Инновационная площадка как ресурс реализации ФГОС ДО, совершенствования дошкольного образования: проблемы и практика
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационная площадка как ресурс реализации ФГОС ДО, совершенствования дошкольного образования: проблемы и практика
The innovative platform as a resource for the implementation of the State educational standard for pre- school education: issues and practice
В.В. Халикова, канд. пед. наук,
отличник народного просвещения,
старший воспитатель
ГБОУ «Школа № 842», Москва, Зеленоград.
V.V. Halikova, PHD in Education
an Excellent Worker of Public Education
a senior pre- school teacher
“State School № 842”, Moscow, Zelenograd
Аннотация: Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, которые находятся в поиске, как новых путей, стратегий развития, так и инновационных технологий работы с детьми, позволяющих обеспечить условия для успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, повышения культуры и развития ребенка на протяжении всего процесса обучения. Инновационная деятельность позволяет эффективнее решать проблемы дошкольного образования, реализацию ФГОС.
Annotation: The modernization of the educational system contributes to the restructuring of the educational institutions, which are now searching for the new ways and development strategies as well as the innovative technologies dealing with children that will allow to provide conditions for the successful socialization, the maintenance and improvement of children’s health, cultural level and its development throughout the educational process. The innovative activity makes it possible to solve the pre- school educational problems more effectively and the State educational standard’s implementation.
Ключевые слова: инновация, модернизация, инновационная площадка, кластер, технологии социализации, эффективная социализация.
Keywords: an innovation, a modernization, an innovative platform, a cluster, socialization technologies, an effective socialization.
«Сколько существует образование, как отдельная отрасль и сфера общественного бытия, столько существуют педагогические инновации. Как бы ни была справедлива народная мудрость – «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, все уже сделал Ян Амос Коменский», - тем не менее год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы» [3].
Слово «инновации» звучит в кругу педагогов самых различных образовательных учреждений. Однако следует понимать: инновации сами по себе не возникают, они являются результатом изучения передового педагогического опыта, а также научных поисков и экспериментов.
Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, которые находятся в поиске, как новых путей, стратегий развития, так и инновационных технологий работы с детьми, позволяющих обеспечить условия для успешной социализации детей, сохранения и укрепления здоровья, повышения культуры и развития ребенка на протяжении всего процесса обучения, реализации ФГОС. Основной целью модернизации является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация как потребность, процесс и результат содержит основную идею – идею гуманизации, где особую значимость приобретает задача создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей, независимо от их возможностей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования детально описывает принципы, цели, задачи дошкольного образования, подробно останавливается на вопросах построения развития каждой дошкольной организации.
В свете решения такой проблемы, создание инновационной площадки по теме: «Современная технология эффективной социализации детей в ДОУ и школе: проектирование модели взаимодействия», основанной на объединении географически сконцентрированных образовательных, научных и др. учреждений, их тесное сотрудничество, в рамках общего проекта – это путь совместного, более эффективного решения современных образовательных задач, продиктованных временем, ресурс реализации ФГОС, совершенствования дошкольного образования.
Во многом потенциал инновационной деятельности зависит от взаимодействия всех участников образовательного процесса, что ведет к формированию сетевой организации научно-методического и практического обеспечения развивающей образовательной среды. Создание инновационной площадки предполагает тесное взаимодействие всех участников инновационной деятельности, их тесное сотрудничество в рамках общих проектов – кластерное взаимодействие. Кластерное взаимодействие сегодня – это инструмент продвижения инновационных образовательных программ в образовательном пространстве региона, города, образовательной организации.
Кластер – как инновационная модель сетевого взаимодействия – более эффективный путь для решения задач модернизации системы образования, в том числе качественного изменения систем ресурсного обеспечения, управления, а также обновления содержания образования, в нашем случае процесса эффективной социализации детей.
Взаимодействие внутри инновационной площадки (кластера) позволит эффективнее решать проблемы общего образования: развитие предшкольной и профессиональной подготовки, эффективной социализации детей дошкольного и школьного возраста, реализацию ФГОС. Системный подход к их решению будет поддерживать идею совместного достижения образовательных задач, основываясь на нормативах, совершенствуя кадры, используя управленческие механизмы и новые технологии. Эффективность кластерного взаимодействия в рамках инновационной площадки зависит от степени готовности каждого из участников к новому уровню взаимодействия, от принятия «кластерной идеи», кадровых и других ресурсов.
На наш взгляд очень важным моментом в организации нового уровня взаимодействия является понимание всеми участниками многогранности результатов работы инновационной площадки (кластера):
- расширение образовательных возможностей для каждого участника образовательного процесса;
- развитие образовательной системы каждого учреждения;
- использование их для развития системы образования всего региона.
Анализируя ресурсы образовательного учреждения, важно понимать свое участие в работе инновационной площадки по нескольким направлениям, каждое из которых определенным образом решает задачи, поставленные в ФГОС:
- работа по развитию кадрового потенциала: педагогические конференции по различным проблемам образования: курсы по повышению квалификации педагогов образовательной организации, открытые образовательные мероприятия;
- социальное проектирование: консультирование по методам социального проектирования; реализация современных социальных проектов;
- обеспечение мобильности участников (педагоги, дети, родители) образовательной деятельности в ДОУ и начальной школе: долгосрочный договор о сотрудничестве.
В основе кластерного взаимодействия ДОУ и школы – реализация проекта программы инновационной деятельности, основная цель которого разработать и реализовать организационно-содержательную модель взаимодействия ДОО и школы (образовательный кластер) для сопровождения процесса эффективной социализации детей.
В соответствии с целью важно сформулировать задачи:
- разработать модель взаимодействия педагогов и специалистов ОУ, обеспечивающую сопровождение эффективной социализации детей;
- создать условия для развития профессиональной компетенции педагогов образовательного комплекса в условиях образовательного кластера на основе компетентностного подхода;
- разработать систему мониторинга, обеспечивающую эффективную реализацию системы единых требований ОУ к личности ребенка, способствующих развитию эффективной социализации в обществе;
- обеспечить условия для диссеминации опыта инновационной деятельности в практику работы образовательной организации.
Важно разработать программно-методическое обеспечение, используемое участниками кластера, единые совместные методические мероприятия, обеспечивающие преемственность в работе:
- учебные планы учреждений и единый план кластера;
- активная поисково-творческая деятельность педагогов по разработке путей решения актуальных проблем в реализации инновационной деятельности;
- информационные мероприятия, рекламные акции о системе профессиональной подготовки для участников инновационной деятельности;
- семинары, конференции, круглые столы по вопросам инновационной деятельности;
- работа с методическими ресурсами участников кластера, система непрерывного образования в режиме on-line b off-line.
В рамках инновационного проекта педагоги имеют возможность разработать технологию реализации идеи образовательного кластера:
- определить совместные работы на средне- и долгосрочный период времени;
- определить уровень отношений между образовательными учреждениями, детьми, родителями (законными представителями), педагогами, авторами и исполнителями образовательных услуг;
- подготовить и утвердить пакет соглашений, договоров и положений о проведении работ участниками кластерного взаимодействия;
- подготовить пакет сетевых образовательных услуг.
Интеграция усилий образовательных учреждений, вошедших в инновационную деятельность по проблеме эффективной социализации детей, централизация ресурсов по сетевой модели приносит свои плоды в изменении технологии образовательного процесса и создании условий для социального развития ребенка ради чего и был создан ФГОС ДО, т. е. ради поддержки разнообразия детства. Детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не культуры полезности. В этой системе координат ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как инструмент социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг [2].
Деятельность в рамках инновационной площадки предусматривает систему условий развития ребенка, которая предполагает его социальную ситуацию развития: создание системы общения, поощрение инициативы и самостоятельности ребенка. Это то, что старались отразить во ФГОС ДО. (Л.С. Выготский обозначал ее так: «В особой позиции ребенка к миру»). Такое развитие необходимо сопровождать воспитателю с гуманистической направленностью. Взрослый при таких условиях играет роль посредника в сопровождении ребенка в мир культуры и социальных отношений. На него ложиться миссия поддержки ребенка в проявлении активной социальной позиции и инициативы (В.С. Собкин, О.А. Карабанова). В этом уникальность Стандарта.
Детский сад – это институт социализации ребенка. Социализация современного дошкольника в образовательной организации происходит через внедрение инновационных педагогических технологий, которые позволяют ребенку жить хорошо, интересно, празднично, так как праздник задает формы эмоциональных переживаний на всю жизнь. Ребенку не надо готовиться к жизни, он уже живет, поэтому важно на государственном уровне понимать, что необходимо, по словам Президента РФ В.В. Путина, «инвестировать в человека» (В.С. Собкина).
Во ФГОС ДО внесены требования к результатам и ориентирам развития ребенка, которые сводятся к самоценности и индивидуализации развития: к предметной среде, пространственной среде, материальному обеспечению и системе общения (особенно в области «Ребенок с другим ребенком»). Эти требования легли в основу реализации системы социализации ребенка и создают такие ситуации и формы активности, при которых развитие саморегуляции, фундамента социализации, протекает в максимально адекватных для дошкольного возраста условиях.
Инновационная деятельность как ресурс реализации ФГОС ДО, способствует реализации основных принципов дошкольного образования, прописанных в Стандарте и предусмотренных в программе инновационного проекта:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учет этнокультурной ситуации развития детей и т. д.
Проектирование и реализация модели взаимодействия ДОО и школы, - одна из задач инновационного проекта. Стандарт направлен на обеспечение преемственности целей и содержания образования, реализуемых в рамках преемственности, на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности, создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В современном отечественном полипарадигмальном образовательном пространстве существует проблема определения сущностных характеристик социального развития. В основе инновационной деятельности – культурологическая парадигма образования, которая рассматривается:
- как динамичный, последовательный и многоаспектный процесс и результат социализации, индивидуализации и культуротворчества, в ходе которого ребенок приобщается к «всеобщему социальному» и постоянно открывает, утверждает себя как субъект социальной культуры;
- процесс и результат необходимых качественных и количественных изменений, происходящих в личности ребенка под влиянием ценностей социальной культуры, обеспечивающих овладение способами поведения, характерными для той или иной культурной традиции;
- творческое и активное воспроизведение коммуникативного опыта в различных видах детской деятельности.
Во ФГОС социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста рассматривается как безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию в соответствии с социальными ценностями, общение, построение на принципах равенства субъектов, диалог культур; как усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции и собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Новые технологии социализации ребенка-дошкольника, их содержание, позволяющее эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе, соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, а, следовательно, являются ресурсом реализации ФГОС ДО,
Анализ педагогической практики в образовательной организации показывает, что на качество работы в инновационном проекте может оказать влияние следующие риски и проблемы:
- недостаточная проработанная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность инновационной площадки;
- недостаточная мотивация педагогических работников для работы в новых условиях;
- недостаточная разработанность финансовых механизмов оплаты труда привлеченных специалистов, и других участников инновационной деятельности;
- не рационально распределенная нагрузка между участниками инновационного процесса;
- отсутствие культуры сотрудничества и взаимодействия, что является необходимым условием развития инновационной деятельности;
- отсутствие тьюторской практики, тьюторских центров в условиях инновационной деятельности. Ведущая идея центра – интеграция и координация деятельности всех образовательных учреждений инновационной площадки (кластера);
- в системе образования на первый план выдвигаются когнитивное обогащение и развитие ребенка, формальное обучение доминирует над развитием личности. Воспитательные воздействия нацелены в основном на усвоение норм этикета и создание в образовательном учреждении атмосферы, благоприятствующей образовательному процессу, что реально приводит к подчиненным формам поведения. Такое «культурное оформление» превращается в процесс «формирования» по извне заданным меркам (В.И. Слободчиков). Это противоречит современным технологиям эффективной социализации детей;
- отсутствие единой образовательной среды, которую необходимо создать путем объединения усилий педагогов ДОУ, школы и дополнительного образования. Это даст возможность повысить эффективность использования ресурсного потенциала педагогов, создать условия для эффективно социализации детей.
Актуальность направления деятельности инновационной площадки обоснована потребностью поиска педагогических путей и современных способов использования средств социально-культурной деятельности для эффективной социализации детей. Интеграция деятельности образовательных учреждений, участников инновационного проекта, позволит реализовать современные технологии эффективной социализации детей в ДОО. Ценность технологий эффективной социализации ребенка определяется требованиями, которые предъявляет ФГОС ДО, современное общество с его демократическими тенденциями к воспитанию подрастающего поколения. Кроме того, программа инновационной деятельности – это документ, который соответствует современным тенденциям обновления российского образования и требованиям государственного стандарта.
Таким образом, в рамках проекта инновационной деятельности как ресурса реализации ФГОС ДО, предполагается разработка особой, сбалансированной и взаимопроникающей модели взаимодействия ОУ, которая обеспечит эффективную социализацию детей.
Список литературы
- Антонова, О.В. Роль детских дошкольных учреждений в социализации детей в условиях трансформации общества [Текст]: дис. …канд. социол. наук: 22.00.04/ О.В. Антонова. – Уфа, 2006. – 122 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст]: монография /А.Г. Асмолов. – М., 2001.Т.В. Шинина. – М., 2006 – 180 с.
- Казакова, Е.И., Тряпицына, А.П. Диалог на лестнице успеха: кн. для учителей и родителей [Текст]: / Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына – СПб.: Петербург – ХХI век; Пресс-Атташе, 1997.
- Ковалева, Т.М. Тьюторская практика в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ [Текст]: / Т.М. Ковалева – Альманах. Выпуск 2009. – Томск, 2009.
- Майер, А.А. Управление процессом социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовании [Текст]: дис. …д-ра пед. наук: 13.00.01 / А.А. Майер. – М., 2011. – 369 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к условиям и проблемы создания условий для реализации ФГОС в системе дошкольного образования
Сегодняшняя реальность такова, что система дошкольного воспитания деформирована влиянием школы. В детских садах произошла подмена игры учебной работой. Результативность работы детского сада проверяетс...
Круглый стол для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Проблемы реализации ФГОС ДО»(презентация)
Круглый стол для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Проблемы реализации ФГОС ДО»(презентация)...
Инновационная площадка как ресурс реализации ФГОС ДО, совершенствования дошкольного образования: проблемы и практика
Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательный учреждений, которые находятся в поиске, как новых путей, стратегий развития, так и инновационных технологий работ...
Управление профессиональным развитием педагогов в условиях реализации ФГОС в учреждении дошкольного образования
Высокие темпы технологии, технических систем, которые применяются на производстве, в быту, в сфере досуга человека являются отличительной чертой современного мира. Сегодня дети обладают широкой информ...
Управление профессиональным развитием педагогов в условиях реализации ФГОС в учреждении дошкольного образования
Высокие темпы технологии, технических систем, которые применяются на производстве, в быту, в сфере досуга человека являются отличительной чертой современного мира. Сегодня дети обладают широкой информ...
Статья.Реализация ФГОС в условиях дошкольного образования.
Статья о реализации ФГОС в условиях дошкольного образования...
Статья.Реализация ФГОС в условиях дошкольного образования.
Статья о реализации ФГОС в условиях дошкольного образования....