Методический материал по теме: "Виды и формы контроля в Дошкольном учреждении"
методическая разработка
Материал для админитрации ОО в помощь при планировании и организации котроля в ДО направленного на повышения качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_i_formy_kontrolyav_do.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Оперативный контроль
Оперативный контроль и анализ предполагают сбор информации «количественного характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает. Проводится или не проводится тот или иной вид деятельности, есть или нет опасности для жизни и здоровья детей, подготовлен ли материал для работы в книжном уголке и т.д.
Разновидностью оперативного контроля является предупредительный контроль. Его цель – оказать помощь, предупредить возможные ошибки, поэтому он может пройти в форме:
- Беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;
- Беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;
- Составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;
- Составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей;
- Совместного просмотра работы опытного педагога с руководителем или старшим воспитателем, чтобы обратить внимание на эффективные приёмы работы педагога-мастера.
Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.
Материалы оперативного контроля хранятся 1 год.
Тематический контроль
Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка. Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.
Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.
Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что поможет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.
Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т.д.
Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой — выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию. Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы:
∙ развитие творческих способностей детей в процессе рисования на занятиях и в повседневной жизни;
∙ внедрение новых педагогических технологий в обучении рисованию старших дошкольников и т.д.
Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составить план ее проведения, который включает:
∙ изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой;
∙ определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии,
∙ состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;
∙ анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной.
Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т.д. (или счет в пределах 20, отсчитывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).
Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня; для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования и т.д.
Содержание и формы организации детской деятельности диктуют методы контроля:
1. Наблюдение педагогического процесса. При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ.
При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитетельно - образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу.
Схемы можно посмотреть: Голицына Н.С. "Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ" М.: Скрипторий 2003, 2008г.
В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу, однако беседы с детьми, просмотр их работ в ходе занятия будут способствовать получению более полной картины организации и результативности просмотренного.
После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого - показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие ЗУН детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.
2. Итоговые занятия Цель их проведения - оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).
Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для записи наблюдения итогового занятия смотри по списку литературы.
3. Проверка календарных планов Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки .
4. Беседы с детьми Это один из методов выявления уровня знаний детей группы и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец). Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав только номер карточки и вопроса.
5. Анализ детских работ Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.
Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени, соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы, отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.
Результаты тематического контроля удобно фиксировать в блок-схемах. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующая или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам.
В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.
На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета.
∙ если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;
∙ при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;
∙ недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях возможно компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;
∙ при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;
∙ если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.
Рекомендации составлены на основе материалов лекций заведующей кафедрой дошкольной педагогики и методики МИОО К.Ю. Белой.
Итоговый контроль
В деятельности старшего воспитателя постоянно возникает необходимость проведения результативности работы за разные периоды, т.е. подведение итогов по самым разным вопросам: за квартал, за полугодие, за учебный год, итоги летней оздоровительной работы. Инструментарием здесь является итоговый контроль.
• За квартал: для оценивания уровня содержания воспитательно-образовательной работы и реализации поставленной задачи;
• За полугодие: если запланирован педсовет по итогам полугодия;
• За учебный год: для выявления уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце года;
Для проведения мониторинга руководителя необходимо выделить небольшое количество исходных показателей, характерных для данного отрезка наблюдаемого пед. процесса. Затем методом повторных наблюдений накапливается и анализируется информация в динамике, чтобы произвести сравнение с нормативными или возрастными показателями. Сравнение реальных результатов помогает дать содержательную объективную оценку и качественную информацию для построения дальнейшего шага в развитии ДОУ.
При проведении контроля по итогам учебного года выделяются следующие элементы:
Уровень педагогического мастерства:
- уровень образования, возрастные критерии;
- текучесть кадров;
- повышение квалификации: курсы повышения квалификации
самообразование педагогов
обучение в учебных заведениях;
- участие педагогов в городских, окружных, внутри сада мероприятиях.
Условия, созданные для педагогической деятельности:
- административно-хозяйственные работы (ремонты, приобретение оборудования);
- подборка педагогической литературы;
- оснащение кабинетов, групп, территории.
Усвоение детьми образовательных программ:
- анализ выполнения всех разделов программы (физкультурно-оздоровительная работа, психическое развитие, коррекционное, умственное (сенсорное, окружающий мир, развитие речи, ФЭМП), нравственное, трудовое, художественно-эстетическое (худ. литер., изодеятельность, конструирование, ручной труд, музыкальное воспитание, культурно-досуговая деятельность), игровая деятельность.
- отдельно выделяется уровень подготовки детей к школьному обучению.
Выполнение поставленных задач:
- проведение мероприятий для решения поставленных задач: для педагогов
для специалистов
для детей
для родителей
- анализ и уровень выполнения, достижения поставленных целей и задач.
Желательно, при анализе каждого из элементов, сразу отмечать и выявленные проблемы. Это Вам поможет при постановке задач на следующий учебный год.
Материалы итогового контроля хранятся 5 лет.
Рекомендуемая литература
по теме « Контроль как один из этапов методической работы»
- Белая К.Ю. От сентября до сентября: календарный план работы руководителя и воспитателя детского сада. – М.: Школьная пресса, 2007.
- Белая К.Ю., Третьякова П.И. Управление ДОУ по результатам.
- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ, 2006.
- Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контроль.
- Скоролупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ – М.: Скрипторий 2003, 2006.
- Скоролупова О.А. Тематический контроль в ДОУ – М.: Скрипторий 2003, 2006.
- Корепанова М.В. Контроль функционирования и развития ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Голицина Н.С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ. – М.: Скрипторий 2003, 2008.
- Голицина Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя. – М.: Скрипторий 2003, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды контроля в дошкольном учреждений
здесь вы можете познакомиться с различными формами контроля, анализа занятий, формы фиксации контроля старшего воспитателя...
Гимнастика после дневного сна как одна из форм оздоровления в дошкольном учреждении
Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели, упражнения направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнас...
Экологические акции как форма работы воспитателя дошкольного учреждения с родителями.
На сегодня взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников является важной составной частью в работе воспитателя дошкольного учреждения. Только в тесном сотрудничестве, во взаимопонимании педагогов и родит...
Методический материал, отражающий принципы реализации системно-деятельностного подхода в дошкольных образовательных учреждениях в форме НОД.
Представлен практический материал для воспитателей детских садов по реализации принципов системно-деятельностного подхода в дошкольных образовательных учреждениях. Материал прдставлен в форме непосред...
Родительский клуб, как форма взаимодействия специалистов дошкольного учреждения и родителей.
Методическая разработка по организации взаимодействия родителей и специалистов ДОУ....
Тематическое направление «Патриотичкое воспитание средствами проведения праздников, экскурсий, спортивных мероприятий и других форм работы в дошкольном учреждении» Доклад: «Опыт работы «Как воспитать патриота?»
В настоящее время все здравомыслящие силы понимают важность вопроса: «Как воспитать патриотизм?» и объединяются для его решения. Так в мае текущего года в здании правительства Нижегородского кре...
Контроль в дошкольном учреждении
Планирование контроля на учебный год...