Методическая работа как средство профессионально-личностного развития педагогов учреждения.
статья по теме
В статье дано описание системы методического сопровождение педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
timofeeva_e.a._o_metodicheskoy_rabote.docx | 34.62 КБ |
metod_soprovozhdenie_pedagogov.pptx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая работа как средство профессионально-личностного развития педагогов учреждения.
(выступление на городском методическом мероприятии)
Старший воспитатель
МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска
Елена Анатольевна Тимофеева.
Сегодня нам бы хотелось актуализировать вопрос кадровых условий для реализации ОП ДО.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что в целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для профессионального развития педагогических и руководящих работников, их консультативной поддержки.
В Стандарте наряду с требованием об укомплектованности образовательного учреждения педагогическими работниками, выдвигаются требования к уровню квалификации педагогов и непрерывности их профессионального развития. Тем самым, успешность результативности реализации новых стандартов будет определяться уровнем профессионального развития педагогических кадров.
Таким образом, повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогов.
Однако, часто у педагогов – практиков наблюдается снижение интереса к научно – теоретическим проблемам дошкольного воспитания. Большая часть педагогов не рассматривает образование как жизненную ценность и не связывает качество профессиональной подготовки с повышением престижа педагогического труда, что ведет к снижению уровня профессиональной культуры и компетентности педагога.
Сегодня Вашему вниманию будет представлен опыт нашего учреждения по методическому сопровождению педагогов в современных условиях.
Методическая служба образовательного учреждения призвана обеспечить реализацию новых приоритетов образовательной политики, научно-методическое сопровождение инновационных процессов, а также, создать оптимальные условия для повышения квалификации и реализации каждым педагогом своих профессиональных возможностей. Сделать это можно с помощью четко организованной методической работы.
Методическая работа – часть системы непрерывного образования педагогов и она должна быть ориентирована на достижение и поддержание должного качества повседневной воспитательно-образовательной деятельности в ДОО и предоставление педагогам возможности повышения профессиональной компетентности, самореализации. Что очень важно!!
Для достижения цели методической работы мы решаем следующие задачи. Их вы видите на слайде.
Методическая служба в нашем дошкольном учреждении организует деятельность в трех управленческих уровнях: стратегическом, тактическом и информационно-аналитическом.
На стратегическом уровне работает методический совет и педагогический совет. Здесь определяется основное направление деятельности, разрабатываются общая концепция, образовательная программа, определяются и утверждаются наиболее эффективные формы организации деятельности методической службы.
На тактическом уровне работают творческие группы, организуются общие методические мероприятия. Это то звено, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне. Также на этом уровне используются разнообразные формы работы с педагогам, совершенствуются когнитивный, деятельностный и личностный компоненты их профессиональной компетентности.
Деятельность на информационно-аналитическом уровне осуществляется методическим советом, аттестационной комиссией, конкурсными комиссиями и обусловлена необходимостью отслеживать качество и эффективность используемых форм методической работы и иметь информацию для общего руководства службой на стратегическом уровне.
Организация методического сопровождения в нашем учреждении строится в соответствии с определенной циклограммой (на слайде), которая в целом тождественна уровням управления МР.
Содержание методической работы в полном объеме отражено в годовом плане учреждения в разделах «Организационно-методическая работа», «Организация работы с кадрами».
На наш взгляд, нет четкого деления форм на новые и старые, современные и несовременные, поскольку каждая из них отвечает определённому содержанию, работает на решение определенных задач. Мы считаем, что любая традиционная форма может быть активной, если она грамотно используется и реализует информационную и развивающую функции.
Формы методической работы, применяемые в учреждении, можно условно подразделить на 4 группы.
Формы методической работы, направленные на мотивацию к самосовершенствованию и профессиональному росту воспитателей и специалистов включают в себя анкетирование по теме «Анализ педагогической деятельности педагога» за определенный период ( например, учебный год). Данная анкета разработана в ДОУ и в ней есть разделы «Профессиональные дефициты педагога», «Предложения в годовой план», что формирует личную заинтересованность педагогов в реализации годового плана «сами составили – сами реализуем». Сюда же мы относим такую форму работы как «Деловые встречи педагогов» по обсуждению, разработке, корректировке критериев стимулирующих выплат, созданию положений к профессиональным конкурсам.
С помощью данных форм методической работы определяется также и уровень подготовки педагогов для выполнения образовательных задач, что необходимо для последующего планирования методической работы. Уровень профессиональной компетентности педагогов учреждения оцениваем также с помощью метода наблюдения образовательного процесса в рамках контроля. Помочь определить дефициты педагогов может и деятельность аттестационной комиссии, которая создана для аттестации педагогов, а также работа конкурсных комиссий в рамках профессиональных конкурсов, организуемых в ДОУ.
Формами методической работы, направленными на психологическую поддержку педагогов являются тренинги для педагогов, создающие благоприятную психо-эмоциональную обстановку в коллективе, они развивают уверенность в своих силах, создают условия для сбережения здоровья педагогов. Такие тренинги в учреждении проводят педагог-психолог, инструктор по физической культуре по запросу педагогов.
Основной объем методической работы, направлен на раскрытие новых возможностей самореализации, повышающих ценность педагогов как профессионалов. Сюда относятся все основные общеизвестные формы МР, реализуемые в нашем учреждении в определенной интерпретации для коллектива.
Методическая работа, направленная на повышение квалификации педагогов осуществляется как вне учреждения, так и внутри него.
Внешнее повышение квалификации происходит за счет обучения на курсах повышения квалификации и за счет обучения в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования, получение дополнительного образования. На слайде вы видите диаграмму, которая показывает качественный состав педагогических кадров в нашем учреждении.
В ДОУ созданы условия для обучения педагогов на краткосрочных курсах повышения квалификации в соответствии с требованиями ФГОС ДО. На данный момент 100% педагогов учреждения, исключая студентов, прошли обучение в 2015-2017 гг.
Так же педагоги ДОУ заинтересованы в получении специального(дошкольного) педагогического образования. В 2013 году руководителем ДОУ было инициирована деятельность по сотрудничеству с педагогическим университетом по вопросу обучения педагогов на бюджетной основе. В 2013 году в КГПУ поступили 6 человек.
За три последних года высшее образование получили 2 воспитателя, прошли курсы профессиональной переподготовки 2 воспитателя.
К внешней форме повышения квалификации мы относим и участие в городских методических мероприятиях и объединениях. Это те формы МР, которые направлены на интеграцию работы с другими учреждениями и организациями.
Педагоги ДОУ активные участники мероприятий по обобщению и распространение педагогического опыта вне учреждения через профессиональные конкурсы, участие в работе ГПС, в сетевом взаимодействии, в ФПИ, в работе педагогического клуба по преемственности. Активно используется воспитателями и специалистами возможность публикации материалов в электронных СМИ.
Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в ДОУ, на основе собственных ресурсов.
Участие в работе Педагогического совета одна из основных форм МР, где участвуют все педагоги. Здесь используются интерактивные формы проведения: деловая игра, кейс-метод, практикумы и др.
В ДОУ организовано методическое сопровождение деятельности по аттестации с целью получения или повышения квалификационной категории. Сюда включены: групповые консультации по обучению проведения анализа своей деятельности, оформлению своего педагогического опыта, индивидуальное собеседование и консультирование, психологическое сопровождение аттестующихся. В настоящее время, 11 педагогов имеют первую квалификационную категорию, 4 педагога имеют высшую квалификационную категорию. В течение трех лет впервые аттестовались – 6 педагогов, повысили категорию с первой на высшую 3 педагога.
Следующая форма МР, относящаяся к внутреннему повышению квалификации – это обучение на семинарах и семинарах-практикумах, групповое и индивидуальное консультирование по актуальным вопросам образовательной деятельности. Организаторами здесь выступают заместитель заведующего, старший воспитатель, педагог-психолог, учителя-логопеды, воспитатели.
Семинары, практикумы, групповые консультации планируются по запросу педагогов и по требованию социума.
С 2016 года в ДОУ действует профессиональное объединение «Школа начинающего воспитателя». Об особенностях этой формы МР Вам расскажет позже Л.В. Голендухина, ст. воспитатель.
Как говорил Дмитрий Иванович Писарев, «настоящее образование есть самообразование», поэтому мы не отказываемся от такой формы повышения квалификации как реализация индивидуальных планов профессионального развития. Для более качественной организации МР по данному направлению методическим советом разработана Форма Индивидуального плана работы над методической темой, а также Рекомендации по формулированию методической темы, что является наиболее сложным для педагогов.
В ДОУ реализуются и другие формы МР, решающие задачу самореализации педагогов, повышения их квалификации.
Активно используется в учреждении проектная деятельность с педагогами посредством организации работы творческих групп по различным направлениям. За два последних года увеличилось количество творческих групп, работающих с большей долей самостоятельности, разрабатывающих от начала и до получения результата образовательные проекты, образовательные мероприятия, акции, выставки и детские конкурсы, а также необходимые локальные акты как то: Положения к различным внутренним мероприятиям, формы планирования образовательной деятельности и документации и др. Творческие группы разработали парциальные программы, долгосрочные образовательные проекты.
Форма МР, названная нами «Шкатулка педагогического опыта» - это организация открытых просмотров образовательной деятельности через взаимопосещения с последующим обсуждением. Такая форма используется в ДОУ не более 2 раз в год. Заранее формулируются цели задачи просмотра ОД Например, степень владения педагогом той или иной технологией, практикой и т.п.), обозначается круг вопросов, которые необходимо учесть при обсуждении, определяются участники открытых показов, составляется график. Обсуждение деятельности педагога носит деловой конструктивный характер. Данная форма работы востребована коллективом.
Конкурсы педагогического мастерства в ДОУ стимулируют профессиональный и творческий рост педагогов. Во внутриучрежденческих профессиональных конкурсах принимают участие до 80 % педагогов. В нашем учреждении в течение последних трех лет прошли смотры-конкурсы центров и уголков детской активности, а также конкурс «Пособие по ФЭМП» и смотр-конкурс родительских уголков.
На лицо и повышение активности педагогов в данном направлении на уровне города.. Если в 2013-14 уч.году педагоги ДОУ не участвовали ни в одном городском профессиональном конкурсе, то уже с 2015 года принимают участие в городских конкурсах таких как «Педагог года – 2016» (Л.В. Голендухина), «Здоровье сберегающие технологии в работе педагога» (Е.В. Рейш с проектом «Игровой стретчинг в детском саду» в 2016 году; Е.В. Рейш и С.В. Белетей с проектом «Мы здоровью скажем «да» в 2017 году; в текущем учебном году два педагога принимают участие городском конкурсе «Педагог года – 2018». Это Е.В. Тиссен и И.С. Егорова.
Активно используется нами такие формы МР как творческие отчеты и мастер-классы педагогов по транслированию своего опыта в реализации педагогических технологий, методик и т.д., проводятся они ежегодно по мере завершения работы по теме самообразования, по заявке педагога.
Методическая служба ДОУ мотивирует педагогов на создание личных блогов, интерне-страниц, вэб-сайтов с целью повышения информационно-коммуникационной компетентности, распространения своего опыта. 26 педагогов имеют личные интернет-странички, где размещают информацию, касающуюся их педагогической деятельности и профессионального роста. Адреса интернет-страничек размещены на официальном сайте учреждения.
Для повышения информационно-коммуникационной компетентности нами были организованы внутри учреждения «Курсы компьютерной грамоты» в летний период. В настоящее время все группы учреждения оснащены ноутбуками. Доступно использование проектора и экрана на группе, копировальной техники.
Одной из форм методического сопровождения педагогов можно назвать функционирование ПМПк, в деятельность которого включено консультативное и методическое сопровождение воспитателей и специалистов по вопросам организации образовательной деятельности с детьми, имеющими ОВЗ (семинары-практикумы, проводимые учителями-логопедами по специальным вопросам речевого развития детей, разработка рекомендаций, памяток и др документов, необходимых в работе)
Представив Вам нашу систему методического сопровождения педагогов ДОУ и некоторые результаты, можем говорить о следующем.
Выбор представленных форм методической работы и их оптимальное сочетание позволило педагогам учреждения раскрыть свои творческие способности, кому-то проявить деловые и организаторские качества, кому-то преодолеть неуверенность в себе, а кому-то сформировать умение увлечь и повести за собой окружающих, другими словами, это позволило создать
условия для их успешной личностной и профессиональной самореализации, становлению их индивидуального стиля, что благоприятно сказывается на качестве образования в учреждении
Прошу обратить ваше внимание на экран. Это модель части нашей образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Здесь видно, что парциальные программы и образовательные практики затрагивают все образовательные области, предусмотренные Стандартом для дошкольников. Следует заметить, что все парциальные программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС ДО к структуре ОП. Реализация парциальных программ осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН, исключая перегрузку детей.
В следующей части нашего методического дня Вы познакомитесь с результатами реализации парциальных программ, образовательных проектов. Представят их Вам участники творческих групп по их разработке и реализации.
В фойе перед музыкальным залом Вашему вниманию представлена выставка с продуктами деятельности по программе «Мастерская творчества». О нюансах программы Вам расскажет Т.Н. Воробьева, идейный вдохновитель реализации в ДОУ техники «пластилинография» и «тестопластика»,
Стендовая презентация и видеофильм познакомят с программой «Театр и дети» и результатами творчества воспитанников. Здесь с Вами будет старший воспитатель, куратор данного направления Л.В. Голендухина.
Опыт работы по обучению дошкольников ходьбе на лыжах в рамках программы «Юный лыжник» представит инструктор по физической культуре Е.В. Рейш.
Мы надеемся, что Вам будет интересен опыт работы по формированию гендерной идентичности у дошкольников в рамках программы «Мир мальчика и девочки», который представим в форме экскурсии с презентацией пространственной среды в группах. Куратор этого направления педагог-психолог С.В. Голубенко. Экскурсии для Вас проведут Н.Л. Утробина, И.С. Егорова, Е.В. Тиссен.
Опыт работы по разработке и реализации образовательных проектов по различным направлениям развития дошкольников представят воспитатели С.В. Белетей, Т.А. Шаповалова и музыкальный руководитель Е.В. Косолапова.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) 3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: 1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; 2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); 3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. 3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) 3.4.1. ….Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н …
Методическая служба МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска
Цель методической работы: повысить профессиональную компетентность воспитателей и специалистов.
Задачи методической работы: Анализировать готовность педагогов к профессиональной деятельности с учетом современных требований. Выявлять затруднения педагогов в профессиональной деятельности. Организовывать методическое сопровождение деятельности педагогов, обеспечивать их информационную и методическую поддержку. Организовывать повышение квалификации педагогов. Готовить педагогов к аттестации с учетом требований к данной процедуре как при аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, так и при аттестации в целях установления квалификационной категории.
Управленческие уровни методической службы учреждения
Циклограмма методической работы
Формы методической работы
Тренинги
Качественный состав педагогических кадров
Педсовет… аттестация… семинары..
Тематические педсоветы 2016, 2017 гг. «Реализация художественно-эстетического направления развития дошкольников в образовательной деятельности» «Современные образовательные практики в работе с дошкольниками» «Реализация физического направления развития дошкольника: физическая культура в детском саду» «Комплексный подход в организации работы по речевому развитию дошкольников» « Профессиональная компетентность педагогов ДОУ условие повышения качества дошкольного образования»
«Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий.» Д.И. Писарев
Шкатулка педагогического опыта
Конкурсы профессионального мастерства в ДОУ
Личные интернет-страницы педагогов
Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
На основании приказа МО и Н РТ от23.04.14г. № 2295/14 «О внедрении ФГОС ДО» наше дошкольное учреждение вошло в список ДОО – пилотных площадок по внедрению ФГОС ДО по Чистопольскому м...
Методические рекомендации "Алгоритм деятельности педагогов по созданию креативной среды в дошкольном образовательном учреждении".
Прежде всего, создание креативной среды в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) предполагает разработку концептуальной основы развивающей среды ДОУ, реализующей права ребенка и максималь...
Методические рекомендации адресованы родителям, педагогам дошкольных учреждений и всем, кто заинтересован в формировании, сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.
Статья по применению здоровьесберегающих технологий...
"Организация методической работы по сопровождению педагогов с семьями воспитанников в дошкольном образовательном учреждении"
Целенаправленная методическая работа с педагогами ДОУ и педагогов с родителями способствует развитию партнерских отношений во взаимодействии семьи и детского сада....
Публикация материалов в сборнике научно-методических разработок педагогов 2017 г. ОДА «Озарение» «Сборник работ учащихся и педагогов учреждений дошкольного и дополнительного образования, общеобразовательных школ, училищ и колледжей по итогам 2016\2017 г."
laquo;Наураша - цифровая лаборатория в опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками»....
Методические рекомендации для педагогов "Организация методической работы по самообразованию педагогов дошкольного учреждения"
Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.В современном ДОУ практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышен...
Методическая разработка. Консультация для педагогов "Организация работы в учреждении по воспитанию валеологической культуры ребенка"
Консультация для педагогов ДОУ...