Оформление самоанализа педагога ДОУ
учебно-методический материал на тему

Андреянова Алтана Мэлсовна

Оформление самоанализа педагога ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_pedagoga.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Курумканский детский сад «Росинка»

Республика Бурятия, Курумканский район, 671640 с. Курумкан, ул. Балдакова, д.61 р.т. 8 (30149) 41-7-65 e-mail: kursrosinka@yandex.ru, интернет сайт: http://kurumkanrosinka.wix.com/rosinka

Оформление самоанализа педагога ДОО

   Самоанализ своей деятельности – важный этап подготовки педагога к аттестации. Он включает описание профессиональной деятельности, ее результативность, выводы о причинах успеха и возникших трудностях, а также перспективы совершенствования работы. Самоанализ составляется в свободной описательной форме, однако он должен быть четко структурирован.

  В целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности, а также установления квалификационной категории (первой или высшей) проводится аттестация. 

   Важным этапом подготовки к аттестации является анализ педагогом своей педагогической деятельности, грамотный подход к которому станет инструментом для успешного прохождения аттестации.

   Что такое самоанализ педагогической деятельности? Это анализ собственной деятельности, процесс осмысления профессионального опыта, выявление профессиональных затруднений и определение путей их преодоления.

   Самоанализ педагога является продуктом изучения результатов профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего профессионального самосовершенствования.

   Таким образом, самоанализ должен включать описание деятельности педагога, а также его результативность, содержать выводы о причинах успехов и возникших трудностях и проблемах.   Кроме того, в самоанализе важно обозначить перспективы совершенствования своей педагогической деятельности.

   Он может быть составлен в свободной описательной форме, однако аттестационная комиссия, используя материалы самоанализа, должна оценить уровень освоения педагогом профессиональных компетентностей, которые определяются по следующим показателям: 

квалификационная характеристика:

  • знания и умения в области основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии;
  • знания и умения в области технологий индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики;
  • освоение новейших достижений педагогической науки и практики;
  • умение творчески подходить к решению практических задач;

профессионализм педагога:

  • умение создавать комфортный микроклимат в детском коллективе;
  • применение в практической деятельности методов, приемов и средств обучения и воспитания, обеспечивающих вариативность образовательного процесса;
  • умение учитывать индивидуальные и психологические особенности (разный уровень развития, склонности, способности, интересы и состояние здоровья) при отборе форм и методов воспитательно-образовательного процесса;
  • создание условий для реализации креативных (творческих) возможностей воспитанников;
  • применение в практической деятельности исследовательских и опытно-экспериментальных методов обучения и воспитания;
  • умение анализировать и прогнозировать педагогический процесс;
  • использование приемов планирования и организации образовательной, совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

продуктивность педагогической деятельности:

  • организация и подготовка воспитанников к участию в творческих и интеллектуальных конкурсах;
  • участие педагога в профессиональных и творческих конкурсах;
  • участие педагога в семинарах, конференциях, научных форумах, публикации в журналах, сборниках и т. д.

   Для того чтобы самооанализ педагога был четко структурирован, можно предложить следующие его разделы. 

В первом разделе «Информация о себе» указывается: год рождения, занимаемая должность, педагогический и трудовой стаж, профессиональное образование, курсы повышения квалификации.

Второй раздел «Особенности реализуемой образовательной программы» отражает:

  • соответствие целей и задач профессиональной деятельности педагога приоритетному направлению деятельности дошкольной образовательной организации;
  • краткую характеристику реализации содержания образовательных областей;
  • новизну подходов к организации образовательной, совместной и самостоятельной деятельности воспитанников в условиях воспитательно-образовательного процесса;
  • формы и методы работы, которые помогли достигнуть более высоких результатов в развитии воспитанников по сравнению с имеющимся традиционным опытом;
  • используемые технологии, направленные на воспитание и развитие дошкольников;
  • приемы и методы, используемые для развития интереса дошкольников к познанию, усвоению новых знаний, а также к самостоятельному поиску решений поставленных задач;
  • соблюдение правил и норм СанПин, охраны труда, техники безопасности.

В третьем разделе «Описание педагогической деятельности по реализации приоритетного направления и темы самообразования» (тема должна быть актуальной, соответствовать тенденциям развития образования) описываются:

  • причины выбора темы (с обязательным выделением в ней исследуемой проблемы);
  • цели и задачи педагогической деятельности;
  • основные теоретические аспекты, послужившие основой для изучения данной темы и преобразования своей педагогической деятельности;
  • используемые в работе современные технологии (краткая характеристика);
  • эффективность нововведений (подтверждение их диагностическим материалом на начало и конец года);
  • ведущие идеи опыта педагога, которые легли в основу совершенствования педагогической практики;
  • соответствие выбранных активных средств и методов социально-педагогическим условиям жизнедеятельности воспитанников в данной социокультурной среде.

Четвертый раздел «Реализация принципов дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе» показывает:

  • насколько цели и задачи педагогической деятельности педагога согласуются с индивидуальными потребностями воспитанников группы;
  • каким образом учитываются образовательные потребности каждого ребенка и как используемые педагогом технологии и приемы обучения и воспитания помогают ему выстроить индивидуальные траектории развития воспитанников;
  • какие методы диагностики используются педагогом для оценки достижений воспитанников, и как полученная по итогам диагностики информация влияет на изменение планирования образовательного процесса;
  • какой уровень психологического климата в детском коллективе, и какие меры предпринимаются для создания атмосферы взаимного уважения, доверия и открытости;
  • каким образом организуется взаимодействие с родителями.

Пятый раздел «Организация предметно-развивающей среды» отражает:

  • соблюдение принципов построения предметно-развивающей среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • соответствие содержания предметно-развивающей среды реализуемой образовательной программе;
  • насыщенность и разнообразие предметно-развивающей среды, обеспечение занятости каждого ребенка;
  • безопасность, психологическая комфортность и эстетическая привлекательность предметно-развивающей среды в группе.

В шестом разделе фиксируются выводы об эффективности педагогической деятельности, а именно:

  • соответствие форм и методов педагогической деятельности поставленным целям и задачам;
  • результативность (участие и победы в конкурсах разных уровней как педагога, так и воспитанников);
  • описание успехов и проблем, возникших в процессе педагогической деятельности;
  • данные, свидетельствующие об удовлетворенности воспитанников и их родителей организацией воспитательно-образовательного процесса;
  • определение роли деятельности педагога в реализации программы развития дошкольной образовательной организации;
  • осмысление ценности работы педагога в контексте воспитательной работы в целом;
  • способы повышения уровня профессионального мастерства, формы и методы самообразования.

   Выводы должны четко определить сущность педагогического опыта, находок, нововведений, их новизну, оригинальность, соответствие тенденциям развития образования.

Несмотря на достаточное количество методических рекомендаций по написанию самоанализа, педагоги допускают ряд типичных ошибок. Остановимся на них подробнее.

   Так, одной из таких ошибок является оформление самоанализа педагогической деятельности в виде статистического отчета. Здесь важно понимать, что предмет самоанализа — это аналитические показатели, характеризующие содержание деятельности педагога, но не предоставление статистических данных.

   Вторая ошибка — представление показательных данных за определенный период. Между тем в самоанализе необходимо сформулировать проблему и задачу, которая определяет направление деятельности педагога, а также отметить актуальность выбранной тематики.

Избыток фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации, является третьей ошибкой. Так как самоанализ предусматривает оценку воспитательно-образовательного процесса в целом: умение планировать различные виды деятельности, обосновать эффективность используемых методов, приемов и технологий для достижения положительного результата.

   Необоснованное перечисление приемов, форм, методов, технологий и игр, используемых в педагогической деятельности, также можно отнести к типичным ошибкам, допускаемым педагогами. Между тем описание используемого методического инструментария должно сопровождаться указанием цели и результативности его использования.

   И, наконец, пятая ошибка — указание только положительных результатов педагогической деятельности. Педагогам следует помнить, что практическая педагогическая деятельность — это источник профессионального роста и требует рефлексии на каждом ее этапе. Рефлексия педагога — умение видеть проблемы и затруднения в своей педагогической деятельности, а также находить выход из сложившейся ситуации и предвидеть результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА

Уровень профессиональной подготовки, реализуемый в сфере образования, и содержание современных концептуально - законодательных  документов ориентируют педагогов на сохранение, совершенствование п...

Клише для самоанализа педагога

Причина и следствие. Условие и следствие. Временная соотнесенность и порядок изложения....

Клише для самоанализа педагога

Причина и следствие. Условие и следствие. Временная соотнесенность и порядок изложения....

Самоанализ педагога-психолога

Материалы по самоанализу по реализуемым функциям педагога-психолога...

Самоанализ педагога-психолога ДОУ

Самоанализ результатов профессиональной деятельности педагога-психолога детского сада для аттестации на высшую квалификационную категорию...

Самоанализ педагога к итоговому занятию по проекту "В мире вежливых слов"

Самоанализ педагогаЦель непосредственно образовательной интегрированной деятельности с детьми старшей группы, по теме «В мире вежливых слов»:вырабатывать привычку использовать в речи вежли...