Организация работы по профилактике речевых нарушений в условиях ДОУ. Из Опыта работы руководителя ДОУ
статья на тему

Лапшенникова Галина Павловна

Профилактическая работа в ДОУ необходима дошкольникам для естественного и своевременного развития речи. Основная задача этой работы – создание педагогами таких условий развития ребенка, которые способствовали бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilakticheskaya_rabota_v_dou_-_06.12.17.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Из опыта работы руководителя

Автор: Лапшенникова Г.П.,

заведующий ГБДОУ детским садом № 20

Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка.

С введением ФГОС в дошкольном возрасте еще больше стало уделяться внимания всестороннему развитию речи детей. Но в настоящее время статистика показывает, что наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников

Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений.

Важную роль в профилактике играет совместная работа воспитателей, родителей, а в специализированных группах – и логопедов.

Профилактическая работа в ДОУ необходима дошкольникам для естественного и своевременного развития речи. Основная задача этой работы – создание педагогами таких условий развития ребенка, которые способствовали бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.

Педагогу, работающему с детьми необходимо понимать разницу между случаями, когда будет достаточно работы по профилактике речевых нарушений и случаями, когда ребенку необходима помощь специалиста – логопеда.

Ребенку необходима помощь логопеда, если:

  • в возрасте 2-х лет малыш ещё не начал говорить,
  • у ребенка во время разговора между зубами высовывается кончик языка, раздуваются щёки, а речь носит  «хлюпающий характер»,
  • ребенок  «гнусавит»,
  • ребенок заикается.

Существует разница и между формами логопедической помощи: будет ли ребенку достаточно заниматься с логопедом 1-2 раза в неделю (логопункт, детская поликлиника) или нужна системная работа в условиях речевой группы.

Получать логопедическую помощь имеет смысл в условиях логопункта или у логопеда в детской поликлинике, если у ребенка обнаружено нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). Здесь помощь носит консультативный характер, ребенок получает помощь только в рамках занятия.

А если у ребенка выявлены: моторная алалия, тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи (ТНР, ОНР), ему необходима более серьезная помощь – система сопровождения, много специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, медицинские специалисты. Кроме того, ребенок должен получать помощь на протяжении всего времени пребывания в специализированной речевой группе.

Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении включает в себя несколько направлений, в числе которых профилактика речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, непосредственно направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления педагогической работы.

Более подробно остановимся на профилактической работе.

Профилактическая деятельность педагога ДОУ заключается в помощи, методическом содействии дошкольникам в естественном и своевременном развитии речи и обеспечении его полноценности. Понятие «полноценность» является ключевым для профилактического блока и во многом определяет его наполнение. Педагог обязан помнить о том, что дошкольный возраст - период наиболее интенсивного овладения детьми не только правильным звукопроизношением, определенными лексико-грамматическими средствами языка, но и речью как социально значимой и постоянно востребованной деятельностью. Поэтому профилактику в широком смысле следует рассматривать как совокупность необходимых и достаточных действий, ориентированных на стимуляцию развития и совершенствование речевой деятельности воспитанников ДОУ.

Современные психолого-педагогические исследования и практика дошкольного воспитания убедительно доказывают, что в основе развития и становления речи ребенка лежит развитие и становление всей его личности. Поэтому пути, прямо обращенные к нему и направленные непосредственно на развитие речи (рассказывание, чтение, объяснение картинок, беседы и др.) недостаточны. Огромное значение имеют и все те косвенные, опосредованные способы, которые ведут к укреплению сил ребенка, к поднятию всего жизненного тонуса, к наполнению его жизни ярким, разнообразным содержанием, создающим непреодолимую потребность в речи. Выработка такой потребности и условий для ее удовлетворения являются одним из ключевых аспектов профилактической деятельности педагога дошкольного учреждения.

С этой целью в первую очередь должна быть организована доступная по форме и средствам совместная деятельность ребенка с взрослыми и сверстниками. Чем она разнообразнее и сложнее, тем нужнее речь и тем более высоким структурно-функциональным требованиям она должна удовлетворять. Правильная организация такой деятельности предполагает высокий уровень профессионального мастерства и творческих способностей педагога, но именно она служит наиболее мощным средством стимуляции как мотивации детской речи, так и обогащения ее средств и форм.

Кроме того, полноценности речевого развития содействует окружающая среда. Важным ее компонентом и одновременно средством профилактики недостатков речи у дошкольников является правильная речь взрослых. Актуальными остаются разработанные педагогом Е.И. Тихеевой методические требования:

  • речь должна быть абсолютно правильна, литературна;
  • по форме и по тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;
  • структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем младше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи;
  • содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;
  • речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость.

Требования к культуре речевой среды особенно ужесточаются, а ответственность педагога повышается в тех случаях, когда приходится работать с детьми, воспитывающимися в социально неблагополучных семьях, в обедненной речевой среде или в условиях двуязычия. И если на причины болезнетворного, патофизиологического или анатомического характера, предрасполагающие к появлению речевых отклонений, педагогу влиять гораздо труднее (хотя в определенной степени возможно), то факторы общей и речевой среды всегда могут быть изменены им.Профилактическая работа в более узком смысле может быть определена как предупреждение с помощью педагогических приемов и средств недостатков речи у дошкольников и проведение мероприятий психогигиенической направленности.

Детская речь, как известно, в период интенсивного становления чрезвычайно ранима, чувствительна к негативным внешним воздействиям. (СЛАЙД 8) Поэтому профилактическая деятельность воспитателя обязательно должна включать в себя:

  • охрану нервно-психического и физического здоровья воспитанников;
  • обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, психологической комфортности воспитывающей среды и предупреждение травмирующих ребенка внешних воздействий;
  • раннее выявление факторов риска в развитии речи, отклонений от нормы в состоянии здоровья, врожденных и приобретенных заболеваний, которые сказываются на развитии речи;
  • профилактику возможных трудностей детей на этапе школьного старта, связанных с речевой готовностью.

Итак, содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического блока и основание для выбора соответствующих педагогических технологий определяются неформальным и творческим отношением педагога к решению программных задач по развитию речи воспитанников с учетом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития – с одной стороны, а с другой – пристальным вниманием к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.

Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности.

Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность  фонематических процессов, а также звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового запаса слов. Это может стать причиной трудностей в овладении детьми грамотой. Отставая в обучении, дети с речевыми расстройствами, как правило, теряют интерес к обучению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крупенчук, О.И. Стихи для развития речи / О.И. Крупенчук. – СПб.: Литера, 2008. – 64 с.

2. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей:избр. тр. / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. –М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.

3. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений / под ред. Л.С.Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС,2004. – 704 с.

4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения : практикум по логопедии : учеб.пособие для учащихся пед. училищ / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспит...

Организация взаимодействия специалистов в процессе коррекционно - развивающей работы по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДО.

В статье представлена организация взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционно - развивающей работе по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта...

"Коррекционно-физическое воспитание с речевыми нарушениями в ДОУ" - доклад-презентация опыта работы.

Представлен опыт работы коррекционно - физического воспитания детей с речевыми нарушениями в ДОУ....

статья "Профилактика речевых нарушений в условиях семьи"

Рекомендации родителям и правила по предупреждению речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Статья: Работа по профилактике дорожно – транспортного травматизма среди дошкольников. Из опыта работы.

Статья: Работа по профилактике дорожно – транспортного травматизма среди дошкольников. Из опыта работы....