ПРОГРАММА «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»
методическая разработка
Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов в нашем учреждении является одной из наиболее актуальных задач.
В связи с этим нами была разработана программа, направленная на профилактику и коррекцию профессионального выгорания, развития эмоциональной устойчивости педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_prof._vygoraniya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад№38 Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРОГРАММА
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Программа разработана педагогами-психологами:
Воробьевой Н.А.
Черноситовой Т.А.
Санкт-Петербург
2017
Актуальность.
Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) был введен в научный обиход в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с людьми в эмоционально нагруженной атмосфере (профессии типа «человек-человек»).
Выгорание рассматривается как трехкомпонентная конструкция, включающая эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в таких симптомах, как сниженный эмоциональный тонус, опустошение и усталость, утрата интереса к окружающему, эмоциональное пресыщение (отвращение к деятельности), депрессия, агрессивные реакции. Деперсонализация характеризуется обезличиванием отношений с людьми, повышением зависимости от других или, наоборот, негативизмом, циничностью восприятия других людей, обращением с учеником как с объектом. Редукция личных достижений проявляется в негативном оценивании себя, переживании некомпетентности и неуспешности своей деятельности, падении значимости собственных достижений, снижении профессиональной мотивации, упрощении своих профессиональных обязанностей, репертуара используемых приемов, ограничении своих возможностей [2].
Поэтому организация работы по сохранению психического здоровья педагогов в нашем учреждении является одной из наиболее актуальных задач.
В связи с этим нами была разработана программа, направленная на профилактику и коррекцию профессионального выгорания, развития эмоциональной устойчивости педагога.
Программа «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов».
Данная программа профилактики эмоционального выгорания педагогов проводится в несколько этапов:
1. Информационный блок – предоставление информации о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и признаках.
2. Диагностика уровня эмоционального выгорания (по методике В.В. Бойко).
3. Психологические тренинги, направленные на коррекцию психоэмоционального состояния педагогов и профилактику профессионального выгорания.
4. Итоговый мониторинг (по методике В.В. Бойко[9]). Сравнение показателей до и после проведения программы.
Цель программы: профилактика эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий.
Задачи:
1. Формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический климат.
2. Формировать навыки контроля и саморегуляции эмоционального состояния, обучать адекватным и эффективным способам отреагирования негативных эмоций, навыкам стрессоустойчивости.
3. Развивать конструктивное сотрудничество в процессе преодоления трудностей в совместной профессиональной деятельности.
4. Совершенствовать личностные качества педагогов.
Структура:
1.Вводная часть (ритуал приветствия).
2.Основная часть (игры и упражнения по теме).
3.Заключительная часть (ритуал завершения).
Методы: игровые, арттерапевтические и релаксационные техники, психогимнастические упражнения.
Формы работы:
1.Игры, направленные на развитие социальной перцепции.
2.Элементы песочной терапии.
3.Элементы глинотерапии.
4.Элементы куклотерапии.
5.Элементы игротерапии.
6.Элементы телесно-ориентированной терапии.
Ожидаемые результаты работы:
1.Повышение психологической защищенности педагогов, укрепление психологического здоровья.
2.Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе.
3.Овладение педагогами начальными навыками рефлексии, способами саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.
4.Раскрытие внутренних резервов личности педагога.
5.Повышение мотивации педагогов к самопознанию и саморазвитию.
Программа состоит из 6 встреч в течение учебного года с октября по май. Продолжительность встреч от 1 до 1,5 часов.
План работы с педагогами
по профилактике эмоционального выгорания
№ | Задачи | Структура |
1. Игротерапия эмоции | 1. Раскрепощение, снятие эмоционального напряжения. 2. Обучение способам саморегуляции. 3. Формирование навыка контроля и адекватного отреагирования собственных негативных эмоций. | 1. Вступление. Краткое изложение выводов тестирования. 2. Принятие правил. 3. Упражнение «Краники» (гнев, печаль, страх, радость) [3]. 4. Рисунок «Мой гнев» [3]. 5. Лишается эмоция злости от раздражения до бешенства. 6. Упражнение «9 квадратов» [3]. 7. Игра «Драка животных». 8. Групповая игра «Злой список». 9. Мозговой штурм. Создание списка адекватных способов отреагирования собственных негативных эмоций. 10. Подведение итогов. |
2. Песочная терапия | 1. Развитие умения контролировать и регулировать свое психоэмоциональное состояние. 2. Формирование навыков рефлексии, саморегуляции. 3. Обучение эффективным техникам вербального и невербального общения. | 1. Приветствие различными способами. 2. Взаимодействие с песком. тактильные ощущения. 3. Упражнение «Я – профессиональное, 4. Упражнение «Скульптура из песка»[1]. 5. Упражнение «Образ Я»[1]. 6. Подведение итогов. |
3. Глина | 1. Формирование навыка контроля и саморегуляции эмоционального состояния. 2. Обучение адекватным и эффективным способам отреагирования негативных эмоций. 3. Совершенствование развития личностных качеств. | 1. Приветствие. 2. Знакомство с материалом – глина. 3. «Слепи свой гнев (страх, печаль)»[3]. 4. Лепка «Моя сила»[3]. 5. Работа в малых группах (2-5). 6. Подведение итогов. |
4. Куклотерапия | 1. Оптимизация самооценки. Снятие эмоционального напряжения. 2. Формирование позитивного мышления. 3. Обучение эффективным техникам вербального и невербального общения. | 1. Приветствие. 2. Взаимодействие в парах. 3. «Моя злость похожа на…» - ассоциативное упражнение[4]. 4. Работа в парах «Драка кукол» )[4]. 5. «Кукла – похожая на меня». Сочинение сказки[5]. 6. Подведение итогов. |
5.Релаксационные упражнения | 1. Устранение эмоциональной напряженности. Ослабление проявления утомления. 2. Повышение психофизиологической реактивности. 3. Обучение навыку снятия мышечных зажимов, нервно психологического напряжения. | 1. Приветствие «Пока горит свеча». 2. Релаксационное упражнение «Морское путешествие и летучий остров» [8]. 3. Релаксационное упражнение «Водопад энергии» [7]. 4. Игра «Тростинка на ветру» [8]. 5. Игра «Бедный кораблик» [8]. 6. Подведение итогов. |
6. Итоговое | 1. Формирование позитивного мышления. 2. Побудить интерес и желание использовать полученные знания и умения в жизни. 3. Стабилизация внутренней душевной гармонии. 4. Формирование в педагогическом коллективе благоприятного психологического климата. | 1. Приветствие «Я сегодня вот такая!» 2. «Мой портрет в лучах солнца» [6]. 3. Герб педагогического коллектива. 4. Игра «Все дело в шляпе». 5. Подведение итогов. |
Литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Речь, 2015. – 256 с.
2. Ильин Е. П. Психология для педагогов. — СПб.: Питер, 2012. — 640 с.
3. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 336 с.
4. Оклендер В. Скрытые сокровища: Путеводитель по внутреннему миру ребенка. – М.: Когито-Центр, 2016. – 271 с.
5. Татаринцева А. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. СПб.: Речь, 2006. – 102 с.
6. Тренинг развития жизненных целей/ Под редакцией Е.Г. Трошихиной. - - СПб.: Речь, 2006. – 224 с.
7. Сборник релаксационных текстов и упражнений по саморегуляции «Живительный источник» / Фролова Э.В. - http://www.infouroki.net/sbornik-relaksacionnyh-tekstov-i-uprajneniy-po-samoregulyacii-jivitelnyy-istochnik.html
8. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Радостное взросление: личностный рост ребенка. - СПб.: Речь, 2004. – 208 с.
9. http://world-psychology.ru/diagnostika-emocionalnogo-vygoraniya-lichnosti-v-v-bojko/Методика Бойко В.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по про...
Исследовательский проект по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ "Территория здоровья"
В общем виде синдром "выгорания" рассматривается как долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных стрессов средней интенсивности. Наиболее широко эта пр...
Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ (сообщение и фотоотчет из опыта работы)
Проблема сохранения психологического здоровья педагога ДОУ стала особо актуальной в последние два десятилетия. Высокая эмоциональная включенность в профессиональную деятельность, ответств...
Модифицированная программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов. «Самое главное – услышать, помочь, полюбить самого себя»
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Особое внимание этому вопросу уделяют А.К. Маркова, Л.М. Митина,...
Программа« Арт-терапевтическая студия для педагогов»(Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)
«Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологическ...
Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»...