Консультация "Вариативная деятельность в условиях ДОУ"
консультация на тему
Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variativnaya_deyatelnost.docx | 23.64 КБ |
variativnaya.zip | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
ВАРИАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
В современной России внешняя среда функционирования образовательных организаций приобрела новое качество. Особенность их деятельности заключается в том, что результаты работы должны обеспечивать более эффективное и качественное оказание воспитательно-образовательной услуги в ДОУ. Решение этой задачи требует организации эффективного сетевого взаимодействия образовательных организаций, вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ.
Одним из эффективных инструментов образовательной политики, является установление регионально-значимой или педагогически обоснованной вариативной составляющей (части) основной общеобразовательной программы федеральных государственных стандартов нового поколения.
Вариативная часть ФГОС призвана учитывать региональные или потребности ДОУ в воспитательно-образовательной деятельности. Образовательные организации (педагоги) получают возможность разрабатывать дополнительный набор компетенций, которыми должен обладать их выпускник.
Время, отводимое на вариативную часть, может быть использовано на введение дополнительных структурных элементов:
- разделов (тем) дисциплин инвариантной части (обязательная часть);
- новых образовательных услуг (различных циклов);
- разделов (тем) инвариантной части;
- новых модулей инвариантной части; дополнительных модулей;
- увеличение объема нагрузки (пропорциональное или непропорциональное) по всем элементам учебного плана инвариантной части, задаваемой ФГОС.
Вариативная составляющая дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения образованности выпускника в соответствии с новыми требованиями ФГОС (целевые ориентиры).
Основная часть ОП составляет – 60%, часть формируемая участниками образовательной организации – 40%. Эти части являются единым целым ООП, которые включают в себя блоки:
- целевой
- содержательный
- организационный.
Разрабатывая и реализуя вариативную часть ООП необходимо учитывать:
Национальные, социокультурные, экономические, климатические условия;
- наличие среди воспитанников и родителей представителей различных наций, вероисповеданий
- наличие различных типов семей, уровень образования родителей, их социальный статус, экономическое положение
- учёт особых климатических условий местоположения дошкольной организации
Соответствие потребностям и интересам воспитанников, возможностям педагогического коллектива
- учёт особенностей здоровья воспитанников
- учёт интеллектуальных и творческих интересов воспитанников
- учёт уровня квалификации и творческих возможностей педагогического коллектива
- учёт условий, созданных в организации (предметно – пространственная среда)
Поддержка интересов педагогических работников
- использование кадровых возможностей (наличие специалистов, педагогов дополнительного образования)
- использование творческого потенциала педагогов организации
- включение традиционных для данной организации форм и методов методической работы
Сложившиеся традиции
- учёт приоритетных направлений региональной политики
- учёт основных мероприятий в муниципалитете, которые затрагивают деятельность дошкольного образования
- учёт традиций, сложившихся в данной организации (праздники и развлечения, тематические дни, мероприятия и формы работы с воспитанниками и родителями и т.п.)
Создание части Программы, формируемой участниками образовательного процесса
I этап
- изучение результатов диагностического обследования воспитанников
- проведение анкетирования и опросов среди родителей и членов их семей
- определение возможностей окружающего макросоциума
II этап
- отбор нескольких образовательных программ различной направленности, проведение обсуждения среди педагогов и родителей
- определение форм и методов организации работы с воспитанниками
III этап
- непосредственное написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации работы с воспитанниками
Объём частей образовательной программы
обязательная часть | часть, формируемая участниками образовательного процесса | |
группы общеразвивающей направленности | 60% | 40% |
группы компенсирующей направленности | 80% | 20% |
группы кратковременного пребывания | 90% | 10% |
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
(первый вариант)
- Название вариативной деятельности.
- Пояснительная записка (по теме вида деятельности)
- Методика работы по теме (возрастные особенности)
- Цель
- Задачи
- Перспективный план
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
(второй вариант)
- Название вариативной деятельности (программы).
- Пояснительная записка.
- Цель программы.
- Задачи (обучающие, развивающие, воспитательные).
- Предполагаемый результат к концу года.
- Основные виды и формы совместной деятельности (сюрпризные, театрализованные, индивидуальная работа, объяснение, соавторство, фото и видео текущих работ и т.п. и т.д.)
- Структура совместной деятельности (интеграция в образовательные области и режимные моменты).
- Взаимодействие со специалистами, коллегами и родителями.
- Развивающая среда
- Отчётность, результативность (мониторинг деятельности)
- Учебный план
Способы и приёмы | Часов в месяц | Предполагаемый результат | |||||||
10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Всего | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||
Итого | 32 |
- Учебный план по количеству конкретных тем
Тема | Месяцы | |||||||
1 | 1 | |||||||
2 | 1 | |||||||
3 | 1 | |||||||
4 | 1 | |||||||
Итого в месяц | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Всего в год |
- Список рекомендуемой литературы
- Комплексно-тематическое планирование
№ п/п | № | Тема | Программное содержание |
Октябрь | |||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
Предполагаемый результат | 1. 2. 3. 4. |
Подписи к слайдам:
ВАРИАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Вариативность – требование ФГОС, устанавливающее, что зафиксированные в нем образовательные результаты могут достигаться за счет использования образовательных программ, отличающихся друг от друга в части отражения требований ООП. Вариативная часть ФГОС предусматривает возможность формирования совместно с работодателями новых/ дополнительных (сверх ФГОС) профессиональных компетенций как готовности выполнять новые/ дополнительные трудовые функции в рамках специализации, а также разработку новых дисциплин, курсов, модульных программ, обеспечивающих формирование указанных компетенций.
Дополнительные структурные элементы вариативной деятельности:
Основная общеобразовательная программа
ООП и ВД включают в себя разделы
Учитываем
Создание вариативной части I этап изучение результатов диагностического обследования воспитанников проведение анкетирования и опросов среди родителей и членов их семей определение возможностей окружающего макросоциума II этап отбор нескольких образовательных программ различной направленности, проведение обсуждения среди педагогов и родителей определение форм и методов организации работы с воспитанниками III этап непосредственное написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации работы с воспитанниками
Желаем творческих успехов!
Элементы с сайта www.animationfactory.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия успешной организации образовательной, коррекционной и лечебно-оздоровительной деятельности в условиях начальной школы-детского сада
В статье раскрывается опыт работы коллектива в условиях комплекса: начальная школа - детский сад для детей с нарушениями зрения....
Мастер – класс по театральной деятельности. Тема: «Театральная деятельность как условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника
Цель: Совершенствовать художественный вкус дошкольников, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту. Развить творческие способности дошк...
Познавательная деятельность как условие развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.
Данная работа выполнена на тему: «Познавательная деятельность как условие развития речевой деятельности детей дошкольного возраста». ...
Создание благоприятных условий для занятий по изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС
Из опыта работы воспитателя ЧДОУ «Детский сад №103 ОАО «РЖД» г.Лиски Масловой Людмилы Анатольевны....
«Создание условий для организации двигательной активности детей в совместной и самостоятельной деятельности в условиях ограниченного пространства"
Самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространств...
Поддержка детской инициативы, через создание условий для свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия условий игры, выражения эмоций.
Проблема формировния у детей самостоятельности была и остается в педагогике самой актуальной. А без самостоятельности не будет инициативы....