Формирование этнокультурной компетентности дошкольника
учебно-методический материал на тему

Блинова Маргарита Владимировна

Формирование этнокультурной компетентности дошкольников выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0012e09c-e7159f49.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №14 «Золушка» Моргаушского района ЧР

Формирование этнокультурной компетентности дошкольника

Выполнила: Блинова М.В.

д. Падаккасы 2017 г.

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребёнок, по мнению Д.С.Лихачёва, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

         Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Детям надо помочь понять с самого раннего возраста, что они – часть великого казахского народа.

         Культуру невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Произведения прикладного, устного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом. Это культурная память народа.

          Огромную ценность для воспитания детей дошкольного возраста имеет устное народное творчество. Жанры народного творчества делятся на

       пословицы

       сказки

       песни

Целью педагогической работы по формированию этнокультурной компетентности у дошкольников является воспитание гражданственности в подрастающем поколении, ознакомление детей с историей, искусством, традициями казахского народа через праздники, развлечения, игры, занятия с использованием народной педагогики, элементов фольклора.

Задачей является:

- заложение базиса высокой культуры через знакомство с образами
национальной культуры;

- воспитание интереса и уважения к традициям казахского народа,
любовь к языку своей Родины;

- обновление содержания нравственно-эстетического воспитания на
основе идей народной педагогики: колыбельные, потешки, пословицы,
поговорки.

Принципы построения:

1. духовно-нравствен пая направленность (формирование эмоциональной увлеченности, заинтересованности тем, как подается ребенку);

2. От простого к сложному (программа усложняется от среднего возраста к старшему);

3. Интегрированный подход (связь с театрализацией, литературой, ознакомлением с окружающим музыкой, игрой, трудом);

4. Игровой принцип (позволение чувствовать себя раскованно, свободно, занятия не придерживаются строгого построения);

5. Вариативность (в зависимости от возраста детей, условий, развивающей среды, желаний). Основными средствами пропаганды и реализации педагогической мысли казахского народа как этноса, выступает родной язык, народное творчество, символика, традиции, обычаи, обряды, народные игры, пословицы, поговорки и загадки. Дошкольный возраст благоприятен в плане формирования у них симпатии и дружелюбия к разным народам. Осуществляя эти задачи, нужно широко использовать устное народное

творчество как важное педагогическое средство. Дети с интересом воспринимают народные игры, загадки, потешки, обычаи и традиции казахского народа. В подборе этого материала необходимо учитывать ряд методических требовании:

1. Для детей средней группы доступными являются малые фольклорные формы (потешки, считалки, народные сказки, ритуальные песни);

2. В старшей группе наряду с этим все большее место уделяется народным сказкам, крылатым выражениям, обычаям, ритуалам;

3. В подготовительной группе, кроме более сложного материала, используется такая форма работы, как театрализация, драматизация традиций и обрядов.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Педагоги дошкольных учреждений хорошо осознают, что народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Народную культуру составляют религиозная, нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная культурные подсистемы. Эта культура зафиксирована в фольклоре, народных ремеслах, существует в обычаях и укладе жизни, в убранстве жилища, в танце, песне, одежде, в характере питания и воспитания детей (народная педагогика). Народная культура есть базис национальной культуры, педагогики, характера, самосознания. Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа, преемственность поколений, возрастание его духа.[1,36]

Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошкольного образования выдвигается формирование этнокультурной компетентности как основы межкультурной компетентности.[2]

 Для приобщения детей к истокам народной культуры важно определить направления работы:

- расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине;

- дать детям общее представление о республике Чувашия;

- познакомить с обычаями и традициями народов Поволжья, с народным творчеством;

- приобщить детей к истокам национальной праздничной и традиционной культуры.

Первостепенная задача педагогов - это воссоздание неповторимой среды чувашского и русского быта, с помощью которой ребёнок как бы входит в мир национального фольклора уклада жизни. Особое место в формировании этнокультурной компетентности у дошкольников отводится собранным предметам обихода, образцам народного искусства и творчества. В групповых помещениях должны быть оформлены уголки национального быта для эмоционального развития детей, также уголок декоративно-прикладного искусства, оснащенный богатым материалом для знакомства детей с историей, культурой, трудом и бытом народов Поволжья.

Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (прялку, сундук, детскую колыбельку и т. д). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков.

В методическом кабинете для использования в работе с детьми должны быть широко представлены материалы по чувашской национальной и русской культуре. Это художественная и методическая литература по народному  искусству, папки с разновидностями национальных костюмов народов Поволжья, элементами чувашского орнамента и вариантов украшения предметов быта, одежды и головных уборов.

Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы, к ним приходят в гости куклы в национальных одеждах. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.[3]

Формирование этнокультурной компетенции дошкольников идет и через музыкальные занятия, на которых дети слушают народную музыку, поют чувашские песни.

Практика доказала, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. В детском саду стало традицией включать в сценарии праздников и развлечений народные песни.

В работе с детьми широко используется и устное народное творчество, которое является национальным достоянием любого народа. Для того чтобы донести до понимания дошкольников красоту и своеобразие чувашского фольклора, в образовательном процессе практикуется рассказывание и инсценировка народных сказок с последующей их театрализацией, также идет знакомство детей с народными традициями, заучиванием пословиц и поговорок. Организуются детские фольклорные и обрядовые праздники и развлечения, посвящённые национальным традиций чувашского и русского народа. Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

В беседах с детьми важно вести разговор о многонациональности родного края о том, что на территории Чувашии проживают многочисленные народы (чуваши, русские, татары и т. д). Большое значение в области приобщения детей к историческому наследию родного края имеет работа по расширению кругозора маленьких граждан путём организации экскурсий в общественные места нашего города: республиканский краеведческий музей, библиотеки города, по близлежащим улицам. Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о других этнических народах, об особенностях уклада жизни, культуры народов.

В работе с детьми на прогулках и в свободной деятельности используются подвижные игры, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции.

Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём:

- привлечения родителей к участию во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой;

- предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье для демонстрации на тематических выставках в детском саду.

Такое совместное участие помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание комфортных условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что в свою очередь формирует положительное отношение друг к другу.

Анализируя систему работы ДОУ по формированию этнокультурной компетенции, отрадно, что все больше педагогов включают инновационные формы организации обучения, а это позволяет педагогам ориентировать образовательные задачи на уровень развития и темп обучаемости каждого ребёнка. Использование разнообразных методов и приёмов, включение детей в активную познавательную деятельность делают занятия интересными, насыщенными. Педагоги не дают детям готовых ответов, а дошкольники сами путём проб и ошибок делают нужные выводы, находят правильные ответы. Чем глубже ребёнок знакомится со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.

Культура является богатым воспитательным источником развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), а как ценность, культивируемая народной педагогикой, культура выступает условием совершенствования и развития личности [4,с.92-97]. Народная культура – это первый шаг к культуре общечеловеческой, через народное, национальное ребенок приходит к общечеловеческой культуре (К.Д.Ушинский). Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы делаем акцент на приобщение их к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), Екатеринбург-2000, 937с.

2. Бабынина Г. Ф. “Традиции национальных культур”, Казань: Школа, 2004, 188 с.

3. Богатеева З.А. «Аппликация по мотивам народных орнаментов в детском саду» - Москва, «Просвещение», 1982, 176 с.

4. Комратова Н.Г. Дошкольное детство и основы национальной культуры Текст. / Н.Г. Комратова // Дошкольное воспитание. 2008. №9. - С. 92-97.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ОЛОНХО

Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования этнокультур...

Формирование этнокультурной компетентности у дошкольников через продуктивный вид деятельности: тестопластики.

… Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев …   Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициямФормирование этнокультур...

Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)».

Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)»....

«Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в проектной деятельности»

Важнейшая задача воспитателя на сегодняшний день - это приобщение  детей к культуре своего народа, развивитие  национального  самосознания, устойчивого интереса к познанию и принятию ин...

Педагогический проект «Формирование этнокультурной компетентности дошкольников»

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творче...