Оздоровительная функция музыки
консультация (подготовительная группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Оздоровительная функция музыки»
Консультация для воспитателей
«Погрузите вашего ребёнка в колыбель музыки,
звуки разбудят каждую клеточку его организма,
откроют гармонию мира»
Михаил Лазарев.
Валеология - это наука, или философско-религиозная концепция о здоровье, здоровом образе жизни, об адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.
Возникновение этой новой интегральной науки о сохранении здоровья и здоровом образе жизни обусловлено многими факторами: ухудшение экологического состояния планеты в связи с технократическим развитием человеческой деятельности, мутации бактерий и вирусов, общее ослабление иммунитета человеческой цивилизации и многое другое.
В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. С увлечением гаджетами, компьютеризацией нашего общества и большой загруженностью родителей мы наблюдаем увеличение количества детей с соматическими и невротическими заболеваниями, отклонениями в эмоционально-волевой сфере, детской агрессией и другими проблемами здоровья. Для решения этих проблем необходимо находить новые формы работы.
Главная задача валеологии - научить человека формировать, беречь и укреплять свое здоровье. Основы этих знаний и навыков мы должны заложить в дошкольном возрасте. Важно не только научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать за своим организмом, необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни, является музыка. В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человеческого организма через три основных фактора:
1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменного процесса на уровне клетки.
2. Физиологический фактор музыки способен изменять
различные функции организма – такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая и др.
3. Психологический фактор - через ассоциативные связи музыка способна значительно менять психическое состояние ребенка.
Кроме того музыка имеет фундаментальные начала живой природы: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма.
Практический опыт психо-коррекционной работы средствами музыкотерапии доказывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с нарушением речи, заикающимися, аутичными, с проблемами в эмоционально-личностном развитии, с задержкой психического развития, гиперактивными и др.
Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:
рецептивной
активной
интегративной
Рецептивная музыкотерапия (пассивная) существует в двух видах:
1. Музыкопсихотерапия – решает задачи нормализации психоэмоционального состояния.
2. Музыкосоматотерапия –
лечебное воздействие музыки непосредственно на тело человека. Воздействие осуществляется в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных программ («Антистрессовая», «Бронхиальная астма» и др., которые помогают в лечении соматических заболеваний.
Активная музыкотерапия – активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс.
Включает следующие виды: вокалотерпия, танцетерапия, музицирование,
психогимнастика, игротерапия.
Интегративная музыкотерапия – синтез музыкального и зрительного восприятия, цветомузыкальная терапия.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.
Особенности использования музыкотерапии:
- Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);
- Использовать для прослушивания следует те произведения, которые доступны для восприятия детей и рекомендованы специалистами.
- Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одномоментно, музыка не должна звучать постоянно.
Сопровождайте музыкой режимные моменты:
- Утренняя зарядка
- Рисование
- Подготовка к дневному сну (раздевание, укладывание, засыпание)
- Пробуждение от дневного сна
- Во время приёма пищи
- Эпизодически музыка может сопровождать детские игры.
Рекомендации музыкотерапии:
При утомляемости, усталости, угнетённости состояния:
Э. Григ «Утро», Мусоргский «Рассвет над Москвой-рекой»,
П. Чайковский «Времена года», Огинский «Полонез». Л. В. Бетховен
«К радости».
При раздражительности, агрессии:
П. Чайковский «Сентиментальный вальс», К. Дебюсси «Лунный свет»,
Р. Шуман «Грёзы», Л. В. Бетховен «Лунная соната»., звучание арфы.
Способствует нормализации работы мозга, развитию умственных способностей:
Э. Григ сюита «Пер Гюнт», Л. В. Бетховен «Соната №7».
Р. Шуман «Грёзы», К. Дебюсси «Лунный свет».
Для релаксации:
Ф.Лист «Утешение», «Ноктюрн», К Сен-Санс «Лебедь»
П. Чайковский «Колыбельная», «Баркарола», «Фантазия – экспромт»,
Л. Бетховен, «Размышление», «К Элизе» К. Сен-Санс «Лебедь»
Цветотерапия основана на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг человека.
Спектр радуги совпадает с ритмами биотоков мозга и музыкальными нотами
Красный цвет совпадает с самой низкой частотой (1,75-3,5 Гц) - дельта-ритмом энцефалограммы и нотой ДО
Оранжевый цвет - с тэтаритмом (3,5-8 Гц) и нотой РЕ
Желтый цвет соответствует ритму альфа-1 (8-10 Гц) и ноте МИ
Зеленый - ритму альфа-2 (10-12 Гц) и ноте ФА
Голубой - ритму бета-1 (12-25 Гц) и ноте СОЛЬ
Синий - ритму бета-2 (25-35 Гц) и ноте ЛЯ
Фиолетовый - гамма-ритму (35-50 Гц) и ноте СИ
Профессор В. В. Бутуханов (Иркутск) разработал компьютерную программу, позволяющую увидеть цветовую гамму ритмов мозга на экране компьютера и услышать музыку мозга.
Эта музыка строго индивидуальна, подобно отпечаткам пальцев.
Оказывается, если записать на кассету в звуковой файл компьютера такую музыку в хорошем настроении, то затем при помощи этой музыки можно регулировать свое состояние, например, при хроническом стрессе, неврозе, воздействии шоковых факторов.
Красный цвет используется при коррекции страхов, инертности, апатии.
Оранжевый цвет используется при коррекции застенчивости, замкнутости, скованности движений.
Желтый цвет используется при коррекции гиперактивности, формировании самоконтроля, повышении самооценки.
Зеленый цвет используется при коррекции возбудимости, тревожности, он успокаивает, расслабляет зрительные анализаторы.
Голубой цвет используется при коррекции тревожности, агрессивности, повышенной возбудимости.
Синий цвет используется при коррекции невротических реакций, беспокойства, возбудимости, агрессии.
Фиолетовый цвет используется при коррекции неусидчивости, неумении концентрировать внимание, переутомлении, невротических реакциях.
При использовании в коррекционных целях музыкотерапии, цветомузыкальной терапии и цветотерапии нужно знать, что для использования данных методик имеются противопоказания:
- Глубокая умственная отсталость.
- Инфекционные заболевания.
- Частичными противопоказаниями являются наличие у пациента частых эпилептических припадков.
- При работе с детьми, имеющими психические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации психолога.
Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ предполагает использование здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. А в концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оздоровительная функция музыки
Музыка как универсальное средство совершенствования жизнедеятельности ребенка во всех видах деятельности дошкольников....
Конспект НОД по музыкальному воспитанию в средней группе «Оздоровительная функция музыки, как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников»
Конспект занятия в средней группе....
"Оздоровительная функция музыки как соответствующая система музыкального воспитания дошкольников"
Для современного этапа развития нашего общества характерен процесс пересмотра ценностных оснований социального существования человека. Оптимизация общественной жизни России невозможна без граждан, кот...
Оздоровительная функция музыки для детей с ОВЗ
Цели, задачи и содержание музыкального образования дошкольников с ОВЗ расширяются в соответствии с проблемами и тенденциями развития современного общества. Сложившаяся система муз...
Семинар для воспитателей и музыкальных руководителей «Оздоровительная функция музыки как составляющая часть системы воспитания дошкольников»
Семинар предназначен для работников дошкольного образования. Содержание материала семинара: информация об общем оздоровливающем действии музыки на человека и описание конкретных методик - вокало...
Консультация "Оздоровительная функция музыки"
"Оздоровительная функция музыки"«Погрузите вашего ребёнка в колыбель музыки, звуки разбудят каждую клеточку его организма, откроют гармонию мира»...
«Оздоровительные функции музыки»
Консультация для педагогов...