуралиста». Воспользовались подсказкой «звонок другу» (звонок воспитателю, получили наводящие вопросы). В бонусном задании назвали предприятия города, где производят разную продукцию. На последнем, шестом этапе дети должны были угадать «Что изображено на картинке?» собрав картину достопримечательности города из 10 частей. Все получили положительную оценку за все пройденные этапы квеста, поздравления с окончанием квеста  и приглашение на Вечер награждения. Педагоги приготовили  каждой семье грамоты по номинациям: «За скорость», «За оригинальность», «За успех», «За старание», «За эрудицию». В подарок дети получили магнитики с изображением достопримечательностей   нашего города, сладкие призы и настольно-печатные игры. Всего в квесте приняло участие 29 семей, 9 педагогов. Родители, участвующие в квесте, высоко оценили проведенное мероприятие и выразили благодарность всем организаторам.

В рамках заключительного этапа была определена  эффективность реализации  проекта:

1.Актуальность: высокая  степень соответствия содержания проекта стратегическим направлениям образовательной политики Российской Федерации;  содействие в выполнении целевой государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»; ориентация на решение наиболее значимых для МБДОУ «Детский сад № 5» проблем.

2.Рациональность, реалистичность, целостность: цель и задачи проекта, при имеющихся ресурсах, позволили получить максимально полезный эффект: имеют представления об  историческом прошлом родного города (96%), его достопримечательностях (100%), его символах (96%), главных улицах (100%).

3.Реализуемость: кадровые ресурсы, материально-техническое, программно-методическое, организационное обеспечение соответствуют имеющимся возможностям Учреждения. Сформирована методическая база о г.Усолье-Сибирское: подобрана методическая, краеведческая, художественная литература, наглядный материал (иллюстрации, карты, фотографии), собраны видеоматериалы, подготовлены презентации, изготовлены макеты микрорайонов города, памятников, создана картотека по темам «Усолье: вчера, сегодня, завтра», «Транспорт города», «Профессии горожан» и др..

4.Эффективность и результативность:  результатом-продуктом реализации социального проекта «Мой родной город» стали дипломы лауреатов очного конкурса профессионального мастерства «Лучший центр развивающей предметно-пространственной среды ДОО»  («Лучший центр патриотического воспитания»), проводимого АНО ДПО «Байкальский гуманитарный институт практической психологии»; благодарность за плодотворное сотрудничество в формировании у дошкольников интереса к родному городу,  ярким событиям его прошлого и настоящего, любви к природе родного края, ценностному отношению к достопримечательностям города МБУК «Усольский историко-краеведческий музей» и МБУК «Центральная библиотечная система».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД. Ознакомление с предметным и социальным миром. «Мой родной город»

Конспект организованной образовательной деятельности.  Образовательная область«Познавательное развитие».       Тема:  «Мой родной  город»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО "Познавательное развитие.Ознакомление с социальным окружением. "Мой родной город".

Конспект непрерывной образовательной деятельности.ОО «Познавательное развитие». Ознакомление с социальным окружением.Тема: «Мой родной город»Программное содержание: Формировать...

Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением «Мой родной город» во второй младшей группе

Здравствуйте! Прошу прочитать и разместить на сайте составленный мною конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением "Мой родной город" во второй младшей группе. К конспекту прилаг...

Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением «Мой родной город» во второй младшей группе

Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением «Мой родной город» во второй младшей группе...

Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением «Мой родной город» в младшей группе

Цель:Формирование элементарного представления воспитанников о малой Родине – городе Красногорске и своей семье.Задачи:1. Формировать патриотические чувства.2. Знакомить с достопримечательностями...

Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением «Мой родной город» во второй младшей группе

Дошкольное детство-время становления личности, поэтому именно в этот период необходимо закладывать интерес, уважение и любовь к своему городу, к своей стране. Чувство патриотизма, любовь  к Родин...

Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением " Мой родной город -Дзержинск"

Конспект НОД по ознакомлению с социальным окружением в старшей группе.«Мой родной город- Дзержинск»Подготовила ;Воспитатель старшей группы Москаева Анна Ивановна.Занятие для детей старшего...