Психологический лекторий для педагогов "Особенности бесконфликтного взаимодействия с родителями"
методическая разработка по теме

Боровская Зоя Николаевна

Психологический лекторий  для педагогов, раскрывающий особенности взаимодействия педагогов с родителями

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бесконфликтное взаимодействие с родителями

Слайд 2

Активный родитель Участвует во всех делах группы и ДОУ, интересуется успехами ребёнка Точки напряжения: объективные причины. игнорирование точки зрения и инициативности родителя Особенности взаимодействия: поддерживать инициативу, поощрять (благодарственные письма, грамоты…)

Слайд 3

Пассивный родитель Внутренняя позиция : « Вы педагоги, вот и следите за ребёнком , это ваша работа », «Мы отдали его в детский сад , вот и воспитывайте ». Чаще всего это занятые родители Точки напряжения: п опытки педагогов привлечь к жизни ДОУ. в озможны негативные реакции на рекомендации педагогов. у прёки со стороны педагогов Особенности взаимодействия: п овышение родительской компетентности через демонстрацию конкретных примеров

Слайд 4

Родитель, избегающий проблем Пытается убедить всех и себя в том числе, что с ним и его ребёнком «всё в порядке», даже если педагоги рекомендуют обратиться к специалистам. Характерно утаивание информации, не желание видеть даже очевидных фактов, например результатов обследований, тестирований. Точки напряжения: некорректные претензии педагогов :« Вашему ребёнку лечиться надо»; «Он только и делает, что орёт весь день» и т.п . Особенности взаимодействия : п онимание особенностей данной семьи. Тактичная форма подачи информации . Присутствие родителей на занятиях, обследованиях.

Слайд 5

« Знайка » Считает своё мнение выше мнения педагогов. М ожет оборвать воспитателя, пойти на открытый конфликт, если ему покажется, что педагог не достаточно авторитетен Точки напряжения: разногласия в вопросах воспитания (мало занимаются в саду, не могут найти подход к ребёнку, используют непедагогические методы воспитания, плохо следят за ребёнком, заставляют есть или, наоборот не следят чтобы он съедал и т.п .) Особенности взаимодействия: п ривлечение родителей к участию в родительских конференциях, собраниях , клубных встречах ( с вопросом, в котором возникают недопонимание ). Беседа будет эффективнее , если будет проходить в официальной обстановке, где значение и роль специалиста дающего рекомендации более очевидна.

Слайд 6

Агрессивно-недовольный родитель Родитель, постоянно критикующий действия педагогов и администрации ДОУ, иногда требующий разбирательства в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения. Точки напряжения: объективные причины и субъективные причины Особенности взаимодействия: открытость коммуникации. Формирование системы «Мы» (Как мы можем вместе сделать…)

Слайд 7

Конкуренция Ответ яблока Сущность стратегии Условия применения Недостатки «Сейчас как упаду и раздавлю тебя» и т.п. Стремление добиться своего в ущерб другому. Необходимость срочного разрешения конфликта Заинтересованность в победе. Обладание определённой властью Чувство неудовлетворённости при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность испортить отношения

Слайд 8

Избегание /уклонение Ответ яблока Сущность стратегии Условия применения Недостатки «Вон посмотри, какая там красивая груша» Уход от ответственности за принятие решений Исход не очень важен. Отсутствие власти, желание выиграть время Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму

Слайд 9

Приспособление Ответ яблока Сущность стратегии Условия применения Недостатки «Хорошо , откуси, такая видно доля у меня тяжёлая» Сглаживание разногласий за счёт ущемления собственных интересов Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти Нерешённость конфликта

Слайд 10

Компромисс Ответ яблока Сущность стратегии Условия применения Недостатки «Хорошо , откуси половинку, а остальное оставь моим хозяевам» Поиск решений за счёт взаимных уступок Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Не эффективность других стилей Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта

Слайд 11

Сотрудничество Ответ яблока Сущность стратегии Условия применения Недостатки «Посмотри , на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» Поиск решения удовлетворяющего всех участников Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Чёткое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношение. Временные и энергетические затраты.



Предварительный просмотр:

 Практикум для педагогов: «Бесконфликтное взаимодействие с родителями»

  1. Упражнение  «Яблоко»

С участниками организуется обсуждение

 «Представьте себе, что вы красивое наливное яблочко. К вам подползает червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что вы ответите червяку

  1. Особенности организации взаимодействия с разными категориями родителей

Для того чтобы понять как необходимо наиболее эффективно выстроить работу с родителями, предлагаю принять участие в обсуждении типов родительского отношения к ДОУ и своим детям и подумать как наиболее эффективно выстроить работу с ними, что бы избежать конфликтных ситуаций.

Тип родительского отношения

Особенности поведения

Точки напряжения

Особенности взаимодействия

Активный родитель

Участвует во всех делах группы и ДОУ, интересуется успехами ребёнка

Объективные причины.

Игнорирование точки зрения и инициативности родителя

Поддерживать инициативу, поощрять (благодарственные письма, грамоты…)

Пассивный родитель

Внутренняя позиция «Вы педагоги, вот и следите за ребёнком, это ваша работа» «Мы отдали его в детский сад, вот и воспитывайте». Чаще всего это занятые родители

Попытки  педагогов привлечь к жизни ДОУ.

Возможны негативные реакции на рекомендации педагогов.

Упрёки  со стороны педагогов.

Повышение родительской компетентности через демонстрацию конкретных примеров

Избегающий проблем

Пытается убедить всех и себя в том числе, что с ним и его ребёнком «всё в порядке», даже если специалисты советуют обратиться на ПМПК. Характерно утаивание информации, не желание видеть даже очевидных фактов, например результатов обследований, тестирований.

Некорректные претензии педагогов:

«Вашему ребёнку лечиться надо»; «Он только и делает, что орёт весь день» и т.п.

 Понимание особенностей данной семьи.

Тактичная форма подачи информации. Присутствие родителей на занятиях, обследованиях.

Знайка

Считает своё мнение выше мнения педагогов. Он может оборвать воспитателя, пойти на открытый конфликт, если ему покажется, что педагог не достаточно авторитетен.

Разногласия в вопросах воспитания (мало занимаются в саду, Не могут найти подход к ребёнку, используют непедагогические методы воспитания, плохо следят за ребёнком, заставляют есть или, наоборот не следят чтобы он съедал и т.п.)

Привлечение родителей к участию в родительских конференциях, собраниях, клубных встречах (с вопросом, в котором возникают недопонимание)

Беседа будет эффективнее , если будет проходить в официальной обстановке, где значение и роль специалиста дающего рекомендации более очевидна.

Агрессивно-недовольный

Родитель, постоянно критикующий действия педагогов и администрации ДОУ, иногда требующий разбирательства  в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения

Объективные причины

Субъективные причины

Открытость коммуникации.

Формирование системы «Мы» (Как мы можем вместе сделать…)

  1. Правила поведения в конфликте

Умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации крайне важно.

Существует 4 типа поведения при конфликте

Стиль

Ответ яблока

Сущность стратегии

Условия применения

Недостатки

Конкуренция

«Сейчас как упаду и раздавлю тебя» и т.п.

Стремление добиться своего в ущерб другому. Необходимость срочного разрешения конфликта

Заинтересованность в победе. Обладание определённой властью

Испытывание чувства неудовлетворённости при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность испортить отношения

Избегание /уклонение

«Вон посмотри, какая там красивая груша

Уход от ответственности за принятие решений

Исход не очень важен. Отсутствие власти, желание выиграть время

Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму

Приспособление

« Хорошо, откуси, такая видно доля у меня тяжёлая»

Сглаживание разногласий за счёт ущемления собственных интересов

Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти

Нерешённость конфликта

Компромисс

« Хорошо, откуси половинку, а остальное оставь моим хозяевам»

Поиск решений за счёт взаимных уступок

Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Не эффективность других стилей

Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта

Сотрудничество

Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные

Поиск решения удовлетворяющего всех участников

Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Чёткое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношение.

Временные и энергетические затраты.

 Вывод: Людям комфортнее и приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партёра по общению, мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бесконфликтное взаимодействие в семье

буклет для родителей дошкольников - как наладить отношения с малышом, не причиняя ребёнку стресс и "не выходя из себя"...

Авторская программа дополнительного образования старших дошкольников «Вместе дружная семья» как форма обучения родителей бесконфликтному взаимодействию с детьми через совместную деятельность

laquo;Истоки творческих способностейи дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем больше ма...

Семинар – практикум «Психологическое сопровождение педагогов по взаимодействию с родителями в условиях ФГОС ДОО»

От того, как прошло детство, кто велребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира – от этогов решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний малыш...

«Бесконфликтное взаимодействие участников образовательных отношений в ДОУ»

laquo;Бесконфликтное взаимодействие участников образовательных отношений в ДОУ»...

Бесконфликтное взаимодействие в семье

Внутренний мир – начало всех внешних конфликтов....

Семинар-практикум для педагогов «Психологическое сопровождение педагогов по взаимодействию с родителями в условиях ФГОС ДОО»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:познакомить с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтн...