Консультация "Интеграция дошкольного и дополнительного образования в ДОУ"
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_doshkolnogo_i_dopolnitelnogo_obrazovaniya_v_usloviyah_doo.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция дошкольного и дополнительного образования в условиях ДОО
По итогам исследования качества дошкольного образования в субъектах России высокую оценку экспертов получили детские сады, которые оказывают дополнительные услуги для детей
Возможны два уровня интеграции дошкольного и дополнительного образования: внешний и внутренний. Внешняя интеграция – когда ДОО сотрудничает с учреждениями спорта, культуры, науки и образования, чтобы создать условия для всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.
Внутренняя интеграция реализуется в ДОО в формате различных видов творческих объединений воспитанников в системе дополнительного образования. Это позволяет воспитателям и педагогам дополнительного образования совместно решать задачи индивидуально-дифференцированного подхода.
Дошкольные образовательные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с ФГОС ДО). Главный принцип Стандарта – вариативность образования, которая предполагает создание «личных пространств» на основе выбора. Именно такой выбор предлагает система дополнительного образования детей дошкольного возраста в рамках детского сада.
Цели и задачи дополнительного образования:
- создание условий для поддержки индивидуализации и самореализации детей, удовлетворения их потребностей.
- обеспечение плавного перехода от проявления у дошкольника интереса к развитию его способностей и активности.
Таким образом, цели дошкольного основного и дополнительного образования совпадают – развивать гармоничную личность ребенка и повышать качество целостного образовательного процесса. Следовательно, их можно объединить в условиях одного детского сада.
При этом реализация программ дополнительных общеразвивающих программ (кружково-студийные формы организации образования дошкольников) не входит в ООП ДО, а значит, не может осуществляться за счет бюджетных средств. Важно не путать эти понятия.
Какие программно-методические документы нужны, чтобы открыть кружок или секцию в ДОО
Чтобы открыть кружок или секцию, необходимо разработать дополнительную общеразвивающую программу в соответствии с Положением о дополнительной общеразвивающей программе. Дошкольная образовательная организация вправе самостоятельно разрабатывать и принимать локальные нормативные акты (п. 1 ст. 28 Закона № 273-ФЗ). Поэтому данное положение принимает педагогический совет и утверждает заведующий детским садом.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПОЛОЖЕНИЯ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
1. Общие положения.
2. Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы.
3. Порядок разработки, принятия и утверждения дополнительной общеразвивающей программы.
4. Структура дополнительной общеразвивающей программы.
5. Контроль.
6. Хранение программы.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы и сроки обучения по ней определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной ДОО (п. 4 ст. 75 Закона № 273-ФЗ).
Дополнительные общеразвивающие программы могут быть разной направленности:
- технической;
- естественно-научной;
- физкультурно-спортивной;
- художественной;
- туристско-краеведческой;
- социально-педагогической.
Виды направленности программ определяет Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа.
Рекомендуемая структура дополнительной общеразвивающей программы
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона № 273-ФЗ образовательная программа в своем комплексе должна иметь в том числе рабочие программы. Поэтому к дополнительной общеразвивающей программе необходимо разработать рабочую программу.
Рабочие программы разрабатываются в соответствии с другим локальным нормативным актом детского сада – Положением о рабочей программе к дополнительной общеразвивающей программе. Данное положение также принимает педагогический совет и утверждает заведующий детским садом.
Рабочая программа регламентирует образовательную деятельность и определяет объем, порядок, содержание и реализацию дополнительной общеразвивающей программы в течение учебного года. Кроме того, программа отражает особенности обучения в соответствии с годовым календарным учебным графиком, учебным планом, расписанием занятий.
Рекомендуемая структура рабочей программы
к дополнительной общеразвивающей программе
Рабочую программу составляет педагог на каждый год обучения. Она является индивидуальным инструментом педагога, с помощью которого он выбирает оптимальные для каждой группы детей (определенной возрастной категории) содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса. Они должны соответствовать цели и результатам обучения, которые прописаны в дополнительной общеразвивающей программе. В течение учебного года педагог дополнительного образования может корректировать рабочую программу с учетом возникающих изменений (например, сократился или увеличился контингент детей, появилась необходимость участвовать в конкурсе по направленности кружка и пр.).
Дополнительная общеразвивающая программа и рабочая программа должны пройти проверку и утверждение как локальные нормативные документы ДОО.
Сначала педагогический совет детского сада обсуждает их на заседании. Решение об утверждении программ секретарь заносит в протокол педагогического совета. На основании принятого решения заведующий ДОО утверждает программы приказом. Только после этого их можно считать нормативными правовыми документами, которые имеют юридическую силу.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО
- - Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, в которой указано,
что ДОО имеет право осуществлять дополнительное образование. - - Пункт в Уставе о том, что ДОО имеет право на реализацию дополнительных
общеразвивающих программ. - - Наличие разработанных и утвержденных локальным правовым актом ДОО
дополнительных общеразвивающих программ. - - Зачисление детей в кружок (секцию) по дополнительной общеразвивающей программе
локальным правовым актом в качестве обучающихся, которые осваивают указанную программу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (дополнительное образование по изодеятельности)
Перспективный план работы педагога дополнительного образования по изодеятельности...
Интеграция дошкольного и дополнительного образования
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать се...
Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"
Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...
Публикация материалов в сборнике научно-методических разработок педагогов 2017 г. ОДА «Озарение» «Сборник работ учащихся и педагогов учреждений дошкольного и дополнительного образования, общеобразовательных школ, училищ и колледжей по итогам 2016\2017 г."
laquo;Наураша - цифровая лаборатория в опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками»....
Материалы к совместному семинару педагогов дошкольного и дополнительного образования «Влияние конкурсов по начально-техническому моделированию на качество дошкольного образования»
Конструктор – умная игра,Завлекательна, хитра.Интересно здесь играть,Строить, составлять, искать!Приглашаем всех друзейВ конструктор поиграть скорей.Вам, взрослым будет интересно.А нам, дошкольн...
Создание условий для интеграции дошкольного и дополнительного образования (из опыта работы)
Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса в ДОУ. Интеграция дошкольного и дополнительного образования - это эффективный способ совме...
Интеграция дошкольного и дополнительного образования в условиях современной дошкольной образовательной организации
Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса. Интеграция дошкольного и дополнительного образования созданная в наше...
- Мне нравится (1)