Создание благоприятных условий для занятий по изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС
статья по рисованию по теме

Маслова Людмила Анатольевна

 

Из опыта работы воспитателя ЧДОУ «Детский сад №103 ОАО «РЖД» г.Лиски Масловой Людмилы Анатольевны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

 

Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация творческой деятельности детей. Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира; его сердце по словам В.Сухомлинского, чутко к призыву творить красоту. Широкую возможность творить красоту предоставляет изобразительная деятельность. Л.С.Выготский писал, что творческие силы маленького ребёнка «сосредотачиваются на изобразительной деятельности не случайно, потому что именно она предоставляет ребёнку этого возраста наиболее легко выразить то, что им владеет». Эта психологическая особенность деятельности ребёнка побудила меня более углубленно заниматься изобразительной деятельностью детей.

      Работая по традиционным программам, я пришла к выводу, что они не развивают воображение, не побуждают детей к эксперементированию с красками, бумагой, пластилином, а вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог. В течение довольно долгого времени мне не удавалось добиться от детей того, что я считала главным – искренних «своих» работ. Я чувствовала, что необходима какая-то другая система занятий изобразительной деятельностью и для себя подобрала следующие подходы с детьми основанные на новых целях.                                                                                                                                       1. Создание условий, необходимых для занятий изобразительной деятельностью.                                                                                                                      

  В группе был создан простор для детской фантазии и творчества -нейтральный цвет стен и изобилие света. Нужные для изобразительной  деятельности инструменты и материалы в достаточном количестве и в рабочем состоянии были собраны в одном удобном и доступном для детей месте в «Уголке творчества», где находятся репродукции картин, книги об искусстве. Также в группе была создана полочка красоты, где стоят поделки, выполненные детьми самостоятельно или совместно с воспитателем или родителями. В раздевалке – постоянно действующая выставка детских работ «Паровозик творчества».

2. Стремление детей работать в определенной технике и определенными изобразительными средствами.                                                                                             Я стараюсь дать как можно больше свободы в их выборе и не предлагаю образец (для старшего дошкольного возраста), так как он влечет за собой механический повтор, а лишь демонстрируя наброски, ни в коем случае не придавая законченного вида.

3. Показ приемов работы с пластическим материалом,

когда образ рождается прямо  на глазах детей. Это с одной стороны дает умения и навыки, а с другой – оставляет право творческого выбора.

4. Не ограничивать детей временем выполнения работы.

Если ребенок не успел сделать работу за одно занятие, предлагаю закончить работу позже. Дети, привыкая к такому режиму, не торопятся завершить ее в любом случае, пусть наспех, а продуманно работают над образом, вдохновляясь иногда новыми замыслами.

 5. Использование коллективной художественной деятельности.

Общие усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения.               6.Использование нетрадиционных техник рисования.                                                   Одно из главных направлений в обучении нетрадиционным техникам изображения - помочь детям понять, что в нетрадиционной технике есть скрытые ресурсы. Ресурс - это то, что помогает решить творческую задачу. И если рассматривать тему занятия по изодеятельности как творческую задачу, то удачный выбор ресурса - основа для успешного её решения. Использование самых необычных средств изображения: коктельных трубочек, парафиновой свечки, расчески, зубной щетки, ватной палочки, ниток и много другого помогает мне развить у детей фантазию, воображение, снимать у детей отрицательные эмоции.                                                                   7. Помощь родителей.

Важно, чтобы родители поняли, что через изобразительную деятельность ребенок самовыражается, как личность. Нужно рисовать все о чем ребенок любит говорить, и говорить с ним обо всем, что он любит рисовать.                                                                                                                                            

 Эти подходы очень помогают в работе с закомплексованными детьми. Используя в работе нетрадиционные методы рисования  и дифференцированный подход, я помогаю таким детям увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета. Такие занятия в игровой форме, например, «Игры с пятнами», «Волшебная палитра», «Какого цвета радость?» и др. я провожу с закомплексованными детьми 1 раз в неделю в дополнении к основным занятиям по изодеятельности. Еще я применяю на занятиях игры - упражнения с нетрадиционными материалами: они очень хорошо снижают эмоциональную напряженность детей, учат управлять своими чувствами, переживаниями. Например: "Рисунки на асфальте", "Рисунок на стекле", "Восковой рисунок", "Наскальная живопись" - крепится большой лист бумаги, где дети рисуют все, что хотят и чем хотят (цветными мелками, фломастерами и.т.д.). 
Для закрепления полученных навыков детям иногда нужно напоминать некоторые правила работы с нетрадиционным материалом. Поэтому делаю различные "Напоминайки" - ими могут быть схемы, алгоритмы, мнемодорожки ит.д.. Не давая образцов, шаблонов, я просто напоминаю только о последовательности выполнения работы, что позволяет развивать творчество, воображение, образное мышление .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста через изобразительную деятельность в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

.  Социальная адаптация ребенка раннего возраста определяет его успешное социально-личностное развитие в последующие периоды....

"Актуализация знаний воспитателей к личностно - ориентированному взаимодействию с детьми через нетрадиционные техники изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС

В этом учебном году наряду с нетрадиционнымитехниками изобразительной деятельности я, как всегда, старалась  осуществлять  личностно - ориентированный подход в воспитании дошкольников.Личнос...

Консультация для воспитателей Условия становления, развития и организация процесса занятий по изобразительной деятельности в ДОУ

Изобразительная деятельность — это образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умени...

« Формирование игровой деятельности дошкольников -необходимое условие в решении задач образовательной области "Социализация" при реализации ФГОС ДО»

консультация « Формирование игровой деятельности дошкольников -необходимое условие в решении задач образовательной области "Социализация" при реализации ФГОС ДО»...

Комплекс мероприятий в русле темы: «Компетенции и компетентность педагога как условие эффективной профессиональной деятельности в процессе реализации ФГОС ДО»

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных образовательных сфер: дошкольное, школьное, высшее профессионал...

«Технология исследовательской деятельности, как условие повышения качества образования современных детей в условиях реализации ФГОС в ДО»

Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окру...