Требования к условиям и проблемы создания условий для реализации ФГОС в системе дошкольного образования
статья по теме
Сегодняшняя реальность такова, что система дошкольного воспитания деформирована влиянием школы. В детских садах произошла подмена игры учебной работой. Результативность работы детского сада проверяется через призму оценки учителями того, насколько ребенок подготовлен к школе. Такое положение неправомерно ни с точки зрения возрастной психологии, ни с позиции реальных потребностей детей. Эту ситуацию призван изменить Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vlasova.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Наталья Васильевна Власова, Ирина Александровна Григорьева,
МАДОУ № 6 г. Малая Вишера Новгородской области
Требования к условиям и проблемы создания условий для реализации ФГОС в системе дошкольного образования
Сегодняшняя реальность такова, что система дошкольного воспитания деформирована влиянием школы. В детских садах произошла подмена игры учебной работой. Результативность работы детского сада проверяется через призму оценки учителями того, насколько ребенок подготовлен к школе. Такое положение неправомерно ни с точки зрения возрастной психологии, ни с позиции реальных потребностей детей. Эту ситуацию призван изменить Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [2]
Стандарт дошкольного детства – это, прежде всего, стандарт «поддержки разнообразия детства». Реализация этого принципа означает, что в детских садах должны быть созданы условия, которые бы отвечали реальным интересам и потребностям детей.
По нашему мнению вопрос об условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования в сложившейся действительности особенно актуален.
Требования к материально-техническим и финансовым условиям вопрос болезненный и не всегда решаемый в пользу конкретного детского учреждения. Справедливости ради нужно отметить, что в последнее время в решении части этих проблем наметилась положительная тенденция. Прежде всего, это признание значимости дошкольного образования, существенное повышение заработной платы педагогов, озабоченность открытием дополнительных мест и строительство новых детских садов.
В этой части введение Федерального Стандарта дошкольного образования – тот механизм, который запускает все остальные преобразования.
Остановимся более подробно на трёх видах требований к условиям: требования к развивающей предметно-пространственной среде, к психолого-педагогическим условиям, к кадрам.
Предметно-пространственная среда должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. В условиях внедрения ФГОС, когда процедура тестирования детей и оценки педагогов по уровню успешности детей в группе уходят в прошлое, показателем качества образования становится развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. В ситуации тотального недофинансирования (или полного отсутствия финансирования?) мы можем предложить нашим современным детям, у большинства которых дома есть компьютеры (планшеты), в основном то, что накапливалось педагогами десятилетиями – картинки…
Уважение достоинства воспитанников, принятие их личностных потребностей и особенностей является главным условием развития. Переломить сложившиеся десятилетиями стереотипы оценки ребенка по освоению им содержания образовательной программы невероятно трудно. В наших детских садах педагогами используется наблюдение, как основная форма получения информации о ситуации в развитии детей, но остается проблема: будет ли наблюдение единственным и достаточным для оценки результативности развития ребенка и эффективности работы дошкольного учреждения? Или же, вместе с новыми примерными основными общеобразовательными программами придут и новые методики мониторинга?
Стандарт требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми, что подразумевают наличие ряда компетенций у педагога: умение вызвать интерес ребёнка к разным видам деятельности, умение поддержать собственную активность ребенка, развивать любознательность, стремление постигать этот мир, растить «почемучек», а не просто передавать какие-либо знания. Педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это означает, что педагог должен уметь обеспечить индивидуализацию и, вместе с тем, «равные возможности полноценного развития» [1]. Знание того, что это необходимо, к сожалению, не означает, что все педагоги готовы к таким профессиональным действиям.
Результатом реализации требований ФГОС должна стать системная работа, и мы находимся еще только на пороге этого большого пути.
Источники:
- Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – М., 2013г.
- Асмолов А. Г. «Культурный ген связи времён. Растим сообщество почемучек» (интервью)// «Учительская газета», №29 от 16. 07. 2013г.
- Юдина Е. «Требования к условиям как центральная часть Стандарта» (интервью) // «Детский сад со всех сторон», № 12 от 20.06. 2013 г.
- Проект государственного стандарта дошкольного образования: комментарии к разделам // «Детский сад со всех сторон», № 11 от 15.06. 2013 г.
- Интернет – ресурсы:
- Видеоматериалы Всероссийской конференции по обсуждению моделей организации дошкольного образования, механизмов внедрения ФГОС ДО: доклады А. Г. Асмолова, Ю. В. Смирновой.http://www.youtube.com/watch?v=IRueAWp9LyA
- Видеоматериалы Всероссийского съезда работников дошкольного образования: выступление Т. В. Волосовец, В. В. Рубцова. http://www.tc-sfera.ru/tegi/fgos
- Видеоматериалы цикла семинаров ФГАУ ФИРО г. Москва по общественному обсуждению проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.http://www.firo.ru/?p=9815
- Видеоматериал круглый стол «ФГОС ДО: каким быть дошкольному детству?» http://www.youtube.com/user/minobrnauki/videos
- Т. В. Волосовец: «Стандарт дошкольного образования нацелен на общее развитие». http://ria.ru/society/20131114/976847317.html
- Елена Юдина: «Стандарт дошкольного образования будет вариативным»http://ria.ru/sn_opinion/20130717/950292191.html
- Видеоматериалы серия вебинаровФГАУ ФИРО г. Москва по общественному обсуждению проекта ФГОС дошкольного образования. http://www.firo.ru/?cat=9&paged=2
Заявка
на участие в работе областной научно-практической конференции
12 декабря 2013 года
«Качество образования в контексте новых стандартов»
1 | ФИО (полностью), ученое звание, степень | Власова Наталья Васильевна Григорьева Ирина Александровна |
2 | Город (район) | Малая Вишера, Маловишерский район |
3 | Организация (полностью) | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 комбинированного вида г. Малая Вишера Новгородской области |
4 | Должность | воспитатели |
5 | Форма участия (выступление, выступление и публикация, личное присутствие) | выступление, выступление и публикация, личное присутствие |
6 | Тема выступления | ФГОС: требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. |
7 | Название публикации | ФГОС: требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования |
8 | Контактный телефон | 8 911 612 17 10 8 953 903 28 65 |
9 | E-mail. |
Дата: 21.11.2013 г. подпись ________________ /Власова Н.В./
подпись ________________ /Григорьева И.А./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры, как эффективное средство для создания благоприятной среды при реализации программы в системе дошкольного образования.
Материал адресован педагогам дошкольных образовательных комплексов. В статье раскрываются возможности и варинты использования средств театрализации для повышения эффективности образовательного процесс...
Инновационная площадка как ресурс реализации ФГОС ДО, совершенствования дошкольного образования: проблемы и практика
Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательный учреждений, которые находятся в поиске, как новых путей, стратегий развития, так и инновационных технологий работ...
Инновационная площадка как ресурс реализации ФГОС ДО, совершенствования дошкольного образования: проблемы и практика
Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, которые находятся в поиске, как новых путей, стратегий развития, так и инновационных технологий работ...
Приказ «О создании творческой группы «Ранняя профориентация в системе дошкольного образования» на 2019-2020 учебный год от 02.09.2019 г. № 87/2-адм
Приказ «О создании творческой группы «Ранняя профориентация в системе дошкольного образования» на 2019-2020 учебный год от 02.09.2019 г. № 87/2-адм...
Управление профессиональным развитием педагогов в условиях реализации ФГОС в учреждении дошкольного образования
Высокие темпы технологии, технических систем, которые применяются на производстве, в быту, в сфере досуга человека являются отличительной чертой современного мира. Сегодня дети обладают широкой информ...
Управление профессиональным развитием педагогов в условиях реализации ФГОС в учреждении дошкольного образования
Высокие темпы технологии, технических систем, которые применяются на производстве, в быту, в сфере досуга человека являются отличительной чертой современного мира. Сегодня дети обладают широкой информ...