Дополнительная программа по кружку "Мое село-мой край родной"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
№ п/п | Содержание | Стр. |
1 | Паспорт программы | 3 |
2 | Пояснительная записка | 5 |
3 | Цель, задачи программы | 7 |
4 | Основные принципы | 8 |
5 | Особенности программы | 9 |
6 | Основные шаги по реализации программы | 10 |
7 | Формы и режим занятий | 12 |
8 | Планируемые результаты | 13 |
9 | Тематическое планирование | 17 |
10 | Перспективное планирование для детей от 3 до 7 лет | 20 |
11 | Список литературы | 40 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы: | «Мое село – мой край родной» |
Цель Программы | Дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к селу, в котором они живут, поддерживать познавательный интерес к традициям и обычаям родного края. |
Основные задачи Программы
| 1. Воспитывать осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае. 2. Воспитывать у детей понимание красоты природы родного края и нравственного отношения к ней. 3. Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в родном селе, сопричастности к этому. 4. Развитие умений взаимодействовать с окружающим миром, природой Красногвардейского района. 5. Развитие навыков исследовательской и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 6. Развитие таких качеств, как социальная активность, нравственность. |
7. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений (добро, семья, Родина и др.). |
- Пояснительная записка
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович - организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».
Ушинский К.Д., Белинский В.Г., Добролюбов Н.А. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств - доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Мария Монтессори отмечала, что "местные" черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства. Она считала, что в словах "Я люблю свой край" нет ничего поверхностного или искусственного, напротив, они отражают весьма существенные человеческие качества.
Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.
Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре края. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.
- Цель и задачи программы
Цель программы: дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к селу, в котором они живут, поддерживать познавательный интерес к традициям и обычаям родного края.
Задачи программы:
- Воспитывать осознанно-бережное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
- Воспитывать у детей понимание красоты природы родного края и нравственного отношения к ней.
- На примере жизни людей родного села воспитывать чувства гражданской ответственности, гордости за трудовые и боевые подвиги своих земляков.
- Развитие умений взаимодействовать с окружающим миром, природой Каширского района.
- Развитие навыков исследовательской и познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
- Развитие таких качеств, как социальная активность, нравственность.
- Расширять знания детей о родном поселке.
- ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- Регионализация нравственно-патриотического воспитания- данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.
- Доступность- принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность- на нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Принцип историзма- он реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни)
- Принцип гуманизации- ориентирован на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному селу, к своей малой Родине. Я встаю на позиции ребенка, не игнорирую его чувства и эмоции, вижу в ребенке полноправного партнера.
- Принцип дифференциации- создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном селе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегративности- реализуется этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями родного села и края сочетаются разные виды деятельности.
- Принцип наглядности- наглядного материала для детей дошкольного возраста по ознакомлению с родным селом практически нет. Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, необходимо изготовить ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала. Соблюдать требования к культуре показа и к оформлению наглядности.
- Принцип развивающего обучения- использовать в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, стараться воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации.
- ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Особенность дополнительной образовательной программы «Мое село — мой край родной», выражается во введении в программу регионального компонента, т.е. изучение природы, истории, культуры нашей малой Родины, нашего региона – Каширского района Воронежской области.
Введение регионального компонента позволяет дать детям богатые знания о родном крае, природе, которая их окружает, соединить в их сознании полученные знания с практикой.
В содержание программы включены темы по изучению своего родного села Красный Лог. Это и история образования нашего села, природные условия, и особо охраняемые природные территории, что имеет немаловажное значение в патриотическом воспитании детей.
В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. При составлении данной программы учитывались потребности, психофизиологические особенности детей, запросы родителей.
- ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана для работы с детьми от 3 до 7 лет. В группах в течении месяца проводится воспитательно- образовательная работа по определенной теме. Одно и тоже содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Материал данной программы реализуется во время непосредственно образовательной деятельности, и во время образовательной деятельности, организованной в режимных моментах.
Непосредственно образовательная деятельность:
- объяснения;
- беседа;
- рассказ;
- рассматривание иллюстраций;
- рассказы из жизни;
- чтение литературных произведений;
- дидактические игры;
- просмотр фильмов и мультфильмов.
Основные организационные формы:
- совместная деятельность;
- целевые прогулки;
- экскурсии;
- праздники, развлечения;
- тематические выставки;
- встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;
Интеграция с другими образовательными областями:
- социально- коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно- эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Самостоятельная нерегламентированная деятельность детей:
- дидактические игры;
- рассматривание иллюстраций;
- сюжетные игры.
- ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Программа предназначена для детей 3- 7 лет и рассчитана на 1 год обучения. Обучение осуществляется во всех видах деятельности детей- от 15 до 30 минут в группах дошкольного возраста.
Учебный процесс по программе организован в форме занятия обучению, закреплению и проверке изученного:
- конкурсы;
- выставки;
- развлечения;
- экскурсии.
Формы организации учебного процесса:
- коллективный;
- индивидуально- групповой.
Методы и формы обучения:
- словесный ( рассказ, беседа, диалог);
- метод наблюдения (рисунки);
- практические занятия;
- наглядный (иллюстрации, мультимедийные презентации).
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу старшего дошкольного возраста ребенок обладает следующими интегративными качествами:
Интегративные качества | Динамика формирования интегративных качеств
|
1.Личностные качества | 3 – 5 лет Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, историй, мультфильмов. Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, Может проявлять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, выражающуюся в предпочтении одних детей другим. Проявляет личное отношение к соблюдению (и нарушению) моральных норм. Знает свою фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Может рассказать о своем родном селе, назвать его. Знает некоторые государственные праздники, имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. У ребенка сформированы некоторые умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. 5 –7 лет Ребенок 5 – 7 лет способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, в рамках своего наглядного опыта. Интересуется историей родного села. Задает вопросы взрослым. Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, рассказов. Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие, интерес к искусству. Проявляет инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками (задает вопросы, рассказывает о событиях, начинает разговор, приглашает к деятельности), проявляет избирательность во взаимоотношениях и общении со сверстниками: появляются предпочтения в выборе партнеров по играм и общению. Умеет делиться с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями, ссылаясь на источник полученной информации (Посещение выставки, телепередача, рассказ близкого человека). Ребенок знает свое имя и фамилию, имя и отчество родителей, где они работают и как важен для общества их труд. Может рассказать о своем родном селе, назвать улицу на которой живет. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна. Имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы. |
2. Физические качества
| 3 – 5 лет Ребенок владеет в соответствии с возрастом основными движениями, участвует в подвижных играх. Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Имеет представление о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, пользе утренней зарядке и физических упражнений. Ребенок имеет представление об активном отдыхе, принимает участие в экскурсиях. 5 – 7 лет У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков: одевания на прогулку, приема пищи и пользовании столовыми приборами, пользовании предметами личной гигиены (расчески, зубной щетки, носового платка, полотенца). Беседует с воспитателями и детьми о пользе и процедуре закаливании. |
3.Интеллектуальные качества
| 3 - 5 лет Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения со сверстниками и с взрослыми. Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: изобразительная деятельность, игра, участие в походах и экскурсиях и т.д. Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию. Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей. В средней группе ребенок предпринимает попытки самостоятельно обследовать незнакомые предметы, используя знакомые и новые способы. Способен самостоятельно придумать небольшую сказку или рассказ на заданную тему. Умеет находить интересное для себя занятие. 5 – 7 лет Проявляет познавательный интерес в процессе общения с взрослыми и сверстниками: задает вопросы поискового характера (почему? зачем?). В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Проявляет инициативу в общении с взрослыми и сверстниками; решает бытовые и игровые задачи посредством общения с взрослыми и сверстниками: использует различные источники информации, выражает просьбу, жалобу, высказывает желания, избегает конфликта. Устанавливает причинно-следственные связи и отражает их в речи в ответах в форме сложноподчиненных предложений. Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию и проектной деятельности.
|
Результатом успешной работы по данной программе можно считать следующее:
Дети:
- Ребенок проявляет осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
- Понимает красоту природы родного края и нравственного отношения к ней..
- Сформированы первичные ценностные представления (добро, семья, Родина и др.): испытывает любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожит своей семьей, домом; с удовольствием идет в детский сад.
- Сформированы некоторые умения набирать необходимую информацию.
- Проявляет чувства гражданской ответственности, гордости за боевые подвиги своих земляков.
- Знает место работы родителей, значимость их труда; испытывает гордость и уважение к труду взрослых.
- Проявляет знания детей о родном поселке. Знает свою нацию, русскую культуру, язык, традиции
- Развиты навыки исследовательской и познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
- Знает домашний адрес, название района, области. Знает флаг, герб, гимн своего района, села Красный Лог.
- Знает столицу нашей Родины – Москву. Ее достопримечательности, знает флаг, герб, гимн России.
Воспитатели:
— Разработка конспектов занятий;
— Подготовка практического материала по всем видам детской деятельности.
Родители:
— Повышение интереса к работе ДОУ;
— Активное участие в конкурсах, выставках;
— Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Блоки | Средняя группа | Старшая группа |
Мир природы | ||
I Мир живой природы. | Продолжать знакомить детей с домашними животными и птицами; познакомить с дикими животными и птицами лесов близ села Красный Лог. Учить правилам поведения в лесу. Сформировать представление о водоемах села. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к живому посредством ознакомления с природой ближайшего окружения: уголок леса, уголок сада, цветники, живые объекты на территории ДОУ. | Познакомить детей с естественными водоемами села. Закрепить знания о природных объектах нашего края: растительном и животном мире водоемов, лесов, гор, степей; Показать зависимость растительного и животного мира от особенностей сезонных изменений в природе. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природным богатствам нашего края. Познакомить с Красной книгой. |
II Неживая природа | Дать элементарные представления о климате нашей местности. Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях природы родного края. | Дать представление об особенностях и многообразии природных явлений; о сезонных изменениях природы. Учить различать и называть состояние погоды. Учить создавать и осмысливать целостности: болото, лес, озеро, река. Познакомить с полезными ископаемыми, имеющимися на территории нашего района. |
Мир человека | ||
Человек | Формировать знания и представления детей о труде взрослых: работников почты, поликлиники, труде хлеборобов. Закрепить знания детей о профессиях сотрудников детского сада. Познакомить детей с родным селом, улицами, объектами села: школами, детскими садами, РДК, почтой, поликлиникой. | Продолжать формировать знания и представления о труде взрослых, профессиях. Закреплять знания о труде животноводов и людей, занимающихся растениеводством. Показать связь между климатическими условиями и развитием сельского хозяйства. Познакомить с героями Советского Союза Каширского района. Воспитывать чувство гордости, патриотизма. |
Историческое прошлое села | ||
| Познакомить детей с историческим прошлым села посредством развития представлений об жилище, посуде в быту, головных уборах, обуви людей разных национальностей, проживающих в с. Красный Лог и на территории Каширского района.
| Познакомить детей с историей возникновения села Красный Лог, Каширского района, символикой района. Воспитывать чувство гордости за малую родину через ознакомление с достопримечательностями села: памятник погибшим в ВОВ, парковой зоной; объектами села: музеем, библиотекой. |
- ПЕРПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
Средняя группа
№ М — ц Месяц | Тема | Время, минуты | Задачи | Виды детской деятельности |
Сентябрь | Я в мире людей | 1ч. 20 мин. |
|
|
1.1 | Моя группа | 20 мин. | Познакомить детей с помещениями группы, с их назначением, помочь детям адаптироваться. | Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе»; беседы «Моя группа», «Мои друзья». Игра «Назови ласково». Рассматривание картин из серии Детский сад» |
1.2 | Мой детский сад | 20 мин. | Знакомить детей с детским садом. Обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада (повар, прачка, медсестра). Воспитывать уважение к труду взрослых, формировать положительное отношение к детскому саду. | С/р игра «Детский сад», Проведение экскурсии по детскому саду (пищеблок, прачечная, кабинеты заведующего, медсестры и логопеда). Чтение стихотворения «Мой любимый детский сад». |
1.3 | Наши игрушки | 20 мин. | Закреплять знания детей о назначении разных игрушек, о местонахождении в группе; формировать знания о материалах, из которых они сделаны; воспитывать бережное отношение к игрушкам. | Рисование «Моя любимая игрушка». Д/и «Опиши игрушку», «Что умеют делать игрушки?», настольно – печатные игры «Лото», «Собери целое»; загадывание загадок; заучивание стихов А. Барто «Игрушки». |
1.4 | Экскурсия по территории детского сада | 20 мин. | Познакомить детей с территорией детского сада, с участком группы, спортивной площадкой | Игры с детьми на спортивной площадке, экскурсия на участки других групп. |
Октябрь | Мое любимое село | 1ч. 20 мин. | ||
2.1 | Улица, на которой я живу. | 20 мин. | Уточнить и расширить знания детей о своей родной улице, почему она так называются ; закрепить название детского сада и улицу, на которой он находится. Воспитывать любовь и привязанность к своему дому, детскому саду, родной улице . | Беседа «Улица, на которой я живу». Совместная деятельность родителей и детей «Построим дом». Оформить фотовыставку «Достопримечательности села Красный Лог». |
2.2 | Экскурсия в осенний парк | 20 мин. | Расширять представления детей о характерных признаках осени, самостоятельно находить и называть их, Продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, развивать эстетические чувства. | Чтение стихов об осени, отгадывание загадок. |
2.3 | Транспорт на улицах села | 20 мин. | Знакомить с видами транспорта, проезжающим по улицам села. | Наблюдение за транспортом. Изготовление альбома «Транспорт на улицах села», раскрашивание раскрасок, д/ игра Угадай транспорт», «Мир транспорта», лото «Виды транспорта», подвижная игра «Цветные автомобили», с/ролевая игра «Автобус». |
2.4 | Труд людей | 20 мин. | Знакомство детей с трудом людей села (работников почты, больницы, работников сельского хозяйства); формировать системные знания о труде взрослых, показать значимость труда людей для села. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых. | Д/и «Кто что делает?», «Кому, что нужно для работы?», оформление альбома «Профессии людей». Экскурсии на почту, на поле. Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». |
Ноябрь
| Мир природы | 1ч. 20 мин. |
| |
3.1 | Культурные растения нашего участка | 20 мин. | Познакомить детей с культурными растениями, растущими на участке. Воспитывать бережное отношение и желание заботиться о растениях. | Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост. Л.А. Багрова — М.:Тко «АСТ”, 1995. Наблюдения дошкольников за растениями и животными / Т.Н. Зенина, – М.: Педагогическое общество России, 2007. Д/и «Съедобное – не съедобное», «С какой ветки детки?» и т. д. Рассматривание открыток «Цветы», загадки о цветах. |
3.2 | Дикие растения на нашем участке. | 20 мин. | Познакомить детей с дикими растениями, растущими на участке. Воспитывать бережное отношение к растениям нашего края, желание беречь и сохранять природу. | Демонстрационное пособие «Растения нашего края» Картины из серии «Лекарственные растения», заучивание стихов, разгадывание загадок. |
3.3 | «Мы идем к зеленой елке».
| 20 мин. | Продолжить знакомство с природой родного края; учить различать хвойные деревья – ель, сосна. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. | Экскурсия (конспект), рисование на тему «Елочка – колючие иголочки». |
3.4 | Водоемы нашей местности. | 20 мин. | Продолжать знакомить с природой родного края, учить восхищаться ее красотой. Помочь запомнить названия местных водоемов; воспитывать стремление охранять природу. | Презентация, подготовленная воспитателем. |
Декабрь | Животный мир
| 1ч. 20 мин. |
| |
4.1 | Домашние животные | 20 мин. | Продолжать формировать представления детей о домашних животных нашей местности, об уходе за ними человеком. Воспитывать гуманное отношение к животным. | Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост. П.Р. Ляхов — М.: «АСТ”, 1999. Расскажите детям о домашних животных – карточки для занятий в детском саду и дома. Литературный ряд: стихи, загадки. В. Степанов «Животный мир России» Сценарии занятий. |
4.2 | Дикие животные | 20 мин. | Формировать у детей представления о диких животных, обитающих на территории нашего края (области); иметь представление об их жизни, среде обитания, развивать интерес к новой информации. | Картины из серии «Животные нашего района», «Дремучий медведь» Е. Чарушин, «Азбука леса» Н. Сладков. Стихи, загадки, считалки, потешки. Д/ и «Семья» и др. |
4.3 | Домашние и дикие птицы | 20 мин. | Продолжать знакомить детей с домашними и дикими птицами нашей местности. Воспитывать заботливое отношение к птицам. | «Охраняйте птиц» И. Гришашвили. Картины из серии «Птицы», муз. ряд: записи звуков леса, голосов птиц. |
4.4 | Чтение сказок и рассказов о животных и птицах. | 20 мин. | Воспитывать умение детей внимательно слушать сказки и рассказы о животных, | Самые лучшие сказки и рассказы о животных.- М., «АСТ. Астрель», 2011. |
Январь | Что такое Родина? | 1 час |
| |
5.1 | Россия – Родина моя | 20 мин. | Расширить представление детей о Родине, познакомить понятием «Родина», воспитывать чувство гордости за свою страну. | Конспект, показ презентации. Чтение стихов о Родине: П. Воронько «Лучше нет родного края», Г. Ладонщиков «Наша Родина». |
5.2 | Москва – столица нашей страны. | 20 мин. | Познакомить детей со столицей нашей страны – городом Москва, Кремлем и Красной площадью. | Конспект, презентация, стихи о Москве: С. Михалков «Кремлевские звезды», М. Лисянский «Моя Москва», гимн Москвы. |
5.3 | Моя малая родина — Красный Лог | 20 мин. | Познакомить детей с понятием «малая родина»; обогащать знания о родном селе, его достопримечательностях; воспитывать чувства патриотизма, любви к родному селу, уважение к людям, проживающим в нем. | Презентация о селе, чтение стихов о малой Родине: Л. Кудрявцева «Родина», И. Моисеева «Мой поселок». |
Февраль | Наши защитники | 1ч. 20 мин. |
| |
6.1 | Солдаты России – защитники страны.
| 20 мин. | Систематизировать представление детей о том, кто такие солдаты, чем они занимаются, как готовятся к службе в армии; сформировать представление о том, каким должен быть солдат (сильным, смелым, метким, быстрым и т. д.). Формировать основы военно – патриотического сознания; воспитывать гордость за вооруженные силы РФ. | Конспект, презентация. Чтение стихов: «Пограничник» Г. Ладонщиков, «На страже» В. Суслов. |
6.2 | Военная техника | 20 мин. | Познакомить детей с военной техникой, помогающей защищать Родину в мирное время. | Презентация на тему «Военная техника». |
6.3 | Экскурсия к памятнику погибшим героям – защитникам. | 20 мин. | Расширять знания о героях в годы ВОВ, воспитывать у детей уважение к воинам – защитникам отечества. | Конспект экскурсии. |
6.4 | Чтение стихов и рассказов о защитниках. | 20 мин. | Продолжать формировать у детей чувство патриотизма, желание защищать Родину. | Чтение Л. Кассиль «Твои защитники», А. Митяев «Почему армия всем родная», Г. Ладонщиков «Пограничник». |
Март | Народ и культура | 1ч. 20 мин. |
|
|
7.1 | Кто живет в нашем селе? | 20 мин. | Формировать представления детей о народностях, населяющих наше село, познакомить с культурой и обычаями. Формировать доброжелательное отношение к традициям других народов, уважать старших. | Конспект беседы. Прослушивание песни «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. |
7.2 | Старинные головные уборы для мужчин и женщин, разных национальностей. | 20 мин. | Познакомить детей с названиями головных уборов, развивать интерес к прошлому наших предков. | Рассказ воспитателя с презентацией о головных уборах. |
7.3 | Обувь | 20 мин. | Познакомить с названиями старинной обуви народов, населяющих наше село. | Презентация. |
7.4 | Посуда. | 20 мин. | Познакомить детей с предметами старинной посуды, их названием, из какого материала изготовлена посуда (деревянная, глиняная). | Рассматривание иллюстраций, настоящей посуды, принесенной из дома. |
Апрель | Как отдыхали наши предки | 1ч. 20 мин. |
|
|
8.1 | Калейдоскоп игр и развлечений | 20 мин. | Познакомить детей со старинными игрушками, их названиями, материалом, из которого они были сделаны. Уточнить и расширить знания детей об играх в которые любили играть бабушки и дедушки. | Презентация русских старинных игрушек, рассказ воспитателя о русских народных играх. Рисование «Украсим матрешке сарафан». Создание картотеки народных игр. Разучивание игр («Гуси – лебеди», «У медведя во бору» и т. д.) |
8.2 | Традиция встречи именин. | 20 мин. | Знакомить детей с семейными традициями, воспитывать доброжелательное отношение к членам своей семьи. | Конспект развлечения. |
8.3 | Русские народные сказки. | 20 мин. | Расширить представление детей о русских народных сказках, прибаутках. Воспитывать интерес к сказкам и желание их слушать, следить за сюжетом, отвечать на вопросы. | Рассказ воспитателя о русских народных сказках. Сборник русских народных сказок. |
8.4 | Развлечение «В гости к нам пришли матрешки» | 20 мин. | Воспитывать эстетические чувства, радость от совместного участия в проведении праздника. | Конспект развлечения. |
Май | Путешествия по улицам села | 1ч. 20 мин. |
|
|
9.1 | Экскурсии по улицам села: Школьная, Юбилейная и др.. | 20 мин. | Познакомить с улицами, прилегающими к территории детского сада, помочь запомнить их названия, обратить внимание на административные и культурные объекты. | Конспект |
9.2 | Участие в праздновании Дня Победы (с родителями). | 20 мин. | Дать детям представление о празднике День Победы, воспитывать уважение к ветеранам. | Совместное участие родителей и детей. |
9.3 | Экскурсия на почту. | 20 мин. | Познакомить с профессией почтальона, показать важность данной профессии для жителей нашего села и всей нашей страны. | Конспект, с/р игра «Почта». Чтение стихотворения С. Маршака «Почта». |
9.4 | Экскурсия в библиотеку. | 20 мин. | Формировать представления детей о родном селе. Воспитывать познавательный интерес к родному селу. | Конспект, с/р игра «Библиотека». |
Старшая группа
№ | Тема | Время, минуты | Задачи | Виды детской деятельности |
Сентябрь
| Я в мире людей | 1ч40м | ||
1.1 | Мой портрет, какой я? | 25 мин. | Продолжать знакомить ребенка с самим собой. Помочь осознать себя, свои достоинства и недостатки, развивать стремление совершенствовать себя, воспитывать положительное отношение к себе. Учить рассказывать, развивать монологическую речь. | Беседа «Для чего человеку имя?», мастерская по изготовлению продуктов детского творчества (портрета), реализация семейного проекта «Мое имя». Рисование: «Изготовление именных карточек на шкафчики», игра «Полное, неполное имя», «Назови ласково» |
1.2. | Наши бабушки и дедушки | 25 мин. | Предложить детям узнать и рассказать об истории своей семьи. Формировать правильное отношение к семье, семейным традициям. | Приглашение на «сладкий стол» бабушек и дедушек. Тема: «Золотые руки», чтение стихов о бабушке и о дедушке. Изготовление буклета «Бабушкины рецепты» |
1.3 | Моя родословная | 25 мин. | Дать представление о родственных связях. Вызвать желание узнать о членах семьи, их занятиях, интересах. Поддерживать чувства любви и уважения к членам семьи. | Беседа, составление коротких рассказов из личного опыта, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества (Древо семьи), проект «Моя семья» |
1.4 | Моя дружная семья | 25 мин. | Вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье; закреплять представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Формировать представление о семейных праздниках, о способах поздравления друг друга. Способствовать проявлению интереса к семейным праздникам. | Рассматривание сюжетных картин из серии «Моя семья»; чтение русских народных сказок; общение «Дом, в котором я живу». Изготовление фотоальбома «Семейные традиции» (с родителями). Выставка рисунков на тему «Моя семья», с/р игра «Семья». |
Октябрь
| Район, где я живу | 2ч. 30 мин. | ||
2.1 | Знакомство с картой Воронежской области. Нахождение Каширского района, с. Красный Лог. | 25 мин. | Показать уникальность природы родного края. Воспитывать любовь, патриотизм, желание бережно относиться к окружающей природе. | Беседа, рассматривание Карты Воронежской области. |
2.2 | История образования поселка (экскурсия в библиотеку) | 25 мин. | Формировать у детей познавательный интерес к родному селу, к его прошлому и настоящему. Познакомить с историей названия села. Воспитывать чувство гордости за свое село, за его жителей. | Экскурсия, рассказ о селе, об истории его образования; почему оно так называется. Конспект экскурсии. |
2.3 | Природные памятники Каширского района. Виртуальная экскурсия. | 25 мин. | Познакомить детей с природными памятниками нашего края. Показать уникальность природы родного края. Воспитывать любовь, патриотизм, желание бережно относиться к окружающей природе. | Проект «Природные памятники». |
2.4 | Водоемы нашей местности | 25 мин. | Познакомить детей с природными памятниками нашего края. Показать уникальность природы родного края. Воспитывать любовь, патриотизм, желание бережно относиться к окружающей природе. | Презентация «Реки нашего района», просмотр слайдов, выставка рисунков. |
2.5 | Земные и подземные богатства родного края | 25 мин. | Ввести детей в мир камней; рассмотреть с ними коллекции минералов, дать некоторые интересные сведения из истории камней (использование, ценность, красота). | Презентация «Полезные ископаемые», сбор камней для коллекции. Пополнение уголка по экспериментированию. |
Ноябрь | Мир природы | 2ч. 55 мин. |
|
|
3.1 | Растительный мир | 25 мин. | Расширять представления детей о мире растений Каширского района; ввести и обосновать классификацию растений «дикие» и «культурные». Способствовать развитию познавательного интереса, воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни. | Показ презентации «Растения степей нашего края». Чтение рассказа «Зелёные страницы». Дидактические игры: «Собери букет», «Узнай растение», «Что лишнее?», «Вершки – корешки», лото «В мире растений». Оформление альбома «Природа моего края». |
3.2 | Хлебный край | 25 мин. | Закрепить понятие «Культурные растения». Уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Воспитывать бережное отношение к хлебу, с уважением относиться к людям, его выращивающим. | Беседа «Как пришёл хлеб на стол». Рассматривание картин о труде хлеборобов. Заучивание пословиц «Не трудиться хлеба не добиться», «Без труда хлеба не вырастишь», чтение стихотворения Я. Дягутите «Каравай». |
3.3 | Сладкий вечер – чай из трав | 25 мин. | Познакомить детей с лекарственными растениями нашей местности, рассказать о тих пользе для человека. Воспитывать природоохранное отношение к природе. | «Чай бабушки Арины» Рассказ бабушки о травах. Рассматривание картин из серии «Лекарственные растения», альбома «Растения нашего края». Чтение стихов о лекарственных растениях. |
3.4 | Красная книга (растения) | 25 мин. | Познакомить с «Красной книгой» и растениями Каширского района, занесенными в «Красную книгу»: ирис карликовый, тюльпан, пион тонколистный, солодка. Формировать гармоничное отношение детей к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное). | Рассматривание «Красной книги». Рисование, создание книжки – малышки «Растения Каштрского района» (занесенные в Красную книгу). |
Декабрь | Животный мир | 2 ч. 05 мин. | ||
4.1 | Животные домашние и дикие | 25 мин. | Систематизировать знания детей о жизни домашних и диких животных, различать их, называть взрослых животных и их детенышей. Расширять представление детей о значении животных в природе и для человека. Воспитывать гуманное отношение к животным. | Беседа « Домашние и дикие животные нашего района». Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Спор животных». С/ролевая игра «У нас в деревне». Коллективная аппликация «Скотный двор», «Дикие животные в лесу». |
4.2 | Птицы | 25 мин. | Расширить представления детей о птицах нашего края, их разнообразии; делить птиц на перелетных и зимующих. Воспитывать гуманное отношение к птицам. Расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано. | Беседа о птицах, рассматривание слайдов на тему «Птицы нашего края». Д/игры «Кто лишний», «Что это за птица?», «Летает – не летает». Подвижные игры «Перелет птиц», «Попрыгунчики воробышки», «Совушка». Коллективная лепка «Птицы на кормушке». Прослушивание музыкального произведения М. Глинки «Жаворонок», аудиозапись «Голоса птиц». |
4.3 | Удивительные рассказы о животных | 25 мин. | Воспитывать умение детей внимательно слушать рассказы о животных. | Чтение рассказов о животных |
4.4 | Животные, занесенные в Красную книгу | 25 мин. | Дать понятие «Красная книга», для чего она нужна и почему так называется. Познакомить детей с животными Каширского района, занесенными в Красную книгу. Расширить и углубить знания детей о животном мире, встречающемся в нашем крае. Воспитывать бережное отношение к природе, животному миру. | Рассматривание «Красной книги». Чтение стихотворения «Красная книга». Дидактическая игра «Вспомни и назови». Оформление книжки – малышки «Животные нашего края» (занесенные в «Красную книгу»).
|
Январь | Что такое Родина? | 1ч. 10 мин. |
|
|
5.1 | Москва. Государственные символы России. | 25 мин. | Закрепить знания о названии нашей страны, познакомить с символикой России – флагом, гербом, гимном; расширить представления детей о столице России Москва – как великой духовной ценности. Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине. | Беседа о России, о Москве. Чтение стихов о Москве, о России. Ознакомление с символикой России – флагом, гербом, прослушивание гимна России. |
5.2 | По тропе малой Родины | 25 мин. | Познакомить детей с понятием «Моя малая родина»; углубить знания о родном селе, его достопримечательностях; воспитывать чувства патриотизма, любви к родному селу, уважение к людям, проживающим в нем. | Презентация о Плешаново, чтение стихов о малой Родине. Викторина «Моя малая Родина». Составление рассказа «Дом, в котором я живу». Оформление альбома «Мое село – Плешаново». |
5.3 | Знакомство с символикой Каширского района | 25 мин. | Познакомить детей с символикой Каширского района и села Красный Лог – флагом, гербом, мелодией гимна; закрепить знания о достопримечательностях села Красный Лог. Воспитывать патриотические чувства через художественное слово, музыку, любовь и уважение к своему селу.
| Конспект. Конкурс «Герб нашей группы» |
Февраль
| Знаменитые люди села | 1ч. 40мин. |
|
|
6.1 | О труде людей | 25мин. | Продолжать знакомить детей с предприятиями села и трудом людей. Формировать системные знания о труде взрослых, показать значимость труда людей для села. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
| Беседа, Рассматривание картин из серии «Профессии». Чтение стихов о профессиях людей, разгадывание загадок. С/р игра «Ателье», подвижная игра «Пожарные на учении». Оформление стенда «Труд людей разных профессий» (совместно с родителями). |
6.2
| Художники и поэты Воронежской области | 25 мин. | Расширить знания детей о родном крае, о знаменитых людях нашего края. Развивать воображение и творчество. Учить видеть прекрасное вокруг себя, рассказывать об этом. | Презентация, подготовленная педагогом. |
6.3 | Наши земляки – герои нашей страны. | 25 мин. | Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы. Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, исторических фактов.
| Рассказ воспитателя о земляках нашего края. Прослушивание песни «День победы». Экскурсия к памятнику боевой славы. |
6.4 | Экскурсия к памятнику боевой славы | 25 мин. | Расширять знания о героях в годы ВОВ, воспитывать у детей уважение к воинам – защитникам отечества. Привлечь родителей к проведению экскурсии.
| Конспект. |
Март | Народ и культура | 1ч.40 мин. |
| |
7.1 | Население Каширского района | 25 мин. | Расширять представления детей о народностях населяющих наш край, о видах поселений. Формировать умение толерантного отношения к окружающим и коммуникативные навыки.
| Просмотр видеофильма «Многонациональный край». Оформление альбома «Национальная деревня». |
7.2 | Как одевались наши предки | 25 мин. | Дать детям понятие о национальной одежде; формировать национальное самосознание ребенка путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа. Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей. | Аппликация «Украсим одежду бабушки» Оформление альбома «Национальная одежда». |
7.3 | Песни и танцы русского народа | 25 мин. | Развивать нравственно-патриотические чувства у детей через знакомство с русскими народными песнями, танцами. Формировать национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа.
| Прослушивание русских народных песен, шуток — прибауток. Разучивание танца «Валенки», хороводной песни «Во поле береза стояла». |
7.4 | Обычаи и традиции русского народа | 25 мин. | Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями русского народа. Приобщение дошкольников к этнической культуре русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям. | Конспект беседы. |
7.5 | Экскурсия в музей | 25 мин. | Расширять представления детей об истории нашего района: о его прошлом и настоящем. Формировать у детей первичные представления о истории родного края. Вызвать интерес к жизни наших земляков. | Конспект. Беседа. |
Апрель | Как отдыхали наши предки | 1ч. 40 мин. |
|
|
8.1 | Игры наших бабушек | 25мин. | Уточнить и расширить знания детей об играх, в которые любили играть бабушки и дедушки. Формировать национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с играми бабушек, родителей. | Создание картотеки народных игр. Разучивание игр «Городки», «Гори, гори ясно», «Краски», «Горелки». |
8.2 | Православные праздники – Масленица (досуг) | 25 мин. | Ознакомление с историей праздника. Показать детям, как в настоящее время празднуется этот праздник в нашем районе. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину. | Конспект досуга. |
8.3 | Православные праздники – праздник русской березки (Троица) | 25 мин. | Познакомить с историей праздника. Приобщить детей к культуре наших предков через музыкальную, игровую и коммуникативную деятельность; узнать новое о праздниках, традициях и обычаях русского народа. | Конспект досуга. |
8.4 | Ознакомление с русской культурой и бытом русских людей через фольклор (развлечение) | 25 мин. | Помочь детям понять жизнь, быт, культуру, традиции, красоту обрядов; раскрыть простоту и наивность русских людей; через игру показать явления в повседневной жизни, нравственные и правовые установки в семье. | Конспект развлечения.. |
Май
| Улицы родного села | 2ч. 30 мин. | ||
9.1 | Экскурсия по улице Советской и улице Мира. | 25мин. | Расширять представления детей о своём родном селе. Знакомить с жилыми и административными зданиями. Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий. Помочь запомнить названия улиц села. Воспитывать интерес и уважение к труду людей строительных профессий. | Конспект. |
9.2 | Экскурсия к административным зданиям на площади села (рассмотреть доску почета) | 25мин. | Познакомить с административными зданиями, расположенными в центре села, с доской почета. Объяснить, что значит «Почетный гражданин». Прививать детям любовь к родному краю, к труду, к народным традициям. | Конспект. |
9.3 | Экскурсия в магазин | 25мин. | Расширять представления детей об окружающем пространстве. Познакомить детей с трудом работников магазина – продавец, кассир. Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда. | Конспект. |
9.4 | Экскурсия в Дом культуры | 25 мин. | Расширять представления детей об окружающем пространстве. | Конспект. |
11. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Народный календарь Основы планирования работы с дошкольниками. Методическое пособие для педагогов. Детство – Пресс 2004
2. Рыжова Н. «Наш дом природа»
3.С.Н. Николаева Система экологического воспитания дошкольников. Москва Мозаика – синтез 2011
4.Гризик Т.И. Познаю мир старший возраст. Москва. Просвещение 2003
5. Неизведанное рядом О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина Москва Творческий центр 2005
6. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М.ВАКО 2008 г.
7. Познание мира животных. Занятия с детьми 3 – 7 лет. Н.М. Сигимова Волгоград. Учитель. 2009
8.Ознакомление с природой и развитие речи интегрированные занятия с детьми – 5 – 7 лет. Л.Г. Селихова Москва. Мозаики – Синтез 2006
9.Воспитание любви к природе у дошкольников. Экологические праздники, викторины, игры. Ю.А. Вакуленко Волгоград. Учитель 2008
10.Природа в детях. Дети в природе. Л.Блудова. Санкт - Петербург 2007.
11.Волчкова В. Н., Степанова Н.В. «Познавательное развитие» старшая группа, Воронеж 2010
12. С.А Козлова, С.Е. Шукшина «Тематический словарь в картинках Мир человека Я и мое тело, Москва Школьная Пресса 2010
13. Мир человека «Гигиена и здоровье» С.А Козлова, С.Е. Шукшина
14. «Тематический словарь в картинках Мир человека Я и мое тело, Москва Школьная Пресса 2010
15. Г.П. Попова, Т. В. Ковригина «Портфолио здоровья дошкольника» в соответствии с ФГТ.
16. Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 3 – 4 лет» Москва Творческий центр 2003 г
17. Е.В. Морудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром (экспериментирование)» Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г
18. Е. В. Черенкова «Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление» Москва. Ринол Классик Дом 21 века 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по краеведению в средней группе на тему: По страницам книги «Мое село, мой край родной».
Данный конспект предназначен для детей среднего дошкольного возраста, для уточнения знаний о родном селе....
Программа кружка краеведения "Урал-мой край родной"
Программа кружка краеведения "Урал -мой край родной" составлена для работы с детьми 5-7 лет, имеющими ОНР (общее недоразвитие речи) разного уровня.Рабочая программа разработана с учетом потр...
Дополнительная программа для детей дошкольного возраста "Тропинками родного края"
Новизна данной программы заключается в том ,что она захватывает разные аспекты экологического образования дошкольников.Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простей...
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....
Проект "Мое село - мой край родной"
Проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Рабочая программа по дополнительному образованию нравственно-патриотического направления "Мой край родной Ямал"
воспитание патриотических чувстврегиональный компонент...
Рабочая программа по дополнительному образованию нравственно-патриотического направления "Мой край родной Ямал"
Воспитание патриотических чувствРегиональный компонент...
- Мне нравится (1)