Развитие речи детей дошкольного возраста
материал на тему

Конспект педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta_09.12.2014.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей дошкольного возраста»

Цель Совета педагогов:

 • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию  речи.

 • В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.

Форма проведения  - педагогическая ярмарка.

Ход педсовета:

1. Первый павильон «Теоретический» -  Вступительное слово старшего воспитателя по теме педсовета.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза - индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни). Она развивается  параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи ни сколько не уничижая важности и других задач развития речи.

Одним из принципов обогащения словаря дошкольников является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Таким образом, содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

Для того, чтобы развитие и обогащение словаря детей шло успешно, применяют разнообразные методы и приемы работы. Так, взрослые, читая ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию.

В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от реальной ситуации.

С.Л. Рубинштейн говорит о том, что речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности — общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

На основе коммуникативных отношений между людьми познавательная функция превращается в специфическую обозначающую функцию.

Речь как средство выражения включается в совокупность выразительных движений — наряду с жестом, мимикой и пр.

Две основные функции речи — коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой. Социальный характер речи как средства общения и ее обозначающий характер неразрывно связаны между собой. В речи в единстве и внутреннем взаимопроникновении представлены общественная природа человека и свойственная ему сознательность.

 2. Второй павильон «Разминка».

Педагогам предлагается ответить на следующие вопросы:

  • С чего начинается речевое общение ребенка? (с эмоционального общения со взрослым)
  • Кроется ли какой-либо недостаток, в эмоциональном общении и если да – то какой? (эмоциональное общение – это общение сопряженное в большей степени с чувствами , а не с мыслями, а этого ребенку на втором полугодии жизни уже недостаточно).
  • К какому времени в речи ребенка появляются первые осмысленные слова? (в концу первого года жизни (мама, папа, деда, ням-ням и т.д.)
  • Что такое связная речь? (это последовательность связанных между собой мыслей, которые выражены точными словами, в правильно построенных предложениях)
  • Перечислите задачи развития речи (1.Воспитание звуковой культуры речи, 2.Формирование, обогащение, активизация словаря,3.Совершенствование грамматически правильной речи, 4.Обучение диалогической и монологической речи. 6.Воспитание интереса к художественной литературе,7. подготовка к обучению грамоте)
  • Перечислите задачи раздела работы по воспитанию звуковой культуры речи (1.Развитие речевого слуха; 2. Развитие артикуляционного аппарата; 3. Работа над развитием речевого дыхания; 4. Работа над голосом; 5. Формирование правильного произношения всех звуков родного языка; 6. Работа над дикцией; 7. Работа над орфоэпией; 8. Работа над темпом речи; 9. Работа над интонационной выразительностью).
  • Что такое Орфоэпия? (Правила литературного произношения).
  •  Какую программу по развитию речи Вы используете в своей работе?
  • В чем заключается своеобразие занятий по развитию речи? Чем продиктована их необходимость? По Вашему мнению, достаточно ли будет для развития речи у детей дошкольного возраста ограничиться проведением развивающих игр, свободным общением со взрослым? (кратко обоснуйте)
  • Сформулируйте основные средства развития речи у детей в детском саду (бытовая деятельность, изобразительное искусство, детская книга, праздники, зрелища, закрепление пройденного в повседневной жизни, речевая активность каждого ребенка, сочетание коллективного и индивидуального подходов, правильная организация деятельности эмоциональный характер подачи материала,  оптимальное распределение методов и приемов,  насыщенная развивающая среда.)
  • Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития речи?
  • Перечислите авторов и название методической литературы по развитию речи
  • М.Г. Генинг, Н.А. Герман «Воспитание у дошкольников правильной речи»;

            Е.И. Тихеева «Развитие речи детей»;

  • «Развитие речи детей дошкольного возраста» под ред. Ф.А. Сохина;
  • «Методика развития ечи детей дошкольного возраста» под ред. Л.П. Федоренко;
  • А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите играя»;
  • Л.А. Горбушина, А.П. Николаичева «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста»;
  • Г.А. Тумакова «Ознакомление дошкольников со звучащим словом»;
  • Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;
  • В. Рождественская, Е. Радина «Воспитание правильной речи»;
  • М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения».

 3. Третий павильон «Экспресс – опрос «Развитие речи». (Прилагается)

Педагогам дается время на ответы в анкетах, а затем озвучиваются результаты ответов.

4. Четвертый павильон «Решение кроссвордов». (Прилагается)

 5.  Пятый павильон «Аукцион методических находок».

Воспитателям предлагается разделиться на пять команд и составить конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» в разных возрастных группах.

6. Шестой павильон «Поделись знанием». Воспитателям предлагается перечислить письменно картины, рекомендуемые к рассматриванию в разных возрастных группах и составить краткий план работы по одной из картин (возрастная группа выбирается методом жеребьевки).

 

 7. Обсуждение проекта решения педсовета.

  • Воспитателям всех возрастных групп пополнить и обновить дидактический материал  по развитию речи дошкольников.

Срок: январь 2015г.

Ответственные: воспитатели возрастных групп.

  • Подготовить консультации для родителей по теме «Развитие речи дошкольников»

Срок: январь 2015г.

Ответственные: воспитатели возрастных групп.

  • Пополнить дидактический материал в методическом кабинете репродукциями картин, сюжетными картинками и наборами предметных картинок.

Срок: январь 2015г.

Ответственные: старший воспитатель, заведующая ДОУ.

  • Оформить картотеку презентаций по сериям предметных и сюжетных картин.

Срок: январь 2015.

Ответственная: старший воспитатель



ЭКСПРЕСС-ОПРОС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы.

 Выбранный Вами вариант ответа обведите кружочком. В

 предлагаемых вариантах правильным может быть один,

 несколько или все ответы.

 Ф. И. О.______________________________________________

I. Какие разновидности предложений используются в диалоге?

 1. Повествовательные

 2. Побудительные

 3. Вопросительные

 4. Восклицательные

II. Назовите типы высказываний

 1. Описание

 2. Повествование

 3. Рассуждение

 4. Восклицание

 III.Как называется текст, в котором идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий?

 1. Описание

 2. Повествование

 3. Рассуждение

IV. Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается

 во времени?

 1. Описание

 2. Рассуждение

 3. Повествование

V. Как называется текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку?

1. Описание

 2. Повествование

 3. Рассуждение

VI. Назовите основные типы повествовательных текстов

 1. Рассказы из опыта

 2. Сказочные истории

 3. Рассказывание по картине или серии сюжетных картин

ЭКСПРЕСС-ОПРОС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы.

 Выбранный Вами вариант ответа обведите кружочком. В

 предлагаемых вариантах правильным может быть один,

 несколько или все ответы.

 Ф. И. О.______________________________________________

I. Какие разновидности предложений используются в диалоге?

 1. Повествовательные

 2. Побудительные

 3. Вопросительные

 4. Восклицательные

II. Назовите типы высказываний

 1. Описание

 2. Повествование

 3. Рассуждение

 4. Восклицание

 III.Как называется текст, в котором идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий?

 1. Описание

 2. Повествование

 3. Рассуждение

IV. Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается

 во времени?

 1. Описание

 2. Рассуждение

 3. Повествование

V. Как называется текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку?

1. Описание

 2. Повествование

 3. Рассуждение

VI. Назовите основные типы повествовательных текстов

 1. Рассказы из опыта

 2. Сказочные истории

 3. Рассказывание по картине или серии сюжетных картин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

По горизонтали:

  1. Единица ритмически организованной художественной речи (стихотворение)

7. Теория ораторского искусства (риторика)

9.  Посетитель библиотеки (читатель)

10.  Знак препинания (точка)

11. Напевная речь в вокально-музыкальном произведении (речитатив)

14.  Распространенное имя сказочных красавиц (Елена)

16. Записанная речь (текст)

17. Учреждение, хранящее книги и периодические издания (библиотека)

18. Детская писательница, автор стихотворения «Посидим в тишине» (Благинина)

19.Деревянный духовой музыкальный инструмент (кларнет)

      21. Единица языка, служащая для наименования понятий(слово)

      23. Умение копировать (подражание)

      24 Сказание о богатырях (былина)

      25. Грамотный человек (грамотей)

      26. Неправильность действий и мыслей (ошибка)

     27. Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенно-любовную тему (поэма)

     28. Любитель чтения (книголюб)

По вертикали:

1. Женщина – автор литературного произведения (писательница)

2. Научное или публицистическое сочинение небольшого размера (статья)

3. Собрание слов в алфавитном порядке (словарь)

4. Торжественное стихотворение (ода)

5.  Ежедневное периодическое издание (газета)

6. Документ, предоставляющий право на какое-либо периодическое обслуживание (абонемент)

8. Выделение слога или слова силой голоса (ударение)

10.Знак препинания в виде горизонтальной линии (тире)

12. Он наше все!  (Пушкин)

13. Часть газетной страницы (колонка)

15. Сочинительница или рассказчица (сказочница)

20. Три произведения одного автора, объединенные общим замыслом (трилогия)

22.  Повествовательное произведение со сложным сюжетом (роман)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

По горизонтали:

3.Единица ритмически организованной художественной речи

7. Теория ораторского искусства

9.  Посетитель библиотеки

10.  Знак препинания

11. Напевная речь в вокально-музыкальном произведении

14.  Распространенное имя сказочных красавиц

16. Записанная речь

17. Учреждение, хранящее книги и периодические издания

18. Детская писательница, автор стихотворения «Посидим в тишине»

19.Деревянный духовой музыкальный инструмент

      21. Единица языка, служащая для наименования понятий

      23. Умение копировать

      24 Сказание о богатырях

      25. Грамотный человек

     26. Неправильность действий и мыслей

     27. Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенно-любовную  

           тему

     28. Любитель чтения

По вертикали:

1. Женщина – автор литературного произведения

2. Научное или публицистическое сочинение небольшого размера

3. Собрание слов в алфавитном порядке

4. Торжественное стихотворение

5.  Ежедневное периодическое издание

6. Документ, предоставляющий право на какое-либо периодическое обслуживание

8. Выделение слога или слова силой голоса

10.Знак препинания в виде горизонтальной линии

12. Он наше все!  Классик русской литературы

13. Часть газетной страницы

15. Сочинительница или рассказчица

20. Три произведения одного автора, объединенные общим замыслом

22.  Повествовательное произведение со сложным сюжетом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.

Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).

Речь как  исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...

Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...