Рабочая программа старшей группы
рабочая программа (старшая группа) на тему
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya_rabochaya_programma_.doc | 268 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 «Малыш»
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет
составлена на основе примерной общеобразовательной программы
дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
на 2016-2017 учебный год
с. Шира, 2016 г.
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка…………………………………..………….. 3
- Цели и задачи основной образовательной программы ……….........3
- Принципы и подходы в организации образовательного
процесса…………………………………………………………………………4
- Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста…5
- Планируемые результаты освоения программы…………………….6
- Система оценки результатов освоения программы…………………6
2.Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей…………………………………………………………7
2.2. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка по региональному компоненту………………………………..8
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы…….8
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы, самостоятельности, творчества……………………………………………………10
2.5. Содержание коррекционной работы…………………………………11
2.6. Работа с родителями…………………………………………………..11
3.Организационный раздел.
3.1. Организация жизнедеятельности детей ……………………………..15
3.2. Проектирование процесса воспитание и обучения…………………17
3.3. Оформление предметно – пространственной среды………………..30
3.4. Список литературы…………………………………………………….31
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по развитию детей старшего дошкольного возраста разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В соответствии с нормативно – правовыми документами:
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Конституция РФ, ст.43, 72;
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам »;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
-Уставом ДОО.
Программа разработана на основе образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад № 9 «Малыш» и включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития (далее — образовательные области) — социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.
Программа состоит из 2-х частей:
I. обязательная часть программы обеспечивает достойный уровень личностного, интеллектуального, физического развития детей по основным направлениям развития и образования. Время для реализации обязательной части программы составляет 60 %.
Содержание обязательной части программы определено «Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»
/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
II. часть программы, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть), направлена на формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде и месте человека в ней на примере Республики Хакасия.. Вариативная часть составляет 40% от общего времени реализации программы.
Содержание вариативной части программы определено программой «Из поколения в поколение» » для дошкольного, начального школьного и дополнительного образования под ред. С.И.Лалетиной, Н.Я. Толмачёвой, Е.П. Кочневой; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования МБДОУ детский сад № 9 «Малыш» реализует адаптированную программу на основе Образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Нищевой Н. В.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель реализации программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- создание условий для формирования у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде и месте человека в ней на примере Республики Хакасия.
1.3. Программа строится на принципах и подходах ФГОС ДО:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
партнерство с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
- обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Принципы, сформулированные на основе особенностей Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
1.4.Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Программа разработана для детей 5-7 лет.
Дети старшего дошкольного возраста - это дети, которые успешно освоили программу средней и старшей группы. Все дети имеют высокий и средний уровень развития . За год дети стали более самостоятельными и инициативными, овладели навыками самообслуживания. Соблюдают элементарные правила поведения. Каждый ребенок способен выбрать себе занятие по своему интересу, так же спокойно может договориться со сверстниками, как в игровой деятельности , так и при выполнении трудовых обязанностей.
Хорошо понимают речь, задают вопросы о незнакомых предметах и явлениях, эмоционально откликаются на поступки героев при чтении, речь становится более связной и последовательной, в том числе звуковая. У всех детей почти развита мелкая моторика, любят рисовать, могут изображать предметы круглой и прямоугольной формы. Имеют дифференцированное представление о себе и близких. Для успешного дальнейшего развития и повышения уровня развития были созданы условия удовлетворения в образовательном процессе ведущих социальных потребностей дошкольников: потребность в положительных эмоциональных контактах с окружающими (воспитателем, детьми), потребность в активном познании и информационном обмене; потребность в самостоятельности и разнообразной деятельности по интересам; потребность в активном общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстникам; потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников посредством индивидуальной работы, совместной деятельности, бесед, наблюдений, чтений литературы по интересам каждого и т .п.
Созданы условия для обогащения игрового опыта детей. Детям доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно- строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Для получения будущей школьной позиции предложены игры на школьную тему «Детский сад. Школа» «Куклы идут в первый класс» показ фотографий и т.п. Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной и др. Для детей становится важен не только процесс игры, но и такой результат, как придуманный новый игровой сюжет, созданная игровая обстановка, возможность презентации продуктов своей деятельности (игрушек-самоделок, деталей костюмов и пр.).
В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек Интерес к общению со взрослым не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор, им хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития. Детям важно когда взрослый поддерживает его ощущение взросления посредством разговоров на темы интересные ребенку ,поддерживает инициативу, дает выполнять различные новые задания, тем самым появляется возможность для решения новых задач, что дает уверенность ребенку. Одновременно важно развивать чувство ответственности за свои действия и поступки. В образовательном процессе формируются такие предпосылки учебной деятельности, как умение действовать по правилу, замыслу, образцу, ориентироваться на способ действия контрольно-оценочные умения.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросом.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Проявляет симпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
Проявляет ответственность за начатое дело.
Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
Проявляет уважение к жизни и заботе об окружающей среде.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
1.6.Система оценки результатов освоения программы
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Тем не менее, в целях осуществления оценки индивидуального развития проводится педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования (в соотв. с п. 3.2.3. ФГОС ДО).
Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) разработана в ГАОУ ДПО МЦКО https://mcko.ru/pages/preschool_education осуществляется через специальные диагностические ситуации, организуемые во всех возрастных группах 2 раза в год – в начале и в конце учебного года (октябрь, апрель).
Полученные результаты диагностики используются для:
- индивидуализации образования – поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития;
- оптимизации работы с группой детей.
Для проведения педагогической диагностики используются различные методы: беседа, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, диагностическая ситуация, диагностическое задание.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
Содержание психолого-педагогической работы с детьми дается по образовательным областям:
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие».
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
«Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
«Познавательное развитие» направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
«Речевое развитие» включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
«Художественно-эстетическое развитие» направлено на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведении искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
2.2. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка по региональному компоненту.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями родного края.
Региональный компонент содержания дошкольного образования закрепляет художественно – речевое, эстетическое развитие дошкольника, знакомит с экологией края.
Содержание регионального компонента формирует представление представления об этнокультурной картине мира, этническую идентичность, знания о родном крае, особенностях образа жизни, праздниках, нравственной культуре народов Республики Хакасия, о героях национального эпоса, мифологии, на основе приобщения к сказке, фольклору, знакомит с основами декоративно- прикладного искусства, народными играми и словесно- народным творчеством.
Реализация программы осуществляется за счет вкрапления в НОД, через образовательные области:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формирование у воспитанников представлений о флоре и фауне, о культуре и традициях народов Республики Хакасия, об истории, достопримечательностях города Абакан.
Образовательная область «Речевое развитие»
Знакомство воспитанников с писателями Республики Хакасия и их произведениями.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Знакомство воспитанников с художниками и музыкантами Республики Хакасия и их произведениями.
Образовательная область «Физическое развитие»
Развитие физических качеств посредством участия старших дошкольников в спортивной жизни села, в районных, соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях.
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
Отбор форм, способов, методов и средств работы с детьми происходит в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования), возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, и в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса.
Образовательный процесс строится на основе индивидуального взаимодействия педагога с каждым ребенком, организации совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, создания определенного микроклимата в детском коллективе, взаимодействия детей друг с другом, построения развивающей предметно-пространственной среды и организации свободной самостоятельной деятельности детей в данной среде, взаимодействия с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка.
Реализация программы осуществляется в основных моделях организации образовательного процесса:
1. Совместная деятельность, которая строится:
- На основе (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
- На диалогическом общении взрослого с детьми;
- На продуктивном взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми;
-На партнерской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.);
Основной мотив участия/неучастия ребенка в образовательном процессе - наличие/отсутствие интереса.
2. Непосредственно образовательная деятельность, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
3. В режимные моменты осуществляется работа по формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Образовательная деятельность с детьми происходит в процессе утреннего приема, утренней гимнастики, прогулки, приема пищи, подготовки к послеобеденному сну.
4. Индивидуальная работа, предполагающая деятельность педагога, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка.
5. Самостоятельная деятельность, которая:
- Предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) развивающей предметно-пространственной среды;
- Обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
- Позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- Содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
- Позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
Каждая модель может использоваться, как самостоятельно, так и интегрироваться с другими, не нарушая требований СанПиН 2.4.1.3049-13.
Образовательный процесс строится на основе принципов системно-деятельностного подхода, т.е. задачи обучения и воспитания решаются в ходе организации различных видов и форм детской деятельности:
- игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами, театрализованные и другие игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
-музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями).
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы, самостоятельности, творчества
Одной из важных задач воспитания и обучения детей является развитие детской инициативы, самостоятельности, творчества. Образовательная траектория группы детей может меняться с учетом происходящих в жизни дошкольников событий.
Для формирования детской самостоятельности педагоги группы выстраивают образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:
- учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;
- находиться в течение дня как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах;
- изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
- быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
С целью поддержания детской инициативы педагоги регулярно создают ситуации, в которых дошкольники учатся:
- при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
-совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно предлагать специальные способы фиксации их выбора);
- предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);
- планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде;
- оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде.
Для развития свободной игровой деятельности в группе создана соответствующая среда, которая стимулирует детскую активность и постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование, представленное в группе разнообразно и легко трансформируемо. Дети и родители воспитанников имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды.
Для развития познавательной деятельности создана насыщенная предметно-пространственная среда, которая предоставляет ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержит современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.).
Для развития проектной деятельности в группе создана открытая атмосфера, которая вдохновляет детей на проектное действие и поощряет его.
Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства образовательная среда предполагает наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.
Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно организовать предметно-пространственную среду. Среда для физического развития, созданная в группе, стимулирует физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети имеют возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка предоставляет условия для развития крупной моторики. Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) трансформируемо (меняется в зависимости от игры и предоставляет достаточно места для двигательной активности).
С целью развития детской инициативы, самостоятельности и творчества в образовательной деятельности активно применяются инновационные технологии: игровые технологии, технология проектной деятельности, технология познавательно-исследовательской деятельности, технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), технология проблемного обучения, технология активных методов обучения, здоровьесберегающие технологии, арт-технологии: сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия.
Для развития межличностных отношений между детьми, становления позитивных отношений и развития коммуникативных способностей применяются различные организационные формы образовательной деятельности: фронтальные, групповые, парные, индивидуальные.
2.5. Содержание коррекционной работы.
В группе осуществляется совместное образование здоровых детей и ребенка с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
Приобретение дошкольниками с ОНР социального и познавательного опыта осуществляется двумя путями: под руководством педагогов (учителей-логопедов, воспитателей и других специалистов) в процессе коррекционно-развивающей работы и в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей.
На основе адаптированной образовательной программы разработан индивидуальный образовательный маршрут для ребенка ОВЗ.
2.6. Работа с родителями
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Основной целью работы с родителями является формирование психолого-педагогической компетентности родителей в области подготовки детей к обучению в школе, повышение заинтересованности в вопросах воспитания и развития детей и привлечение к активному участию в жизни своих детей и детского сада.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников осуществляется в разнообразных формах:
Перспективный план работы с родителями
на 2018-2019 учебный год
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь | Педагогическая деятельность Консультация на тему «Воспитание дружеских отношений в семье». Родительское собрание на тему «Будем знакомы». Беседа с родителями «Права ребенка». Наглядно-информационный материал Оформление стенда «Если ребенок боится врачей» Беседа на тему: «Организация питания в детском саду» Оформление стенда для родителей -режим дня; - организованная образовательная деятельность; - возрастные особенности детей 5 – 7 лет; - осень. Уголок здоровья «Здоровое питание дошкольника» Уголок безопасности Правила юного пешехода Организационная работа с родителями Подарок своими руками ко Дню воспитателя и работников дошкольного образования Выставка: « Осень разноцветная» Ярмарка «Дары осени» Детские праздники, концерты День Знаний |
Октябрь | Педагогическая деятельность Памятка «Как предотвратить плоскостопие у детей». Беседа на тему: «Игра, как средство воспитания дошкольников» Консультация: «Как воспитать ребенка послушным». Индивидуальные беседы с родителями о трудностях на занятиях, которые испытывают их дети Наглядно-информационный материал Оформление стендов: «Игра, как средство нравственного воспитания». Времена года: «Осень. Октябрь». Уголок здоровья « Организация питания в детском саду» Уголок безопасности Осторожно, дети! Детские праздники, концерты «День пожилого человека» |
Ноябрь | Педагогическая деятельность Консультации: «Как провести выходной день с ребенком?» Беседа на тему: «Наказание без унижений». Памятки для родителей по воспитанию детей. Круглый стол по ОБЖ – беседа, консультация на тему: «Ребенок и его старшие приятели». Индивидуальные беседы с родителями о трудностях на занятиях, которые испытывают их дети Наглядно-информационный материал Оформление стенда «Осень. Ноябрь». Папка – передвижка «Роль семьи в воспитании ребенка». Уголок здоровья Здоровье детей в детском саду» Уголок безопасности «Сигнал тревоги!» Организационная работа с родителями Выставка «У мамы ручки не простые – у мамы ручки золотые» Изготовление и размещение кормушек для зимующих птиц Детские праздники, концерты «Мамин день» |
Декабрь | Педагогическая деятельность Консультации: «Одежда детей в группе» Беседа на тему: «Безопасность на дорогах». Индивидуальные беседы с родителями о трудностях на занятиях, которые испытывают их дети. Наглядно-информационный материал Оформление стенда «Зима. Декабрь». Папка-передвижка «Внимание, наступила зима!». Уголок здоровья «Бронхит у детей» Уголок безопасности «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности» Организационная работа с родителями Выставка «Ёлочная игрушка» Детские праздники, концерты «Ёлочка зажгись!» |
Январь | Педагогическая деятельность Анкетирование родителей на тему: «Условия здорового образа жизни детей» Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания.» Консультации родителей на интересующие их вопросы. Индивидуальные беседы с родителями о трудностях на занятиях, которые испытывают их дети Наглядно-информационный материал Оформление стенда «Зима. Январь». «Кто вы и кто ваш ребенок?» Уголок здоровья «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Уголок безопасности Консультация «Первая помощь при обморожении». Организационная работа с родителями Выставка «Мои новогодние каникулы» Детские праздники, концерты Праздник «Масленица». |
Февраль | Педагогическая деятельность Консультация « Прогулка зимой». Индивидуальные беседы с родителями о трудностях на занятиях, которые испытывают их дети Памятка для родителей на тему: «Поощрение и наказание». Наглядно-информационный материал Оформление стенда: «Зима. Февраль». Оформление стенда к 23 февраля. Уголок здоровья «Кишечные инфекции у детей» Уголок безопасности Консультация «Азбука дорожного движения». Организационная работа с родителями Выставка «23 февраля» Детские праздники, концерты Праздник «Буду в армии служить» |
Март | Педагогическая деятельность Родительское собрание «Гиперактивный ребенок в детском саду и школе». Беседа на тему «Как сберечь здоровье ребенка». Консультация «Гиперактивный ребенок». Индивидуальные беседы с родителями о трудностях на занятиях, которые испытывают их дети Наглядно-информационный материал Оформление стенда «Весна. Март». Стенд «8 марта». Папка-передвижка «Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте» Уголок здоровья «Витамины – наши друзья». Уголок безопасности Памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле». Организационная работа с родителями Привлечь родителей к оформлению огорода на окне. Выставка поделок «У мамы ручки не простые – у мамы ручки золотые» Детские праздники, концерты Праздник «8 Марта». |
Апрель | Педагогическая деятельность Памятка для родителей: «Как уберечься от травм», «Здоров ли мой ребенок». Тренинг «Правила жизни моего ребенка». Индивидуальные беседы с родителями о трудностях на занятиях, которые испытывают их дети Консультации «Гендерное воспитание дошкольников» Наглядно-информационный материал Оформление стенда «Весна. Апрель». Папка-передвижка «Что входит в домашнюю аптечку» Уголок здоровья «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» Уголок безопасности Памятка для родителей «На пути к школе». Организационная работа с родителями Выставка «День космонавтики» Детские праздники, концерты Тематическое развлечение «Чир Ине» |
Май | Педагогическая деятельность Родительское собрание « На пути к школе» Рекомендации по работе с детьми на летний период. Консультации для родителей, чьи дети идут в школу. Беседа «О здоровье всерьез». Анкетирование «Детский сад глазами родителей» Наглядно-информационный материал «Что должен знать ребенок старшего дошкольного возраста?» Выставка – поздравление к Дню победы! Уголок здоровья «Отравления ядовитыми грибами» Уголок безопасности Консультация «Профилактика детского травматизма в летний оздоровительный период». Детские праздники, концерты Праздник «Этих дней не умолкнет слава». Выпускной бал «До свиданья, детский сад!» |
3.Организационныйраздел
3.1. Организация жизнедеятельности детей
Решение целей и задач программы осуществляется в ходе организации образовательного процесса в группе в условиях 12-ти часового пребывания детей, пять дней в неделю (понедельник - пятница) и в соответствии с Годовым календарным учебным графиком на учебный год, согласно которому:
- продолжительность учебного года составляет 34 недели;
- начало учебного года - 03.09.2018 г., окончание учебного года - 31.05.2019 г.;
- в течение учебного года предполагаются зимние каникулы продолжительностью с 24.12.2018г. по 08.01.2019г.; летние каникулы с 01.06.2019г. по 31.08.2019г.
Педагогическая диагностика проходит без отрыва от образовательного процесса
с 08.10.2018 г. по 15.10.2018г.
с 15.04.2019 г. по 21.04.2019 г.
Режим дня
Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
Режим дня в холодный период (сентябрь – май)
Режимные моменты | Старшая – подготовительная группа (5-7лет) |
Прием детей, игры, утренняя гимнастика, совместная, самостоятельная деятельность детей | 7.30-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30-8.50 |
Самостоятельная деятельность детей | 8.50-9.00 |
ООД, игры | 9.00-10.30 |
Второй завтрак | 10.30-10.50 |
Подготовка к прогулке | 10.50-11.00 |
Прогулка, возвращение с прогулки | 11.00-12.10 |
Подготовка к обеду, обед | 12.10-12.40 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.40-15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры | 15.00-15.20 |
Полдник | 15.20-15.30 |
Игры, самостоятельность деятельность детей | 15.30-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30-17.30 |
Игры, уход детей домой | 17.30-18.00 |
Режим дня в летний период (июнь – август)
Режимные процессы | Старшая – подготовительная группа (5 – 7 лет) |
Прием детей, игры, утренняя гимнастика, совместная, самостоятельная деятельность детей | 7.30-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30-8.50 |
Игра, самостоятельная деятельность | 8.50-9.00 |
Совместная деятельность | 9.00-9-50 |
Второй завтрак | 9.50-10.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.00-12.00 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры | 12.00-12.10 |
Подготовка к обеду, обед | 12.10-12.40 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.40-15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, закаливание | 15.20-15.20 |
Полдник | 15.20-15.50 |
Игры, самостоятельность деятельность детей | 15.50-16.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка Игры, уход детей домой | 16.20-18.00 |
Система оздоровительных мероприятий и организация двигательного режима:
Под руководством медицинского персонала осуществляется
- комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных условий. Особое внимание уделяют на выработку у детей правильной осанки.
- В помещении обеспечивают оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; приучают детей находиться в помещении в облегченной одежде.
№ | Виды оздоровительной деятельности | Сроки проведения |
1 | Утренняя гимнастика | Ежедневно 7-10 мин. |
2 | Физкультминутки | Ежедневно на обучающих занятиях 2-3 мин. |
3 | Гимнастика для глаз | Ежедневно 3-4 мин. |
4 | Музыкально-ритмические движения | На музыкальных занятиях 10-12 мин. |
5 | Физкультурные занятия в зале | 2 раза в неделю до 30 мин. |
6 | Подвижные игры: -сюжетные -бессюжетные -игры-забавы -соревнования -эстафеты Народные игры | Ежедневно не менее двух игр по 8-10 мин. |
7 | Игровые упражнения: | Ежедневно по подгруппам 6-8 мин. |
8 | Оздоровительные мероприятия: - гимнастика пробуждения -дыхательная гимнастика | Ежедневно 7 мин. |
9 | Психогимнастика | 2 раза в неделю 8-10мин. |
10 | Физкультурный досуг | 1 раз в 3 месяц до 25-30 мин. |
11 | Спортивный праздник | 2 раза в год до 30-35 мин. |
12 | Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня | По действующему СанПин |
13 | Оздоровительные паузы в свободной деятельности детей | Ежедневно по подгруппам 6-7 мин. |
3.2. Проектирование процесса воспитания и обучения
Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей по разным образовательным областям.
Данная часть учебного плана учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, ориентирована на:
- специфику национальных, социокультурных и тех.условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
- сложившиеся традиции ДОУ.
Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда).
Для профилактики утомляемости детей, непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения, сочетают с занятиями физической культуры и музыкой.
В середине непосредственно образовательной деятельности статичного характера проводится физкультминутка.
Образовательный процесс строится с учетом специфики развития детей 5-7 лет с, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Образовательный процесс строится на комплексно-тематическом принципе и с учетом интеграции образовательных областей.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.
Одной теме в среднем уделяется одна неделя, в отдельных случаях это может быть 2-3 недели (например, при реализации проектов). Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и центрах развития.
Реализация тем в разнообразных видах детской деятельности и с учетом всех направлений развития (образовательных областей) отражена в комплексно-тематическом планировании (приложение).
Реализация тем осуществляется в основных моделях организации образовательного процесса:
- Совместная деятельность;
- Непосредственно образовательная деятельность;
- В режимные моменты;
- Индивидуальная работа;
- Самостоятельная деятельность.
Планирование непосредственно образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе, в соответствии с учебным планом Учреждения представлено в таблице.
Наименование образова-тельной программы | Образовательные области | НОД | Возрастные группы |
Младшая группа (2 подгруппа раннего возраста, младшая .подгруппа) | |||
Количество непосредственно образовательной деятельности (НОД) в неделю | |||
«От рождения до школы» | Физическое развитие | Физкультурное занятие | 3 |
Речевое развитие | Развитие речи | 2/2 | |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская деятельность | 3/4 | |
Конструирование | Во второй половине дня | ||
Художественно-эстетическое развитие | Рисование | 2 | |
Лепка- Аппликация | 1 | ||
Музыка | 2 | ||
Социально – коммуникативное развитие | Коммуникативная деятельность | НОД | |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Ежедневно в режимные моменты | ||
Игровая деятельность | Ежедневно в режимные моменты | ||
Вариативная программа | Образовательные области | НОД | Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
«Из поколения в поколение» | Социально – коммуникативное развитие | Социально – коммуникативное развитие | По одному занятию в месяц в рамках тематических мероприятий, комплексных или вкраплениями |
Физическое развитие | Физкультурное занятие | ||
Речевое развитие | Развитие речи | ||
Познавательное развитие | Познавательное развитие | ||
Художественно-эстетическое развитие | Рисование Лепка-Аппликация Музыка | ||
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» | Социально-коммуникативное развитие | Формирование основ безопасности | По одному образовательному событию в месяц в рамках тематических мероприятий |
Всего НОД (количество) | 13/14 |
Расписание непосредственно образовательной деятельности:
Разновозрастная группа:
старшая подгруппа – 13 (5 час 25 мин)
подготовительная подгруппа- 14 (7 час )
Понедельник | 9.00- 9.25 Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением) – старшая подгрупппа | Самостоятельная и совместная деятельность детей второй подгруппы и взрослого. |
9.35 – 10.05 Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением) – подготовительная подгруппа | ||
10.15 – 10.45 Художественно – эстетическое развитие (рисование) | ||
10.55-11.25 Физическая культура | ||
Вторник | 9.00- 9.30 Художественно - эстетическое развитие (музыка) | |
9.40-10.05 Познавательное развитие (развитие элементарных математических представлений) – старшая подгруппа | Самостоятельная и совместная деятельность детей второй подгруппы и взрослого. | |
10.10- 10.40 Познавательное развитие (развитие элементарных математических представлений) – подготовительная подгруппа | ||
Среда | 9.00- 9.25 Речевое развитие (развитие речи)- старшая подгруппа | Чтение художественной литературы |
9.35 – 10.05 Речевое развитие (развитие речи)- подготовительная подгруппа | ||
10.15- 10.45 Художественно – эстетическое развитие (рисование) | ||
Физическая культура на свежем воздухе ( на прогулке) | ||
Четверг | 9.00-9.30 Художественно- эстетическое развитие (музыка) | |
9.40-10.10 Познавательное развитие (развитие элементарных математических представлений)- подготовительная подгруппа | Самостоятельная и совместная деятельность детей второй подгруппы и взрослого. | |
10.20.- 10.50 Речевое развитие (развитие речи) | ||
Пятница | 9.00- 9.25 Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)старшая подгруппа 9.35-10.05 Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)- подготовительная подгруппа | Самостоятельная и совместная деятельность детей второй подгруппы и взрослого. |
10.15- 10.45 Художественно - эстетическое развитие (лепка/аппликация) | ||
10.55-11.20 Физическая культура |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | |
Базовая образовательная область | Периодичность |
Утренняя гимнастика | ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно |
Гигиенические процедуры | ежедневно |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | ежедневно |
Чтение художественной литературы | ежедневно |
Дежурство | ежедневно |
Прогулка | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей | |
Игра | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития | ежедневно |
3.3. Комплексно –тематическое планирование
Образовательный процесс строится на комплексно-тематическом принципе и с учетом интеграции образовательных областей.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Одной теме в среднем уделяется одна неделя, в отдельных случаях это может быть 2-3 недели (например, при реализации проектов). Реализация тем в разнообразных видах детской деятельности и с учетом всех направлений развития (образовательных областей) отражена в комплексно-тематическом планировании (Приложение)
Культурно-досуговая деятельность
В соответствии с требованиями Стандарта, в программу включен раздел «Культурно-досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
В разделе обозначены задачи педагога и приведены примерные перечни возможных событий, праздников, мероприятий для каждой возрастной группы. (Примерный план культурно-досуговой деятельности по сезонам представлен в приложении)
- Оформление предметно – пространственной среды.
В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, организационно оформленная и предметно насыщенная, приспособленная для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста.
Оснащение Центров активности меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, в соответствии с направлениями развития и образования детей (в пяти образовательных областях) и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников:
Центр развития | Перечень пособий и игр |
Центр сюжетно-ролевых игр | костюмы для ряженья (цветные косынки, юбки, фартуки, головные уборы, шапочки), элементы костюмов сказочных героев, детали профессиональной формы, сумки и др |
Центр речевого развития | детские книги, картотеки скороговорок, речевых игр; тематические папки со стихами, сказками. Детская литература по теме проектов, энциклопедии, книги самоделки, настольно – печатные игры, картины с последовательно развивающимся сюжетом |
Центр безопасности | книги и методические пособия по безопасности дома и на улице, д/и, карточки, модели дорожных знаков, макет дороги по ПДД. |
Центр театральной деятельности | различные виды театров (игрушки и декорации для настольного театра, пальчиковые куклы, перчаточные, театры картинок, на магнитах, на прищепках, маски). |
Центр познавательного развития | математический уголок – развивающие игры; наборы геометрических фигур, различный счѐтный материал, магнитная доска; графические и предметно-схематические модели, карты, дидактические игры. Природный уголок - комнатные растения, оборудование по уходу за растениями. Модели и схемы по живой и неживой природе; тематические папки, картотека наблюдений, картотека морские животные, альбом морские животные, пазлы морские животные. |
Патриотический уголок | моя малая Родина (государственная символика России и Хакасии, тематический стенд «Моя Хакасия», Книги «Моя Хакасия», «История создания село Шира», «Хакасские народные сказки» игрушки по развитию регионального компонента – кукла Даша, макет народного хакасского музыкального инструмента «Чатхан». |
Центр психологиче- кой разгрузки | «Мое настроение»: стаканчики для крика, кинетический песок, «собери бусы»: «Полянка настроения», «Мешочек секретов», «Корзинка с клубочками из ниток», «Зонтик уединения». |
Центр экспериментирования | разнообразные емкости; лупы, трубочки, воронки; песок, глина, ракушки и другие материалы для проведения опытов и экспериментов; папки с моделями наблюдений; схемы несложных опытов. Магниты, фильтры, схемы с правилами и этапами исследовательской деятельности, картотека опытов и экспериментов |
Центр творчества | материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования. Изобразительные материалы: восковые мелки, штампы, трафареты и др.; схемы для работы с бумагой; природный, бросовый и текстильный материал; репродукции картин, элементы декоративно-прикладного творчества для развития представлений об разных жанрах искусства. |
Музыкальный уголок | подбор музыкальных инструментов, дидактические игры, шумовые игрушки , музыкальное лото, микрофоны. |
Спортивный уголок | Мячи разных размеров, скакалки, обручи, спортивный инвентарь для занятий физической культуры, массажные дорожки, нестандартное оборудование для двигательной активности , альбом «Спортивные игры». |
3.4. Список литературы
Перечень учебно-методической литературы
Познавательное развитие:
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Старшая группа/авт.-сост. Н.В. Лободина.- Волгоград: Учитель, 2015
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Подготовительная группа/авт.-сост. Н.В. Лободина.- Волгоград: Учитель, 2015
- Социально-нравственное воспитание дошкольников. Р.С.Буре.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
- Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Подготовительная к школе группа/В.В.Гербова, Н.Ф.Губанова, О.В. Дыбина и др. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
- Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа/Понаморева И.А., Позина В.А. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
- На пороге школы: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет.- М.: Просвещение, 2003.
- Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа/Дыбина О.В. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
- Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа/Соломенникова О.А. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
- «Из поколения в поколение» для дошкольного, начального школьного и дополнительного образования С.И.Лалетиной, Н.Я. Толмачёвой, Е.П. Кочневой
Речевое развитие :
- Развитие речи в детском саду. В. В. Гербова. -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
- Развитие речи в детском саду Гербова В.В.. - М., Мозаика-Синтез, 2008.
- Занятия по развитию речи. Гербова В.В 2008. - М., Мозаика-Синтез, А.И. Максаков. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. - М., Мозаика-Синтез,2006.
- Занятия по развитию речи для детей в подготовительной к школе группе детского сада. О.С.Ушакова. М:, ТЦ Сфера.2010;
- Азбука общения. Шипицына Л.М. СПб, Детство-Пресс, 2011
- Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Ушакова О.С., Гавриш Н.В., М:,ТЦ Сфера.2009.,
- Книга для чтения в детском саду и дома:5-7 лет. В.В. Гербова., - М: Оникс.2009.
- Приобщение детей к художественной литературе. Гербова В.В - М:, Мозаика-Синтез, 2005.
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. - М:, Мозаика-Синтез, 2006.
- «Из поколения в поколение» для дошкольного, начального школьного и дополнительного образования С.И.Лалетиной, Н.Я. Толмачёвой, Е.П. Кочневой
Социально-коммуникативное развитие:
- Формирование основ безопасности дошкольников. К.Ю.Белая.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
- Социально-нравственное воспитание дошкольников. Р.С.Буре-МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
- Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/авт.-сост. Коломеец Н.В.- Волгоград: Учитель, 2014
- Правила дорожного движения для детей3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии / авт.-сост. Беляевский Г.Д.- Волгоград: Учитель, 2013
- Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3 – 7 лет/Куцакова Л.В. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
- Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4 - 7 лет/Петрова В.И., Стульчик Т.Д. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
- Социально-нравственное воспитание. Для занятий с детьми 3 - 7 лет/Буре Р.С. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
- Уроки вежливости и доброты: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития/ Е.В. Баринова. – Растов н/Д: Феникс, 2011
Художественно-эстетическое развитие
- Конструирование из строительного материала. Старшая группа. Л.В.Куцакова. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
- Развитие художественных способностей дошкольников. развитие Т.С.Комарова. -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
- Игры и занятия на прогулке с малышами: для занятий с детьми 2-4 лет./ Теплюк С. Н. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
- Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа/Куцакова Л.В. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
Физическое развитие:
- Физическая культура в детском саду, подготовительная группа, Л.И.Пензулаева- М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2015
- Картотека подвижных иго, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. / Нищева Н.В. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
- Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем / Цвынтарный В.В.. – СПб.: Издательство «Лань» 1998.
- Укрепление здоровья ребенка в детском саду. Методическое пособие / Сост.: Е.А. Якимова, И.Л. Тимофейчук, Н. Э.Фатушина. – СПб.: КАРО, 2014
- Растим здорового ребенка. Новые стандарты. / Бабенкова Е.А., Параничева Т.М.- М УЦ «Перспектива», 2011
- Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения / авт.-сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2014
- Растем играя: Пособие для воспитателей и родителей / В.А. Недоспасова – М.: Просвещение, 203.
- Физкультура. Игровая деятельность. Подготовительная группа. \ авт.-сост. С.Е.Голомидова. – Волгоград: ИТД «Корифей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа старшей группы по программе "Детство"
Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ № 312.Программа определяет содержание и организа...
Приложение к рабочей программе старшей группы по программе "Детство"
Представлен материал по перспективно-тематическому планированию по всем образовательным областям программы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2015/16 учебный год (с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.)
Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада ...
Рабочая программа старшей группы (от 5 до 6 лет) (приложение к образовательной программе дошкольного образования)
Рабочая программа старшей группы (далее Программа) спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Д...
Рабочая программа старшей группы по программе "От рождения до школы"
Рабочая программа старшей группы, разработанная в соответствии с программой "От рождения до школы"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2019/20 учебный год в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Дошкольное детство – самоценный период в жизни человека, период наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...