Реуцкая Н.А. Научный руководитель по инновационной деятельности СПДО школы №1213
Основным направлением воспитательно-образовательной работы СП ДО школы №1213 является формирование у детей информационно-познавательной компетентности, суть которой рассматривается не в увеличении суммы знаний, а в поддержке развития у детей интереса к познанию окружающего мира, способности работать с информацией, ориентироваться в ее неисчерпаемых потоках, формирования умения извлекать ее из разных источников, пользоваться различными ее носителям в целях образования и реализации, тем самым, своего человеческого предназначения.
Перед педагогами ставится задача развития у детей любознательности, поддержки природной познавательной активности, развития способности самостоятельно определять и решать интеллектуально-познавательные задачи. В актуальной практике современного дошкольного образования задачи обучения ребенка - дошкольника выражаются, преимущественно, в количественных показателях – объеме конкретных знаний, опыта решения задач учебно-познавательной деятельности, организуемой педагогами преимущественно на занятиях. Ребенка словно стремятся превратить в «склад для хранения информации». Однако исследования показали, что накопление некой суммы знаний не обеспечивает всех сторон психического развития, не способствует воспитанию любознательности, интереса к познанию. На занятиях дети нередко приобретают знания без личной в них заинтересованности, надлежащего осмысления, не знают и не умеют применить полученные знания в собственной самостоятельной деятельности или продолжить их дальнейший поиск. У ребенка остаются не реализованными их собственные траектории познавательных маршрутов. Вместе с тем известно, что никакое обучающее влияние другого человека не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. В этом направлении следует отметить, что в современной практике работы с детьми не придается должного значения организации самостоятельной познавательной деятельности самого ребенка, для которой у него нет достаточного времени, места, соответствующих игрушек, пособий и материалов. В результате он не имеет возможности реализовать свои познавательные интересы и, в конце концов, перестает их формировать. В этих условиях возникает феномен социально-познавательной инфантильности, удовлетворение ролью «вечного ребенка», бегущего от решения проблем, социальной и личной ответственности, не умеющего самостоятельно определять познавательные цели, проявлять усилия по их достижению. Вот почему важно изменить парадигму дошкольного образования, поставить перед воспитателями задачу последовательного развития у детей способности размышлять: - слушать и запоминать задание, установки и рекомендации воспитателя, понимать и воспроизводить информацию, предлагаемую для размышления, самостоятельно ставить вопросы, строить гипотезы, находить способы решения познавательных задач, выполнения заданий. Дошкольников следует учить отличать задачи типа «что делать?» от задач «как делать?», выполнять ориентировочные, поисковые, контрольные и оценочные операции.
Вместе с тем детей необходимо учить проявлять выдержку в преодолении трудностей, настойчивость и волю в достижении запланированного результата, учить самостоятельно оценивать результаты своей деятельности и проектировать развитие своих знаний и личного опыта. В области развития познавательных способностей необходимо обратить внимание на овладение воспитателями технологиями развития у детей умения наблюдать, выделять отдельные свойства и качества предметов, устанавливать соответствия, распределять по сериям, переносить полученные знания и опыт в новые ситуации. Этому во многом способствуют задания, предлагаемые в экспериментировании, наблюдении в природе, игровые задания по овладению пространственными и временными представлениями, способами измерения. Воспитатель должен помочь ребенку испытать восторг от познания разнообразия предметов и явлений окружающего мира, различения голосов природы, обнаружения происходящих в ней изменений, установления связей и отношений между предметами, явлениями природы и деятельностью человека.
Много возможностей для формирования интеллектуально -познавательной компетентности заложено в самостоятельной исследовательской и экспериментальной деятельности, которые развивают и закрепляют познавательное отношение ребенка к окружающему миру, доставляя ему радость открытий. Эти «открытия» своеобразны: ребенок приобретает знания для себя лично, а не для других или по указке других. Воспитание любознательности, познавательной активности невозможно без обеспечения успешности ребенка в решении задач познавательной деятельности, позитивной его оценки на занятиях и в самостоятельной экспериментально - исследовательской деятельности. Такой подход предусматривает разработку индивидуальных образовательных маршрутов для детей, чей познавательный опыт не соответствует возрастным характеристикам, чьи знания и умения в разных видах деятельности, в силу личностных особенностей, не могут обеспечить успешного решения задач учебно-познавательной деятельности на конкретных занятиях, проводимых со всей группой. Переживаемые при этом положительные эмоции: удивление, радость, гордость в случае одобрения взрослого – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний, к проверке и уточнению имеющихся.
19.01.2015.