« Обновление образовательного пространства с учетом введения ФГОС в ДО».
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с № 4 г. Балтийск
Доклад на тему:
« Обновление образовательного пространства с учетом введения ФГОС в ДО».
Составила:
Воспитатель МБДОУ д/с №4
Малюченко И.Ю.
2015 г.
(Слайд 2) Вопрос организации предметно - развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС). По концепции доктора психологических наук Светланы Леонидовны Новоселовой :"Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика".
Развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно – пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Предметно – пространственной среда должна быть: (слайд 3)
- содержательно – насыщенной,
- трансформируемой,
- полифункциональной,
- вариативной,
- доступной,
- безопасной.
- НАСЫЩЕННОСТЬ пространства дает возможность выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функцию.
- ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ пространства даёт возможность изменять предметно – пространственную среду в зависимости от ситуации, интересов и возможностей детей.
- ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ материалов даёт возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.
- ВАРИАТИВНОСТЬ среды показывает: Наличие в группах различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а так же разнообразных материалов, игр, оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную, исследовательскую активность, детей.
- ДОСТУПНОСТЬ среды свободный доступ для всех воспитанников в том числе для детей -инвалидов всех помещений образовательного процесса и доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям.
- БЕЗОПАСНОСТЬ среды в каждой группе соответствует требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
(слайд4)
Предметно-развивающая среда детского дошкольного учреждения
включает
материалы, оборудование, инвентарь различного функционального значения;
позволяет
педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка. (слайд 5)
Назначение оборудования для дошкольников
- развитие детей дошкольного возраста
- охрана и укрепление их здоровья;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- двигательная активность детей;
- возможность уединения;
(слайд 6)
Важно осуществлять правильный подбор игровых средств, игрушек в соответствии с возрастом:
- младенческий и ранний возраст- необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами;
- 2-я младшая группа - большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении, развития мелкой и общей моторики;
- средняя группа - насыщенный центр игры с орудийными и ролевыми атрибутами, освоение сенсорных эталонов;
- старшая группа- потребность в игре со сверстниками, общение, но и стремление к уединению;
- подготовительная группа - развитие психических функций и процессов- восприятия, памяти, внимания, подготовка к школьному обучению. Учет гендерной специфики.
Предметно – развивающую среду в своей группе организую так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, склонностей и уровня активности.
День в нашей группе начинается с утреннего приёма. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где есть много интересного: (слайд 7) информация и советы для родителей, выставка детского творчества, плакаты, напоминающие о том, как вести себя на улице и дома. (слайд 8)
Для реализации различных образовательных программ в группе созданы центры. Здесь дети могут по желанию заняться любым видом деятельности, развивая любознательность, творческие способности, мышление, познавательную активность. (слайд 9)
1. Центр познавательного развития включает в себя:
а) уголок «Почемучка». (слайд 10)
Дети имеют возможность проводить различные опыты, наблюдения, ухаживать за растениями, отмечать погоду и явления природы. (слайд 11)
б) уголок «Хочу всё знать!» (слайд 12), где имеют возможность развивать естественно-научные представления, (слайд 13) любознательность, мыслительные операции(анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);(слайд 14) формировать умение комплексно обследовать предмет.
2. Центр «Здоровей-ка!» (слайд 15)
Спортивная зона способствует развитию двигательной активности, физических качеств детей и укреплению здоровья.(слайд 16) Оборудование уголка применяется в играх, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.
(слайд 17)
3.В центре патриотического воспитания дети узнают о городе, в котором живут, крае, стране.(слайд 18, 19)
4.Центр «Моя безопасность». (слайд 20)
Здесь ребята закрепляют знания по правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице и дома.
(Слайд 21)
5.Целью создания центра «творческая мастерская» является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. (слайд 22) Детям очень нравится проводить много времени рисуя, создавая поделки из пластилина, природного материала, из бумаги, работая с различными конструкторами.
В этом центре также находятся : (слайд 23)
а) Уголок музыкального развития, который способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. (слайд 24)
б) театральный уголок, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. (слайд 25)
(слайд26)
6.Дети с удовольствием проводят время в центре «Островок вдохновения», рассматривая иллюстрации книг, изучая энциклопедии. Знакомятся с произведениями писателей нашего города. (слайд 27)
7. Игровой центр. (слайд 28)
В игровом центре созданы все условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Игровой центр оснащен уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр (слайд 29,30) «Магазин», «Парикмахерская, «Больница», «Строители», «Семья» подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. (слайд 31,32,33) Предметно- развивающая среда отражает гендерный подход, соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.
Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. (слайд 34)
Вывод:
Свое выступление хочу закончить словами известного педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой : «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
Я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к предметно-развивающей среды мной продолжается.(слайд 35)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС дошкольного образования. Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.
Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО. ...
Обновление дошкольного образования в условиях введения ФГОС
Об опыте введения ФГОС в ДОУ...
" Работа учителя- логопеда с учетом введения ФГОС ДО"
Федеральные государственные образовательные стандарты раскрывают направления в организации коррекционной деятельности учителя-логопеда. В качестве приоритетов определяются такие задачи, как разв...
Обновление образовательного процесса ДОУ с учетом введения ФГОС ДО
Презентация выступления на методическом совете по теме "Обновление образовательного процесса ДОУ с учетом введения ФГОС ДО"...
Проект «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора с учетом введения ФГОС ДО».
В этом проекте раскрывается один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе ...
«Построение предметно-пространственной среды в ДОУ по формированию основ безопасности у дошкольников с учетом введения ФГОС.»
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уро...
Презентация по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду с учетом введения ФГОС ДО Тема: "Свойства воздуха"
Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....