Как применять профессиональные стандарты
статья по теме
1.Что такое профессиональные стандарты и для чего они нужны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Принятые профстандарты работников дошкольного образования | 29.5 КБ |
kak_primenyat_professionalnye_standarty.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принятые профессиональные стандарты педагогическ их работников в сфере общего образования
№ | Наименование Профстандарта | Возможные наименования должностей | Утверждающий документ | Дата, с которой официально начинает применяться Профстандарт* |
1 | Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) | Воспитатель; Учитель. | Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н | 1 января 2017 г.** |
2 | Педагог-психолог (психолог в сфере образования) | Психолог; Педагог-психолог; Психолог образовательной организации. | Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н | 1 января 2017 г. |
3 | Педагог дополнительного образования детей и взрослых | Педагог дополнительного образования; Старший педагог дополнительного образования; Тренер-преподаватель; Старший тренер-преподаватель; Преподаватель; Методист; Педагог-организатор. | Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н | 1 января 2017 г. |
* Вопросы апробации Профстандартов в пилотных регионах регулируются приказом Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. № 536 .
**Дата определена в соответствии с приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н .
Предварительный просмотр:
Как применять профессиональные стандарты
Что такое профессиональный стандарт и для чего он нужен
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).
Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:
· при приеме на работу для определения квалификации работника;
· при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
· при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
· при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
· при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.
Профстандарты нужны:
Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.
Совет: Для руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений, педагогов школ и детских садов предусмотрены льготы и ограничения (ст. 331 , 351.1 ТК РФ, ст. 47 , 51 , 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Во-вторых, при разработке образовательных программ:
· профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
· профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
· дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Совет: Если направляете работника на переподготовку или повышение квалификации, проверьте, чтобы программы учитывали действующие профстандарты.
Обязательно ли применять профстандарты
Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Ситуация: обязан ли работодатель уволить работника, если он не соответствует профстандарту?
Обязательность применения именно профессионального стандарта в образовательных организациях не установлена, то есть вы можете выбирать, что использовать.
Этот вывод подтверждает Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .
Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет какой нормативный правовой акт он будет использовать.
Внимание: обязательность применения требований профессиональных стандартов не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя (вопрос № 7 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .
Несмотря на то что сейчас работодателю предоставляется выбор между квалификационным справочником и профессиональным стандартом, в перспективе квалификационные справочники будут отменены (вопрос № 4 информации Минтруда России по вопросам применения профстандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .
Для реализации идеи внедрения профстандарта в государственных и муниципальных учреждениях Правительство РФ установило сроки для их внедрения.
С какого момента применяют профессиональные стандарты
Для всех профстандартов срок применения установлен Трудовым кодексом РФ – 1 июля 2016 года (ст. 195.3 ТК РФ). К ним относятся, например, профстандарты непедагогических работников .
Однако Минтруд России может установить иной срок начала применения. Например, профессиональный стандарт педагога действует с 1 января 2017 года.
В сфере общего образования утверждены три профстандарта педагогических работников и определены даты их официального применения.
Применяйте профстандарты с учетом сроков их применения.
Эта позиция подтверждается письмом Минобрнауки России от 3 марта 2015 г. № 08-241 .
Внимание: иные сроки начала применения профстандартов установлены для образовательных организаций пилотных регионов в которых проводят апробацию. Применение профстандартов в таких регионах осуществляют в соответствии с графиком апробации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. № 536 .
Как внедрить профстандарты в государственном или муниципальном учреждении
Для государственных и муниципальных школ и детских садов установлено поэтапное введение профессиональных стандартов (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
Этапы определяет само учреждение с учетом мнения представительного органа работников.
Реализацию мероприятий по введению профессиональных стандартов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 года (п. 2 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
Для внедрения профессиональных стандартов:
1. Издайте Приказ о создании рабочей группы;
2. Разработайте План по организации применения профессиональных стандартов. План согласуйте с профсоюзом (при наличии) (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
Совет: При внедрении профессиональных стандартов учитывайте время, которое необходимо для приведения квалификации работников к требованиям профессионального стандарта. Например, если работникам необходима переподготовка, не вводите профессиональный стандарт пока все работники ее не пройдут.
Включите в план:
· список профессиональных стандартов, которые будут применяться;
· сведения о потребности в профессиональном образовании, обучении и дополнительном профессиональном образовании работников.
Чтобы получить эти сведения, проанализируйте квалификационные требования профессиональных стандартов и кадровый состав;
· сведения о мероприятиях по образованию и обучению;
· этапы применения профстандартов;
· перечень документов, в которые надо внести изменения с учетом положений профстандартов.
В перечень включите документы по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников.
Какая ответственность предусмотрена за неприменение профстандартов
Если должность работника содержится и в квалификационном справочнике, и в профстандарте, то образовательная организация вправе продолжить применять квалификационный справочник (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вопрос № 5 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 ).
В этом случае к ответственности организацию за неприменение профстандартов не привлекут.
Отсутствие плана по организации применения профессиональных стандартов в государственной или муниципальной образовательной организации может быть признано нарушением трудового законодательства. Это связано с тем, что наличие такого плана предусмотрено постановлением Правительства РФ. За нарушение трудового законодательства статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Правовая база
ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 25.12.2014 № 1115Н
О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н "Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 27.05.2015 № 536ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В МИНИСТЕРСТВЕ образования и науки Российской Федерации работы по разработке и применению профессиональных стандартов в сфере образования и науки на 2015-2018 годы
ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 18.10.2013 № 544Н
Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями на 5 августа 2016 года)
ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 24.07.2015 № 514НОб утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 08.09.2015 № 613НОб утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
Принятые профессиональные стандарты педагогическ их работников в сфере общего образования
№ | Наименование Профстандарта | Возможные наименования должностей | Утверждающий документ | Дата, с которой официально начинает применяться Профстандарт* |
1 | Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) | Воспитатель; Учитель. | Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н | 1 января 2017 г.** |
2 | Педагог-психолог (психолог в сфере образования) | Психолог; Педагог-психолог; Психолог образовательной организации. | Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н | 1 января 2017 г. |
3 | Педагог дополнительного образования детей и взрослых | Педагог дополнительного образования; Старший педагог дополнительного образования; Тренер-преподаватель; Старший тренер-преподаватель; Преподаватель; Методист; Педагог-организатор. | Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н | 1 января 2017 г. |
* Вопросы апробации Профстандартов в пилотных регионах регулируются приказом Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. № 536 .
**Дата определена в соответствии с приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональные качества воспитателя в свете «Профессионального стандарта педагога»
Профессиональный стандарт педагога–документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятель...
Профессиональный стандарт. Как соответствовать стандарту молодому и опытному педагогу ДОУ.
2014 год. Выступление на окржном педсовете....
«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...
Всероссийская профессиональная олимпиада работников дошкольного образования «Профессиональная готовность педагогов ДОУ к эффективной деятельности в условиях профессионального стандарта»
В помощь работникам дощкольного образования....
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Быть воспитателем в современном обществе очень сложно. Для этого нужны не только новые знания, но и огромное терпение и положительный настрой, умение преодолевать труднос...
Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ
Дошкольный период развития ребенка, определяет его дальнейшее развитие, как личности, поэтому требования к воспитателю в современном мире очень высоки. В данной статье освещается понимание качества об...