"Мастер-класс"- методика и технология проведения
консультация на тему

Колесникова Светлана Николаевна

Цель мастер-класса: трансляция уникального педагогического опыта, передача "мастером" своим "ученикам" инновационного продукта, полученного в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога-мастера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

"Мастер-класс" - методика и технология проведения

В реалиях сегодняшнего дня профессиональное методическое мастерство есть, прежде всего, умение быстро и качественно решать стоящие перед педагогом воспитательно-образовательные задачи.

Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытое занятие   (мероприятие) или презентацию достижений педагога. Однако его смысл, несомненно, глубже. По образному выражению М.Поташника, мастер-класс - это ярко выраженная форма ученичества у Мастера. Мастер передает «ученикам» свое педагогическое мастерство, особенностью которого является "искусство" решения педагогических проблем. 

Мастер-класс — это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определенных знаний по специально подобранной теме.

 Целью мастер-класса является ретрансляция уникального педагогического опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер-класс. 

Основные задачи мастер-класса:

  • создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
  • повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
  • распространение передового педагогического опыта;
  •  внедрение новых технологий обучения и воспитания.

 

Основным условием успешного и эффективного мастер-класса является наличие педагога-мастера, специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к педагогической деятельности, заслужившего признание со стороны своих коллег.

 Педагог-мастер — это человек, уже прошедший свой самобытный, неповторимый путь личностно-профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов. Успехи эти могут быть самого разного свойства. Здесь и самобытная логика выстраивания воспитательных отношений, и оригинальная организация процесса обучения, и технологически выверенные модели оптимального планирования учебных занятий, емкая, многомерная оценка качества полученных воспитательно-образовательных результатов.

По форме мастер-класс может быть:

-лекцией,

-практическим занятием,  

-интегрированной (лекционно-практической) деятельностью с использованием методов прямого и комментированного показа и др.

 Главное - он должен проходить в активном или интерактивном (с наличием обратной связи) режиме. Ведь педагогу-мастеру необходимо уметь представлять свой опыт, как профессиональному сообществу, так и широкой общественности.

Мастер-класс может быть проведен:

-   с педагогами и для них без участия детей;

-  с группой обучающихся детей или с отдельными детьми для педагогической аудитории.

Он может проводиться для начинающих педагогов, педагогов, имеющих значительный стаж работы, для подготовленной, высокопрофессиональной группы педагогов. В зависимости от состава группы могут варьироваться и формы проведения мастер-класса.

Немаловажен при  выборе формы проведения мастер-класса  учет индивидуальных особенностей участника, чтобы наиболее полно раскрыть  его умение "владеть аудиторией", образно, наглядно и аргументированно  представлять своё педагогическое мастерство.  Не случайно  в критерии  оценки этого конкурсного задания включены такие показатели, как общая культура  и умение взаимодействовать.

Требования к организации и проведению мастер-класса

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технологию обучения и воспитания. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.

 Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс, поэтому остановимся на требованиях к его организации и проведении.

При подготовке к проведению мастер-класса важно после определения целей и задач разработать план его проведения, четко определить последовательность своих действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.

В отведенное время каждый  педагог-мастер  проходит вместе со своими "учениками", шаг за шагом,  следующий  путь:

- обоснование выбора актуальной (проблемной) темы мастер-класса;

- поиск оригинальных и эффективных способов ее решения;

- осмысление полученного результата;

-аргументация возможности широкого применения предложенных образовательных средств, воспроизводимости представленного опыта.

Возможен такой примерный план проведения мастер-класса:

вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;

-  основная демонстрационная часть;

-   комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые, с его точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер;

-  обсуждение занятия самими участниками мастер-класса;

-   подведение итогов руководителем мастер-класса.

        М-К должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.

        Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

        Примерный алгоритм проведения мастер-класса должен состоять из следующих компонентов: выделение проблемы – панель - объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы.

Структура проведения «Мастер-класса»:

 

1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.

2-й шаг. Представление системы работы.

3-й шаг. Имитационная игра.

4-й шаг. Моделирование.

5-й шаг. Рефлексия. 

1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера. 

  • 1.1.        Обоснование выбора технологии, метода; представление диагностики экспериментального класса (группы)
  • 1.2.        Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе с экспериментальным классом (группы).
  • 1.3.        Описание достижений в опыте работы Мастера.
  • 1.4.        Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.
  • 1.5.        Определение проблем и перспектив в работе Мастера. 

  • 2-й шаг. Представление системы уроков. 
  • 2.1. Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии.
  • 2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.

  • 3-й шаг. Имитационная игра. 
  • 3.1.        Учитель-Мастер проводит урок (занятие) со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися (воспитанниками).
  • 3.2.        Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке (занятии).         

4-й шаг. Моделирование. 

  • 4.1.        Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме технологии урока (занятия) мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).
  • 4.2.        Обсуждение авторских моделей урока (занятия). 

5-й шаг. Рефлексия. 

  • 5.1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
  • Достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью.
  • Продолжительность мастер-класса - 20 мин.

 Результатом совместной деятельности является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Итак, обобщая представленные выше определения, можно выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:

1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3. создание условий для включения всех в активную деятельность;

4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;

6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;

8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Примечание:

"Мастер-класс" - проводится с аудиторией взрослых. Конкурсант демонстрирует конкретный методический приём, метод, технологию, отражающие современные тенденции развития дошкольного образования. Регламент - 25 мин (продолжительность - до20 минут, вопросы членов жюри - до 5 мин.). Критерии оценки мастер - класса: глубина и оригинальность, методическая и практическая ценность, общая культура, умение взаимодействовать с широкой публикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс нетрадиционные методики и здоровье сберегающие технологии.

Обучить детей приемам сохранения здоровья ,восстановлениея сил,развития переключаемости ,снятия напряжения ,стимуляции работоспособности  и мышления....

Мастер- класс " Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях"

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях...

«Мастер-класс» и методика его подготовки и проведения в рамках Конкурса "Учитель года Дона"

Мастер-класс – это открытая педагогическая система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики. Это форма для обобщения и распространения инновационно...

Мастер-класс «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»

Применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер-класс по применению современных технологий и методик развития речи дошкольников. Биоэнергопластика

Биоэнергопластика:Исследования отечественных физиологов (В.М. Бехтерева, М.М. Кольцовой, А.А. Леонтьева и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Центры, отвечающие за речь и движения ...

Конспект проведения мастер-класса : “Применение Здоровье сберегающих технологий”.

Конспект проведения мастер-класса : “Применение Здоровье сберегающих технологий”. 1. Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни путём использования здоровье сберегающих технологий; профилактика ...