Сценарий педагогического совета по художественно - эстетическому развитию дошкольников
методическая разработка на тему
Сценарий педсовета в форме деловой игры "Синтез искусств" поможет систематизировать знание педагогами методологических основ художественно-эстетического развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_pedsoveta.docx | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет – Деловая игра «Синтез искусств»
Тема: «Система работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию»
Цель: Совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетического воспитания дошкольников, способствовать сплочению педагогического коллектива.
Повестка дня:
- Выполнение решений предыдущего Совета педагогов.
- Вступительное слово «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников».
отв: и.о.старшего воспитателя
- Сообщение из опыта работы «Нетрадиционные техники рисования»
отв: воспитатель
- Сообщение из опыта работы «Художественно – эстетическое развитие посредством театрализованной деятельности»
отв.: воспитатель
- Итоги тематической проверки «Система работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию». (Справка)
отв: и.о. ст. воспитателя
- Деловая игра – «Синтез искусств» с использованием презентации. Цель: Систематизировать знания педагогов о средствах, методах и приемах художественно-эстетического воспитания детей.
отв: и.о. ст. воспитателя
- Обсуждение проекта решения.
Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художестенно-творческих способностей дошкольников» (приложение 1 – презентация).
Ведущий: Уважаемые коллеги, нашу сегодняшнюю встречу хочется начать с высказывания замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского: "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок".
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.
Что же такое художественно-эстетическое воспитание детей? Обратимся к уважаемым педагогам современности, а также к словарю по эстетике (слайд).
Художественно-эстетическое воспитание -
- Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
(Д.Б. Лихачёв)
- Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.
(В. Н. Шацкая)
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. (слайд)
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность. (слайд).
Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду? (слайд)
- Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
И, действительно, ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе художественно-эстетического воспитания у дошкольников происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, творчества ребенка.
- Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, аппликации, пению, движениям под музыку.
Причем, хочется обратить ваше внимание на то, что цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.
Что мы можем отнести к средствам художественно-эстетического воспитания? (ответы педагогов).
Основные средства художественно-эстетического воспитания – это (слайд):
Предметно-развивающая среда
Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична красива, если ребенок видит прекрасные взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.
Природа
Именно в ней можно увидеть основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков, в их сочетании. Сама по себе природа это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее воспитательные возможности и делает ее наглядной для ребенка.
Искусство
(Изобразительное искусство, музыка, архитектура, литература, театр)
Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Без сомнения первый вид искусства, который воспринимает ребенок и реагирует на который - это музыка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, поэтому у детей необходимо знакомить с лучшими образцами народной и классической музыки. Не мене важны и другие виды искусства.
Художественная деятельность
(как организованная воспитателем, так и самостоятельная)
Воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.
Именно воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.
Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
Творчество детей проявляется и в составлении рассказов, придумывании стихов, а также в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.
Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.
Мы сформулировали задачи художественно-эстетического воспитания детей, определили основные средства, с помощью которых мы будем решать эти задачи, но нельзя забывать и об условиях их реализации (слайд):
Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания
- Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.
• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.
• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.
• Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.
Ведущий: О том, как используют техники нетрадиционного рисования в своей деятельности, расскажет..ФИО педагога…. (приложение 3,4).
Ведущий: В настоящее время все чаще говорится о том, что необходимо использовать все имеющиеся ресурсы для эффективного развития ребенка. По мнению современных ученых, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства как мощного синтетического средства развития их творческих способностей. (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.В. Менджерицкая, Л.В. Артемова, Е.Л. Трусова и др.). Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, соединяет средства выразительности отдельных видов искусства и тем самым создает условия для воспитания творческой личности. Театр – это игра, чудо, волшебство, сказка! Каждый ребенок играет по-своему, но все дети копируют взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта.
Театрализованная деятельность способствует
- формированию модели поведения в современном мире;
- повышению общей культуры ребенка, его приобщению к духовным ценностям;
- ознакомлению детей с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
- совершенствованию навыка воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
О том, как развивать творческие способности детей через театрально-игровую деятельность расскажет ….ФИО педагога…. (приложение 5).
Ведущий: Итоги тематической проверки «Система работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию», проводимой в рамках подготовки к педсовету, подведет старший воспитатель (выступление старшего воспитателя).
Ведущий: Уважаемые педагоги, предлагаю вам вместе провести деловую игру по теме нашего педсовета (приложение 6) и актуализировать ваши знания по вопросам художественно-эстетического развития дошкольников. Для этого вам нужно разделиться на две команды (на столах разложены листочки с номером команды № 1, № 2, каждый педагог путем жребия определяет свою команду).
Предлагаю вам решить кроссворд по теме «Искусство» (слайд). Отгадав все позиции, мы узнаем, как называется образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе
х | у | д | о | ж | н | и | к | ||||||||
в | а | с | н | е | ц | о | в | ||||||||
а | р | х | и | т | е | к | т | у | р | а | |||||
м | у | з | ы | к | а | ||||||||||
ч | а | й | к | о | в | с | к | и | й | ||||||
с | к | у | л | ь | п | т | у | р | а | ||||||
л | и | т | е | р | а | т | у | р | а | ||||||
ж | и | в | о | п | и | с | ь | ||||||||
ф | о | л | ь | к | л | о | р |
По горизонтали:
- Человек, занимающийся изобразительным и неизобразительным искусством
- Художник, написавший картины «Три богатыря», «Аленушка»
- Монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий
- Вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека
- Русский композитор, его балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
- Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердых или пластических материалов
- Вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово
- Вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность
- Народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом?
Мозговой штурм (слайд):
- Назовите направления художественно-эстетического развития дошкольников в соответствии с программой
Приобщение к искусству;
Изобразительная деятельность;
Конструктивно-модельная деятельность;
Музыкальная деятельность.
- Назовите материалы, которые Вы используете в изобразительной НОД. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
- Назовите методы и приемы в изобразительной деятельности. (Наглядные методы и приемы: наблюдение. Рассматривание (обследование) предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия. Словесные: беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово. Практические: экспериментирвание с цветом, различными изобразительными средствами. Игровые)
- Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. ((Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
- Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
- Назовите способы лепки, основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Пластический и конструктивный. Скатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
- Назовите основные жанры музыки, классифицируемые в ДОУ? (Песня, танец, марш.)
- В каких направлениях театрально-игровой деятельности проявляется творчество детей? (Продуктивное: сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета; исполнительское: речевое, двигательное, актерские способности; оформительское: декорации, костюмы.)
Проверим, как хорошо вы знаете признанных мастеров живописи и музыки, и их творчество.
Игра «Найди пару»
Ира «угадай мелодию» Узнайте автора произведения по прослушанному отрывку музыкального произведения:
Прочтите предложение удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно
«Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».
Покажите, как здоровается Снежная Королева, как радуется Карлсон.
Старший воспитатель подводит итоги педагогического пробега, оценивает активность и правильность ответов каждой команды.
Старший воспитатель: Наш педсовет подходит к концу. А теперь предлагаю вашему вниманию проект решения педагогического совета (проект обсуждается и принимается в окончательном варианте – приложение 7).
Закончить сегодняшнюю встречу хочется словами Д.Б. Кабалевского «Видеть музыку, слышать живопись», которые на мой взгляд могут стать девизом совместной работы нашего педагогического коллектива по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников.
Используемая литература:
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. методическое пособие «Росинка» модуль «В мире прекрасного» - Москва, «Владос», 2010 г.;
- Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников «Красота. Радость. Творчество» - Москва, Педагогическое общество России, 2005 г.;
- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество» - Москва, Мозаика-синтез, 2010 г.;
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания,обучения и развития детей2-7 лет «Цветные ладошки» - Москва, ТЦ «Сфера», 2012 г.;
- Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. «Развиваем способности дошкольников» -Москва, ТЦ «Сфера»,2010 г.;
- Штанько И.В. «Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход» - Москва, ТЦ «Сфера», 2009 г.;
- Журнал Музыкальный руководитель № 4/2006 г.
- Интернет ресурсы.
Решение педсовета:
1. Продолжать осуществлять комплексный подход к эстетическому воспитанию и развитию детей, гармонично сочетая все формы организации их художественной деятельности, создавая условия для развития самостоятельной творческой деятельности в уголках изобразительной и театральной деятельности.
Отв: воспитатели групп
Срок: постоянно
2. Развивать художественный вкус, творческие способности детей, желание осуществлять свои замыслы с помощью умений, полученных ранее, знакомя их не только с основными видами искусства, но и со всеми жанрами, доступными детскому восприятию.
Пополнить уголки изобразительной деятельности, музыкальные уголки.
Отв: воспитатели групп
Срок: постоянно.
3. Включать в обучающий педагогический процесс интегрированные занятия.
Отв: воспитатели групп
Срок: постоянно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Совершенствование педагогических компетенций по художественно-эстетическому развитию дошкольников"
В рамках решения годовой задачи в детском саду прошел педагогический совет "Совершенствование педагогических компетенций по художественно-эстетическому развитию дошкольников"....
Презентация педагогического совета по художественно-эстетическому развитию
Презентация педагогического совета...
Сообщение к педагогическому совету «Значение художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста»
Материал для повышения компетентности педагогов ДОУ в вопросе теории по эстетическому воспитанию дошкольников....
Педагогический проект по художественно – эстетическому развитию дошкольников тема: «Волшебный мир театра»
Проблема проекта обусловлена недостаточным вниманием родителей и детей к театру, слабо сформированными игровыми навыками в «актёрском мастерстве»Поверхностные знания родителей ...
Методическая разработка "План проведения педагогического совета по художественно-эстетическому развитию"
В материале предложен подробный план проведения педагогического совета по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Педагогический совет проводится в форме деловой игры....
- Мне нравится (1)