Самообразование на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения» на 2017-2022гг.
рабочая программа на тему

пп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_khaliullina_sn_2017-22g.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             

Индивидуальный план

повышения профессионального уровня

на межаттестационный период

 Халиуллиной Светланы Николаевны

воспитателя

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад общеразвивающего вида № 37»

Нижнекамского муниципального района

г. Нижнекамск Республики Татарстан

( с 2017 по 2022 г.)

Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»  

        

Дата начало работы над темой: 1.09.2017г.

Цель: 

- создать оптимальные условия для формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.

Задача:

· Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
· Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
· Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
· Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

· Активизировать работу педагогов и родителей воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, посредством включения родителей воспитанников в образовательную деятельность.

Пояснительная записка
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.
Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др. Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
В группе накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
Основой содержания работы с детьми в условиях их вариативности являются 5 направлений, соответствующие основным линиям развития ребенка:
- Познавательное
- Речевое.
- Социально-личностное.
- Художественно-эстетическое.
- Физическое.
Положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.
Формы и методы обучения дошкольников ПДД.
Игра, как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах.
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький)
С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.


ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
1. Знакомство с художественной литературой.
2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.
3 Развлечения и досуги.
4. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.
5. Работа с родителями: консультации, беседы.
6. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов.
7.Изготовление папок передвижек


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей

 

План реализации темы

на 2017-2018  

Работа с детьми, взаимодействие с воспитателями

Работа с родителями

Сентябрь

Составление с детьми рассказа о своем пути из дома в детский сад.

Обыгрывание ситуаций на макете улицы города.

Разработать маршрут для детей «Дорога в детский сад и домой».

Октябрь

Беседа с детьми «Виды светофоров и их название».

Рассматривание макета светофора.

Изготовить вместе с детьми макеты светофора.

Ноябрь

Чтение стихотворения «Для чего нам светофор»

О. Тарутина.

Предложить литературу на закрепление.

Декабрь

Беседа «Правила перехода улиц и дорог».

Тест для родителей «Грамотный пешеход».

Январь

Подвижные игры.

Предложить родителям поиграть вместе с детьми в подвижную игру «Поезд».

Февраль

Конструирование «Улица города».

Попросить принести из дома лего для конструирования.

Март

Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».

Предложить литературу на закрепление.

Апрель

Беседа «Я и мой велосипед».

Рекомендация для родителей: «Если вы купили ребенку велосипед».

Май

Инсценирование песни «По улице, по улице».

Принять участие в инсценировании песни и подготовить атрибуты.

План реализации темы

на 2018-2019

Работа с детьми, взаимодействие с воспитателями

Работа с родителями

Сентябрь

Постройка из конструктора «Наш участок». Обыгрывание постройки.

Попросить принести из дома лего для конструирования.

Октябрь

Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

Консультация для родителей: «Поведение в общественном транспорте».

Ноябрь

Беседа с детьми о запрещающих знаках.

Рассматривание рисунков со знаками «Движение запрещено», «Опасность», «Поворот».

Изготовить фотоальбом «Запрещающие знаки».

Декабрь

Чтение рассказа «Машина, которую рисовать научили» И. Серяков.

Предложить литературу на закрепление.

Январь

Изготовление из картона предписывающих знаков.

Выставка предписывающих знаков.

Привлечь родителей к изготовлению предписывающих знаков.

Февраль

Беседа на тему «Как безопасно перейти дорогу?»

Предложить сделать папку передвижку «Шагаем осторожно!».

Март

Рассказ об опасных ситуациях на дороге и объявление, где должны сидеть в автобусе дети и взрослые.

Рекомендация для родителей: «Опасные ситуация на дорогах».

Апрель

Рисование различных видов пешеходных переходов.

Анкета для родителей «Осторожно, дорога!».

Май

Загадывание загадок о правилах дорожного движения.

Оформление книжной выставки для родителей по правилам дорожного движения.

План реализации темы

на 2019-2020

Работа с детьми, взаимодействие с воспитателями

Работа с родителями

Сентябрь

Рассматривание картинок о видах транспорта. Рисование на данную тематику.

Предложить родителям принести иллюстрации, различный материал для рисования.

Октябрь

Беседа с детьми «Перекресток – что это? Что и кто помогает регулировать перекресток?»

Консультация для родителей «Опасный перекресток».

Ноябрь

Тематическая прогулка «Правила для пешеходов».

Беседа «Поведение детей на дорогах и улицах?»

Разбор с родителями дорожных ситуаций.

Декабрь

Чтение стихотворения «Бездельник светофор» С. Михалков.

Предложить литературу на закрепление.

Январь

Беседа о информационно-указательных знаках.

Консультация для родителей «Знаки дорожного движения».

Февраль

Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка».

Предложить литературу на закрепление.

Март

Заучивание стихотворения «Запрещается-разрешается».

Предложить литературу для заучивания.

Апрель

Целевая прогулка «Покажи и назови известный дорожный знак».

Познавательное развлечение по ПДД «Путешествие по стране дорожных знаков».

Май

Рисование дорожных знаков «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено».

Предложить родителям принести иллюстрации, различный материал для рисования.

План реализации темы

на 2020-2021

Работа с детьми, взаимодействие с воспитателями

Работа с родителями

Сентябрь

Целевая прогулка: Наблюдение за движениями пешеходов.

Рисование: Безопасные места для перехода улицы.

Консультация для родителей «Улица глазами детей».

Октябрь

Конструирование из цветной бумаги и картона модели светофора.

Предложить сделать папку передвижку «Красный, желтый, зеленый».

Ноябрь

Чтение С. Волков «Про правила движения».

Предложить литературу на закрепление.

Декабрь

Беседа «Новогодние фейверки». Правила безопасности.

Консультация для родителей: «Безопасность детей на улицах города».

Январь

Чтение стихотворения А. Ганюва «Гололед».

Беседа на тему «Осторожно, скользкая дорога!»

Предложить литературу на закрепление.

Февраль

Беседа о том. Где можно и где нельзя играть.

Спортивно-познавательный досуг с родителями «Запрещается - разрешается!».

Март

Рисование различных марок и видов машин.

Предложить родителям принести иллюстрации, различный материал для рисования.

Апрель

Чтение рассказа «Ученый дружок» И. Серяков.

Предложить литературу на закрепление.

Май

Загадывание загадок по правилам дорожного движения.

Привлечь родителей к пополнению группы материалами по ПДД.

План реализации темы

На 2021-2022.

Работа с детьми, взаимодействие с воспитателями

Работа с родителями

Сентябрь

Подвижная игра.

Предложить родителям поиграть вместе с детьми в подвижную игру «Стоп».

Октябрь

Постройка из конструктора «Улица с перекрестком» и обыграть это.

Попросить принести из дома лего для конструирования.

Ноябрь

Дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры «Гараж».

Консультация для родителей «Дидактические игры по ПДД».

Декабрь

Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций, которые могут встретиться на дороге.

Фотовыставка из семейных архивов «Мы за безопасное движение».

Январь

Чтение рассказа Б. Житкова

 «Светофор»

Постройка из строительного материала «Железнодорожный вокзал» и обыграть его.

Предложить литературу на закрепление.

Февраль

Заучивание стихотворения Михалкова С. «Постовой».

Предложить литературу для заучивания.

Март

Изготовление фотоальбома «Дорожные знаки».

Конкурс семейных творческих работ «Дорожные знаки».

Апрель

Игра «Чья команда назовет больше дорожных знаков.»

Совместная игра с родителями.

Май

Изготовление указательных знаков для игр с макетом.

Привлечь родителей к изготовлению указательных знаков.

Формы представления результатов самообразования:
Консультации для родителей и педагогов по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по ПДД.
Оформление папок-передвижек по ПДД.
Дидактические и подвижные игры по ПДД.
Загадки по ПДД.


Вывод:
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по правилам безопасного поведения детей.

ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Минобр. РФ 2014 г.
2. Н. Н.Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48
3. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: АСТ-ЛТД», 1997.
4. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице»., «Детство-пресс», 2008
5. Храмцова Т. Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
6. Шорыгина Т. А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005.
7. Л. Б. Поддубная « Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, « Корифей», 2009.
8. В. Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие.- М., «Третий Рим», 2007
9. Ф. С. Майорова « Изучаем дорожную азбуку», М., « Издательство Скрипторий 2003», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое вниман...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

В работе представлена актуальность проблемы безопасного поведения на дорогах. В консультации раскрыты принципы построения работы по профилактике ДТП. Так же представлен проект по ПДД для детей подгото...

Самообразование на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».

Цель: совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде. В статье раскрывается проблема связана с тем, что...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

laquo;Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомлениес правилами дорожного движения»...

ПАПКА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».

Работа содержит:  актуальность, цель, задачи. формы работы, тематическое планирование деятельности по самообразованию и работу с детьми....

Самообразование по теме "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"

laquo;Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения» Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожн...