Семинар – практикум «Психологическое сопровождение педагогов по взаимодействию с родителями в условиях ФГОС ДОО»
консультация

Корнеева Валентина Анатольевна

От того, как прошло детство, кто вел

ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш.

В.А.Сухомлинский

Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с ФГОС ДО. Одной из задач Стандарта является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи родителям в процессе воспитания детей и сохранении их психологического здоровья.

Современная семья зачастую встречается с различными трудностями внутрисемейных отношений: (одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в воспитании ребенка; психологическое перенапряжение и неудачи на работе у родителей, в связи с оптимизацией на предприятиях; занятость матерей и отцов, приводит к тому, что ребенок чаще проводит время у телевизора или компьютера, чем с родителями). Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование личности ребенка, на функционирование семьи в целом, увеличивает дефицит общения между членами семьи.

Учитывая актуальность детско-родительских отношений в семье, перед педагогом ставится цель – содействие и психологическая помощь родителям в процессе воспитания детей.

Наиболее эффективный результат психолого-педагогического сопровождения детско-родительских отношений дает игровой тренинг. Проведения игрового тренинга обусловлена тем, что у родителей появляется возможность получить опыт эффективного взаимодействия с ребенком, возможность вступить с ребенком в тесный контакт.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семью, но и все заинтересованные лица, вовлеченные в образовательную деятельность;

• обеспечить открытость дошкольного образования;

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Стандарт определяет особую программу дошкольного образовательного учреждения – это психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста через направления:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие; 

- физическое развитие.

Задачи:

•содействие формированию психологической компетентности родителей (законных представителей) в закономерностях развития ребенка, в вопросах развития и воспитания, в повышении ответственности за психоэмоциональное благополучие детей;

•развитие эффективных компетенций взаимодействия родителей с ребенком через игровой тренинг;

Поставленные цели и задачи реализуется путём следующих направлений работы: диагностического, информационного, развивающего, консультационного блоков.

В системе детско-родительских отношений родители являются ведущим звеном, и от них зависит, как складываются отношения, как формируется под их влиянием личность ребенка. Для обучения родителей компетенциям эффективного взаимодействия с детьми проводятся:

- групповые консультации с целью помочь родителям справляться спроблемами, возникающими при воспитании детей;(онлайн)

- индивидуальное консультирование родителей по запросам, связанных с эмоциональными нарушениями ребенка (страхи, агрессия, застенчивость);

- анкетирование родителей «Особенности поведения Вашего ребенка».

Детско-родительский игровой тренинг выстроен таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. Родители, играя с ребенком, находятся на территории его интересов. Подчинение и взрослых, и детей единым правилам игры дают возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю – сойти с позиции всегда правильного и  побыть в роли ребенка.

В процессе игрового тренинга ребенок и родитель видят себя во взаимодействии с другими как в зеркале отношений,  тем самым они приобретают важную способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других. Ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки,  он получает от родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка

Цель работы ДОУ с семьей.

•Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями

•Установление джоверительных и партнерских отношений с родителями.

•Вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО:

•Познавательное,

•Информационно-аналитическое,

•Наглядно-информационное,

•Досуговое.

I.Познавательное направление.

Цель:  направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

•Общие,групповые собрания;

•Консультациии индивидуальные беседы;

•Выставкид етскихработ,поделок ,изготовленные вместе с родителями;

•Участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;

•Совместные экскурсии;

•Открытые НОД;

•Совместное создание предметно-развивающей среды;

•Телефон доверия;

•Утренние приветствия;

•Почта доверия;

ІІ. Информационно-аналитическое направление.

Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

•Анкетирование;

•Опросы;

•Тестирование.

ІІІ. Наглядно-информационное направление.

Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

•Родительский уголок;

•Нормативные документы;

•Объявления и рекламы;

•Продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки);

•Папка-передвижка;

•Эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл»;

•Фотовыставки;

•Выпуск газет.

ІV. Досуговое направление.

Цель:призваноустанавливатьтеплыедоверительныеотношения,эмоциональныйконтактмеждупедагогамииродителями,междуродителямиидетьми.

•Праздники;

•Развлечения;

•Дни добрых дел;

•Акции.

Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.

Использование разнообразных форм работы помогает родителями

становится активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.

Таким образом, психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях введения ФГОС ДО возможно через вовлечение родителей в сотрудничество с детским садом, включая психологическое просвещение и консультирование родителей; участие родителей в установлении партнерских и доверительных отношений между всеми участниками образовательной деятельности с помощью игрового тренинга, что создает особую культуру поддержки и помощи ребенку в решении задач индивидуализации образовательного процесса и сохранении психологического здоровья ребенка.

Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Поэтому: важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.

Использование разнообразных форм работы помогает родителям становится активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.

 

 


 

 

 

 

 

Литература:

А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер Стили семейного воспитания

Бодалев А. А. Психология межличностных отношений

Дружинин В. Н. Психология семьи

Котова Е. В. Детско-родительские отношения в различных типах семей Спиваковская А. С. Как быть родителями? - М. : Педагогика, 1986.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.37 КБ
Файл psihologicheskoe_soprovozhdenie.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Управление образования городского округа Саранск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №117 (корпус 2) комбинированного вида»

Педсовет№1

 Доклад

Семинар – практикум

 «Психологическое сопровождение педагогов

по взаимодействию с родителями

в условиях ФГОС ДОО»

Подготовила: воспитатель I

квалификационной категории.

Корнеева В.А.

Саранск 2021г

От того, как прошло детство, кто вел

ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш.

В.А.Сухомлинский

Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с ФГОС ДО. Одной из задач Стандарта является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи родителям в процессе воспитания детей и сохранении их психологического здоровья.

Современная семья зачастую встречается с различными трудностями внутрисемейных отношений: (одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в воспитании ребенка; психологическое перенапряжение и неудачи на работе у родителей, в связи с оптимизацией на предприятиях; занятость матерей и отцов, приводит к тому, что ребенок чаще проводит время у телевизора или компьютера, чем с родителями). Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование личности ребенка, на функционирование семьи в целом, увеличивает дефицит общения между членами семьи.

Учитывая актуальность детско-родительских отношений в семье, перед педагогом ставится цель – содействие и психологическая помощь родителям в процессе воспитания детей.

Наиболее эффективный результат психолого-педагогического сопровождения детско-родительских отношений дает игровой тренинг. Проведения игрового тренинга обусловлена тем, что у родителей появляется возможность получить опыт эффективного взаимодействия с ребенком, возможность вступить с ребенком в тесный контакт.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семью, но и все заинтересованные лица, вовлеченные в образовательную деятельность;

• обеспечить открытость дошкольного образования;

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Стандарт определяет особую программу дошкольного образовательного учреждения – это психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста через направления:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие; 

- физическое развитие.

Задачи:

•содействие формированию психологической компетентности родителей (законных представителей) в закономерностях развития ребенка, в вопросах развития и воспитания, в повышении ответственности за психоэмоциональное благополучие детей;

•развитие эффективных компетенций взаимодействия родителей с ребенком через игровой тренинг;

Поставленные цели и задачи реализуется путём следующих направлений работы: диагностического, информационного, развивающего, консультационного блоков.

В системе детско-родительских отношений родители являются ведущим звеном, и от них зависит, как складываются отношения, как формируется под их влиянием личность ребенка. Для обучения родителей компетенциям эффективного взаимодействия с детьми проводятся:

- групповые консультации с целью помочь родителям справляться спроблемами, возникающими при воспитании детей;(онлайн)

- индивидуальное консультирование родителей по запросам, связанных с эмоциональными нарушениями ребенка (страхи, агрессия, застенчивость);

- анкетирование родителей «Особенности поведения Вашего ребенка».

Детско-родительский игровой тренинг выстроен таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. Родители, играя с ребенком, находятся на территории его интересов. Подчинение и взрослых, и детей единым правилам игры дают возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю – сойти с позиции всегда правильного и  побыть в роли ребенка.

В процессе игрового тренинга ребенок и родитель видят себя во взаимодействии с другими как в зеркале отношений,  тем самым они приобретают важную способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других. Ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки,  он получает от родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка

Цель работы ДОУ с семьей.

•Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями

•Установление джоверительных и партнерских отношений с родителями.

•Вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО:

•Познавательное,

•Информационно-аналитическое,

•Наглядно-информационное,

•Досуговое.

I.Познавательное направление.

Цель:  направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

•Общие,групповые собрания;

•Консультациии индивидуальные беседы;

•Выставкид етскихработ,поделок ,изготовленные вместе с родителями;

•Участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;

•Совместные экскурсии;

•Открытые НОД;

•Совместное создание предметно-развивающей среды;

•Телефон доверия;

•Утренние приветствия;

•Почта доверия;

ІІ. Информационно-аналитическое направление.

Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

•Анкетирование;

•Опросы;

•Тестирование.

ІІІ. Наглядно-информационное направление.

Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

•Родительский уголок;

•Нормативные документы;

•Объявления и рекламы;

•Продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки);

•Папка-передвижка;

•Эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл»;

•Фотовыставки;

•Выпуск газет.

ІV. Досуговое направление.

Цель:призваноустанавливатьтеплыедоверительныеотношения,эмоциональныйконтактмеждупедагогамииродителями,междуродителямиидетьми.

•Праздники;

•Развлечения;

•Дни добрых дел;

•Акции.

Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.

Использование разнообразных форм работы помогает родителями

становится активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.

Таким образом, психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях введения ФГОС ДО возможно через вовлечение родителей в сотрудничество с детским садом, включая психологическое просвещение и консультирование родителей; участие родителей в установлении партнерских и доверительных отношений между всеми участниками образовательной деятельности с помощью игрового тренинга, что создает особую культуру поддержки и помощи ребенку в решении задач индивидуализации образовательного процесса и сохранении психологического здоровья ребенка.

Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Поэтому: важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.

Использование разнообразных форм работы помогает родителям становится активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.


Литература:

А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер Стили семейного воспитания

Бодалев А. А. Психология межличностных отношений

Дружинин В. Н. Психология семьи

Котова Е. В. Детско-родительские отношения в различных типах семей Спиваковская А. С. Как быть родителями? - М. : Педагогика, 1986.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ № 117 Семинар – практикум «Психологическое сопровождение педагогов по взаимодействию с родителями в условиях ФГОС ДОО» . Подготовила: воспитатель средней группы №5 Корнеева В.А.

Слайд 2

От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В.А.Сухомлинский Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с ФГОС ДО. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи родителям в процессе воспитания детей и сохранении их психологического здоровья. Наиболее эффективный результат психолого-педагогического сопровождения детско-родительских отношений дает игровой тренинг. Проведения игрового тренинга обусловлена тем, что у родителей появляется возможность получить опыт эффективного взаимодействия с ребенком, возможность вступить с ребенком в тесный контакт.

Слайд 3

Задачи: • содействие формированию психологической компетентности родителей (законных представителей) в закономерностях развития ребенка, в вопросах развития и воспитания, в повышении ответственности за психоэмоциональное благополучие детей; •развитие эффективных компетенций взаимодействия родителей с ребенком через игровой тренинг; Поставленные цели и задачи реализуется путём следующих направлений работы: диагностического, информационного, развивающего, консультационного блоков. В системе детско-родительских отношений родители являются ведущим звеном, и от них зависит, как складываются отношения, как формируется под их влиянием личность ребенка. Для обучения родителей компетенциям эффективного взаимодействия с детьми проводятся :- групповые консультации с целью помочь родителям справляться спроблемами , возникающими при воспитании детей;( онлайн ) - индивидуальное консультирование родителей по запросам, связанных с эмоциональными нарушениями ребенка (страхи, агрессия, застенчивость); - анкетирование родителей «Особенности поведения Вашего ребенка».

Слайд 4

Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Цель работы ДОУ с семьей. •Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями •Установление джоверительных и партнерских отношений с родителями. •Вовлечение семьи в единое образовательное пространство Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: •Познавательное, •Информационно-аналитическое, •Наглядно-информационное, • Досуговое .

Слайд 5

I.Познавательное направление. Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. • Общие,групповые собрания; • Консультациии индивидуальные беседы; •Выставки детскихработ,поделок ,изготовленные вместе с родителями; •Участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов; •Совместные экскурсии; •Открытые НОД; •Совместное создание предметно-развивающей среды; •Телефон доверия; •Утренние приветствия; •Почта доверия;

Слайд 7

ІІ. Информационно-аналитическое направление. Цель : направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. •Анкетирование; •Опросы; •Тестирование. ІІІ. Наглядно-информационное направление. Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. •Родительский уголок; •Продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки); •Папка-передвижка; •Фотовыставки; •Выпуск газет.

Слайд 8

ІV. Досуговое направление. Цель: призваноустанавливатьтеплыедоверительныеотношения,эмоциональныйконтактмеждупедагогамииродителями,междуродителямиидетьми. •Праздники; •Развлечения; •Дни добрых дел; •Акции.

Слайд 9

Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. Использование разнообразных форм работы помогает родителями становится активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей. Таким образом, психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях введения ФГОС ДО возможно через вовлечение родителей в сотрудничество с детским садом, включая психологическое просвещение и консультирование родителей; участие родителей в установлении партнерских и доверительных отношений между всеми участниками образовательной деятельности с помощью игрового тренинга, что создает особую культуру поддержки и помощи ребенку в решении задач индивидуализации образовательного процесса и сохранении психологического здоровья ребенка.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Психологический климат в коллективе"

Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, ск...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)

Семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)...

Семинар - практикум «Психологические сказки и игры – помощники в укреплении психологического здоровья дошкольников»

Психическое здоровье  это - состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений,  адекватное условиям окружающей действительности поведение и деятельность....

Психологический семинар-практикум "Психологическое здоровье и его слагаемые

В семинаре-практикуме педагоги ознакомились с различными техниками и методами помогающих поддерживать, снимать психологическое напряжение, справляться со стрессовыми ситуациями.      ...

Семинар "Современные технологии в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС" Выступление на тему: "ИКТ компетенции воспитателя в условиях ФГОС в дошкольном образовании"

Актуальность обусловлена необходимостью информатизации образовательного пространства современного детского сада и активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный ...