Планирование методической работы в ДОУ в условиях ФГОС.
учебно-методический материал на тему

Остапчук Вера Николаевна

Тема планирования методической работы в ДОУ не нова. Однако, новые реалии  заставляют совершенствовать эту работу.  Предлагаю рассмотреть  различные аспекты планирования работы старшего воспитателя..  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 «Планирование методической работы в ДОУ в условиях ФГОС дошкольного образования»

Составила заместитель заведующего

МДОУ №14 г. Тейково Остапчук В.Н.

Ход аудит-практикума

Тема планирования методической работы старшего воспитателя не нова. Однако новые реалии: принятие Закона об образовании в РФ, ФГОС ДО заставляют совершенствовать эту работу.  Мы уже настолько привыкли перестраиваться в своей работе, что частенько, оглядываясь назад, думаем: это не то, нужно что -то новое.

Сегодня мы поговорим о планах работы: годовой, перспективный, на месяц, циклограммы деятельности. Постараемся выработать новые подходы к планированию, может быть изменить какие-то взгляды на эту работу.

Для оптимизации нашей работы я предлагаю небольшой экспресс-опрос.

Анкета №1:

  • Чего Вы ждёте от семинара?
  • Оцените в процентах от 100, насколько актуальна для Вас тема планирования методической работы в ДОУ? (Заполнение анкет)

Будьте добры, озвучьте, пожалуйста, свои ответы на 1 вопрос. А теперь на 2. Можно сделать вывод о важности темы. И начнём мы обсуждение с самого главного плана – годового. С опытом составления годовых планов нас познакомят представители региональных пилотных площадок.

Слово предоставляется Абдулина Евгения Владимировна, заместитель заведующего по УВР МАДОУ ЦРР детский сад №10 г.Кинешма.

Слово предоставляется Макарьевой Ольге Юрьевне, заместителю заведующего по УВР МБДОУ №29  г. Иваново.

Слово предоставляется Селивёрстовой Вере Петровне, заместителю заведующего по научно-методической работе МБДОУ №23 г. Шуи.

(Живая дискуссия по ходу презентаций планов).

Мы рассмотрели годовые планы, в которых отражены современные тенденции, ФГОС дошкольного образования. Я думаю, все мы почерпнули много полезного и интересного.

Мне хотелось бы предложить вам еще одну форму плана, календарно-месячную, где похожие блоки спланированы не на год, а на месяц. Планирование по месяцам предлагают К.Ю. Белая, И.Н. Казакова.

Для дальнейшей работы прошу объединиться в пары и провести  аудит подобного плана на месяц. Сразу хочу сказать, что план взят из интернета, он далеко не идеален.

На второй страничке внизу, можно написать слева положительные моменты, и отрицательные – справа.

(аудит календарно-месячного годового плана)

Выводы участников.

Я считаю, что форма годового плана на месяц удобна, разворот этого плана – аналог технологической карты методической работы, своеобразный план работы на месяц. Если к нему добавить перспективный годовой план, какой предлагает  Сенцова Т.В., зам заведующего МБДОУ ЦРР детский сад №5 г. Тейково- будет очень удобно. (показ на интер. доске)

А ведь у нас есть еще и другие планы и циклограммы работы. Предлагаю поделиться опытом составления таких планов. (Выступления участников).

Оптимизация во всех сферах экономики призывает и нас оптимизировать рабочие процессы. Не секрет, что мы составляем рабочие планы, переписывая содержание из годового плана в месячный, из месячного в недельный, далее в ежедневный. Может пришла пора найти новые оптимальные формы?

О том, какие планы методической работы составляет, нам расскажет Степанова Л.В., зам заведующего МДОУ №8 г. Тейково.

Так как же, на ваш взгляд, можно оптимизировать работу, связанную с планированием старшего воспитателя? (Дискуссия)

Проект рекомендаций:

  • Создать диск (из готовых годовых планов, определённых блоков, разделов и т.п)
  • Годовой план работы может   иметь любую удобную форму написания, но  соответствовать   требованиям  современного законодательства
  • Рекомендуемые разделы годового плана:
  • Аналитический.
  • Научно-методическое и кадровое обеспечение

       образовательного процесса.

  • Внутренняя оценка качества.
  • Работа с семьей, школой, социумом.
  • Административно-хозяйственная
  • Обязательны графы: сроки, исполнители, отметка о выполнении.
  • Формат годового плана может быть выполнен на год, может - на каждый месяц. Во втором случае это заменит технологическую карту методической работы. К плану на месяц целесообразно иметь перспективный план основных мероприятий на год .
  • Нужна гибкая циклограмма методической работы старшего воспитателя, где   спланированы  виды  работ  в течение дня и нет нужды писать  план на  «сегодня»
  • План оперативного контроля на месяц, где по необходимости вносятся актуальные вопросы.

Уважаемые коллеги! Подводя итоги нашего аудит-практикума, прошу ответить еще на несколько вопросов.

Анкета №2.

Уважаемые коллеги! Подводя итоги аудит-практикума, просим вас ответить на вопросы:

  1. Довольны ли вы полученной информацией? Если «да»/ «нет», то почему?
  2. Будете ли использовать предложенные формы планирования и какие?
  3. Если сегодняшняя работа  показалась неэффективной, то почему?
  4. Ваши предложения, пожелания.

Приложения.

Анкета №1.

Уважаемые коллеги!  Для оптимизации работы нашего аудит-практикума просим вас ответить на вопросы:

  1. Чего Вы ждёте от семинара?_________________________________________

_________________________________________________________________ _________________________________________________________________

  1. Оцените в процентах от 0 до 100, насколько актуальна для Вас тема планирования методической работы в ДОО?___________________________

Анкета №2

Уважаемые коллеги! Подводя итоги аудит-практикума, просим вас ответить на вопросы:

  1. Довольны ли вы полученной информацией? Если «да»/ «нет», то почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Будете ли использовать предложенные формы планирования и какие?________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________
  2. Если сегодняшняя работа  показалась неэффективной, то почему?________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваши предложения, пожелания_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Планирование методической работы в ДОУ в условиях ФГОС ДО» Фраза дня: Оптимальность, как условие необходимости и достаточности, является важным принципом эффективного планирования Модератор: Остапчук В.Н., заместитель заведующего МДОУ №14 г. Тейково

Слайд 2

Годовой план - документ, в котором определены направления, задачи и система мероприятий в конкретном учебном году О сновные трудности в планировании: отсутствие четкой и одновременно простой модели планирования, перегруженность ( недогруженность ) планов, объёмные текстовые планы без чёткой структуризации, неравномерное планирование сроков мероприятий. планирование нереальных дел; отсутствие контроля и самоконтроля.

Слайд 3

Объективная оценка уровня работы ДОУ в момент планирования, т.е. грамотный анализ Чёткое представление результатов, которые будут достигнуты к концу планируемого периода Выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей Условия эффективности планирования

Слайд 4

Технология составления годового плана работы ДОУ (рекомендации К.Ю.Белой) 1 раздел. Анализ работы за прошедший уч . год 1.1.Обеспечение здоровья и здорового образа жизни 1.2. Результаты выполнения образовательной программы ДОУ по областям ФГОС ДО и годовым задачам 1.3. Анализ уровня развития выпускников ДОО 1.4. Анализ результатов повышения профессионального мастерства педагогов 1.5. Анализ системы взаимодействия с родителями воспитанников 1.6. Анализ итогов административно-хозяйственной работы 1.7. А нализ результатов коррекционной работы (для ДОО компенсирующего и комбинированного вида)

Слайд 5

2 раздел. Повышение квалификации и профессионального мастерства О бучение на курсах повышения квалификации (для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода) П одготовка к аттестации и аттестация П осещение педагогами в межкурсовой период методических объединений, конференций, круглых столов и т.д., с целью повышения профессионального мастерства С амообразование педагогов

Слайд 6

3 раздел. Организационно-педагогическая работа Подготовка и проведение педагогических советов Изучение, обобщение, внедрение, распространение передового педагогического опыта Участие в конкурсах и смотрах Оснащение и пополнение материалами методического кабинета Консультации Семинары, семинары-практикумы Просмотры открытых мероприятий Мастер-классы Апробация и внедрение инновационных технологий Участие в экспериментальной деятельности Работа творческих групп

Слайд 7

4 раздел. Система внутреннего мониторинга 5 раздел. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями В иды и формы контроля (оперативный, тематический, предупредительный, итоговый, сравнительный и др.) Мониторинг результатов развития дошкольников Р абота по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы ...) Совместное творчество детей, родителей и педагогов Создание банка данных о семьях воспитанников Информированность родителей по различным вопросам на информационных стендах, официальном сайте детского сада М ероприятия по вопросам преемственности в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора 6 раздел . Административно-хозяйственная работа работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОУ

Слайд 8

Вводная часть Раздел 1. Аналитический 1.1 Динамика здоровья воспитанников 1.2. Итоги работы коллектива 1.3. Итоги выполнения программы 1.4. Результаты обследования психического развития детей 6- 7 лет 2014-2015учебный год 1.5. Результаты повышения квалификации и аттестации педагогов 1.6. Система работы с родителями 1.7. Анализ административно-хозяйственной деятельности за 2014-2015учебный год Раздел 2. Работа с кадрами 2.1. Аттестация педагогических кадров 2.2.Повышение профессиональной квалификации 2.3.Консультации, семинары-практикумы, круглые столы 2.4. Постоянно действующий семинар-практикум для воспитателей «Изучение и внедрение ФГОС ДО» 2.5. Открытые просмотры педагогической деятельности 2.6.План работы по подготовке к празднованию 71-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 2.7. Производственные собрания Раздел 3. Организационно-методическая работа 3.1. Тематический контроль 3.2. Педагогические советы 3.3. Смотры, выставки, конкурсы 3.4. Работа в методическом кабинете 3.5. Развивающая и коррекционная работа с детьми 3.6. Диагностическая работа с детьми 3.7. Организация летней оздоровительной работы с детьми 3.8. План мероприятия по профилактике детского травматизма Раздел 4. Взаимосвязь в работе с семьёй, школой и другими организациями 4.1. Организация работы с родителями 4.2. Организация работы со школой 4.3.Организация работы с детской поликлиникой Раздел 5. Административно-хозяйственная работа Содержание годового плана работы МДОУ детский сад №14 «Малышок» г.о. Тейково

Слайд 9

Содержание годового плана работы МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №10» г.о. Кинешма Цели и задачи годового плана. Список педагогов по зонам работы. Раздел №1. Организационно-управленческая работа. –педсоветы -работа с педагогическими кадрами (аттестация, повышение квалификации, психолого-медико педагогический консилиум) Раздел №2. Организационно – методическая работа. –- - консультации, -контроль -педагогическая гостиная молодого воспитателя (школа компьютерных наук) -коллективные просмотры -творческая лаборатория -педагогический мониторинг (самообразование педагогов) Раздел №3. Организационно – педагогическая работа. - праздники и развлечения для детей -выставки совместного творчества Раздел №4. Взаимодействие с семьями воспитанников. Раздел №5. Работа с социумом. Раздел №6. Административно – хозяйственная работа. Учебный план. Расписание непрерывной образовательной деятельности Режим дня на холодный период года.

Слайд 10

Достоинства плана: при составлении каждого раздела работаешь над одной конкретной формой, будь-то блок консультаций или коллективных просмотров легко проследить планирование сроков и достижение их равномерности

Слайд 11

В ариант календарно-месячного плана И.Н.Казаковой 1. Работа с кадрами Инструктажи. Охрана. Производственное собрание. Самообразование. Повышение квалификации. Аттестация. Работа с молодыми специалистами. Общественная деятельность сотрудников. Консультации с обслуживающим персоналом.

Слайд 12

2. Организационно методическая работа. Педсоветы. Подготовка к педсоветам Консультации для воспитателей Семинары Открытые просмотры Изучение передового педагогического опыта Психолого-педагогические беседы Смотры-конкурсы, выставки детского творчества Музыкальные развлечения, праздники Физкультурные развлечения., праздники Оздоровительно-консультативная работа Консультации медиков Контроль, руководство Экскурсии, выступления артистов цирка, театра

Слайд 13

3. Работа с родителями, школой, другими организациями Консультации для родителей Работа с трудными семьями Родительские собрания Работа родительского комитета Наглядная агитация

Слайд 14

4. Административно-хозяйственная работа Работа с шефами Охрана жизни и здоровья детей и сотрудников Материально-техническое обеспечение Контроль за организацией питания Оперативные совещания администрации Наглядная агитация

Слайд 15

Блочно-схематичный план работы на месяц С истема мероприятий включает в себя блоки: Методическую работу Оснащение педагогического процесса Консультации Создание условий на участке ДОУ Работу в педкабинете Смотры, конкурсы, выставки Управление образовательным процессом Работу с родителями Работу с коллективом Работу с детьми

Слайд 16

Достоинства плана на месяц: Работа на месяц представлена наглядно и компактно Видна взаимосвязь различных блоков, объединенных единой темой годовой задачи, например: консультации, открытые просмотры, р абота с детьми и родителями, выставки, создание условий, виды контроля, и как итог – педсовет Нагляден учёт и контроль Нет необходимости дополнительных планов, например, технологических карт или планов работы на месяц

Слайд 17

Вариант плана с учётом ФГОС ДО Целевой раздел включает: Анализ работы Годовые задачи образовательной работы Содержательный раздел : Образовательная работа с детьми Повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов Организационно-педагогическую работу Взаимодействие с семьями Взаимодействие с социумом Организационный раздел : Контроль и руководство Административно-хозяйственная работа

Слайд 18

Анализ работы – основа планирования Параметры образовательного процесса оцениваются в баллах

Слайд 19

Показано, как добились положительной динамики Наглядность динамики эффективности процесса

Слайд 20

Многие аспекты анализа построены на анкетировании родителей и педагогов

Слайд 21

Какие аспекты и как повлияли на результаты деятельности Какие действия необходимо предпринять для улучшения

Слайд 22

Аналитические в ыводы Насколько эффективна была работа в прошедшем году. Наблюдалась ли динамика и за счёт чего. Наиболее сильные стороны работы ДОУ. Какие приоритеты обозначить для работы в следующем году.

Слайд 23

Достоинства плана: Соответствие структуре Образовательной программы Деловой стиль и лаконичность изложения с использованием таблиц и графиков Анализ работы дан с позиций всех участников образовательного процесса Анализируются не только успехи, но и прогнозируются пути улучшения процесса

Слайд 24

Содержание годового плана работы МДОУ «Детский сад …комбинированного вида … 1. Анализ эффективности организации образовательной деятельности за 2014-2015 учебный год Стр. 1.1 . Сохранение и укрепление здоровья воспитанников 10 1.2 . Работа с педагогическими кадрами 15 1.3 . Условия осуществления образовательной деятельности 17 1.4 . Содержание образовательной деятельности 18 1.5 . Основные характеристики освоения воспитанниками Образовательной программы 23 1.6 . Инновационная деятельность ДОУ 31 1.7 . Взаимодействие с семьями воспитанников 35 1.8 . Взаимодействие с социальными партнерами 41 1.9 . Основные показатели эффективности работы МДОУ за 2014-15 учебный год 42 Основные задачи МДОУ Стр. 2 Организационно-управленческая деятельность 51 2.1. Разработка нормативной документации, долгосрочных программ и проектов 51 2.2. Обеспечение информационной открытости образовательной организации 52 2.3. Инструктивно-методические совещания 52 2.4. Собрания трудового коллектива 54 2.5. Взаимодействие, сотрудничество с социальными партнерами 54 2.6. Инструктажи, охрана труда 56

Слайд 25

3. Организация работы с кадрами Стр. 3.1. Аттестация педагогических кадров 57 3.2. Повышение квалификации педагогических кадров 58 3.3. Повышение профессиональной компетентности педагогов «Школа педагогического мастерства» (консультации, семинары, семинары-практикумы, круглые столы и т.д.) 58 3.4. Открытые просмотры педагогической деятельности, творческие отчеты, взаимопосещения 59 3.5. Самообразование педагогов 59 3.6. Участие педагогов в конкурсах, смотрах, коллективных мероприятиях городского, областного и регионального уровня 63 4. Организационно-методическая деятельность Стр. 4.1. Заседания Педагогических советов 64 Педагогический совет № 1 «Подготовка учреждения к новому 2015-16 учебному году» 64 Педагогический совет № 2 « Взаимодействие с семьей в соответствии с идеями и принципами ФГОС ДО». 65 Педагогический совет № 3 «Планирование совместной деятельности педагога с детьми» 66 Педагогический совет № 4 «Подведение итогов работы за год» 67 4.2. Коллективные мероприятия 68 4.3. Организация смотров, выставок, конкурсов в ДОУ 69 4.4. Организация участия воспитанников в конкурсах, смотрах, коллективных мероприятиях городского, областного и регионального уровня. 71

Слайд 26

5. Оздоровительная, лечебно-профилактическая работа с детьми Стр. 5.1 Медицинская работа 73 5.2 Лечебно-оздоровительная работа 5.3 Профилактическая и прививочная работа 5.4 Мероприятия по укреплению здоровья 5.5 Санитарно-просветительская работа 5.6 Противоэпидемиологическая работа 5.7 Мероприятия по снижению заболеваемости 6. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников Стр. 6.1. Педагогическая диагностика 77 6.2. Психологическая диагностика 77 6.3. Психопрофилактическая и коррекционная работа ПМПК 78 7. Инновационная деятельность 78 8. Взаимодействие с семьями Стр. 8 .1. Заседания Родительского Комитета МДОУ 79 8 .2. Педагогический мониторинг 80 8 .3. Педагогическая поддержка 80 8 .4. Педагогическое образование 81 8 .5. Совместная деятельность педагогов и родителей 82 8 .6. Работа с семьями, требующими особого внимания 83 8.7 Охрана прав детства. Защита прав и достоинств ребенка 83

Слайд 27

10. Внутренний мониторинг качества образовательной деятельности ДОУ Стр. 10.1 Обеспечение функционирования системы внутренней оценки качества ДОУ 86 10.2 Контрольная деятельность на 2015-16 учебный год 86 10.2.1 Тематический контроль 86 10.2.2 Предупредительный контроль 87 10.2.3. План-график оперативного контроля на 2015-16 учебный год: 87 Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие воспитанников. 87 Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО. 89 Взаимодействие с семьями воспитанников, социальными партнерами, широкой общественностью. 90 Научно-методическое обеспечение. 91 Кадровое обеспечение. 91 Материально-техническое обеспечение, финансовое состояние ДОУ. 92 10.3. Внешний контроль, экспертиза 92

Слайд 28

Структура годового плана выстроена в соответствии с требованиями современного законодательства Позволяет планировать и анализировать работу в соответствии с основными критериями качества дошкольного образования План состоит из 10 блоков, к каждому блоку поставлена цель, которая будет достигнута при качественном выполнении мероприятий блока Введен раздел «Внутренний мониторинг качества образовательной деятельности ДОО». Достоинства плана:

Слайд 29

Формы индивидуального плана старшего воспитателя Электронный календарь (на год, месяц, неделю) 2. Циклограмма деятельности. Планируется на месяц, неделю, день 3. Еженедельник самых разных форматов и вариантов оформления 4 Рабочий журнал старшего воспитателя (автор Белая К.Ю.) составлен с учётом функциональных обязанностей и современных требований к планированию 5.Картотека дел. Имеет 3 раздела: Плановые мероприятия на месяц, на день и выполнение 6.Технологическая карта методической работы ДОУ, ( по сути краткая копия годового плана по месяцам.)

Слайд 30

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 8.00 – 12.00 Оперативный контроль за педагогическим процессом Взаимодействие с социумом Изучение, систематизация, формирование методических материалов Подготовка материалов к семинарам, консультациям, конкурсам Работа в ИМС ГОРОО 12.30 – 15.00 Индивидуальное консультирование и беседы с педагогами по запросам и актуальным темам Педчас (2 и 4 вторник) - отчеты по самообразованию, обобщение опыта работы педагогов, консультирование, творческие отчеты Методическая помощь педагогам при затруднениях Школа молодого специалиста Работа с творческими группами Работа с родителями консультативного пункта 15.00 – 16.30 Анализ документации Работа с сайтом ДОУ Работа по оформлению наглядной информации Взаимодействие с социумом Циклограмма деятельности заместителя заведующего в ДОУ, представлена МДОУ № 8 г. Тейково

Слайд 31

Рекомендации: Изучить методическую литературу по теме, внести в годовые планы необходимые коррективы. Годовой план работы может иметь любую удобную форму написания, но соответствовать требованиям современного законодательства Рекомендуемые разделы годового плана: Аналитический. Научно-методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса. Внутренняя оценка качества. Работа с семьей, школой, социумом. Административно-хозяйственная Обязательны графы: сроки, исполнители, отметка о выполнении. Формат годового плана может быть выполнен на год, может - на каждый месяц. Во втором случае это заменит технологическую карту методической работы. К плану на месяц целесообразно иметь перспективный план основных мероприятий на год . Нужна гибкая циклограмма методической работы старшего воспитателя, где спланированы виды работ в течение дня и нет нужды писать план на «сегодня» План оперативного контроля на месяц, где по необходимости вносятся актуальные вопросы.

Слайд 32

Спасибо за творческое сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проекти...

План методической работы старшего воспитателя в условиях реализации ФГОС

План методической работы старшего воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок» Лямбирского муниципального районаРеспублики Мордовия...

Методическая работа образовательного учреждения как условие внедрения ФГОС в образовательную практику

Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информаци­онная составляющая играет важную роль в том, что­бы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагог...

Организация методической работы в ДОУ как условие введения ФГОС ДО, профессионально-личностный рост педагогов ДОУ

Участие во всероссийской конференции 14 мая 2015 г  с докладом в г.Кызыл Республика Тыва: Организация методической работы в ДОУ как условие введения ФГОС ДО, профессионально-личностный рост педаг...

Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС

Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...