Программа ИКТ-компетентности педагогов
методическая разработка на тему
Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования, в том числе и дошкольного. Внедрение информационно – компьютерных технологий повышает требования к уровню профессионализма педагогов, так как информационная культура является частью общепедагогической культуры. Информационная компетентность педагога дошкольного учреждения – повышает требования к уровню профессионализма педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ikt_-_kompetentnosti_pedagogov.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №31 «Родничок»
| УТВЕРЖДАЮ Заведующий _______________ С.В. Гусева Приказ № от |
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Разработала:
старший воспитатель
Проняева О.В.
г.о.г. Выкса
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 3
2. Цель и задачи 5
3. Ожидаемые результаты 6
4. Перспективный план работы с педагогами 7
5. Содержание деятельности 9
6. Формы и методы контроля 10
7. Список используемой литературы 11
8. Приложение 12
Пояснительная записка
Актуальность образовательной программы обусловлена необходимостью информатизации образовательного пространства современного детского сада и активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования, в том числе и дошкольного. Внедрение информационно – компьютерных технологий повышает требования к уровню профессионализма педагогов, так как информационная культура является частью общепедагогической культуры. Информационная компетентность педагога дошкольного учреждения – повышает требования к уровню профессионализма педагога.
Теоретической основой программы являются современные концепции компьютерного обучения Калаша И. «Возможности информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании», Солоневичевой М.Н. «Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях», Качегарова Л.В. «Научно-методическое сопровождение развития икт-компетентности педагогов общеобразовательных учреждений»
Базовые идеи и основные понятия, использованные в программе.
Наряду с находящимися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ (процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления), у данных технологий есть ряд скрытых развивающих возможностей:
- трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии);
- формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сер-висов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов);
- формирование нового типа мышления (самоорганизующийся, общественный, экологический тип мышления).
Идеология программы может быть сформулирована так: формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога как компонента его общей педагогической культуры и показателя его профессионального мастерства.
Цель и задачи программы
Цель программы: повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе.
Задачами программы:
1. Выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов.
2. Разработка системы методической поддержки педагогам в области повышения их информационной компетентности.
3. Определение эффективности разработанной системы методических мероприятий.
Ожидаемые результаты
В процессе реализации данной программы планируется получить следующие ожидаемые результаты:
- наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
- овладение методическими основами подготовки наглядных и дидак-тических материалов средствами Microsoft Office;
- использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
- формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
- овладение методическими приемами использования ИКТ в образо-вательном процессе;
- овладение приемами организации дистанционного повышения ква-лификации и послекурсовой поддержки педагога;
- овладение педагогами приемами разработки стратегических планов творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с ис-пользованием ИКТ;
- овладение приемами организации сетевого взаимодействия;
- участие в формировании сетевых педагогических сообществ и создание собственных сайтов.
Перспективный план работы с педагогами
по повышению ИКТ-компетентности
№ п/п | Тема | Цель | Месяц |
Анкетирование педагогов по научной разработке Кочегаровой Л.В., Шаровым А.С. на выявление представлений о ПК и возможностях ИКТ | Определить степень использования ИКТ | Сентябрь | |
Семинар на тему: «Основы работы на профессиональном компьютере» | Приобщить педагогов к компьютерной грамотности, дать первичные практические навыки работы на современном персональном компьютере. | ||
Практическое занятие по теме: «Работа в текстовом редакторе Microsoft Word» | Овладение приемами создания Word- документа. | ||
Практическое занятие по теме: «Работа в электронной таблице» | Овладение приемами создания электронных таблиц и вариантами её использования. | ||
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Мультимедийные презентации в образовательном процессе» (1занятие – теоретическая часть) | Сформировать представление педагогов о целесообразности использования ИКТ в различных видах образовательной деятельности. | Октябрь | |
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Мультимедийные презентации в образовательном процессе» (2 занятие – практическая часть) | Овладение приемами создания педагогически эффективных презентаций в программе Microsoft Power Point | ||
Консультация на тему: «Что такое браузер» | Дать педагогам представление о понятие «поисковая система», и как осуществляется перемещение в глобальной компьютерной сети Интернет. | ||
Практическое занятие: «Создание электронной почты в поисковой системе Yandex, Google». | Дать представление педагогам о значение электронной почты, актуальности её использования и этапах создания. | ||
Ноябрь | |||
Семинар – практикум на тему: «Создание слайд-шоу, фильма в Windows Movie Maker» (1занятие – теоретическая часть) | Познакомить педагогов с технологией создания клипа в программе Windows Movie Maker и возможности его использования в работе с детьми и родителями. | ||
Семинар – практикум на тему: «Создание слайд-шоу, фильма в Windows Movie Maker» (2занятие – практическая часть) | Создание клипа в программе Windows Movie Maker. | ||
Консультация на тему: «Использование компьютерных программ в образовательном процессе с дошкольниками» | Сформировать представление педагогов о компьютерных программах, видах компьютерных программ и их использование в образовательном процессе с детьми | Декабрь | |
Мастер – класс для воспитателей по использованию ИКТ во время НООД с детьми | Развивать умение педагогов использовать ИКТ в образовательной работе с детьми: НООД, индивидуальная работа, совместная деятельность и т.д. | Январь | |
Практическое занятие: «Создание профессионального сайта педагога» | Дать представление педагогов о значение создания сайта педагога в сети интернет, как одной из форм трансляции опыта педагогов, этапы создания. | ||
«Домашнее задание» подготовка и размещение материалов на личных сайтах педагогов | Февраль | ||
Открытые занятия с применением ИКТ и интерактивных технологий для педагогов ДОУ | |||
Конкурсы | Март-апрель | ||
Итоговое анкетирование педагогов по научной разработке Кочегаровой Л.В., Шаровым А.С. на выявление представлений о ПК и возможностях ИКТ | Определить степень использования ИКТ | Май | |
Семинар на тему: «Обобщения опыта работы за год и планирование работы на следующий учебный год» | Систематизация знаний и умений педагогов и разработка плана работы на будущий год. |
Содержание деятельности
На занятиях по обучению педагогов компьютерной грамотности используются следующие приемы:
- анкетирование педагогов
- занятия по обучению программам Word, Excel, Power Point, Movie Maker с использованием мультимедийных презентаций – «Текстовый редактор Microsoft WORD», «Таблицы в текстовом редакторе», «Создание презентаций в MS PowerPoint», «Табличный процессор Microsoft Excel», «Поиск информации в сети Интернет», «Электронная почта. Создание и отправка сообщений», «Windows Movie Maker».
- практическая работа в сети Интернет
- индивидуальные и групповые консультации по вопросам;
Формы и методы контроля
Сроки | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма контроля | Методы контроля |
Сентябрь | Умение работать на компьютере: работать с манипулятором мышь, выбирать и загружать нужную программу, создавать и открывать папки | Тематический персональный | Наблюдение Анализ Практическое задание |
Ноябрь | Умение работать с программами Microsoft Office, владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций | Тематический персональный | Наблюдение Анализ Практическое задание |
Январь | Владение навыками поиска информации в Интернете, умение создать электронную почту, создавать и отправлять письма | Тематический персональный | Наблюдение Анализ Практическое задание |
Март | Умение разрабатывать занятия с использованием информационных технологий, и способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями | Тематический персональный | Анализ занятий |
Список используемой литературы
1. Калаш И. «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании»,
Аналитический обзор, М., ЮНЕСКО, 2013
2. М.Н. Солоневичева «Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие /– СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» , 2008
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве», М.: Сфера, 2008.
4. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание № 11. – М., 2000 г.
5. Пучкова Д.А. Роль компьютерных игр в развитии познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
7. Кочегаров Л.В. Научно-методическое сопровождение развития икт-компетентности педагогов общеобразовательных учреждений. Москва 2011г.
8. Белая К.Ю «Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие» М., 2005
9. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 464 с.;
10. Л.З. Шауцукова. Информатика. Изд. Просвещение. 2004 г.
11. Н. Д. Угринович «Информатика и информационные технологии» 10-11кл., Москва, БИНОМ Лаборатория знаний 2003г.- стр. 431-439
12.Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ», М.: Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
13.О.Б. Воронкова «Информационные технологии в образовании: интерактивные методы». Ростов-на-Дону: Феникс. 2010 г.
14.Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002
Приложение 1
Анкетирование педагогов
1. Основные правила работы с персональным компьютером (подключение к сети электропитания, последовательное включение/выключение компьютера и внешних устройств)
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
2. . Приёмы работы с внешними накопителями (дисковод, CD-ROM, DVD, Flash карта, и др.)
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
3. Приёмы работы с приложениями (Создать, Открыть, Сохранить, Сохранить как)
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
4. Понятие буфера обмена на уровне файлов (операции - Копировать, Вырезать и Вставить)
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
5. Создание и редактирование текстовых документов (работа в программе типа Microsoft Office Word)
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
6. Вывод на печать текстовых документов
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
7. Создание и редактирование презентаций (работа в программе типа Microsoft Office PowerPoint)
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
8. Представление о целях и задачах создания мультимедийной презентации
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
9. Интерфейс, основные меню и панели инструментов Microsoft Office PowerPoint
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
10. Создание электронных таблиц (работа в программе типа Microsoft Office Excel)
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
11. Основные представления о сети Интернет
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
12. Переходы по гиперссылкам и сохранение фрагментов текста, рисунков, страниц целиком
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
13. Понятие почтового ящика и почтового адреса. Отсылка писем. Приём корреспонденции. Прикрепление и получение файлов
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
14. Основы поиска информации в Интернет
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
15. Понятие портал, сайт, визитка
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
Результаты:
Конечно, знаю и могу научить (показать) – 3 балла
Сяду за компьютер - вспомню – 2 балла
Представляю в общих чертах – 1 балл
Ничего не могу сказать – 0 баллов
0-14 баллов – низкий уровень ИКТ-компетентности педагогов (не владеют умениями работать на компьютере);
15-29 баллов – средний уровень ИКТ-компетентности педагогов (базовый уровень работы на компьютере);
30-45 баллов – высокий уровень ИКТ-компетентности педагогов (высокий уровень работы на компьютере).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ"
Идеология программы может быть сформулирована так: формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога как компонента его общей педагогической культуры и показателя его профессионального мастерства....
Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении «АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...
"АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ" Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...
Рабочая программа "Развитие икт-компетентности педагогов ДОУ посредством активных форм методической работы"
В рабочей программе представлены этапы развития икт-компетентности педагогов, календарно-тематический план методической работы....
Программа повышения компетентности педагогов ДОУ
Программа повышения компетентности педагогов ДОУ...
НАСТАВНИЧЕСТВО. ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕТСТВА ДЛЯ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ НА ТЕМУ «ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ»
Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профе...
Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»
В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...