Приложение к рабочей программе старшей группы по программе "Детство"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Представлен материал по перспективно-тематическому планированию по всем образовательным областям программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_k_rab._programme_st.gr_.rar | 376.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективно-тематическое планирование
по «ИГРЕ КАК ОСОБОМ ПРОСТРАНСТВЕ РАЗВИТИЯ »
Задачи развития игровой деятельности:
- Развивать умение играть на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии — через сложение новых творческих сюжетов.
- Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и др.), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.
- Совершенствовать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.
- Развивать умение сотрудничать со сверстниками в разных видах игр: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.
Планируемые результаты
- У детей присутствует предварительное обозначение темы игры, и создание игровой обстановки;
- Дети заинтересованы совместной игрой, эмоциональный фон общения — положительный. Согласовывают в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеют объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Характерно использование просьб, предложений в общении с партнерами;
- В сюжетных и театрализованных играх активность детей проявляется по-разному:
- Для детей - «сочинителей» наиболее интересны игры, которые осуществляются в вербальном плане. Заметен переход к игре-фантазированию, придумывание игровых событий преобладает над их практической реализацией через выполнение игровых действий. Для детей - «исполнителей» наиболее интересен процесс создания игровых образов в сюжетно-ролевой игре, управления персонажами в режиссерской игре. Для детей - «режиссеров» характерна высокая активность, как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей. Они выступают посредниками в разрешении спорных ситуаций, дирижируют замыслами игроков, способствуют их согласованию. Для детей - «практиков» интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие вариативные переходы от игры к продуктивной деятельности и обратно. Часто продуктивная деятельность предшествует игре и обогащает игровой замысел.
- Дети проявляют интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм;
- В играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами
Сюжетно-ролевые игры
Перспективное планирование игровой деятельности целесообразно осуществлять на основе определения педагогом игровых действий, которые могут выполнять дети в процессе игры, исходя из своего опыта и знаний, а также предполагая перспективу развития этих действий на основе эффективного руководства. С этой целью предлагается примерный объем игровых действий на каждый месяц учебного года, а также некоторые методические приемы, которые помогут обеспечить формирование этих навыков и умений.
Система формирования игровых навыков предполагает постоянное использование таких традиционных приемов, как объяснение, напоминание, наблюдение за играми детей, включение педагога в игру детей. Они постоянно присутствуют в арсенале педагога в работе со старшими дошкольниками. Поэтому о них речь не идет. В настоящем пособии указаны только те приемы, которые могут быть использованы при развитии сюжета конкретных игр и игровых ситуаций. Это экскурсии и целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность детей. Содержание их тесно взаимосвязано с содержанием воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с окружающим миром, поэтому частично дублируется.
Название | Объем игровых навыков и умений | Методические приемы |
Сентябрь | ||
Детский сад | Воспитатель принимает детей, проводит утреннюю гимнастику, завтрак, играет с детьми | Комментированное наблюдение за играми детей. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как мы занимаемся и играем в детском саду» |
Транспорт | В гараже стоит много машин разного назначения. Водители берут права, получают задание у диспетчера, заправляют машины бензином, выполняют задание: возят пассажиров на автобусе, доставляют врачей к больным, водят экскурсионные автобусы | Целевая прогулка по улице. Рассматривание иллюстраций (разные виды городского транспорта, достопримечательности города). Беседы: «Что интересного есть в нашем городе», «О чем можно рассказать туристам» |
Путешествие по городу | Туристы из другого города приехали на экскурсию. Экскурсовод показывает им достопримечательности города, рассказывает о них | |
Магазин | В продовольственном магазине много отделов, работают продавцы, есть кафе. Покупатели рассматривают и выбирают продукты для приготовления определенных блюд | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Что продается в продовольственном магазине», «Что из чего можно приготовить» |
Октябрь | ||
Транспорт | По улицам ездят машины разного назначения, пешеходы идут по тротуару. Машины и пешеходы соблюдают правила дорожного движения. Машины уступают дорогу транспорту особого назначения | Целевая прогулка к пешеходному переходу. Рассматривание репродукций картин и иллюстраций. Беседы: «Мы - пешеходы», «Как вести себя на улице», «Правила дорожного движения обязательны для всех» |
Детский сад | Воспитатель проводит утреннюю гимнастику, дети приходят на музыкальное занятие - поют, танцуют, играют | Комментированное наблюдение. Слушание песен, инструментальной музыки |
Магазин игрушек | Покупатели выбирают игрушки, советуются с продавцом, платят деньги в кассу, чеки отдают продавцу. Продавец вежливо разговаривает с покупателями, предлагает им разные игрушки, рассказывает, чем они хороши, отпускает игрушки, благодарит за покупку | Беседа «Вежливые покупатели». Дидактические игры: «Опиши игрушку», «Что изменилось», «Найди по описанию» |
Почта | Люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы, посылки. Почтальон доставляет почту по адресам | Экскурсия на почту. Рассматривание иллюстраций, почтовых отправлений. Дидактические игры и упражнения: «Письмо другу», «Я живу по адресу...», «Почтальон принес посылку». Продуктивная деятельность: конверты, посылки, бандероли, открытки для игры |
Ноябрь | ||
Поликлиника | Терапевт лечит людей: прослушивает, пальпирует, измеряет давление, осматривает горло, выписывает рецепт. Медсестра делает уколы, перевязывает | Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как работает врач» |
Строительство | Строители возводят большой гараж, где будет стоять много машин | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Где ночуют машины» |
Транспорт | Грузовые и легковые автомашины едут по улице, пешеходы идут по тротуару, переходят через дорогу, все соблюдают правила дорожного движения | Целевая прогулка к светофору, нерегулируемому переходу. Дидактические игры: «Осторожно, пешеход», «Красный, желтый, зеленый» |
Магазин | Открылся новый супермаркет с разными отделами: посуда, мебель, канцтовары и т.д. Покупатели выбирают товары, просят продавцов рассказать о них (цвет, материал, назначение) | Целевая прогулка к магазину. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Что для чего», «Чего не стало», «Угадай по описанию», «Опиши, а мы угадаем» |
Декабрь | ||
Больница для зверей | Люди приводят и приносят больных животных в лечебницу. Ветеринар лечит животных: осматривает, ставит грелку, назначает лекарства, делает уколы | Беседа «Мои любимые домашние животные». Чтение: К. Чуковский «Доктор Айболит» |
Семья | Новогодний праздник: покупка и украшение елки, подготовка подарков членам семьи, приход Деда Мороза с поздравлением и подарками | Подготовка к новогоднему празднику. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность: подбор выкроек и рисунков для изготовления игрушек |
Мастерская Деда Мороза | Дед Мороз прислал письмо с просьбой открыть мастерскую по изготовлению елочных игрушек. Приемщица принимает заказы от посетителей и дает задания на изготовление игрушек. Мастера' делают игрушки из разных материалов. Приёмщица выдает выполненные заказы | |
Библиотека | Читатели приходят в библиотеку. Они рассматривают стенды, выбирают книги. Библиотекарь выдает нужные книги, записывает в формуляры читателей | Экскурсия в библиотеку. Беседа «Как работает библиотекарь». Продуктивная деятельность: изготовление книжек-малышек, формуляров |
Январь | ||
Детский сад | Новогодний праздник в детском саду: дети делают игрушки, наряжают елку, приходит Дед Мороз и Снегурочка, дети читают стихи о зиме и Новом годе, играют в веселые игры, получают подарки | Беседы: «Как мы отмечали праздник елки в детском саду», «Что мне больше всего понравилось на новогоднем утреннике». Повторение новогодних стихов, песен, танцев |
Парикмахерская | В парикмахерскую приходят мамы с детьми. Работают мужской и женский залы. Мастера стригут, бреют, моют голову, причесывают клиентов. Они вежливы и внимательны | Экскурсия в парикмахерскую. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Мы играем в парикмахеров» |
Магазин одежды | Открылся новый магазин. Продавцы предлагают разные виды одежды, рассказывают о ней; покупатели меряют ее в примерочной, оплачивают покупку | Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Одежда или обувь», «Что носят девочки», «Что носят мальчики». Продуктивная деятельность: «Одежда для кукол» |
Путешествие по России | Семья отправляется в путешествие по стране, знакомится с природой и животным миром Юга и Севера, фотографирует достопримечательности | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Мое путешествие». Продуктивная деятельность: «Фотоальбом» |
Февраль | ||
Военные учения | В учениях принимают участие разные рода войск: моряки, пехотинцы, танкисты, летчики. Они выполняют разные задания по приказу командиров. После учений организуют концерт: поют песни, танцуют | Утренник, посвященный Дню защитника Отечества. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Бравые солдаты». Повторение стихов, песен о российской армии |
«Скорая помощь» | Врач приезжает по вызову, оказывает первую помощь: делает уколы, осматривает горло, измеряет температуру, выписывает рецепт | Целевая прогулка по улице. Рассматривание иллюстраций. Беседа «03 - это «скорая помощь» |
Строительство, театр | Строители возводят театр. Кассир продает билеты. Зрители покупают их и проходят в зрительный зал. Их пропускает билетер. Он предлагает им программки. Артисты репетируют спектакль и показывают его зрителям | Рассматривание иллюстраций «Театры». Беседы о театре. Чтение сказок. Игровые упражнения: работа над выразительностью речи. Продуктивная деятельность: билеты, программки, афиши ' |
Пожарные на учении | Пожарные упражняются в тушении пожара: быстро садятся в пожарную машину, на месте пожара разматывают пожарный рукав, спасают людей из горящего дома, помогают выносить животных. Пожарные используют лестницу, носилки | Рассматривание иллюстраций. Просмотр телепередач. Беседа «Как работают пожарные». Чтение: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар». Продуктивная деятельность: плакаты о противопожарной безопасности |
Март. | ||
Семья | Праздник 8 Марта. Подготовка подарков, уборка квартиры, приготовление пирогов, поздравление женщин, концерт для них | Подготовка и проведение праздничных утренников, посвященных 8 Марта. Беседа «Как мы поздравляли мам и бабушек» |
Строительство | Строители строят мост через реку; по дороге через мост едут разные машины (пожарные, грузовые, легковые, продуктовые, автобусы). Шоферы соблюдают правила дорожного движения | Рассматривание иллюстраций разных конструкций мостов. Беседа «Правила движения» |
Хохломские мастера | Мастера хохломской росписи украшают разные, предметы: посуду, мебель, ткани | Рассматривание предметов, украшенных хохломской росписью. Продуктивная деятельность: заготовки для росписи мебели, посуды, тканей (конструирование из бумаги, тонирование бумаги) |
Аптека | Люди приходят за лекарством, рассматривают витрину, выбирают лекарство, спрашивают его у провизора или показывают рецепт. Провизор ищет нужное лекарство, получает деньги и выдает лекарство посетителям. В аптеке продаются мази, микстура, таблетки, средства ухода за больными | Экскурсия или целевая прогулка. Беседа «Что мы видели в аптеке». Продуктивная деятельность: изготовление «лекарств» для игры |
Апрель | ||
Космическое путешествие | Космонавты собираются в полет: тренируются, изучают карту звездного неба. В полете наблюдают за звездами и планетами, ведут бортовой журнал, проводят сеансы связи, возвращаются на Землю | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Чтение: С. Баруздин «Первый человек в космосе». Продуктивная деятельность: «Бортовой журнал», «Карты звездного неба» |
Семеновские мастера | Мастера расписывают матрешек разного размера. Игрушки отправляют в детский сад | Рассматривание предметов и иллюстраций |
Поликлиника | Глазное отделение: врач проверяет зрение с помощью таблиц, медсестра выписывает рецепт на очки, люди покупают очки в аптеке | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как я была на приеме у глазного врача». Чтение: А. Барто «Очки». Продуктивная деятельность: «Таблицы для проверки зрения» |
Детский сад, кукольный театр | В детский сад приехали артисты, показывают кукольный спектакль | Рассказ воспитателя. Работа над показом сказки. Продуктивная деятельность: «Афиша кукольного спектакля» |
Май | - | |
Подводная лодка | Моряки отправляются в плавание, наблюдают за морскими обитателями из иллюминаторов, опускаются в скафандрах на дно моря. Команда работает дружно. На судне есть командир, матросы, кок, врач, механики | Рассматривание иллюстраций подводных обитателей. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность: атрибуты для игры «Рыбы, растения и другие морские обитатели» |
Путешествие по реке | Путешественники плывут по реке, делают остановки, знакомятся с достопримечательностями, посещают цирк, идут в магазины, парикмахерскую, аптеку | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как путешествуют по рекам» |
Строительство, цирк | Строители возводят цирк. Артисты готовятся к выступлению, упражняются. На арене выступают гимнасты, фокусники, дрессировщики с разными животными | Беседа «Как вы были в цирке». Продуктивная деятельность: билеты в цирк |
Июнь-август | ||
Библиотека | Читатели посещают библиотеку, читают книги в читальном зале, берут их домой. Библиотекарь отмечает книги в формуляре | Беседа «Что мы знаем о библиотеке». Продуктивная деятельность: «Книжки-малышки» |
Экскурсия в музей | Посетители приезжают в музей, экскурсовод показывает им картины, рассказывает о художниках | Рассматривание репродукций картин. Беседа по содержанию репродукций. Продуктивная деятельность: постройка здания музея |
Зоопарк | Дети с родителями приходят в зоопарк, рассматривают разных животных, катаются на карусели | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Какие звери живут в зоопарке» |
Транспорт | Водители возят пассажиров в библиотеку, театр, зоопарк, музей, соблюдают правила дорожного движения. Пассажиры вежливы друг с другом, уступают места старшим, громко не разговаривают | Целевая прогулка по улице. Беседы о правилах дорожного движения. Продуктивная деятельность: «Дорожные знаки» |
Поликлиника | В поликлинике больных принимают педиатр, глазной врач, медсестры. При поликлинике работает травмопункт. Больных с разными ушибами, порезами привозит машина «скорой помощи». Врачи оказывают помощь, назначают лечение | Беседа о врачах, работающих в поликлинике. Рассказ воспитателя |
Литература:
1.О.В. Акулова, О.В. Солнцева Образовательная область Социализация . Игра»
2. Бабаева Т.И., Солнцева О.В., Полякова М.Н., Акулова О.В., Михайлова З.А., Гогоберидзе А.Г., Дергунская В.А., Березина Т.А. «Игра и дошкольник»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа старшей группы по программе "Детство"
Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ № 312.Программа определяет содержание и организа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2015/16 учебный год (с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.)
Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада ...
Рабочая программа старшей группы (от 5 до 6 лет) (приложение к образовательной программе дошкольного образования)
Рабочая программа старшей группы (далее Программа) спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Д...
Рабочая программа старшей группы по программе "От рождения до школы"
Рабочая программа старшей группы, разработанная в соответствии с программой "От рождения до школы"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2019/20 учебный год в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Дошкольное детство – самоценный период в жизни человека, период наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы (с 5 до 6 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)
Рабочая программа старшей группы №9 разработана педагогом группы на основе образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозёрск». Содержание программы соответствует требованиям Ф...