«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДЕТСКОГО САДА»
статья
Система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Колмыкова Анна Геннадьевна воспитатель СП «Детский сад» ГБОУ СОШ с.Новодевичье муниципального района ШигонскийСамарской области
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДЕТСКОГО САДА»
Система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения. Одной из таких проблем следует назвать проблему организации образовательного процесса в малокомплектных дошкольных образовательных учреждениях в сельской местности. Сельский малокомплектный детский - это единственное дошкольное учреждение, которое оказывает населению качественные услуги по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста и чаще всего все дети составляют одну разновозрастную группу.
Дети в группе такого детского сада имеют большой возрастной диапазон - от 1,5 до 7 лет. У детей разный уровень развития навыков самообслуживания, разная потребность во сне и видах деятельности, различная степень восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Создание благоприятной среды для каждого ребенка требует от воспитателя специального планирования содержания всех режимных моментов и образовательной деятельности.
Проблема организации образовательного процесса в разновозрастных группах освещалась в работах многих педагогов-практиков и ученых. В отечественной педагогической теории и практике идея создания разновозрастных детских объединений в образовательных целях принадлежит А.С. Макаренко. Макаренко был убежден, что разновозрастной отряд без специальной инструментовки обеспечивает взаимодействие поколений, передачу опыта старших младшим, накопление традиций, формирование таких качеств личности, как внимание к человеку, великодушие, требовательность и многие другие.
В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательная деятельность должна осуществляться в течение всего времени пребывания ребенка в образовательной организации. Кроме того введение ФГОС ДО предусматривает отказ от предметного обучения в детском саду. Образовательный процесс теперь организуется не по учебным предметам, а по крупным интегрированным образовательным областям. Воспитатель обязан обеспечить условия воспитания, обучения и развития детей в процессе всех видов детской деятельности, соответствующих возрасту детей.
Организация обучения и воспитания в разновозрастных группах всегда имела определенную сложность. Однако сейчас от нас требуется еще больше знания специфики работы с разными возрастными группами, умения соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, обеспечивая разные условия для детей разного возраста в одно и то же время в одном и том же месте. Для детей же проживание времени пребывания в детском саду в разновозрастной группе является благом, так как в определенном смысле моделирует многодетную семью. Правильная организация образовательного процесса в разновозрастной группе открывает перед детьми широкие возможности для общения детей разного возраста, для их более быстрой и эффективной социализации.
Я работаю на разновозрастной группе уже более 15 лет. В начале своей педагогической деятельности я изучила результаты исследования, проведённого В.Н. Аванесовой, которые убедительно показали своеобразие обучения в разновозрастной группе, которое состоит в том, что на одном занятии воспитатель фактически проводит по два-три микрозанятия с разными подгруппами детей.
За время своей работы я сделала следующие выводу: организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагога, однако в тоже время открывает широкие возможности для организации общения детей разного возраста.
Образовательная работа в малокомплектном детском саду осуществляется нами в процессе всех режимных моментов, в самостоятельной и совместной деятельности детей, в непосредственной образовательной деятельности. Мы стараемся организовать познавательную деятельность всех детей. Для этого в групповой комнате создана предметно - развивающая среда, где ребенок любого возраста может найти себе дело по душе. В группе дети с удовольствием играют в уголках: «Жилая комната», «Гараж», «Домик для кукол», «Салон красоты», «Скорая помощь»; для малышей «Центр песка и воды»; для развития творческих способностей «Волшебный карандаш». Мы стараемся создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания.
В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы: игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.
Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети — играя, учатся.
В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.
Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей.
В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.
Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.
Мы должны ориентироваться не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.
Я считаю, что при организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты:
1. Воспитатель должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе. 2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания. 3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные (разные) — на занятиях с одной подгруппой детей. 4. Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности. 5. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий. 6. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей). 7. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста. Занятия проводим со всеми одновременно, но для каждой возрастной подгруппы брали разное программное содержание. Например, на занятии по аппликации “Фруктовый сад” дети 3-4 лет учат правильно держать ножницы, вырезать фрукты по силуэту, наклеивать их; дети 5-6 лет закрепляют умение пользоваться ножницами, создавать сюжетную аппликацию и дополняют её.
В соответствии с программой дети 4-х лет должен заниматься не более 20 мин., дети 5 лет – 25 мин. и 6 лет – 30 мин. Следовательно, дети 4 лет или позже приступают к совместным занятиям, или раньше уходят с них.
Мы заранее продумываем, что будут делать дети, пока остальные занимаются, приучая детей играть в течение 8-12 мин., практически не общаясь друг с другом или делая это лишь в крайних случаях, шёпотом. Таким образом, разновозрастные группы реализуют основные задачи дошкольного воспитания и образования, сочетая общие требования дошкольной педагогики с конкретными условиями совместного воспитания в одной группе детей разного возраста.
Список литературы:
Аванесова В.Н. «Воспитание и обучение в разновозрастной группе». – М., 1979.
Доронова Т.Н. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях». ж. - л. «Д/в» - 1984 - №2.
Буре Р.С., Михайленко Н.Я. "Воспитание детей в дошкольных учреждениях села" (в условиях разновозрастной группы). - М., 1998.
Акперова, Л.Ч., Здыбель Е.Н. Нравственное воспитание детей в разновозрастных группах // Детский сад от А до Я. — №1 — 2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДЕТСКОГО САДА
Организация жизни и деятельности детейв разновозрастной группе малокомплектного детского сада...
Консультация для родителей " Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада"
В этой консультации подробно описываются особенности работы в разновозрастной группе детского сада....
«Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе»
Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты....
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе семейного детского сада.
Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастны...
Планирование образовательной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада
В настоящее время, по-прежнему актуальна тема планирования в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации. Планирование в разновозрастной группе имеет свои особенности. Воспитатель, р...
Статья "Модели организации образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада"
В статье раскрывается опыт работы в разновозрастной группе и рассказано о моделях организации образовательного процесса в разновозрастном коллективе...