Модифицированная программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов. «Самое главное – услышать, помочь, полюбить самого себя»
рабочая программа по теме

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохране­ния психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Особое внимание этому вопросу уделяют А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.Т. Дикая, Л.В. Мохнач, Н.А. Аминов и др. Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Стрессогенность заложена уже в самой природе педагогического труда. Переход современной школы на личностно - ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в воспитательном процессе. В практике образовательных учре­ждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и на­личием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа для педагогов29.42 КБ

Предварительный просмотр:

 Модифицированная программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов.

 «Самое главное – услышать, помочь, полюбить самого себя»

Пояснительная записка.

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Особое внимание этому вопросу уделяют А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.Т. Дикая, Л.В. Мохнач, Н.А. Аминов и др. Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Стрессогенность заложена уже в самой природе педагогического труда. Переход современной школы на личностно - ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в воспитательном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Многочисленные исследования позволили определить причины возникновения этого синдрома.

  • Основная причина – это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями.
  • Синдром вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жёсткой, нерациональной политикой администрации.
  • Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что тоже может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлечённости в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию.
  • Возникновение несоответствия между собственными этическими принципами, ценностями и требованиями, которые предъявляет работа.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренингах навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам, воспитателям, руководителям образовательных учреждений, так и самим педагогам-психологам.

Цель программы: создание условий для профилактики эмоционального выгорания у педагогов.

Задачи программы:

  • Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих эмоциональному выгоранию у педагогов.
  • Создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
  • Информирование о действиях стрессогенных факторов и последствий стресса, причинах и формах заболеваний, связанных с эмоциональным выгоранием, путях к выздоровлению, связи эмоционального выгорания с особенностями личности, общения, стрессом и путями его преодоления.
  • Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.
  • Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
  • формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития;
  • формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
  • формирование умения осознавать «Что со мной происходит и почему», анализировать собственное состояние;
  • формирование навыков эмпатии, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражение чувств, принятия решений;
  • формирование умения принимать и оказывать психологическую  и социальную поддержку окружающим.
  • Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего эмоциональному выгоранию.

  Основные формы  проведения занятий:

  1. Игровые (творческого, подражательно-поискового характера, релаксационные и т.д.).
  2. Обучающие (саморегуляция, аутотренинг).
  3. Творческие (арттерапия и т.д.).
  4. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
  5. Беседы, дискуссии.

Методические аспекты проведения практических занятий:

Цикл практических занятий для педагогов рассчитан на 10 встреч.  Продолжительность занятий 1,5 – 2 часа.  

Структура занятий.

В плане каждого занятия обеих программ  предусмотрены такие части:

1. Вводная часть, которая включает в себя постановку проблемы и     разминочные упражнения.

2. Основную часть, которая занимает большую часть времени .

3. Заключительная часть.  

Предполагаемый результат:

  1. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и жизненных ресурсов, препятствующих эмоциональному выгоранию у большинства педагогов.
  2. Овладение и практическое применение полученной информации о действиях стрессогенных факторов и последствий.
  3. Осознание  и развитие  имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и  высокоэффективного поведения большинства педагогов.
  4. Улучшение психологического климата в коллективе.

Части  занятий:

1. Ориентировочная -   включает объединение  участников в группу.

Задача: обеспечивание и создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.

2. Коррекционная -  осуществляет непосредственную коррекционную работу в группе.

Задача: продемонстрировать участникам группы неадекватность, нецелесообразность  некоторых способов  реагирования и сформировать потребность в изменении  своего поведения.

Происходит эмоциональное  отреагирование внутреннего  напряжения, неприятных переживаний, широко используются сюжетные игры, разыгрываются различные  проблемные ситуации. Помимо коррекции негативных личностных черт и обучение социально желаемым формам общения, проводятся диагностические исследования, касающиеся психологических особенностей педагогов. Эти данные позволяют дополнять, изменять запланированные  на обучающем этапе методы и приёмы, с учётом индивидуальных проблем каждого из педагогов.

3. Закрепляющая – включает закрепление полученных навыков и форм обучения. Педагоги  упражняются в способности самостоятельно  находить нужные способы поведения, закрепляют всё то позитивное и новое, что возникло в личностном мире каждого из участников.  

Задача: необходимо создать условия для того, чтобы участники  окончательно поверили в свои силы и смогли вынести приобретённую веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь. Применяются разнообразные игровые  неигровые приёмы, которые проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников, рефлексии и контролю своего поведения.

 

Выгорание не является неизбежным, для этого должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

С этой целью в программу профилактики эмоционального выгорания входит созданная система работы «Профилактические шаги».

 Задачи:

  • Повышение психологического  просвещения педагогов.
  • Обучение педагогов умению самостоятельно оказывать себе психопрофилактическую  помощь.
  • Развитие наставничества.
  • Профессиональное оказание психопрофилактической помощи педагогам.

 Психолого-педагогическая работа по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Профилактические шаги».

  • Информирование педагогов: понимание проблем укрепления психического, физического и социального здоровья.
  • Подбор необходимой информации для психологического просвещения педагогов (стенд «Узнаём, размышляем, применяем»):
  • ежеквартальный выпуск «Психологического вестника»;
  • ежемесячный выпуск информационных листов «Потянись, улыбнись, взбодрись»;
  • осуществление обратной связи психолога с педагогами через блокнот «О чём бы вы хотели спросить»
  • Эмоциональная поддержка и стимулирование: понимание роли педагогического общения в сохранении психического здоровья педагога.
  • Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения,  рейтинг «Профессиональные достижения», рубрика  в педагогическом уголке «Портрет в особой рамке» .
  • Внедрение традиции детского сада «Добрые минутки» в организацию и проведение педсоветов.
  • Вовлечение профессиональноуспешных педагогов в участие в педагогических чтениях, конференциях, в выступлениях из опыта работы, участие в конкурсе «Воспитатель года», показ открытых мероприятий, наставничество.
  • Обобщение опыта работы педагога.
  • Поздравления с  днём рождения, с юбилеем, с успешным выступлением, участием в конкурсе, соревнованиях. Проведение  традиций сада «День здоровья», «Наши праздники» и т.д.
  • Профессиональная помощь: диагностика педагогов, обучение педагогов через разные формы.
  1. Диагностика личностных особенностей: диагностика эмоционального выгорания В.В.Бойко, тест Люшера, методика «Способы реагирования в конфликте», экспресс-методика «Изучение психологического климата  в коллективе» и др..
  2. Проведение «Школы малоопытного педагога».
  3. Направление педагогов на курсы повышения квалификации.
  4. Организация работы творческих групп.
  5. Индивидуальные консультации.
  6. Проведение семинаров-тренингов:
  • «Аутогенная тренировка»;
  • «Коммуникативные игры»;
  • «Обучение способам саморегуляции»;
  • «Помоги себе сам»: определение средств и техник саморегуляции и саморазвития.
  • Самостоятельное использование педагогами полученных знаний, умений, навыков в овладении: способами саморегуляции, релаксации, самомассажа, элементами аутотренинга, дыхательной гимнастикой, ароматотерапией, цветотерапией.

Проводя специально спланированную работу, предполагается следующий  результат:

  1. Развитие компетентности педагогов по проблеме профилактики эмоционального сгорания.
  2. Формирование  позитивного профессионального имиджа педагога.
  3. Самостоятельное оказание  психопрофилактической помощи, позитивно влияющей на психическое здоровье педагогов и воспитанников.
  4. Получение педагогами знаний, умений, навыков для сохранения своего здоровья и овладение здоровьесберегающими технологиями.

План занятий

Тема занятия

Цели занятия

Содержание занятия

Количество часов

1 – 2.

Знакомство с проблемой психического здоровья (2-х дневный тренинг для педагогов «Доверие»)

- Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками. Анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.

1. Введение. Постановка проблемы. Диагностика ожиданий.

2. Основная часть:

- упражнение «Балан реального и желаемого»

- «Я на работе и дома»

- самодиагностика

- 3 стадии нарастания проблемы

- 16 ассоциаций

3. Обратная связь

2 часа

 

 

 

3.

Семинар -

Профилактика конфликтного поведения педагогов  

- Осознание причин конфликтного поведения у педагогов

1. Введение

2. Практикум

- тест Томаса

- Психологическая игра «Сплетня»

-Типы конфликтного поведения

- Рефлексия

1,5 часа

4 -5.

Тренинговое занятие

(2-х дневный тренинг для педагогов  «Познай себя»)

- Дать почувствовать участникам, что они наряду с руководителем способны анализировать стоящие перед ними проблемы. Определение актуальной позиции своего развития.  Побудить их к выделению и описанию главной проблемы, описать, на что готовы участники в ее решении.

1. Вводная часть:

- дело мастера боится

2. Основная часть:

- Постановка проблемы

- «Кривая моей жизни»

- «Путь к перевалу»

- «Цель»

3. Рефлексия

2 часа

6 -7.

Рефлексивный тренинг для педагогов (2-х дневный тренинг для педагогов  Призвание – воспитатель»

 - Осознание  своих  личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения.

1. Введение

– «Грецкий орех»

 3 цвета личности

 Я учусь у тебя…

2. Основная часть:

- Самодиагностика «Тест геометрических фигур»

- Моя копилка

- или-или

- Герб профессии

- вверх по радуге

3. Рефлексия.

- Круг света

2 часа

8.

Психологическая гостиная «Я-есть»

 - Помощь в осознании своих ценностных ориентаций и личных приоритетов.

1. Введение

- «Превращалки»

2. Основная часть:

- «Карта моей жизни»

- «Мусорная скульптура»

- «Океан»

- «Если бы я был…»

3. Рефлексия

2 часа

 

 9.

 

Тренинговое занятие «Три цвета личности»  

 - Настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.

1. «Наши ожидания»

«Что общего»      «Порядковый счет»

2. Основная часть:

- стратегии самопомощи

- промежуточная рефлексия

- «белое облако»

 чувства.

3. Заключительная часть:

- «Улыбка»

- «Моечная машина»

- «Мне сегодня….»

1,5 часа

10.    

  Заключительная встреча: «Я и моя профессия»  

 - Помощь в осознании своих ценностных ориентаций и личных приоритетов.   Воспитатель, осознающий свои ценности и приоритеты, будет более успешен в работе с детьми, так как сможет сделать ее личностно значимой, а значит – живой, настоящей, идущей от сердца.

- Продолжи утверждение: Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю себе …  

Волшебные слова …

 Релаксация «Дар музыки»

Дыхание на счет 7-11.

Самомассаж.

Самовосприятие.

Ваши ценные качества, которые мы дарим детям.

 

1,5 часа

Конспект  занятия.

1. Тренинг для педагогов «Доверие» (2-х дневный)

Цель:

  • Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками
  • Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.
  • Анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
  • Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов проф. деятельности, направлений роста.
  • Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.

Материалы и оборудование:

Маркерная доска или ватманы для записи собранной информации

Маркеры, фломастеры, цветные карандаши

Бумага А4 (белая и тонированная)

Таблицы «Поле самодиагностики»

Кнопки, скотч, ножницы

 

1 ДЕНЬ.

Содержание:

1. Введение. Актуальность проблемы

 

2. Упражнение «Баланс реальный и желательный»  

Проводится с совсем небольшими изменениями. Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

В другом круге - их идеальное соотношение.

Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?

Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

От кого или от чего это зависит?

 

3. Упражнение «Я – дома, я – на работе».

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я - на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:          

  • похожие черты,
  • противоположные черты
  • одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
  • отсутствие общих черт
  • какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
  • каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность.

 

4.  Поле самодиагностики. Самодиагностика проявления признаков выгорания.

Присутствующим предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака. Оценка  имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится.

 

5. Три стадии нарастания синдрома (под запись).

 

6. Мини-дискуссия по подгруппам «Что мешает вам получать удовлетворение от профессиональной деятельности?».

  • Разделиться на подгруппы по 3-5 человек. Составить перечень барьеров, препятствующих получению удовлетворения от профессиональной деятельности
  • Представить их для записи на доске, разделяя на организационные и индивидуальные.

 

7.  Упражнение. Для того, чтобы получить материал для анализа собственных источников негативных переживаний на работе (посмотреть на них «со стороны»), а также для последующего выявления ресурсов проф.деятельности, предлагается выбрать один из записанных на доске «барьеров» (наиболее актуальный, либо другой, если его нет в общем списке) и изобразить в виде рисунка, схемы, символа. Желающие могут поделиться впечатлениями, но основной анализ изображений состоится после следующего упражнения.

 

8. Упражнение: «16 ассоциаций» (упражнение из тренинга Шубиной Елены, члена ассоциации профессионального тренинга, используется с добавлениями.)

Горизонтальный лист формата А4 делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, – в третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация. Ее также необходимо изобразить в виде схематического рисунка.

Теперь у каждого есть два изображения – рисунок помехи к удовлетворению от работы и образное ассоциативное представление о самой работе. Их необходимо сравнить, выделить общие и различные элементы, проанализировать с точки зрения наличия сильных и слабых черт, возможных направлений роста.

 

9. Мини-дискуссия: «Для чего вы работаете?»

Упражнение: Три рисунка «Я работаю педагогом»

-  начало трудового пути (или представления студента, если у специалиста совсем маленький опыт работы)

-  в настоящее время

-  через 5 лет

Присутствующие делятся в первую очередь собственными ощущениями от своих рисунков. Важно, чтобы они сами смогли увидеть возможные различия в содержании, разработанности, цветовой гамме изображенного.

 

10. Эмоциональная регуляция

-          естественная регуляция

-          саморегуляция

Задание: на доске составляем список способов регуляции состояния

 

11.     Упражнение «Карикатура». Нарисовать карикатуру на себя «Я – педагог». В юмористической форме изобразить собственные черты, которые мы стараемся в себе развивать, и которые стали неотъемлемой частью профессии (эмпатия, общительность, умение слушать без оценок, доброжелательность, гибкость, креативность, компетентность и пр.). Карикатуры вывешиваются на стену.

 

12.     Психологическая поддержка и обратная связь. Каждому присутствующему дается лист тонированной бумаги А4. Его надо разделить на 4 части. На трех написать послания трем сидящим справа после него участникам круга. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. На четвертой части листка формулируется впечатление от прошедшего занятия – это для тренера. Оно может иметь либо конструктивную, либо эмоциональную направленность. Листочки передаются адресатам.

13.     Притча. Например «История-напутствие» из книги Носсрата Пезешкяна «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия».

  Поле самодиагностики:

Симптомы

Степень выраженности, частота

1

2

3

4

5

Поведенческие

Сопротивление выходу не работу

 

 

 

 

 

Частые опоздания

 

 

 

 

 

Откладывание деловых встреч

 

 

 

 

 

Уединение, нежелание видеть коллег

 

 

 

 

 

Нежелание видеть детей

 

 

 

 

 

Нежелание заполнять документацию

 

 

 

 

 

Формальное исполнение обязанностей

 

 

 

 

 

Аффективные

Утрата чувства юмора

 

 

 

 

 

Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения

 

 

 

 

 

Повышенная раздражительность

 

 

 

 

 

Ощущение придирок со стороны других

 

 

 

 

 

Равнодушие

 

 

 

 

 

Бессилие, эмоциональное истощение

 

 

 

 

 

Подавленное настроение

 

 

 

 

 

Когнитивные

Мысли о смене профессии, уходе с работы

 

 

 

 

 

Слабая концентрация внимания, рассеянность

 

 

 

 

 

Ригидность мышления, использование стереотипов

 

 

 

 

 

Сомнения в полезности работы

 

 

 

 

 

Разочарование профессией

 

 

 

 

 

Циничное отношение к клиентам, коллегам

 

 

 

 

 

Озабоченность собственными проблемами

 

 

 

 

 

Физиологические

Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)

 

 

 

 

 

Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)

 

 

 

 

 

Длительно текущие незначительные недуги

 

 

 

 

 

Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

 

 

 

 

 

Усталость, быстрая физическая утомляемость

 

 

 

 

 

Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ

 

 

 

 

 

Обострение хронических заболеваний

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., Информационно-издательский дом «Филин», 1996 г.
  2. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., «Просвещение», 1989 г.
  3. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., «Просвещение»  1986 г.
  4. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения   учителя. Вопросы психологии № 6. 1987 г.
  5. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания., Спб, «Речь»,  2006 г.
  6. Ронлинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал № 3. 2002 г.  
  7. Самоукина Н.А. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. М., «ИТОН», 1997 г.
  8. Солдатова Г. У. , Шайгерова Л. А. , Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. - М. : АСТ, 2000 г.
  9. Тигронян Р. А.“Стресс и его значение для организма”, Волгоград, 1995г.
  10. Клаус Фопель “Психологические группы”, М. : Генезис, 2000 г.
  11. М. И. Чистякова. Психогимнастика в тренинге. СПб, 1993 г.
  12. Шевцова И., Упражнения и рекомендации для тренинга личностного роста. , СПб, «Речь», 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека)  и профилактическим  материалом в работе по про...

Исследовательский проект по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ "Территория здоровья"

В общем виде синдром "выгорания" рассматривается как долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных стрессов средней интенсивности. Наиболее широко эта пр...

Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ (сообщение и фотоотчет из опыта работы)

Проблема сохранения психологического здоровья педагога ДОУ стала особо актуальной в последние два десятилетия. Высокая эмоциональная включенность в профессиональную деятельность, ответств...

ПРОГРАММА «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов в нашем учреждении является одной из наиболее актуальных задач.В связи с этим нами была разработана программа, направленная на профилак...

Программа« Арт-терапевтическая студия для педагогов»(Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)

       «Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция  человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологическ...

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»...