Планирование образовательной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада
учебно-методический материал на тему
В настоящее время, по-прежнему актуальна тема планирования в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации. Планирование в разновозрастной группе имеет свои особенности. Воспитатель, работающий в такой группе, часто сталкивается с трудностью разработки комплексно-тематического плана, перспективного плана, расписания образовательной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Планирование образовательной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада.
Шеленок Ольга Анатольевна, старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 225» г. Саратова
В настоящее время, по-прежнему актуальна тема планирования в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации. Планирование в разновозрастной группе имеет свои особенности. Воспитатель, работающий в такой группе, часто сталкивается с трудностью разработки комплексно-тематического плана, перспективного плана, расписания образовательной деятельности. В нашем регионе, например, существуют малокомплектные сельские детские сады, имеющую одну группу, в которой воспитываются дети разного возраста от 2 до 7 лет.
Необходимо помнить, что согласно п.1 ч.6 Ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, т. е. каждый воспитанник должен освоить основную образовательную программу в соответствии со своей возрастной ступенью (группой).
Предлагаю несколько советов коллегам, работающим в малокомплектных детских садах, где нет должности старшего воспитателя и трудно получить своевременную методическую помощь.
Во-первых, в основной образовательной программе в организационном разделе, должен быть представлен единый комплексно-тематический план для всех воспитанников разных возрастных подгрупп данной группы, т.е. тема недели предполагается одна для всех.
Во-вторых, календарно-тематические планы (или перспективные планы организованной образовательной деятельности) должны содержать реальное количество занятий по каждому виду образовательной деятельности, которое может провести воспитатель за одну смену, не нарушая СанПиН и режим дня детей. Если воспитатель составляет перспективные планы для каждой возрастной подгруппы отдельно, то в них могут быть одинаковые темы занятий в определенный временной период, т.к. некоторые виды занятий оптимально провести фронтально по одной теме, а программные задачи показать с усложнением для разных возрастных подгрупп.
В-третьих, планируя организованную образовательную деятельность или иное мероприятие по одной теме, воспитатель должен дифференцировать образовательные задачи по возрастным подгруппам. Можно произвести запись в перспективно-календарном плане по предлагаемой форме (Таблица 1). Конечно, из всей методической литературы учебно-методического комплекта ООП воспитателю нужно будет выбирать темы, наиболее приемлемые для всей группы, продумывать дифференцированные задания для разных возрастных подгрупп.
Таблица 1
Месяц | |||||
Неделя Дата | Вид ООД | Тема | Программные задачи или содержание | Методическая литература | |
Для всех | |||||
Для возрастной подгруппы 3-4 года | |||||
Для возрастной подгруппы 4-5 лет | |||||
Для возрастной подгруппы 5-6 лет | |||||
Для возрастной подгруппы 6-7 лет |
В-четвертых, составляя расписание организованной образовательной деятельности, воспитатель должен проанализировать свои возможности для проведения максимального количества занятий с разными возрастными подгруппами в отведенный отрезок времени в режиме дня. Если в детском саду отсутствуют должности инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, то все виды занятий должен будет провести воспитатель, рассчитывая только на помощь младшего воспитателя (или помощника воспитателя).
Учитывая методику работы в разновозрастной группе, можно проводить занятия, дифференцируя сложность и количество заданий разным подгруппам детей в одной теме или в одном виде занятия. И, конечно, по СанПиН длительность занятия сокращается для младших по возрасту детей (они отпускаются поиграть в спокойные игры или одеваются на прогулку с младшим воспитателем).
Предлагаю вниманию коллег, разработанное мною расписание организованной образовательной деятельности по комплексной образовательной программе «От рождения до школы» для малокомплектного детского сад, имеющую одну группу, в которой воспитываются дети разного возраста от 2 до 7 лет (Таблица 2).
Таблица 2
СОГЛАСОВАНО Старшая медсестра МДОУ «Детский сад №__
| Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол от 30.08.2017 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующего МДОУ «Детский сад №___» Приказ от «___»____2017 г. №__ |
Расписание
организованной образовательной деятельности
в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад №»
на 2017-2018 учебный год
Дни недели | Подгруппа раннего возраста (от 1,5 до 3 л.) | Младшая подгруппа (от 3 до 4 лет) | Средняя подгруппа (от 4 до 5 лет) | Старшая подгруппа (от 5 до 6 лет) | Подготовительная подгруппа (от 6 до 7 лет) |
Понедельник | 1. 9.00 – 9.10 Коммуникативная деятельность (Развитие речи/Чтение художественной литературы) |
| |||
1. 9.15 – 9.30 Двигательная деятельность (Физкультура) | 1. 9.15 – 9.35 Двигательная деятельность (Физкультура) | ||||
1. 9.40 – 10.00 Коммуникативная деятельность (Развитие речи/Чтение художественной литературы) | 1. 9.40 – 10.10 Коммуникативная деятельность (Развитие речи/Чтение художественной литературы) | ||||
2. 10.15 – 10.30 Коммуникативная деятельность (Развитие речи/Чтение художественной литературы) | 2. 10.15 – 10.35 Коммуникативная деятельность (Развитие речи/Чтение художественной литературы) | ||||
2. 11.15 – 11.40 Двигательная деятельность (Физкультура на воздухе) | 2. 11.15 – 11.45 Двигательная деятельность (Физкультура на воздухе) | ||||
2. 15.40 –15.55 Двигательная деятельность (Физкультура) | Проектная деятельность или Прикладное творчество или кружки, если есть лицензия (в совместной деятельности) | ||||
Вторник | 1. 9.00 – 9.10 Изобразительная деятельность (Лепка -1,2,3 н./ Конструирование -4н.) |
| |||
1. 9.15 – 9.35 Познавательная деятельность (Формирование элементарных математических представлений) | 1. 9.15 – 9.45 Познавательная деятельность (Формирование элементарных математических представлений) | ||||
1. 9.50 – 10.05 Познавательная деятельность (Формирование элементарных математических представлений) | 1. 9.50 – 10.10 Познавательная деятельность (Формирование элементарных математических представлений) | ||||
1. 10.20 – 10.35 Двигательная деятельность (Физкультура) | 2. 10.20 – 10.40 Двигательная деятельность (Физкультура) | 2. 10.20 – 10.45 Двигательная деятельность (Физкультура) | 2. 10.20 – 10.50 Двигательная деятельность (Физкультура) | ||
3. 11.00 –11.30 Изобразительная деятельность (Лепка -1,3 н./ Аппликация -2,4н.) | |||||
3. 15.30 – 15.55 Изобразительная деятельность (Лепка -1,3 н./ Аппликация -2,4 н.) | |||||
2. 16.00 –16.10 Двигательная деятельность (Физкультура) | |||||
Среда | 1. 9.00 – 9.10 Познавательная деятельность (первичные представления об объектах окружающего мира, сенсорное развитие, ФЭМП- 1,2, 3 неделя/ Ознакомление с миром природы - 4 неделя) | ||||
1. 9.15 – 9.30 Познавательная деятельность (Первичные представления об объектах окружающего мира, сенсорное развитие) – 1неделя. Приобщение к социокультурным ценностям – 3 неделя. Ознакомление с миром природы – 2,4 неделя) | 1. 9.15 – 9.35 Познавательная деятельность (Первичные представления об объектах окружающего мира, сенсорное развитие) – 1неделя. Приобщение к социокультурным ценностям – 3 неделя. Ознакомление с миром природы – 2,4 неделя) | 1. 9.15 – 9.40 Познавательно-исследовательская деятельность (Первичные представления об объектах окружающего мира, сенсорное развитие) – 1неделя. Приобщение к социокультурным ценностям – 3 неделя. Ознакомление с миром природы – 2,4 неделя) | 1. 9.15 – 9.45 Познавательно-исследовательская деятельность (Первичные представления об объектах окружающего мира, сенсорное развитие) – 1неделя. Приобщение к социокультурным ценностям – 3 неделя. Ознакомление с миром природы – 2,4 неделя) | ||
2. 9.55 – 10.05 Музыкальная деятельность (Музыка) | 2. 9.55 – 10.10 Музыкальная деятельность (Музыка) | 2. 9.55 – 10.15 Музыкальная деятельность (Музыка) | 2. 9.55 – 10.15 Музыкальная деятельность (Музыка) | 3. 9.55 – 10.25 Музыкальная деятельность (Музыка) | |
3. 9.55 – 10.25 Изобразительная деятельность (Рисование) | |||||
3. 15.30 – 15.50 Изобразительная деятельность (Рисование) | |||||
16.00 – 16.15 Развлечение (фронтальное) 1 н. – тематическое 2 н. – конструктивно-модельное 3 н. - музыкальное 4 н. – физкультурное/ОЗОЖ | |||||
Четверг | 1. 9.00 – 9.10 Коммуникативная деятельность (Развитие речи/Чтение художественной литературы) |
| |||
1. 9.15 – 9.30 Изобразительная деятельность (Лепка – 1,3 н. /Аппликация -2 н.,4 н.) | 1. 9.15 – 9.35 Изобразительная деятельность (Лепка -1,3 н./ Аппликация -2,4 н.) | ||||
1. 9.40 – 10.00 Коммуникативная деятельность (Развитие речи/Чтение художественной литературы) | 1. 9.40 – 10.10 Коммуникативная деятельность (Развитие речи/Чтение художественной литературы) | ||||
2. 10.20 – 10.35 Двигательная деятельность (Физкультура) | 2. 10.20 – 10.40 Двигательная деятельность (Физкультура) | 2. 10.20 – 10.45 Двигательная деятельность (Физкультура) | 2. 10.20 – 10.50 Двигательная деятельность (Физкультура) | ||
3. 15.30 – 16.00 Познавательная деятельность (Формирование элементарных математических представлений) | |||||
Проектная деятельность или кружки, если есть лицензия (в совместной деятельности) | |||||
Пятница | 1. 9.00 – 9.10 Изобразительная деятельность (Рисование) | ||||
1. 9.15 – 9.30 Изобразительная деятельность (Рисование) | 1. 9.15 – 9.35 Изобразительная деятельность (Рисование) | ||||
2. 9.40 – 9.50 Музыкальная деятельность (Музыка) | 2. 9.40 – 9.55 Музыкальная деятельность (Музыка) | 2. 9.40 – 10.00 Музыкальная деятельность (Музыка) | 1. 9.40 – 10.05 Музыкальная деятельность (Музыка) | 1. 9.40 – 10.10 Музыкальная деятельность (Музыка) | |
2. 10.20 – 10.40 Изобразительная деятельность (Рисование) | 2. 10.20 –10.50 Изобразительная деятельность (Рисование) | ||||
Проектная деятельность или Прикладное творчество или кружки, если есть лицензия (в совместной деятельности) | |||||
Итого | 9 х10 мин = 90 мин в неделю | 10 х15 мин = 150 мин в неделю | 10 х20 мин = 200 мин в неделю | 12 (6х20мин+6х25мин) =120+150=270 мин в нед. | 13 х30 мин = 420 мин в неделю |
Примечание | Для детей младшей подгруппы фронтальные занятия сокращены на 15 минут — 15 мин. | Для детей средней подгруппы фронтальные занятия сокращены на 10 минут — 20 мин. | Для детей старшей подгруппы фронтальные занятия сокращены на 5 минут — 25 мин. |
Конструктор НОД для детей раннего и дошкольного возраста
Непрерывная образовательная деятельность | 2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | От 6 лет | |
Максимальная продолжительность непрерывной ООД в мин. | 8-10 | 15 | 20 | 25 | 30 | |
Максимальный объем ООД в день, мин. | I половина дня | 10 | 30 | 40 | 45 | 90 |
II половина дня | 10 | Не допускается | После дневного сна | |||
25 | 30 | |||||
Максимальное количество ООД в неделю | 10 | 10 | 15 | 20 | ||
Минимальные перерывы между ООД мин. | 10 | 10 | ||||
Проведение физкультминуток | Проводятся в середине ООД статического характера, между ООД | |||||
Дополнительные условия | Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8 - 10 минут). | Требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей ООД организуют в 1 половину дня |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДЕТСКОГО САДА
Организация жизни и деятельности детейв разновозрастной группе малокомплектного детского сада...
Планирование образовательной деятельности в разновозрастной группе по теме "Краски осени"
Планирование для разновозрастной группы с учетом ФГОС, по теме "Краски осени"....
Планирование образовательной деятельности в разновозрастной группе по теме "Краски осени"
Планирование для разновозрастной группы с учетом ФГОС, по теме "Краски осени"....
Планирование образовательной деятельности в разновозрастной группе по теме "Краски осени"
Планирование для разновозрастной группы с учетом ФГОС, по теме "Краски осени"....
Планирование образовательной деятельности в разновозрастной группе по теме "Краски осени"
Планирование для разновозрастной группы с учетом ФГОС, по теме "Краски осени"....
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДЕТСКОГО САДА»
Система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения....