Мотивация педагогов ДОУ
статья на тему

Гаврикова Мария Евгеньевна

 В статье определяется понятие «творческий потенциал педагога», рассматриваются особенности его развития и раскрывается роль мотивации со стороны руководителя организации, в рамках реализации профессионального стандарта педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_pedagogov_doo.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

М.Е. Гаврикова,

 г. Челябинск

МОТИВАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Аннотация. В статье определяется понятие «творческий потенциал педагога», рассматриваются особенности его развития и раскрывается роль мотивации со стороны руководителя организации, в рамках реализации профессионального стандарта педагога.

Ключевые слова: мотивация, мотивирующие факторы, самоактуализация, профессиональный стандарт педагога, творческий потенциал.

M.E. Gavrikova

Chelyabinsk

MOTIVATION AS CONDITION FOR DEVELOPMENT CREATIVE POTENTIAL OF TEACHERS OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS.

Abstract. The article defines the concept of "creative potential of the teacher", discusses the features of its development, and explores the role of motivation on the part of the head of the organization, as part of the professional teacher standards.

Keywords: motivation, motivating factors, self-actualization, professional teacher standard creativity.

В настоящее время в динамично меняющихся обстоятельствах жизнедеятельности возрастает интерес к творческой самореализации педагога и, как следствие, к его творческому потенциалу[1]- тому профессионально-личностному резерву, что позволяет эффективно осуществлять образовательный процесс. Сопоставляя существующие определения, отметим их диапазон: от творческого потенциала, как способности творчески мыслить и познавать окружающую действительность до понимания его как сложного личностного феномена, включающего многообразие биологических, психических, социальных и иных характеристик; от рассмотрения творческого потенциала как качества личности до признания его знаковой личностной структурой.

В литературе определены следующие составляющие творческого потенциала педагога:

- педагогическая компетентность, педагогическое мышление;

- стремление к творческому поиску;

- владение педагогической техникой, педагогический опыт;

- интеллектуальные умения, воображение, интуиция;

- гибкость, самостоятельность, критичность мышления;

- психологическая безопасность, атмосфера открытости. 

Творческий педагог должен уметь формулировать и решать педагогические задачи; строить свою деятельность с учетом изменяющихся социальных и других условий; уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников; владеть формами и методами эвристической деятельности; иметь способность к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений. Творческая деятельность предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция. Все это непосредственно находит отражение в профессиональном стандарте педагога, реализуя который, педагог должен осознавать, что творческое развитие– это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.

Квалифицированные педагоги важная составляющая любой образовательной организации. И если хорошему руководителю удалось сформировать коллектив из настоящих профессионалов, ни в коему случае нельзя забывать о том, что педагогов нужно постоянно мотивировать на развитие собственного творческого потенциала. Мотивация один из основных факторов, который непосредственно влияет на качество, скорость и своевременное выполнение работы.

Мотивация – внутреннее состояние человека, при котором он испытывает осознанную или неосознанную потребность к выполнению какого-либо действия или к бездействию. Происхождение слова «мотивация» имеет французские корни и в буквальном переводе означает «побуждение» (motif). Одно из требований к профессиональному стандарту педагога гласит, что он должен «побуждать педагога к поиску нестандартных решений», а одной из функций стандарта является – «мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации». Следовательно, такое понятие как «мотивация», является важным условием в развитии педагогов, их творческого потенциала.

В настоящее время, в силу экономической нестабильности в мире, очень трудно сосредоточится на процессе становления себя как профессионала, на своей самоактуализации, как одной из высших уровней потребностей, выделенных психологом Абрахам Маслоу. Первоначально нами руководят физиологические, социальные потребности, потребность в безопасности. Действуя согласно теории Маслоу[2], руководитель должен последовательно проверить, как на деле в его организации реализуются основные принципы пирамиды потребностей.

Выявление уровня мотивации всего персонала и каждого сотрудника в отдельности, позволит руководителю определить, в каком направлении необходимо действовать, чтобы придать действиям работника созидательную направленность для достижения целей организации. Определение конкретных факторов, влияющих на мотивацию работников, в некоторых случаях является ключевой задачей для руководителей для создания положительной, сильной, устойчивой, долгосрочной мотивации.

Самым известным и главным мотивационным фактором является материальное вознаграждение: высокий размер заработной платы, льготы, надбавки, социальный пакет. Но деньги нельзя рассматривать в качестве постоянно действующего мотивирующего фактора. Немаловажную роль играют и нематериальные мотивы, движущие человеком в работе: культура организации, кадровая политика, организация рабочего места, регулирование рабочего времени, обратная связь от руководителя о результатах труда, широкий круг общения по интересам, потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности, потребность в работе, наполненной смыслом и значением.  Обстановка в трудовом коллективе является одним из мощных мотивирующих факторов для сотрудников любой организации. Открытые и доверительные отношения позволяют каждому работнику чувствовать себя членом коллектива и через осознание причастности к общему делу повышают ответственность каждого сотрудника за результаты своего труда перед другими.  Мотивирующее воздействие на работников могут оказывать частота и формы проведения корпоративных мероприятий, проведение различных соревнований, установление определенных стандартов в работе, награждение и поощрение лучших.

В каждом из нас заложена потребность полностью реализовать свой потенциал. Даже когда человек чувствует, что раскрыл весь свой потенциал, то при положительной мотивации со стороны руководителя, он ставит перед собой еще более высокие и интересные цели, стремится сделать больше и стать лучше. И каждый шаг в сторону более полной самореализации делает его еще более счастливым и повышает его мотивацию в достижении своих целей и целей образовательной организации.

Список литературы

  1. Кашинина, О.П. Роль творчества в процессе формирования духовной зрелости личности в современном российском обществе / О.П. Кашинина //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. - № 4-2 (42). – С. 91-93.
  2. Маслоу, А. Мотивация и личность: 3-е издание / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
  4. Трейси, Б. Полная вовлеченность: Вдохновляйте, мотивируйте и раскрывайте все лучшее в своей команде / Б. Трейси. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 264 с.


[1] Потенциал – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности.

[2] Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация педагогов как функция управленческой деятельности

Выступление руководителя на школе менеджмента...

статья "Управление мотивацией педагогов в негосударственном образовательном учреждении"

УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ПЕДАГОГОВ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ....

МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация к статьеНа сегодняшний день Российское государство находится на этапе активных преобразований и развитие образования определено одним из главных национальных проектов (внедрение Федерального...

Проект "Мотивация педагогов - путь к успеху образовательного учреждения"

Проект о мотивации педагогического коллектива ДОУ....

Мотивация педагогов как функция управленческой деятельности.

Жизнь любого человека должна быть наполнена постоянными и неожиданными стимуламикоторые будут побуждать его держаться каждый день на самом высоком уровне...

Консультация для педагогов "Положительная мотивация педагога и стремление к профессиональному росту"

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является мотивация.Заинтерессованность педагога в профессиональном развитии - это обесспечение успеха в развитии образовательного учреждения....