Программа курса для родителей "Родительский университет"
проект на тему

Попова Алина Александровна

Программа курса для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_roditelskiy_universitet.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Программа курса

для родителей

 «Родительский университет»

Составила:

 педагог-психолог

Попова Алина Александровна

Санкт-Петербург

2018 г.

Пояснительная записка

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

По этому поводу ещё Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

I. Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:

  1. открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  2. сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  3. создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  4. диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

  1. развитие интересов и потребностей ребенка;
  2. распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  3. поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  4. выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  5. понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  1. воспитание уважения к детству и родительству;
  2. взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
  3. повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
  4. оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
  5. использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:

  1. изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
  2. открытость детского сада семье;
  3. ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

  1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
  2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
  3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
  4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
  5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.

Все формы с родителями подразделяются на

  1. коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;
  2. традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:

  1. внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;
  2. работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Цель программы: 

  • психологическая поддержка, повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в сфере возрастной психологии и педагогике;

Задачи программы:

  • ознакомить родителей учащихся с основными положениями, подходами, способами поддержки ребёнка;
  • информировать о психологических особенностях детей разного возраста;
  • на основе понимания закономерностей процесса формирования и развития личностных качеств ребенка, содействовать освоению родителей навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации;
  • содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье, отличать подлинно значимые в воспитании явления от проходящих и незначительных;
  • предложить практические рекомендации родителям по вопросам профилактики школьной дезадаптации, о том, как формировать адекватную самооценку ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.

Условия эффективности «Родительского университета»

Чтобы занятия курсов проходили эффективно, необходимо создавать и соблюдать следующие организационно-содержательные условия:

  • включать в организацию работы курсов команду специалистов, состоящую из представителей администрации, социального педагога, педагога-психолога, членов родительского комитета;
  • выбирать для обсуждения на занятиях актуальные проблемы семейного воспитания детей с учетом интересов, потребностей и запросов родителей;
  • строить каждое занятие таким образом, чтобы теоретические знания могли быть апробированы родителями на практике;
  • использовать активные формы проведения занятий (практикумы, тренинги, дискуссии и т.д.), обеспечивающие вовлечение родителей во взаимодействие;
  • приглашать для проведения теоретической части занятий ключевую фигуру (опытного специалиста или авторитетную личность);
  • создавать на занятиях благоприятную атмосферу, комфортную для неформального общения участников;
  • проводить рефлексию по итогам занятий.

Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского университета, и особенности контингента слушателей и формы проводимых занятий.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

  1. Проведение социологических срезов, опросов
  2. «Почтовый ящик»
  3. Индивидуальные блокноты

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

  1. Семинары-практикумы
  2. Тренинги
  3. Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
  4. Мини-собрания
  5. Педагогический брифинг
  6. Педагогическая гостиная
  7. Устные педагогические журналы
  8. Игры с педагогическим содержанием
  9. Педагогическая библиотека для родителей
  10. Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

  1. Совместные досуги, праздники
  2. Выставки работ родителей и детей
  3. Кружки и секции
  4. Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы

Наглядно ин- формационные: информационно ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

  1. Информационные проспекты для родителей
  2. Альманахи
  3. Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей
  4. Дни (недели) открытых дверей
  5. Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
  6. Выпуск стенгазет
  7. Организация мини-библиотек

Ожидаемые результаты

Занятия, предлагаемые программой «Родительского университета», помогут решению ряда воспитательных и социальных проблем, как в масштабе семьи, образовательной организации, так и в масштабе окружающего социума. Прежде всего, это касается повышения родительской компетентности в вопросах семейного воспитания, укрепления партнерских отношений между родителями, педагогами и общественностью в воспитании детей.

Для родителей:

1. Родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.

2. Устанавливаются дружеские связи с другими родителями, сплачивается коллектив группы (детский и родительский).

Для детей:

Присутствие и участие родителей в совместной деятельности в клубе доставляет детям удовольствие, гармонизирует детско-родительские отношения.

Для педагогов:

У педагогов формируется чувство уважения по отношению к семьям воспитанников, это положительно влияет на развитие сотрудничества д/с с семьей.

Тематический план занятий по курсу «Родительский университет»

Месяц

Тематика встречи

сентябрь

«Секреты адаптации». Начало адаптации в детском саду - сложный и ответственный период. О том, как грамотно организовать семейную поддержку детей в период их привыкания, пойдет разговор на первой встрече.

октябрь

«Праздник осени» Организация праздника. Сценарий праздника «Волшебница – осень» для детей и родителей группы. Действующие лица. Как украсить группу к празднику. Конкурс: «Осенние поделки». Мастер-класс: «Осеннее чудо». Совместная прогулка в осенний парк.

ноябрь

«Здоровый ребёнок – счастливые родители». Всем родителям хочется, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким. Однако не все знают, что физическое здоровье тесно связано с психологическим. Об этом пойдет речь на очередном заседании родительском всеобуча.

декабрь

«Новогодний праздник!» встреча обсуждение сценария и распределение ролей, подготовка к празднованию Нового года, украшение группы и зала, мастер-класс «Роспись окон», выставка «Новогодняя игрушка», встреча-собрание «Итоги года»,

февраль

Мастер - класс: «Делаем сами, своими руками». (Изготовление персонажей к театральной постановке).

Март

Совместный досуг «Здравствуй, Весна - красна» (Театрализованная постановка силами родителей «Заюшкина избушка»). Конкурс подделок «Подарок маме»

Апрель

Консультация по теме «Роль театрализованной деятельности в социально-эмоциональном развитии детей».

Май

Анкетирование родителей с целью выявления результата удовлетворенности деятельности клуба.

Используемая литература и источники информации

  1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
  3. Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс]// http://www.kakprosto.ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok-dlya-roditeley-v-detskom-sadu
  4. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]// http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502
  5. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105
  1. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
  2. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.
  3.  Абраменкова В.В. Сорадость и сопереживание в детской картине мира. – М., 1999. 
  4. Н. Башкирова Современный ребёнок и его проблемы. – СПб.: Наука и техника, 2007.
  5. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. – М., 2001. 
  6.  М. Кравцова. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. – М., 2002. 
  7.  Кроха: Программа развития и воспитания детей до 3 лет в семье. – Н. Новгород, 1996. 
  8.  Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
  9. Справочник педагога-психолога. Школа. 2012, 2013 г.
  10. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания.
  11. Оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад». Сборник рабочих документов. – СПб., 2000. 
  12. Рождение и воспитание здорового ребенка: Методические рекомендации для обучения родителей и будущих родителей основам медико-педагогических знаний. – СПб., 2000.
  13. Родительские собрания./Авт. – сост. Л.А.Егорова. – М.: ВАКО, 2009.
  14. Популярная психология для родителей /Под редакцией А.А. Бодалёва, А.С. Спиваковской, Н.Л.Карповой, - М.: Флинта: МПСИ, 1998.
  15. «Психология и педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие/ А. К. Луковцева.»: КДУ; Москва; 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень программ курсов повышения квалификации пед. работникам.

Данный материал даст разъяснение пед. работникам пункта "2.3.1." экспертного заключения....

Программа курса «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ»

НАСТОЯЩАЯ ПРОГРАММА рассчитана на детей 4-7 лет и направлена на развитие художественного вкуса, развитие умения видеть прекрасное в природе, окружающем мире, предметах, людях и передавать в рису...

Рабочая программа курса "Умники и умницы для дошкольников"

Цель: развитие операций мышления, тренировка свойств внимания, аудиальной памяти, формирование положительного отношения к школе....

Авторская программа курса Английский язык для дошкольников с поурочным тематическим планированием 2014 г.

Данная программа включает изменения и дополнения к программе курса для дошкольников  2010 г. Адресуется учителям английского языка, преподающим в дошкольных образовательных  учреждениях, а т...

Авторская программа курса английского языка для дошкольников 2010 г.

Рекомендуется учителям английского языка, работающим с дошкольниками....

презентация проведения спортивно-игровой программы "Курс молодого бойца" для детей старшей и подготовительной группы и их пап.

Очень интересная спортивно-игровая программа для детей и родителей, где каждый показал свою ловкость, сплоченность. Я проводила это мероприятие на 23 февраля. Цель гармонизировать детско-родител...

отчёт о самостоятельной работе по программе курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций

В 2014 году я проходила курсы повышения квалификации .Думаю этот отчёт поможет другим воспитателям....