Технологическая карта реализации технологии культурных практик. Вид мира общественных отношений - "Мир взрослых".
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

Хромова Ирина Николаевна
Представленная технологическая карта позволяет сформировать у детей уважительное отношение к труду взрослых различных профессий через восприятие художественной литературы и малых форм фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта реализации технологии культурных практик

(восприятие художественной литературы и фольклора)

Вид мира общественных отношений – «МИР ВЗРОСЛЫХ»

  • Тематическое поле – «Уважительное отношение к труду взрослых различных профессий»

Целевые ориентиры

на каждом шаге ТКП

Задачи педагога

на каждом шаге ТКП

Формы взаимодействия

с родителями

Формы образовательной деятельности с детьми

  1. Ценностно-ориентационный шаг

Цель: развитие у детей интереса к труду взрослых, отраженному в произведениях художественной литературы и малых фольклорных формах.

1. Обозначить проблемные ситуации, отраженные в произведениях художественной литературы, устного народного творчества

(блок проблемных ситуаций), доступных пониманию детей и связанных с трудом взрослых (профессиями).

2. Сделать подборку произведений художественной литературы, устного народного творчества о профессиях.

Круглый стол «Все профессии нужны, все профессии важны»

Индивидуальная беседа (консультация)«Чувство уважения к чужому труду».

(предложить родителям принести фотографии с места работы).

Составление подборки высказываний известных людей «О труде».

Анкетирование родителей

1. Знает ли Ваш ребенок, где Вы работаете?

2. Знаете ли Вы книги о мастерстве и профессиях?

3.Читаете ли Вы детям эти книги?

4.Беседуете ли Вы с ребенком по содержанию прочитанного?

5. Какие пословицы Вы знаете о труду?

        

Утро

Беседа-обсуждение «Беседы о профессиях родителей».  По произведению С. Михалкова «А что у вас?» 

Цель: инициировать у детей чувство уважения к труду близких людей, показать значимость каждой из них, отраженная в стихотворении.

 Д/игра «Кому что нужно?»  ( по произведению Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?».               

Цель: формировать у  детей умение соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение,  развивать у детей интерес к труду взрослых, отраженному в произведениях художественной литературы.

Пальчиковая гимнастика «Разные профессии».

Цель: закреплять представления детей о профессиях.

Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных.

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель.

Сразу всех не называю,

Вам продолжить предлагаю.

Прогулка

Наблюдение за работой шофёра в детском саду и на общественном транспорте.                                               Цель: познакомить с профессией шофёра, расширять знания детей о трудовых действиях шофера.  

  Д/и «На чем люди ездят?».

Мой тепловоз

Друг за другом я вагоны

К тепловозу прицепил.

Загорелся свет зелёный.

Вот и поезд покатил!

Быстро крутятся колёса,

Мы объедем целый свет.

Нету лучше тепловоза,

Машиниста лучше нет.

Водитель

Умело он ведёт машину –

Ведь за рулём не первый год!

Слегка шуршат тугие шины,

Он нас по городу везёт.

Шофер

Качу,
Лечу
Во весь опор.
Я сам — шофер,
И сам — мотор.
Нажимаю
На педаль-
И машина
Мчится вдаль!
(Б. Заходер)

Капитан прикажет строго –

Дать машинам полный ход!

Здравствуй, синяя дорога!

Наш корабль идёт в поход.

 Летчик
Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.

Цель: расширять представления детей о разных видах транспорта; подвести детей к ценностному, положительному отношению к людям разных профессий, к пониманию значимости их труда через восприятие художественной лит-ры.

П/и «Море волнуется» (кем работает мама).

Цель: расширять представления детей о труде близкого человека-матери.

Слушание песни: "Кем стать" – (Г. Шайдуловой, Е. Плотниковой).

Цель: инициировать у детей интерес к труду взрослых через музыкальное произведение.

Вечер

Беседа – обсуждение  по произведениям Г. Ладонщикова «Про себя и про ребят», Н.Найдёновой  «Ольга Павловна», «Наши полотенца».                                                   

Цель: расширять знания детей о труде взрослых, вызывать чувство уважения к труду, развивать у детей интерес к труду взрослых, отраженному в произведениях художественной литературы и малых фольклорных формах.                                                      

 Д/и «Оденем куклу на работу». 

 Парикмахер
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.
Ветеринар
Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт
ветеринар —

Перевяжет, даст отвар.

Повар
Дайте
повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель… И тогда
Ждёт вас вкусная еда.

 Пожарный
В огне и дыму
Он идёт среди жара,
Спасая людей
И дома от пожара!

(Е. Сенин)
Врач
Белый халат,
изучающий взгляд:
– Жалобы есть?
Подходите подряд!

(Е. Санин)

Продавец
Мы приходим в магазин.
В нём обилие витрин.
Выбрать нужную покупку
Продавец поможет чуткий.

(О. Повещенко )

 Цель: формировать у детей умение соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии; продолжать развивать интерес детей к труду взрослых отраженному в стихотворениях.

2. Содержательный шаг

Цель: способствовать овладению детьми с помощью взрослого способам действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного опыта мира взрослых в процессе работы с произведениями художественной литературы и малыми фольклорными формами.

2.1 «Ознакомление»

Цель: обогащение опыта детей представлениями о мире взрослых (уважение к людям разных профессий), расширение границы познания мира взрослых, осознание детьми значимости профессий через идентификацию себя с героями произведений художественной литературы и малых фольклорных форм.

Задачи работы с детьми

1. Обогащать опыт детей знаниями и представлениями о труде взрослых различных профессий, расширить границы познания мира взрослых.

2.Через литературные произведения и малые фольклорные формы показать необходимость профессий в мире взрослых.

3. Формировать у детей умение выявлять ассоциативные связи (профессия – результат труда – польза для людей).

4. Формировать у детей потребность в чтении, как помощнике обогащения представлений о труде взрослых.

Выпуск информационно – познавательной  газеты

«Профессии наших родителей».

Создание библиотеки«Книги о профессиях».

Создание «копилки» пословиц и поговорок

«Всё о труде».

Консультация: «Чтение сказок о трудолюбивых и ленивых героях» («Морозко», «Хаврошечка», «По щучьему велению», «Госпожа Метелица»).

Утро

Путешествие «В мире фольклорных произведений о труде»

Цель: закреплять у детей представления детей о пословицах, поговорках и др. фольклорных формах о труде, совершенствовать умение выделять в тексте слова, характеризующие труд.

ООД

Тема«Все профессии нужны, все профессии важны»

ОО «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: обогащать опыт детей знаниями и представлениями  о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях; раскрыть детям значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное, доброе отношение к людям разных профессий.

Рассматривание фотографий родителей на рабочем месте.

Цель: инициировать у детей стремление познавать профессии родителей своих сверстников, формировать умение делиться своим мнением об увиденном.

Беседа-обсуждение пословиц:

«Всякому молодцу ремесло к лицу».

Не профессия выбирает человека, а человек профессию».

Цель: актуализировать желание детей обсуждать значимость различных профессий, через малые фольклорные формы показать необходимость профессий в мире взрослых.

Прогулка.

Наблюдение за работой дворника

Цель:  расширять знания о труде взрослых; воспитывать уважение к труду.

Д/и «Кто что делает»

Токарь
Токарь склонился над умным станком.
Тонкая стружка бежит ручейком.

Сапожник

Мастер, мастер,

Помоги –

Прохудились

Сапоги.

Забивай покрепче

Гвозди –

Мы пойдём сегодня

В гости!

Продавец
Целый день он слышит:
«Дайте,
Заверните и продайте!»
И хоть очень устаёт,
Но даёт и продаёт!

(Е. Санин)

Кондитер
Дети, здрасте!
Вы любите сласти?
Я пеку пирожные –
всевозможные.
Я и сам очень горд,
что испечь
умею торт.
Писатель
Он не спит допоздна,
сидит за столом у окна,
думает, сочиняет,
зачеркнёт и вновь начинает…
Вот сказка, где умные мышки
читают мышиные книжки,
другая о том, как горилла
смогла победить крокодила
и как возвели удальцы-молодцы
в двенадцати городах дворцы!

Цель: закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий, формировать у детей умение выявлять ассоциативные связи (профессия – результат труда – польза для людей), формировать у детей потребность в чтении, как помощнике обогащения представлений о труде взрослых.

П/игра с мячом(малой подвижности) «А что у вас?».

На основе чтения произведения С.Михалков «А что у вас?».

Цель: совершенствовать умение детей  согласовывать строчки из стихотворения и движения; обогащать опыт детей представлениями о мире взрослых (уважение к людям разных профессий),

Вечер.

Чтение стихотворения

Н. Доброта «Папины профессии»
«Дрожит мостовая и воет мотор – 
Это к нам едет папа-шофёр. 
По синему небу летит самолёт. 
Им управляет папа-пилот 
Дружно шагает с военными в ряд 
В серой шинели папа-солдат. 
Кто в многоборье у нас рекордсмен? 
Мы отвечаем: «Папа-спортсмен!» 
Уголь рубить не устал в недрах гор 
Чёрный от сажи папа-шахтёр. 
Искры летят, из котла валит пар - 
То варит сталь наш отец-сталевар. 
Вылечит тысячи сломанных рук 
В детской больнице папа-хирург. 
Кран установит, прочистит засор 
Папа-сантехник, или монтёр. 
Кто выступает на сцене на бис? 
Это известный папа-артист. 
«В мире ненужной профессии нет!» - 
Учит нас с детства папа-поэт».

Цель: актуализировать у детей образ их отца и его профессии;  расширять границы познания мира взрослых, осознание детьми значимости профессий через идентификацию себя с героями произведения, формировать у детей умение выявлять ассоциативные связи (профессия – результат труда – польза для людей).

Д/и «Кто больше знает профессий»

Цель: совершенствовать у детей умение соотносить действия людей с их профессией.

2.2 «Освоение»

Цель: активизация детей на осознание ими мира взрослых (профессии) и присвоение определенных характеристик мира взрослых (профессий), как объекта идентификации, через проекцию в произведениях художественной литературы и малых фольклорных формах.

Задачи работы с детьми

1. Расширять представления детей о формах общения, особенностях взаимоотношений, в диапазоне ценностей мира взрослых на примере художественных произведений, малых фольклорных форм.

2. Формировать у детей представление о ценностях мира взрослых (профессии),закрепленных в произведениях художественной литературы и малых фольклорных формах.

Создание видеотеки «Мой папа (моя мама) на работе».

Круглый стол «Преемственность профессии в нашей семье»

Оформление фотоальбома «Родители на работе».

Семейные посиделки: «Бабушка-загадушка»

Утро

Обсуждение ситуации «Мама пришла с работы».

Мамины профессии
Тёплые вещи быстро и тихо
Шьёт для детишек
мама-портниха.
Зубки больные без всяких уколов
Вылечит мама –
врач-стоматолог.
В детском саду очень много занятий.
Мама там
няня и воспитатель.
В школе не меньше занятий. Смотрите:
Ставит оценки
мама-учитель.
Из корешочка растить не устанет
Чудо-растение
мама-ботаник.
Пишет в газеты статьи и записки
Мама-писатель и журналистка.
Вкусной колбаски достала с витрины
Мама, она –
продавец магазина.
Плюшки и булочки кушать спешите!
Их испекла нам
мама-кондитер.
Из самолёта прыгает с риском
Смелая
мама-парашютистка.

(Настя Доброта)

Цель: расширять представления детей о сложности труда матерей различных профессий, формировать у детей представление о ценностях мира взрослых (профессии мам), закрепленных в произведении. Расширять представления детей о формах общения, особенностях взаимоотношений, в диапазоне ценностей мира взрослых на примере художественных произведений

ООД

Тема «В городе Профессий»

ОО «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Цель: расширять знания детей о профессиях; продолжать формировать у детей умение определять профессию по описанию, группировать профессии по признаку, предложенному воспитателем; закреплять знания детей о том, что людям помогают в работе разные орудия труда; упражнять в составлении описательных рассказов; воспитывать у детей интерес и уважение к людям разных профессий и результатам их труда.

Беседа - обсуждение

По произведению Дж.Родари «Какого цвета ремесла?».

Цель: закреплять и расширять знания детей по теме «Профессии»,  помочь осознать ценностность мира профессий, воспитывать уважительное отношение к людям труда, расширять и активизировать словарь по теме «Профессии». Активизировать сознание детей на присвоение ими определенных профессий как объекта идентификации, через проекцию в произведении.

Д/и «Что делает?» на основе чтения произведения Н.Амбрамцевой «Правдивая история о садовнике».

Цель: продолжать формировать у детей умение соотносить трудовые действия с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.

Формировать у детей представление о ценностях мира взрослых (профессии),закрепленных в произведении.

Д/и «Из двух - одно».

Цель: совершенствовать  умение детей составлять из двух слов одно (рыбу ловит – рыболов и т. п.).

Прогулка

Обсуждение ситуации «зачем нужны спасатели?» на основе прочтения стихотворений О.Павещенко: «Спасатели», «Служба спасения».

Спасатели

Они придут на помощь нам,

Когда бушует океан,

Когда землетрясение,

Тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью, нас спасут –

Такой у них опасный труд!

Служба спасения
Если в доме пахнет газом,
Вызывай на помощь сразу!
Ведь
спасателей отряд
Вам помочь, конечно, рад.
И свяжись без промедленья,
Ты со Службою спасенья.
Ведь они на страже ждут,
Службу бдительно несут.
Каждый день и каждый час
Все они спасают нас.
Мы должны их труд ценить
И напрасно не звонить.

Цель: активизировать детей на осознание  и присвоение ими  необходимости, важности профессии спасателя как объекта идентификации, через проекцию в стихотворениях.

П /игра «Космонавты».

«Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

 Цель: совершенствовать у детей умение выполнять  движения согласно тексту произведения.

Д/и: «Подбери слово».

Цель: развивать гибкость мышления, умение подбирать нужные по смыслу слова, связанные с трудовыми действиями.

Вечер

Беседа - обсуждение по произведению А. Твардовского «Рассказ танкиста». 

Цель: расширять представления детей о военных профессиях, формировать умение высказывать свою точку зрения о поступках героев, расширять представления детей о формах общения, особенностях взаимоотношений, в диапазоне ценностей мира взрослых на примере художественного произведения.

Развлечение «Вечер загадок о профессиях».

Цель: закреплять представления детей  о профессиях , инициировать желание рассказывать о профессиях своих родителей, совершенствовать умение выделять трудовые действия той или иной профессии.

В.П.Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор».

2.3 «Проживание»

Цель: формирование у детей стремления к «проживанию» мира взрослых и интериоризации (присвоению) определенных характеристик мира взрослых, как объекта идентификации,

через проекцию в произведениях художественной литературы и малых фольклорных формах.

Задачи работы с детьми

1. Формировать у детей умение проживать литературную ситуацию через различные формы ее внешнего воплощения.

2.Формировать у детей умение понимать и ценить результат труда взрослых различных профессий.

Семейный проект

«Фольклор и семейные ценности».

Тематическая выставка:

«Самая любимая книга моей семьи о профессии»,

Выставка детско-родительского творчества

«Труд в пословицах и поговорках».

Организация экскурсии на работу

к одному из  родителей.

Утор

Беседа – обсуждение

по произведению Н.Носова «Автомобиль».

Цель: формировать у детей умение проживать литературную ситуацию произведения Н.Носова «Автомобиль» и присваивать некоторые характеристики мира взрослых.

Театрализованные игры

по мотивам произведений устного народного творчества о профессиях.

Цель: актуализировать желание детей проявлять свое отношение к миру профессий в произведении, подводить детей к присвоению определенных характеристик мира взрослых (передача трудовых действий в игре) через проекцию в произведениях художественной литературы и малых фольклорных формах.

Слушание песни  «Мой добрый учитель»( муз. и сл. А.Варламова).

Цель: формировать у детей умение понимать и ценить результат труда учителя, развивать стремление узнавать новое о профессии учителя  и делиться со сверстниками.

Прогулка

П/и: «Самолет».
Цель: совершенствовать умение детей согласовывать движения со словами.
Самолет летит,

Самолет гудит.

А куда же я лечу,

Я лечу куда хочу1

Залетел за облака-

До свидания, пока!

Д/и: «Отгадай, чей инструмент». (на основе загадок).

Цель: совершенствовать знания детей о трудовых действиях, назначении и трудовом орудии различных профессий, формировать у детей умение понимать и ценить результат труда взрослых различных профессий по средствам отгадывания загадок.

Вечер

Беседа – обсуждение сказки А. Абрамцевой «Правдивая история о садовнике».

Цель: инициировать желание детей обсуждать поступки героев, совершенствовать умение выражать свою точку зрения,  отношение.

Режиссерская игра «Семья» (мы едем на работу).

Цель: развивать у детей стремление присваивать трудовые действия на себя в игре через проекцию в произведениях художественной литературы и малых фольклорных формах.

3. Рефлексирующий шаг

Цель: формирование у детей осознанных представлений о мире взрослых (профессии) и собственного отношения к миру взрослых (профессии); укрепление (упрочение) эмоционально-положительного отношения к миру взрослых (профессии) на основе представлений, полученных в ходе знакомства с произведениями художественной литературы и малыми фольклорными формами.

Задачи работы с детьми

1. Формировать у детей умение проецировать эмоциональное отношение к героям на отношение (интерес, понимание значимости, ценности) к профессиям.

2. Формировать у детей умение понимать и «примерять на себя» поведение литературных героев.

3. Формировать у детей умение использовать сюжеты произведений художественной литературы и малых фольклорных форм в самостоятельной деятельности.

Беседа «Роль русского фольклора в воспитании у ребенка положительного отношения к труду взрослого».

Утро.

Этическая беседа:

 «Пословицы и поговорки о профессиях».

«У плохого мастера всегда инструмент виноват».

«Без топора - не плотник, без иголки - не портной».

«У хорошего пильщика пила острая»

«Шить не будешь, портным не станешь».

«Если танцевать не умеешь, не говори что каблуки кривые».

«Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей».

Цель: инициировать у детей желание характеризовать свое отношение к людям разных профессий, высказывать свое мнение; проецировать эмоциональное отношение к героям пословиц.

Интеллектуально-познавательная викторина «Знатоки русского фольклора о профессиях». (см. приложение №1).

Цель: расширять и обобщать представления детей о значимости различных профессий в фольклорных произведениях, развивать интерес к труду взрослых; формировать у детей осознанные представления о профессиях, укреплять эмоционально-положительное отношение к людям разных профессий на основе представлений, полученных в ходе знакомства с малыми фольклорными формами.

Прогулка

П/и: «Шофер» на основе чтения произведения Б.Заходер «Шофер».

Качу,
Лечу
Во весь опор.
Я сам — шофер,
И сам — мотор.
Нажимаю
На педаль-
И машина
Мчится вдаль!

Цель: формировать у детей умение использовать сюжет произведения в самостоятельной двигательной деятельности.

Отгадывание загадок о профессиях.

Цель: формировать у детей умение выражать свое отношение к труду людей разных профессий.

Вечер

Игры в уголке ряженья.

Цель: формировать у детей умение использовать сюжеты произведений художественной литературы и малых фольклорных форм в самостоятельной игровой деятельности.

Рассматривание фотографий «Родители на работе».

Цель : расширять представления детей  о профессиях родителей, инициировать желание выражать собственное отношение к результатам их деятельности, формировать умение делать собственные комментарии к увиденному.

Коллективная работа (изготовление плаката) «Люди разных профессий».

Цель: формировать у детей осознанные представления о мире взрослых (профессии) и собственного отношения к миру взрослых (профессии); укреплять эмоционально-положительные отношения к миру взрослых (профессии) на основе представлений, полученных в ходе знакомства с произведениями художественной литературы и малыми фольклорными формами..

4. Шаг совершенствования

Цель: формирование у детей умения реализовывать представления о профессиях, полученные в ходе знакомства с произведениями художественной литературы и малыми фольклорными формами, в разных видах детской деятельности. Самостоятельная деятельность детей по преобразованию мира взрослых через отношение к профессиям.

Задачи работа с детьми:

1. Формировать у детей умение использовать имеющийся литературный опыт, образцы поведения героев литературных произведений и малых фольклорных форм при решении проблемных ситуаций.

Создание библиотеки и видеотеки о профессиях.

Выставка рисунков «Кем я хочу быть».

Фотовыставка «Моя мама на работе».

Копилка мультфильмов и книг о профессиях.

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Утро

Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали? » 

Цель: формировать умение детей характеризовать профессию на основе их представлений о важности профессии в мире взрослых.

Упражнение пальчиковой гимнастики

 «Наши мамы».

Много мам на белом свете,

Всех их любят очень дети.

Журналист, инженер,

   Повар, милиционер,

   Врач, парикмахер и строитель.

   Мамы разные нужны,

   Мамы разные важны!

     Цель: инициировать желание детей  помогать и заботиться о матери.

Конкурс  стихов о маминой (папиной) профессии

Цель: формировать умение детей интонационно выражать свое отношение к труду родителей.

Прогулка

Игра малой подвижности

 «Что мы видели не скажем, а что делали, покажем».

Цель: совершенствовать умение детей в движениях передавать трудовые действия различных профессий.

Педагогическая ситуация

 «Кукла заболела».

Цель: актуализировать представления детей о способах проявления заботы о больном человеке; формировать у детей умение реализовывать представления о профессиях, полученные в ходе знакомства с произведениями художественной литературы в ходе решения проблемных ситуаций.

Вечер

Конкурс среди мальчиков на лучшую постройку «Терем-теремок» (по мотивам устного народного творчества).

Цель: инициировать желание детей отобразить в постройке свое отношение к профессии строителя, совершенствовать умение описывать постройку.

Коллективное рисование

«Сотрудники детского сада глазами детей» на основе стихотворений:

Воспитатель
Он учит буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На все смотреть и все запоминать
И все родное, русское любить.

(О. Повещенко )

Стирает, гладит
На отглаженной простынке
В тихий час мы нежим спинки.
На подушке белоснежной
Сон приходит безмятежной.
У белья в саду есть баня.
Там директор – тётя Таня!

Повара
В животах у нас сидит
Сладкоежка-аппетит.
Он то булькнет, то завоет.
Кто бедняжку успокоит?
Кашу с самого утра
Варят детям повара!

Медсестра
Мы совсем не без причины
Очень любим витамины.
Пить коктейль пора, ура!
Вызывает медсестра!

И. Гурина.

Цель: инициировать желание детей отображать в работе особенности труда; формировать умение выражать свое мнение о важности этого труда; воспитывать уважение к труду сотрудников  детского сада. 

Изготовление самодельной книги

«Все профессии нужны, все профессии важны».                                 Цель: формировать умение реализовывать свои представления о труде людей разных профессий в работе; актуализировать понимание детьми важности и необходимости каждой профессии; показать значимость профессиональной деятельности взрослых; воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результатам.


Приложение №1.

Пословицы и поговорки о профессии

  • Без топора - не плотник, без иголки - не портной.
  • Всякий человек по делу узнаётся.
  • У кузнеца рука легка: была бы шея крепка.
  • Какова пряха, такова на ней рубаха.
  • Думает плотник с топором.
  • У кузнеца – что стукнул, то гривна.
  • Не молот железо куёт, а кузнец.
  • Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.
  • В понедельник Савка - мельник, а во вторник савка - шорник.
  • Шахтёру шахта, что птице - небо.
  • Не проси у кузнеца угольев (либо нет, либо самому надо).
  • У кузнеца руки черны, да хлеб бел.
  • У плохого мастера всегда инструмент виноват.
  • Хорошего мастера по ухватке видно.
  • Бракодел остаётся не у дел.
  • Всяк мастер на выучку берёт, да не всяк доучивает.
  • Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.
  • Гуляй, да дела не забывай.
  • Клин плотнику товарищ.
  • Дела вести - не лапти плести.
  • За всё берётся, да не всё удаётся.
  • Как ни замазывай лаком, брак останется браком.
  • Дело мастера величает.
  • Кто умет золотом шить, не пойдёт молотом бить.
  • Дело - не комар: от него не отмахнёшься.
  • Когда сумеешь взяться за дело - и снег загорится, а не сумеешь - и масло не вспыхнет.
  • Корявое умей делать гладким, а горькое - сладким.
  • Дело толком красно.
  • За все дела браться - ничего не сделать.
  • Красивое слово - серебро, а хорошее дело - золото.
  • Кроить - не шить: после не распорешь.
  • Не говори, чему учился, а покажи, чему научился.
  • Не дивись на человека, а на его дела.
  • Не игла шьёт, а руки.
  • Не просит ремесло хлеба - само кормит.
  • Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
  • Не учи безделью, учи рукоделью.
  • Не худое ремесло, кто умеет сделать и весло.
  • Нельзя быть мастером на все руки.
  • Семь дел в одни руки не берут.
  • Сегодня сапоги шьёт, завтра пироги печёт.
  • Смекалка во всяком деле выручит.
  • Топор одевает, топор обувает.
  • Топор острее, так и дело спорее.
  • Терпенье даёт уменье.
  • У всякого дела свои пределы.
  • Не горшок угодник, а стряпуха.
  • У хорошего пильщика пила острая.
  • Уголёк - как золото: и блестит и ценится.
  • Удалой на все руки не знает ни в чём муки.
  • Хорошее дело два века живёт.
  • Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду.
  • Шить не будешь, портным не станешь.
  • Всякое дело мастера красит.
  • Всякому молодцу ремесло к лицу.
  • В больших делах пустяков нет.
  • В огне и железо плавко.
  • Вертел и этак и так, а вышел брак.
  • Дело холода не терпит.
  • Дело шутки не любит.
  • Добрый портной с запасом шьёт.
  • Доброе дело само себя хвалит.
  • Для рук умелых - всюду дело!
  • Если танцевать не умеешь, не говори что каблуки кривые.
  • Кто за всё берётся, тому ничего не удаётся.
  • Кто не умеет рисовать, должен растирать краски.
  • Кудри завивай, да про дело не забывай.
  • Люби дело - мастером будешь.
  • Мастерство везде в почёте.
  • Мастерства за плечами не носят, а с ним добро.
  • Мастером нельзя родится, мастерству надо учиться.
  • На воду без вёсел не спускайся.
  • На глаз надейся, а отвесом проверяй.
  • Не в том хороша, что черноброва, а в том, что дело своё хорошо делает.
  • От учёного набирайся ума, а от мастера - сноровки.
  • Одно дело делай, другого не порть.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дело.
  • Плотник топором думает.
  • По закладке мастера знать.
  • По плану скроишь, по вкусу сошьёшь.
  • Первый блин всегда комом.
  • Про нашу пряжу худо не скажут.
  • Пальцем хлеба не отрежешь.
  • У кого много дел впереди, тот назад не оглядывается.
  • Умей дело делать, умей и позабавиться.
  • Умей работать, умей и помощников подбирать.
  • Уменье везде найдёт примененье.
  • Хорошее железо не ржавеет.
  • Что знаешь, что умеешь, тои за плечами носишь.
  • Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
  • За всякое дело берись умело.
  • Кривое колесо клеймом не исправиш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектирование образовательной работы по реализации технологии культурных практик в профессиональной деятельности воспитателя ДОО

Перспективный план образовательной работы по коллекционированию. Тема коллекции "Открытки". Основание:  Историческое, 1 и 9 мая...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА) Тематическое поле – «Ценностное отношение к благотворительности созидательной деятельности взрослого на благо других»

Детский сад, в котором я работаю, является пилотной площадкой по разработке технологии культурных практик (восприятие художественной литературы и фольклора). Восприятие художественной литературы являе...

Формирование у детей младшего дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование) ( Коллекция «СЕМЕЙСТВО ЛАДЫ». Основание - ИСТОРИЧЕСКОЕ)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по программе «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ)В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»...

Технологическая карта реализации технологии культурных практик. Вид мира общественных отношений - "Мир искусства".

Технологическая карта разработана в рамках реализации технологии культурных практик (ТКП) (восприятие художественной литературы и малых форм фольклора).Представляет собой : целевые ориентиры на каждом...

Технологическая карта реализации технологии культурных практик. Вид мира общественных отношений - "Мир Родины".

Предложенная технологическая карта направлена на формирование у детей ценностного отношения к родному краю через восприятие художественной литературы и малых форм фольклора....