Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»
методическая разработка на тему
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области
организации взаимодействия с родителями воспитанников
Ø уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимо-
действия с родителями.
Ø повысить профессиональную компетентность педагогов по организа-
ции новых форм взаимодействия с родителями;
Ø активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу
использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ,
стимулировать развитие у них творчества и профессиональной актив-
ности;
Ø поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
«Инновационные формы работы с родителями»
План работы:
Вступительная часть.
1 Организационные упражнения
2 Психологическое вхождение в тему.
II. Теоретическая часть.
3 Упражнение «Найди определение»
4 Упражнение «Карусель»
Заключительная часть.
5 Итоговая рефлексия
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области
организации взаимодействия с родителями воспитанников
¬ уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимо-
действия с родителями.
¬ повысить профессиональную компетентность педагогов по организа-
ции новых форм взаимодействия с родителями;
¬ активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу
использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ,
стимулировать развитие у них творчества и профессиональной актив-
ности;
¬ поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Материал: сердечки, дерево с листочками, клей, карточки с названиями жи-
вотных, таблицы с формами работы.
Ход семинара:
I.
Вступительная часть. Создание позитивной атмосферы.
Тема семинара-практикума «Инновационные формы работы с родите-
лями». Сегодня пойдет речь о том, как эти встречи сделать интересными. А
проведем наш семинар в форме тренинга, как одной из инновационных форм
работы.
Девизом, послужит высказывание Конфуция: "Скажи мне — и я забу-
ду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму." Мы будем
сегодня играть!
Любое мероприятие начинается с организационного момента или
«знакомства». Я вам предложу несколько вариантов. Можно использовать:
⎫ Упражнение «Волшебный клубок», (клубок) называя свое имя,
имя ребенка, рассказывает какую-то информацию о себе;
⎫ Упражнение «Разноцветные колпачки», (коктейльные трубоч-
ки, колпачки) передвигаясь по залу, группе знакомиться друг с
другом;
⎫ Упражнение «Сердечки» (Коробочка, сердечки)
- Я вам предлагаю взять одно, два или несколько сердечек из нашей коробоч-
ки. В зависимости от того сколько у вас сердечек, расскажите о себе несколь-
ко фактов (рассказы воспитателей).
⎫ Упражнение «Идеальное общение» (пары названий животных)
- Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия
повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на
которой написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой
также написано «слон». Прочитайте название так, чтобы надпись видели
только вы, карточку можно убрать.
Задача каждого найти свою пару, при этом можно использовать любые
выразительные средства, нельзя только говорить и издавать звуки харак-
терные для вашего животного. Когда вы найдете пару, останьтесь рядом, но
продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда у нас будут все
пары образованы, мы посмотрим, что у нас получилось.
- Это упражнение можно провести с родителями, обычно проходит оно весе-
ло, в результате у участников группы повышается настроение, снижается
усталость.
⎫ Сейчас встанут те, кто любит читать книги... А теперь поднимут
руки те у кого есть кот или кошка ... Попрыгают на левой ноге
те, у кого есть бусы... Те, кто любит мороженое, попрыгают на
правой ноге… У кого есть сестренка, обнимут себя... У кого есть
брат, похлопают в ладоши... Те, кто ел сегодня кашу, погладят
себя по голове…
⎫ Задание «Поиск сокровищ»
Методика проведения. Участникам предлагаются карточки с перечнем "со-
кровищ". Нужно найти среди собравшихся человека, который соответствует
пункту из списка. Для этого они должны подходить к разным людям и опра-
шивать их. На эту работу отводится 5-7 минут.
Список "сокровищ": найдите человека
- чей день рождения наиболее близок к сегодняшней дате;
- с необычным хобби или увлечением;
- который любит ту же еду, что и вы;
- который родился в этом городе;
- который родился дальше всех от этих мест;
- у которого столько же колец на руках, сколько и вас;
- кто живет ближе всех.
После того как все участники собрались вместе, ведущий задает вопросы:
"Кто нашел человека, который живет ближе всех?" и т. п. по списку. Завер-
шить задание можно обобщением:
- Что интересного вы узнали друг о друге?
- Вот мы и познакомились.
- Какие организационные моменты вы использовали, поделитесь.
Психологическое вхождение в тему
Упражнение «Дерево ожиданий»
- Посмотрите, но у нас есть грустное и одинокое дерево, давайте по-
можем ему укрыться разноцветной листвой. У вас на столах лежат листочки
разного цвета, возьмите один и украсьте наше дерево.
Тех, кто выбрал зеленый лист – ожидает успех на нашем занятии.
Тех, кто выбрал красный – желают активно общаться.
Желтый цвет у вашего листочка - проявите активность.
Синий цвет – будут сегодня настойчивы.
- Наше дерево ожило, зашелестело своими листочками, и помните, что
красота дерева, зависит от нас, наших стремлений и ожиданий, действий.
Педагоги присаживаются.
II.
Теоретическая часть.
Во все времена существования общеобразовательных учреждений,
поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их
к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образова-
тельных. Наравне с традиционными формами работы мы чаще слышим
инновационные, нетрадиционные. Сегодня мы с вами попробуем с ними
разобраться.
Упражнение «Найди определение»
На одном столе лежат формулировки форм работы, на втором – при-
близительные их определения: найдите правильное определение к формам
работы.
Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изна-
чально заложены несколько точек зрения.
Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в опре-
делённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых про-
блем.
Родительский ринг - одна из дискуссионных форм общения родителей,
возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт пре-
одоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зре-
ния родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему вос-
питания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут поле-
мику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения.
Родительская конференция - одна из форм просвещения родителей, которая
расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей.
Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, ко-
торые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимо-
действие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и довери-
тельным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в
воспитании собственного ребёнка.
Родительский вечер - это праздник общения с родителями друзей твоего ре-
бенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ре-
бенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие
назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением спо-
собствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих про-
блемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них
нуждается.
Родительский клуб - это еженедельные встречи с мамами и папами для по-
вышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домаш-
ней коррекции.
Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные
для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются
группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов
основана на добровольных началах.
Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой
педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспи-
танников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.
Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена
опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и
технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена пере-
довым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим
областям знания.
Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомить-
ся с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.
Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстра-
циями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и
заменяются новыми.
Индивидуальные беседы - родители более охотно и откровенно рассказыва-
ют о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, ко-
торое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша.
День открытых дверей — мероприятие, призванное познакомить родителей
с жизнью детей в детском саду.
Это только малая часть инновационных форм работы, которые можно
использовать, попробуем пополнить недостающими формами.
Но для начала ном нужно разделиться на подгруппы, какие варианты
можно использовать? (ответы участников семинара)
Игра «Мозаика», сложить картинку.
«Лидеры», которые, набирают себе группу.
«Разведчики. Стрельба глазами». Участники встают в круг, опускают
глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза
встретились, то образовалась пара, она выходит из круга.
Внешние признаки: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов,
заколок, украшений и проч.
Игра «Один, два, три» под музыку передвигаются по залу, ведущий
говорит «три» - участники нашли разгруппировались по три человека и т.д.
Игра «Капля, река, море»
Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки.
Объединение трех «пятерок» в два круга.. (2-3 мин)
Инструкция: «Представьте, что мы капли. Хаотично движемся по залу
в любом направлении. По сигналу «Река!» берем за руку рядом стоящего то-
варища, «Море» все беремся за руки».
Работы в подгруппах:
Упражнение «Карусель»
Мы с вами остановились на формах работы. На команды разделились,
выполняем упражнение «Карусель». Ваша подгруппа, в таблицу записывает
⎫ информационно-аналитические формы работы;
⎫ досуговые;
⎫ познавательные;
⎫ наглядно-информационные.
На выполнение дается 1 минута, далее меняемся, пока все подгруппы не
заполнят таблицы.
Теперь зачитываем.
Информационно-аналитические – направлены на выявление интересов,
запросов родителей, установление эмоционального контакта между педаго-
гами, родителями и детьми:
¬ опрос;
¬ тесты;
¬ анкетирование;
¬ заполнение социального паспорта;
¬ почтовый ящик доверия;
¬ интервью с родителями;
¬ посещение воспитанников на дому;
¬ ознакомление родителей с образовательно-воспитательной документа-
цией.
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выствки - призваны
установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональ-
ные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и деть-
ми.
¬ семейные театры, концерты, игры, конкурсы;
¬ спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии;
¬ вернисаж совместного творчества;
¬ выставки семейных коллекций;
¬ родительский уголок творчества.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении
психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление роди-
телей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного
возраста, формирование практических навыков детей.
¬ родительские собрания в нетрадиционной форме (читательская конфе-
ренция, аукцион);
¬ родительские клубы;
¬ проекты;
¬ индивидуальные практические занятия (ребенок + родитель);
¬ семинар-практикум;
¬ информационные стенды.
Наглядно-информационные формы необходимы, чтобы правильно оце-
нить деятельность педагогов пересмотреть методы и приемы семейного вос-
питания.
¬ открытые занятия;
¬ родительские уголки;
¬ выпуски газет;
¬ выставки детских работ, фотографий;
¬ просмотр видеороликов;
¬ день открытых дверей;
¬ интернет странички для родителей;
¬ проведение коррекционных занятий по скайпу;
¬ мини-библиотека;
¬ прайс-листы.
Я надеюсь, что наш семинар-практикум не прошел даром, и при планиро-
вании работы с родителями на следующий учебный год, спектр разнообраз-
ных форм работы увеличится.
III.
Заключительная часть семинара-тренинга.
Релаксационное упражнение «Улыбка»
Закройте глаза, постарайтесь ни о чем ни думать несколько минут, при
этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удалось
удержать ее 10-15 минут, вы стразу почувствуете, что успокоились, и ваше
настроение улучшилось. Такое упражнение старайтесь выполнять хотя бы
один раз в день.
Итоговая рефлексия.
Вот и подошло к концу время нашего общения. Я предлагаю вам взять
на память себе сердечко, а на втором сердечке написать пожелания о нашей
встрече и прикрепить их на наше дерево.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум для педагогов «Инновационные формы работы с родителями» с презентацией
Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образоват...
Семинар-практикум "Инновационные формы работы с родителями"
Семинар-практикум"Инновационные формы работы с родителями"....
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанниковЗадачи:уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимо-действи...
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»...
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»
Данная разработка поможет педагогам провести мероприятие....
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Инновационные формы работы с родителями по формированию семейных ценностей у воспитанников ДОУ»
Цель: Активизировать педагогов в вопросах взаимодействия с семьей.Задачи:• Формировать умения педагогов дифференцированно подходить к организации работы с родителями;• Находить оптимальные п...