Наставничество
проект на тему
в документе прилагается положение и проект органиазции наставничества среди начинающих педагогов детского сада и стажистов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
положение и план работы | 39.93 КБ |
кадровая растановка | 16.74 КБ |
итоги работы с педагогами | 82.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующая
Детским садом «Солнышко»
______________О.Е. Чечикова
Приказ №_____от _____2016 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации наставничества
- Общие положения
- Настоящее Положение об организации наставничества в (далее - Положение) разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании».
- Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность опытных сотрудников учреждения по оказанию помощи молодым специалистам первого года трудовой деятельности и педагогам стаж работы, которых до трёх лет.
- В настоящем Положении используются следующие понятия:
наставничество - форма профессионального становления молодых специалистов под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качеств персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций;
наставник - высококвалифицированный работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми специалистами по их адаптации к производственной деятельности, приобщению к корпоративной культуре, способствующий скорейшему профессиональному развитию молодых специалистов;
молодой специалист - выпускник образовательного учреждения высшего, среднего или начального профессионального образования, впервые вступивший в трудовые отношения после окончания учебного заведения в течение года;
молодой педагог – педагог стаж педагогической деятельности до трёх лет.
- Цели и задачи наставничества
- Цель наставничества – совершенствование профессионального мастерства, начинающих педагогическую деятельность педагогов
- Задачи наставничества.
- оказание помощи молодым педагогам в приобретении навыков практической деятельности;
- формирование готовности к самостоятельной организации и осуществлении деятельности;
- оказание психолого-педагогической, материальной поддержке молодому педагогу.
- Организация наставничества
- Наставничество устанавливается для впервые принятого на работу молодого специалиста и в помощь педагогу стаж работы, которого до трёх лет.
- Наставничество устанавливается продолжительностью до одного года.
- К работе в качестве наставников привлекаются работники учреждения, обладающие высокими профессиональными качествами, имеющие стабильные показатели в работе, пользующиеся авторитетом в коллективе и проработавшие в занимаемой должности не менее трех лет.
- Наставник назначается с его согласия приказом руководителя учреждения. В приказе указываются продолжительность наставничества, должность, фамилия, имя, отчество наставника и молодого специалиста. Педагоги наставники получают стимулирующие надбавки из фонда надбавок и доплат в размере 5 баллов и по итогам года и работы с молодым специалистом. Возможна разовая выплата из фонда надбавок и доплат, по результатам работы, при достижении цели наставничества, по ходатайству комиссии по распределению стимулирующих выплат, может быть произведена премия наставникам.
- Замена наставника производится в следующих случаях:
- при прекращении наставником трудовых отношений;
- при переводе наставника или молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставническая работа на иную должность;
- по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставническая работа.
- Ответственность за организацию наставничества несет старший воспитатель.
- Старший воспитатель обязан:
- оказывать организационно-методическую помощь наставникам в планировании и реализации учебных мероприятий с молодым специалистом;
- заслушивать отчеты о проделанной работе;
- анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт наставничества;
- обеспечивать систематическое рассмотрение вопросов организации наставнической работы.
- Наставничество осуществляется методом индивидуального педагога в соответствии с индивидуальным планом наставничества (приложение № 1).
- Права и обязанности наставника
4.1. Наставник обязан:
- передавать молодому специалисту накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
- оказывать всестороннюю помощь молодому специалисту в овладении профессиональными навыками, своевременно выявлять и устранять ошибки в трудовой деятельности молодого специалиста;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с начинающим педагогом;
- систематически обмениваться информацией по состоянию воспитательно- образовательного процесса;
- своевременно давать советы, рекомендации, разъяснения, вносит разумные поправки в педагогические действия, посещает непосредственно – образовательную деятельность (НОД), режимные моменты;
- демонстрировать мастер-классы;
- информировать руководство учреждения о результатах работы;
- вести отчётную документацию по итогам наставничества, анализируя свою деятельность согласно приложению №2, №3.
- Наставник имеет право:
- вносить предложения руководителю о создании необходимых условий для выполнения трудовых обязанностей;
- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой молодого специалиста, вносить предложения в профсоюзные органы, руководителю о поощрении молодого специалиста.
- Права и обязанности молодого специалиста.
5.1.Молодой специалист обязан:
- выполнять правила внутреннего трудового распорядка учреждения руководствоваться в работе должностной инструкцией;
- в соответствии с задачами и планом работы, овладеть необходимыми профессиональными навыками, изучить необходимые нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждения;
- максимально использовать опыт и знания наставника для овладения профессией, ознакомления особенностями работы в учреждении, уточнения неясных для себя вопросов производственной деятельности;
- посещать занятия, мастер – классы педагога – наставника;
- отчитываться, о проделанной работе в конце учебного года, согласно приложения № 4
5.2.Молодой специалист имеет право:
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам проектирования, моделирования и организации своей педагогической деятельности;
- вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к руководителю учреждения, старшему воспитателю;
- систематически обменивается с педагогом-наставником информацией о создании условий для организации жизнедеятельности детей, состояния воспитательно- образовательной работы с детьми;
- анализирует и оценивает свою педагогическую деятельность с целью дальнейшего ее совершенствования;
- на основе анализа достигнутых результатов выдвигает и обосновывает новые педагогические задачи;
- представляет педагогу-наставнику необходимую информацию и документацию по его просьбе.
- Завершение наставничества.
6.1. В течение десяти календарных дней по окончании, установленного приказом Руководителя учреждения, срока наставничества наставник формирует отчет об итогах
наставничества (приложение 2).
- При необходимости молодому специалисту, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.
- Отчет наставника утверждается руководителем учреждения и приобщается к личному делу молодого специалиста.
Приложение №1
к положению об организации наставничества
Примерное планирование индивидуальной работы с молодым педагогом
Молодой педагог ФИО молодого наставника
Должность _____________________________
Педагог–наставник ФИО педагога – наставника_____________________________________
Посещение занятий и режимных моментов_________________________________________
Профессиональные умения и навыки, которые необходимо совершенствовать___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема для самообразования______________________________________________________
месяц | неделя | вид деятельности наставника | вид деятельности воспитателя |
Сентябрь | 1,2,3,4 | Знакомство с начинающим педагогом, информирование его о плане работы группы наставников на текущий год. Выявление его интересов и потребностей для составления индивидуального плана работы (план работы в течение года может корректироваться). Консультации по планированию воспитательно-образовательной работы в группе, по ведению другой необходимой документации | |
Октябрь | 1 | Посещение утреннего приема детей (общение с детьми и родителями, организация индивидуальной работы, игровой деятельности и т. д.) Консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми в группе в утренние часы» Консультация «Организация утренней гимнастики в группе» | - умение распределять деятельность детей; - умение выявлять интересы и склонности детей; - знание разных видов игр для детей данного возраста; - умение правильно подбирать комплексы упражнении; - умение грамотно использовать приемы объяснения и показа |
2 | Изучить необходимую методическую литературу по организации игровой деятельности детей; подобрать перечень разных видов игр, используемых в работе с детьми дошкольного возраста | ||
3,4 | Посещение утренней гимнастики Консультация «Организация утренней гимнастики в группе» - подобрать комплексы упражнений для утренней гимнастики | - умение правильно подбирать комплексы упражнений; - умение грамотно использовать приемы объяснения и показа; - умение правильно подбирать комплексы Изучить методические рекомендации по организации утренней гимнастики в ДОУ | |
Ноябрь | 1, 2 | Посещение НОД по речевому развитию Консультация «подготовка и проведение НОД по речевому развитию» | - умение грамотно подготовить НОД; - умение сопоставлять задачи и содержание НОД - изучить методическую литературу по речевому развитию детей |
3,4 | Посещение НОД по познавательному развитию Консультация «Подготовка и проведение НОД по познавательному развитию». | Изучить методическую литературу по познавательному развитию у детей дошкольного возраста | |
Декабрь | 1,2 | Анализ организации деятельности во второй половине дня (подъем детей, корригирующая гимнастика, организация индивидуальной работы, игровой и самостоятельно деятельности детей, общение с детьми и родителями и т. д.) | - умение грамотно организовывать деятельность детей; - умение управлять самостоятельной деятельностью детей; -организация индивидуальной работы с детьми |
3,4 | Консультация «Организация воспитательно - образовательной работы с детьми группы во второй половине дня» Повторное посещение утреннего приема детей и утренней гимнастики | Изучить методические рекомендации по организации и руководству самостоятельной деятельности детей | |
Январь | 3,4 | Взаимное посещение НОД | Посещение НОД наставника - умение грамотно подготовить НОД; - умение сопоставлять задачи и содержание НОД; - умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; - умение подвести итог НОД |
Февраль | 1,2,3,4 | Посещение НОД по художественно – эстетическому развитию. Подготовка и проведение интегрированного НОД (аппликация, лепка, краеведение, ОБЖ)) | - умение составить и провести интегрированное НОД |
Март | Организация работы с родителями. Составление родительского собрания | - умение грамотно составить и провести часть родительского собрания; | |
Апрель | 1-2 | Повторное посещение НОД Планирование необходимой индивидуальной работы на следующий учебный год Выявление новых интересов и потребностей молодого педагога на следующий учебный год | - умение применять полученные умения и навыки |
Май | 2-3 | Отчёт по работе с педагогом | Отчёт по приобретённым умениям и навыкам |
Приложение №2
к положению об организации наставничества
Отчет об итогах наставничества
Молодой специалист ____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Образование ________________________________________________________________
Профессия (должность) ____________________________________________________________________________
Периоды наставничества с "____ " __________________ 20 _ г.
по " " 20 г.
Основание: Приказ от «___» ________ 201__ г. № ____
Заключение о результатах работы по наставничеству
- Показатель краткая характеристика
- Знания по профилю работы достигнуты
- Навыки по профилю работы
- Результаты работы
- Отношение к работе
- Работоспособность
- Инициативность
- Дисциплинированность
- Взаимоотношение с коллегами
- Выполнение требований и стандартов профессиональной деятельности
Вывод___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наставник__________________________________________________________
(должность, подпись, фамилия, инициалы наставника)
" ___" _______________________ 20 _____ г.
С отчетом об итогах наставничества ознакомлен:_______________
(подпись молодого специалиста)
Приложение №3
к положению об организации наставничества
Анализ деятельности молодого педагога и педагога – наставника
Умение методически грамотно и содержательно организовывать воспитательно-образовательную работу | |
Умение методически грамотно проводить подготовку и организацию разных видов НОД | Как пример: Повысился уровень подготовки и организации НОД |
Умение грамотно и своевременно использовать разнообразные методы и приемы в работе с детьми. | Как пример: Повысился уровень организации воспитательно-образовательной работы в утренние и вечерние часы. |
Изучены необходимые методические рекомендации. | |
Выявленные проблемы | |
Опыт работы с родителями. | |
Задачи на следующий учебный год | Как пример:
|
Приложение №4
к положению об организации наставничества
Отчет педагога (молодого специалиста) о проделанной работе за _______ учебный год
- Какие мероприятия были организованы в учебном году? Вечера, досуги (с указанием названия)__________
- Какие дидактические игры и пособия были подготовлены (с указанием названия)?______________________
- Какие были проведены Вами открытые занятия, и с какой целью?_______________________________________
- Какое мероприятие, проведенное Вами, считаете наиболее интересным?________________________________
- Повышали ли Вы свою квалификационную в этой учебном году (курсы, семинары)________________________
- Какие методические мероприятия, проведенные в этом учебном году, Вам запомнились больше всего?______
- Какие инновационные технологии освоены Вами за последний период?__________________________________
- Как Вы оцениваете сами свою работу в этом учебном году ( по 10 бальной системе)?_____________________
Предварительный просмотр:
Информация о системе наставничества в Детском саду «Солнышко»
Кадровый состав системы наставничества на 2016 – 2017 учебный год.
№ п/п | ФИО, должность молодого специалиста | Педагогический стаж | ФИО, должность наставника | Опыт работы в качестве наставника |
1 | Макрушина Надежда Анатольевна | 0 | Евчук Мария Сергеевна | «Стажист – молодой специалист» |
2 | Сэротэтто Ольга Александровна | 0 | Черкавская Анна Михайловна | «Стажист – молодой специалист» |
3 | Галковская Галина Михайловна | 0 - 3 | «Стажист – начинающий педагог» | |
4 | Сэоротэтто Виктория Хасововна | 0 | Яптик Анине Дмитриевна | «Молодые молодым» |
5 | Худи Ирина Леонидовна | 0 | Яптик Оксана Дмитриевна | «Стажист – молодой специалист» |
6 | Тусида Виктория Алексеевна | 0 - 3 | «Стажист – начинающий педагог» |
Для приказа
Наставник назначается с его согласия приказом руководителя учреждения. В приказе указываются продолжительность наставничества, должность, фамилия, имя, отчество наставника и молодого специалиста. Педагоги наставники получают стимулирующие надбавки из фонда надбавок и доплат в размере 2 баллов и по итогам года и работы с молодым специалистом, возможна разовая выплата из фонда надбавок и доплат.
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ
по работе с молодыми специалистами
за 2016 – 2017 учебный год
Старший воспитатель
Оливанова Надежда Сергеевна
с. Яр – Сале – 2017 год
Итоги работы с молодыми педагогами
2016-2017 учебного года.
Слайд 2
Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности образовательного учреждения. Оптимизировать процесс профессионального становления молодого специалиста, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию помогает создание гибкой и мобильной системы методического сопровождения, через привлечение к данной деятельности опытных педагогов – наставников.
В соответствии с планом работы с молодыми специалистами на 2016-2017 учебный год старшим воспитателем была организована и проведена следующая работа:
- Разработано положение «Об организации наставничества», распределены наставники.
- Составлен план работы старшего воспитателя с молодыми специалистами и планирование работы между наставником и педагогом, который разработали наставники.
- Между наставниками и молодыми специалистами был организован круглый стол, на котором наметились пути решения и основные аспекты для составления плана дальнейшего сотрудничества.
Слайд 3
Кадровый состав системы наставничества на 2016 – 2017 учебный год.
№ п/п | ФИО, должность молодого специалиста | Педагогический стаж | ФИО, должность наставника | Опыт работы в качестве наставника |
1 | Макрушина Надежда Анатольевна | 0 | Евчук Мария Сергеевна | «Стажист – молодой специалист» |
2 | Сэротэтто Ольга Александровна | 0 | Черкавская Анна Михайловна | «Стажист – молодой специалист» |
3 | Галковская Галина Михайловна | 0 - 3 | «Стажист – начинающий педагог» | |
4 | Сэоротэтто Виктория Хасововна | 0 | ЯптикАнине Дмитриевна | «Молодые молодым» |
5 | Худи Ирина Леонидовна | 0 | Яптик Оксана Дмитриевна | «Стажист – молодой специалист» |
6 | Тусида Виктория Алексеевна | 0 - 3 | «Стажист – начинающий педагог» |
Семинары-практикумы, проходили в атмосфере доброжелательности и сотрудничества. Все молодые и малоопытные педагоги охотно участвовали в таких семинарах как:
- «Педагогическое общение, создание атмосферы доброжелательности сплочения» - совместно с психологами Детского сада «Солнышко», на котором были активны не только педагоги психологи, но и участники семинара, данный семинар помог раскрепоститься педагогам, познакомиться с коллегами. Царила дружеская атмосфера взаимопонимания и поддержки друг – друга. Слайд 4(октябрь 2016)
- «Ведение документации педагога, формы планирования воспитательно – образовательного процесса, содержание комплексно – тематического планирования» - обучающий семинар – практикум, напомнил педагогам о требованиях к оформлению документации, педагоги пользовались индивидуальным ПК, пробывали создавать и переделывать различного рода тексты, учились преобразовывать таблицы. Познакомились с комплексно – тематическим планированием и особенностями его составления. Слайд 5 (ноябрь 2016)
- «Метод проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста» - на данном семинаре Оливанова Н.С. – старший воспитатель представила основные требования к оформлению проектов, рассказав о некоторых видах и особенностях проектной деятельности. Далее педагогам был представлен разработанный и реализованный проект «Молоко, вред или польза?» - воспитатель подготовительной группы №2 Даньшина Ася Георгиевна представила опыт работы по составлению проекта. В ходе совместного семинара практикума, практическая часть заключалась в знании и знакомстве педагогов с основными играми на сплочение коллектива «Игра в жизни дошкольников и взрослого», которую подготовили инструктора по физическому воспитанию - Козырь Н.В. и Тусида Е.В.. Эта часть семинара оказалась не менее интересной и эмоциональной. В конце встречи педагоги получили буклеты с играми и основными требованиями по составлению проектов и списком имеющейся литературы по проектной деятельности тв библиотеке детского сада Слайд 6(февраль 2017)
- Семинар «Организация и проведение прогулки в детском саду», помог молодым педагогам разобраться с таким видом деятельности, как прогулка, особенностями планирования прогулки, дозировкой, должностными обязанностями педагога и помощника воспитателя в организации прогулки. Слайд 7(апрель 2017)
Так же почти все молодые специалисты посещали открытые просмотры опытных педагогов. Все участвовали в проверки по организации занятий во всех возрастных группах по развитию речи дошкольников и краеведению, показали хорошие результаты. Всем педагогам были даны рекомендации по итогам проверки, для корректировки дальнейшей деятельности при подготовки непосре6дственно образовательной деятельности с воспитанниками.
В ноябре с молодыми педагогами была проведена работа по выбору тем для работы по самообразованию. Все воспитатели смогли определиться с темами, разработать план по работе над самообразованием. Собеседование проходило совместно с заместителем заведующей по научно-методической работе – Маклаковой Еленой Владимировной.
Организация индивидуальной методической помощи начинающим педагогам осуществлялась педагогами-наставниками. Данный вид работы способствовал повышению профессионализма воспитателя, овладению методами развивающего обучения и различными приемами работы. Участие молодых специалистов в методической работе детского сада, встречи за «круглым столом» по вопросам проблемы поддержания дисциплины, организации эффективного взаимодействия с родителями, выбора форм и методов организации воспитательно – образовательного процесса, прав и обязанностей педагогов расширили профессиональный кругозор педагогов-новичков.
Анализируя работу с молодыми специалистами, можно сделать вывод, что вся методическая деятельность способствует успешной социально-педагогической и личной адаптации начинающих педагогов, помогает преодолеть возникающие трудности, повысить уровень профессионализма.
Выводы:
- Уровень работы педагогического коллектива детского сада «Солнышко» в 2016-2017 учебном году с молодыми педагогами считать удовлетворительным.
- Продолжить работу по созданию условий для совершенствования педагогического мастерства молодых специалистов.
- Педагогам-наставникам - продолжить оказывать помощь молодым специалистам в работе.
- Молодым специалистам: посещать открытые занятия опытных педагогов, принимать активное участие в жизни детского сада.
- Включить в план методической работы старшего воспитателя:
- вопросы, вызывающие затруднения в работе молодых специалистов, для рассмотрения и оказания помощи в 2017 - 2018 учебном году;
- разработку программы по работе с молодыми специалистами «Новичок»;
- выпуск методического сборника «В помощь молодому специалисту» - совместно с педагогами – наставниками;
- участие молодых специалистов в профессиональном институциональном конкурсе «Ступени мастерства 2018» в отдельной номинации «Молодой специалист».
На итоговом педагогическом совете объявить благодарность педагогам – наставникам Евчук М.С., Черкавской А.М, благодарность за оказание помощи на высоком профессиональном уровне, молодым специалистам в 2016 – 2017 учебном году.
Пожелания молодых специалистов на следующий 2017 – и2018 учебный год:
- общение с родителями – психологи
- разработанный и реализованный проект по работе с родителями – старший воспитатель
- речевое развитие детей, составление описательного рассказа по картине, методика заучивания стихотворений – логопеда
- методика проведения утренней гимнастики – инструктор детского сада
Старший воспитатель Н.С. Оливанова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о наставничестве
Положение о наставничестве в детском саду....
Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ
Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...
«Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике».
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Задача наставника &nda...
Заседание по наставничеству:"Обобщение опыта работы наставничества воспитателей по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО."
Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...
Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"
В данной Программе наставничества описана система работы по реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...
Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...
Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования.
Выступление на педагогическом совете«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»...