Контроль в системе управления дошкольным образовательным учреждением как условие повышения его качества
учебно-методический материал на тему
Контроль в системе управления дошкольным образовательным учреждением - функция управления, направленная на установление соответствия реального положения дел в дошкольном учреждении, деятельности его подразделений, сотрудников требованиям нормативных правовых актов, норм, стандартов, локальных актов, принятых управленческих решений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munits_vystuplenie_evseveva_kontrol.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Контроль в системе управления дошкольным образовательным учреждением как условие повышения его качества
Основина Надежда Викторовна, старший воспитатель
МДОУ «Детский сад №36» городского округа Саранск
Управление дошкольным образовательным учреждением – это целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения. Его основная цель-достижение высокой эффективности деятельности дошкольного учреждения на уровне современных требований. А чтобы этого достичь, управленческая деятельность должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым состоянием дел в ДОУ, достигнутыми и требуемыми результатами. Для преодоления несоответствия необходимо четко знать положение дел в ДОУ. А это возможно только на основе глубокого всестороннего анализа информации, полученного в результате контроля.
Контроль в системе управления дошкольным образовательным учреждением - функция управления, направленная на установление соответствия реального положения дел в дошкольном учреждении, деятельности его подразделений, сотрудников требованиям нормативных правовых актов, норм, стандартов, локальных актов, принятых управленческих решений.
Задачи контроля:
- Сравнение результатов работы с нормативными требованиями;
- Оказание своевременной практической помощи сотрудникам ДОУ;
- Сбор, систематизация и хранение информации о том, как изменилось состояние системы после того или иного управленческого решения, т.е. выполнение функции обратной связи;
- Сбор информации о том, как выполняются рекомендации, решения, т.е. контроль исполнения;
- Выявление и обобщение передового педагогического опыта.
Для того чтобы контроль стал инструментом мотивирования труда сотрудников ДОУ, он должен быть целесообразным, систематическим, объективным, гласным, носить диагностический, аналитический, обучающий и поддерживающий характер.
Контроль состоит из ряда взаимосвязанных этапов:
- Постановка цели;
- Выбор объекта, вида, методов контроля;
- Планирование контроля;
- Определение субъекта (кто проверяет);
- Сбор и обработка информации;
- Подведение итогов контроля, выработка рекомендаций и предложений;
- Проверка исполнения рекомендаций.
Компонентами системы контроля являются цели, задачи, объекты, субъекты, содержание, виды, формы, методы, результаты контроля. Отсутствие хотя бы одного из компонентов приведет к сбою, а точнее — к невозможности создания целостной системы контроля. Рассмотрим компоненты контроля, образующие систему.
Системообразующим компонентом в контроле является цель. Цели контроля отражают намерения руководителя и других проверяющих, направления и формы деятельности, они всегда являются продуктом сознания и формируются в процессе деятельности.
Задачами контроля как функции управления являются: получение информации о состоянии объекта; оценка состояния образовательного процесса на основе анализа полученной информации; выявление причин, трудностей и недостатков, имеющих место в каком-либо звене деятельности; изучение и пропаганда лучшего опыта; предупреждение отклонений фактического состояния от запланированного.
Объектами контроля в дошкольном учреждении являются:
образовательный процесс; предметно-развивающая среда; документация; работа с родителями; методическая работа; научно-методическое обеспечение;
образовательные услуги (на платной и бесплатной основе); материально-техническое обеспечение; питание детей; медицинское обслуживание; психолого-педагогическое сопровождение; соблюдение техники безопасности;
исследовательская; экспериментальная работа; выполнение инструкций, локальных актов; соблюдение санитарно-гигиенических норм; аттестация педагогов;
Как видим, объектами контроля становятся не педагоги, а целостная педагогическая ситуация, что является принципиально важным.
Субъектами контроля в дошкольном учреждении выступают заведующий, старший воспитатель, заместитель заведующего по хозяйственной деятельности (завхоз), врач, старшая медицинская сестра, а также педагоги, работающие на самоконтроле.
В состав расширенного субъекта контроля помимо перечисленных физических лиц входят коллективные субъекты контроля (управления): комиссия по питанию, совет профилактики, попечительский совет, методический совет, экспертный совет и др.
Содержание контроля в дошкольном учреждении — это совокупность элементов и процессов, которые составляют основу объектов и обусловливают существование, развитие и смену их форм. Заведующий дошкольным учреждением и его заместители должны четко распределить между собой функциональные обязанности, связанные с реализацией контроля, чтобы каждый из них четко представлял и реализовывал возложенные на него функциональные обязанности и не выполнял не свойственные для него функции.
Эффективность проведения любого вида контроля зависит от умелого использования разнообразных методов контроля. Метод - способ достижения цели; совокупность определенных правил, приемов.
В процессе контроля применяются следующие методы: наблюдение; беседа; анкетирование; анализ педагогической документации; анализ продуктов детской деятельности; диагностика; самооценка; диагностические методики исследования состояния отношений, общения и деятельности педагогов и детей; заслушивание отчётов педагогов; педагогический мониторинг и др.
Контроль может осуществляться в разных формах. Форма — это внутренняя организация содержания. В зависимости от того, кто осуществляет контроль, различают следующие формы контроля: административный контроль (осуществляет администрация дошкольного учреждения); взаимоконтроль (контроль за деятельностью друг друга осуществляют педагоги, например в параллельных группах); самоконтроль (контроль за своей деятельностью осуществляют сами педагоги).
Результаты контроля могут быть текущими, промежуточными и конечными. Они выступают предметом рассмотрения на разных уровнях управления: педагогическом совете, совещании при заведующей, собрании трудового коллектива, групповом совещании, заседании совета профилактики и др. Результаты контроля, как правило, оформляются в виде справки. Непосредственными продуктами контроля являются различного рода управленческие решения, рекомендации, документы и др.
Требования к оформлению справки по результатам контроля:
1. Четкость построения.
2. Логическая последовательность изложения материала с учетом сформулированных целей контроля.
3. Аргументированность.
4. Точность оценок, исключающих возможность их субъективного толкования («Мне понравилось» или «Мне не понравилось», «Неплохо» и т. п.).
Таким образом, знание теоретических основ функции контроля поможет руководителю дошкольного учреждения четко определить цели, задачи, объекты, содержание, методы и выстроить присущую для конкретного дошкольного учреждения систему контроля.
Литература:
- Белая К.Ю 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: Прогресс, 1998.- 23 с.
- Поздняк Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. М.: Прогресс, 1994.- 41с.
- Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / В.С. Лазарев и др.; под ред.
М. М. Поташника, В.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1995. – 462 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования
В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ....
Проектное управление развитием дошкольного образовательного учреждения как средство повышения эффективности деятельности
Сегодня к современному ДОУ предъявляются требования, при которых повышение уровня управления становится объективной необходимостью. ДОУ представляет собой подсистему общества, которая несет перед ним ...
Совершенствование системы управления дошкольной образовательной организацией в условиях введения ФГОС ДО
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации и управлению образовательным процессом. В последние годы дошкольное обра...
ПРОГРАММА работы секции руководителей дошкольных образовательных организаций "Повышение качества управления дошкольным образовательным учреждением в условиях стандартизации".
Выступление №2 "Ступеньки к мастерству" - система работы с молодыми педагогами в ДОУ...
Управление дошкольным образовательным учреждением в условиях модернизации
Управление дошкольным образовательным учреждением в условиях модернизации §1. Особенности и механизмы проектирования основной общеобразовательной программы до...
Технология «Самостоятельная исследовательская деятельность» в дошкольном образовательном учреждении как условие повышения качества дошкольного образования
Аннотация: описание технологии по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....
Создание безопасной информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении, как условие достижения нового качества образования.
В статье раскрыты аспекты создания информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении....