опыт работы, представленый на конференции
статья на тему

Цыба Светлана Леонидовна
Опыт работы 
Цыба Светлана Леонидовна, старший воспитатель
 
На  научно-практической конференции 
«Современные педагогические технологии»
по теме
 «Социоигровые подходы к организации образовательной деятельности для развития коммуникативных качеств»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon опыт работы49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида №21 «Золотой ключик»

663614,г.Канск,мкр.Северный-31

Опыт работы

Цыба Светлана Леонидовна, старший воспитатель

На  заочной научно-практической конференции

«Современные педагогические технологии»

по теме

 «Социоигровые подходы к организации образовательной деятельности для развития коммуникативных качеств»

г.Чебоксары, 2013г

В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены четыре основных направления развития детей: физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Каждое имеет свои образовательные области. Одной из важных образовательных областей познавательно-речевого развития является «Коммуникация». Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

 В образовательной области «Коммуникация» представлено речевое развитие, поскольку основная функция речи – общение. Общение – это важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольника к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным.

Федеральные государственные требования предполагают изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: не только через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Мы убеждены, что одним из вариантов реализации задач образовательной области «Коммуникация» могут стать социоигровые подходы к организации образовательной деятельности.

Основа социоигровой педагогики заложена в словах: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения” (В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко).

В своей практике мы используем «Социо – игровую методику» В.М.Букатова, Е.Е.Шулешко, А.Е.Ершовой, которая предполагает новые подходы в воспитании и обучении детей через взаимосвязь игры и обучения, изменение позиции взрослого, ориентацию на личностный подход к детям. Если “социо” – это малая группа, то игра – ведущая деятельность, основное и любимое занятие детей, позволяющее ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, она является основной формой организации детской жизни. Оно из главных условий: в игре должно быть интересно не только ребенку, но и взрослому, в противном случае игровая деятельность не достигнет цели. Здесь целесообразно говорить о субъект – субъектных отношениях участников игровой деятельности.

Основные принципы социоигровой методики:

*Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
*Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
*Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
*Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
*Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
*Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.
*Движение и активность.
*Жизнь детей в малых группах.
*Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

Главный принцип социоигрового подхода – снятие с педагога оценивающей судейской роли детского коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности. Основа социоигрового подхода – равноправие детей и взрослых. Важно чтобы в игре было интересно не только ребенку, но и взрослому. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности «о правах» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.

Еще одним из принципов социоигрового подхода является принцип полифонии или как его назвали авторы – «133 зайца». Всем известна пословица: за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Авторы методики предлагают погнаться за 133 зайцами, глядишь с10-к наловишь. Ведь в социоиграх и развитие внимания, и развитие памяти, и тренировка умения сообща решать задачи, и тренировка увлеченности.

Деление детей на микрогруппы (или малые группы) является приёмом, возвышенным до принципа. Работа детей в микрогруппах  - одна из отличительных примет социоигрового подхода. Как в сложившихся микро группках, так и в заново возникающих при игровом делении детей (с помощью, например, считалочек) внутренние взаимоотношения являются спокойно-деловыми, то есть нормальными. Дети либо уже связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А все это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было друг другу передавать, помогая приятелю или сверстнику, то есть, поддерживая его начинания. Внутри такой группы возникают по-человечески благоприятные и эмоционально само собой разумеющиеся условия для позитивного сравнения своих знаний, умений, возможностей с возможностями, умениями и знаниями своего друга. Возникновения таких ситуаций, когда ребёнок как член группы сравнивает себя с каждым другим ее членом, выясняя и его мнение о себе, и свое о нем. В такой ситуации происходит скачок в развитии самосознания. Микрогруппа позволяет ребенку, самому поставить цель своих действий (в предложенных рамках общей работы), искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при возникновении своих проблем.

Часто педагоги под игрой понимают только потеху, развлечение и не видят в ней серьезного дела. Отсюда и установка, сначала мы позанимаемся, а потом поиграем. Социоигровая педагогика заботясь о физическом здоровье детей, отвергает такое противопоставление. Врачи постоянно напоминают о том, что нельзя настаивать на продолжительном соблюдении детьми статичной позы на стуле. При социоигровом подходе педагога идет постоянная смена мизансцен и деятельности. Задания – игры можно выполнять и сидя, и стоя, и даже лежа на ковре. Важно совместно с детьми выработать определенные правила, которые все без исключения (и взрослые, и дети) должны соблюдать.

        Например, в группе нельзя громко кричать, потому что ты можешь помешать другому думать или заниматься любимым делом. Если кто-то нарушает правило, то каждый вправе сделать корректное замечание. Каждый имеет право на свою точку зрения, имеет право высказаться, имеет право на ошибку.

Таким образом, при использовании социоигровых подходов в организации образовательной деятельности у дошкольников формируется следующее интегративное качество

  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Список литературы:

  1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольников. –М.: Сфера,2011.
  2. Букатов В., Ершова А..Нескучные уроки.-  Киев,2006.
  3. Пасюк О.В. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка //Дошкольное воспитание.№11,2003
  4. Шулешко Е.Е., Ершова А.Н.,Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. –Красноярск,1990.
  5. Шулешко Е.Е. Пятилетки: Игра для знаний или знания для игры?// «Детский сад со всех сторон» №29-30,2004 .
  6. Шулешко Е.Е. Понимание грамотности. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Формирование экологических представлений через ознакомление с многообразием растений"

Основной целью моей работы является воспитание основ нового экологического мышления ребенка- дошкольника, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира как к живым, непо...

Опыт работы: "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье представлены некоторые аспекты из опыта работы воспитателя детского сада комбинированного вида, касающиеся формирования у детей математических представлений....

Опыт работы по теме "Использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей с ОНР"

В данном материале прдставлен опыт работы при формировании элементарных математических представлений с детьми с ОНР, с использованием занимательных игр и развивающих технологий....

Опыт работы "Занимательные формы работы с детьми для формирования элементарных математических представлений"

Занимательный материал по практическим занятиям в старшей группе для формирования элементаарных математических прдставлений у детей...

в 2019г. на РМО был представлен опыт работы по теме: Использование игрового парашюта в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста

Дидактическое пособие «Игровой парашют», используемый мною в работе с детьми  среднего дошкольного возраста имеет   ряд  положительных причин для начала работы с ним:...

Опыт работы кружка «Приключения пчелки» (для детей 4 лет) представленный на I Международной конференции по технологическому образованию в ДОУ организованная Национальным методическим советом технологического образования и Союзом «Дошкольники России»

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной...

ОПЫТ РАБОТЫ. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ...